Какими настроениями проникнуты их стихотворения есенина

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

6.4.1. Есенин С. А. «Берёза»

БЕРЁЗА

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

В стихотворении главным поэтическим образом является образ белой берёзы. Этот постоянный эпитет «белая» ассоциируется с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием, он ярко характеризует настроение лирического героя. Лирический герой восторгается зимним пейзажем, радуется вместе с природой. Слова «горят», «золотые», «заря» «серебром» подчёркивают не только игру света и яркие краски окружающего мира, но и внутреннее горение человека, тихую радость и умиротворение.

2.1. Какова роль эпитетов в данном стихотворении?

Изображая картину зимней природы, С. Есенин использует эпитеты. Одним из ключевых слов является слово «белая»: «белая берёза», «снежная кайма», «белая бахрома». Преобладающий белый цвет ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью. Поэт-живописец как бы рисует белым по белому, а это говорит о его мастерстве. Белизна расцвечивается сверканием, сиянием: в сонной тишине снежинки горят «в золотом огне». Благодаря эпитетам поэт в стихотворении нарисовал не просто красивый пейзаж, в образе берёзы, одетой в драгоценный наряд, ощущается лёгкость, изящество, сияние света.

2.2. Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?

Олицетворения, использованные С. Есениным для создания образа зимней природы, оживляют картину: «берёзка принакрылась снегом», «стоит берёза в сонной тишине», «заря … обсыпает ветки новым серебром». Создается атмосфера спокойствия, безмятежности и «сонной тишины». А принакрытая снегом берёзка, стоящая у дома, как бы олицетворяет саму Русь, величавую, гордую, похожую на женщину. В одном её движении угадывается желание сберечь эту красоту, сохранить то очарование, что излучает она, лёгкая, изящная, сверкающая белизной. Заботливое внимание зари ещё больше возвеличивает березу.

3. Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» и приведённое ниже стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. » Что сближает эти произведения?

Чародейкою зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет* На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

*Мещет (устар.) – мечет.

В стихотворениях обоих поэтов нарисована картина природы — зимний пейзаж. Как у Есенина берёза — одухотворённый образ, так и у Тютчева лес «околдован», как живое существо. Жизнь леса «неподвижная», «немая», а потому «чудная». Мотив спокойствия, безмятежности и «сонной тишины», в которой скрыта «чудная» жизнь природы, прослеживается у С. Есенина. Стихотворение «Берёза» звучит лирично, радостно, величественно, в финале появляется образ зари, которая «обсыпает ветки новым серебром». У Тютчева солнце, мечущее стрелы-лучи на лес, словно божество, которого лес должен бояться, он как бы причастен к живому и мёртвому («не мертвец и не живой»), а значит, колдовскому царству – царству природы. В стихотворении С. Есенина, в отличие от стихотворения Ф. Тютчева, нет мотива смерти, вечности.

Источник

Какими настроениями проникнуты их стихотворения есенина

Каким настроением проникнуто изображение родной природы в стихотворении С.А.Есенина «О красном вечере задумалась дорога…»?

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога ует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру. Обняв трубу, сверкает по повети Зола зеленая из розовой печи. Кого-то нет, и тонкогубый ветер О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи. Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленый лист и золото травы. Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы. Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема, Дорога белая узорит скользкий ров. И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. (С.А. Есенин, 1916)

Читайте также:  Как чувствуете себя после расставания

Изображение природы проникнуто умиротворенным настроением. Есенин использует слова «нежно», «ласково», «покой и дрёма», «целует», что показывает любовь автора к родной земле. Любимый приём Сергея Александровича, олицетворение, встречается и здесь: «задумалась дорога», «изба-старуха жуёт», «осенний холод крадется». И это средство выразительности добавляет одушевленности предметам, словно все они живые. Есенин использует различные цвета (розовый, красный, золотой, белый), отра

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Источник

Какими настроениями проникнуты их стихотворения есенина

3.1. Каким настроением проникнуто стихотворение С. А. Есенина «Берёза»?

3.2. Какую роль в есенинском стихотворении играет олицетворение?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

На пушистых ветках

В сонной тишине,

И горят снежинки

С. А. Есенин, 1913

Сопоставьте стихотворение С. А. Есенина «Берёза» с приведённым ниже стихотворением А. А. Фета «Печальная берёза. » К каким выводам привело Вас это сопоставление?

Оба стихотворения пронизаны чувством любви к Родине, воспевания ее неброской красоты. Главный образ в обоих стихотворениях — образ березы, который отождествляется с образом женщины. Есенин хотел показать печаль женского увядания. Фет также сравнивает наряд березы с траурным нарядом. Общим в трактовке образа является и то, что печаль, которой проникнуты стихотворения, светлая.

3.1. Стихотворение «Белая береза» наполнено чувством любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Основной образ произведения — зимняя береза (образ-персонаж). Поэт одушевляет ее с образом женщины. И хотя в стихотворении нельзя не заметить образа зимы — синонима смерти и смертной тоски, печаль поэта светла.

3.2. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Воспеваемая в стихотворении «Белая береза» природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Это пример олицетворения.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы 1. Соответствие ответа заданию Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 2 Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1 Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 2 Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки 1 Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 ,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки 0 3. Логичность и соблюдение речевых норм Отсутствуют логические, речевые ошибки 2 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1 Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0 Максимальный балл 6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Источник

Творчество Сергея Есенина

Содержимое публикации

Конспект урока литературы «Творчество С.А. Есенина. Тема родины в стихотворениях поэта» (5 класс)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке литературы. Думаю: наше сотрудничество будет плодотворным и интересным.
Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.
— Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш класс наполнился светом, наполнился счастьем.

II. Мотивация учебной деятельности

— Ребята, посмотрите на экран, вам знакомы эти места ?( знакомые с детства места г. Магнитогорск)
— В г. Магнитогорске вы родились, живете здесь, то этот город для вас является малой родиной.
— Обратите внимание на рабочие листы. В задании 1 записаны однокоренные слова к слову Родина, выделите, пожалуйста, корень.

— Какой корень этого слова?
(Правильно род. Род – наши предки, семья, близкие люди, без которых невозможна жизнь.)

— Как вы думаете, почему в начале урока я обратила внимание родные вам места, к какому вопросу обратимся сегодня?
(мы сегодня будем говорить о родине)

III. Целеполагание. ( фото Есенина и эпиграф)

Читайте также:  Если мужчина уходит испытывая чувства

-Чей портрет изображен на экране? ( Сергея Александровича Есенина)

— Обратите внимание на эпиграф к теме нашего урока. Что такое эпиграф?
(в эпиграфе содержится основная мысль того, о чем написано или будут говорить)

— Ребята, а кто мне поможет прочитать эпиграф?

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

— Как вы поняли эти строки?(
Тема родины является главной в творчестве Есенина. Всю силу своего таланта он устремил на то, чтобы воспеть родные места)

— Итак, с творчеством какого поэта мы сегодня будем знакомиться?
(С. А. Есенина)

— Какая главная тема в творчестве Есенина?
(Тема родины)

— Помогите сформулировать тему урока, используя главные слова
(Тема Родины в стихотворениях С. А. Есенина: « Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»)

Подчеркните тему урока на рабочем листе.

-Ребята, а какие цели лично для себя поставите на уроке на этот урок?
(Мы должны познакомиться с жизнью и творчеством поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).

IV Знакомство с биографией поэта.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской волости Рязанской губернии.

Родители его были крестьяне. «Фамилия «Есенин» — русская, коренная, в ней звучат языческие корни, связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», — писал Алексей Толстой.

Родители его были крестьяне. Детство его прошло «среди полей и степей». Вот как описывает эти места сестра Есенина Александра: «Широкой, прямой улицей вдоль крутого правого берега Оки пролегло наше село Константиново. Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село.

Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села, в которой в 1895 тгоду крестиди Сергея Есенина

Стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, этому способствовали мелодичные, задушевные песни матери и сказки, которые рассказывала бабушка. Некоторые сказки с плохим концом ему не нравились, и он их переделывал на свой лад.

А дед, который очень любил Сергея, пел ему старинные, тягучие, заунывные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению собственных стихов.

В 1909 году Есенин закончил с отличием Константиновское земское четырехклассное училище, а в 1912 году – так называемую второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики.

В 1912 году Есенин уехал в Москву и долгих шесть лет не был дома. О своей любви к родине он рассказывал в своих стихах. Одно из стихотворений, которое было написано вдали от родного дома, мы сейчас прослушаем. Это стихотворение «Я покинул родимый лом…»

V. Чтение и анализ стихотворения «Я покинул родимый дом…»

1. Первичное восприятие.

Внимательно послушайте и приготовьтесь ответить на вопрос: каким настроением проникнуто стихотворение?

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

— Каким настроением проникнуто стихотворение?
(грустью, тоской)

— Почему лирический герой тоскует, грустит?
(Он давно не был дома, тоскует по родине)

2. Чтение стихотворения.

— На рабочих листах напечатано стихотворение, прочитайте его про себя . Когда прочитаете, то сядьте прямо, чтобы было видно, что вы выполнили задание.

3. Анализ лирического произведения.

В каком году написано стихотворение?
(1918г)
– Сколько лет прошло после его отъезда из родных мест?
(6 лет)

Рассказ учителя об исторических событиях в России.

За это время в России произошли серьезные исторические события:
1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.
1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.
1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны.

Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в судьбе поэта?
(Из-за событий, происходивших в России, поэт не мог часто бывать дома, где, как ему казалось, было все по-прежнему, тихо, спокойно. В 1918 году удалось заехать на несколько дней)

Перечитайте первые две строки стихотворения:

Читайте также:  Если человек хочет вменить вам чувство вины конфуций

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь

— О чем говорится в этих строках?
(о родимом доме)

Почему автор использует прилагательное родимый, а не родной?
(Родной – прилагательное стилистически нейтральное, то есть употребляемое во всех стилях. Слово родимый отражает чувство нежности и душевной близости.)

Какую Русь оставил поэт, ведь он никуда не уезжал в 1918 году?
(Да, действительно, в 1918 году поэт не уезжал из России. Русь для него — это родимая деревня Константиново рязанской земли.)

Почему поэт называет Русь голубой?
(Образ голубых небес, река Обь, даль небес, простор).

— Как называется прием, который использует автор?
(Эпитет.)

— Подчеркните голубым цветом этот эпитет. А какой еще эпитет встретился в первой строчке, тоже подчеркните. На экране вывожу эпитеты.

Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения:

В три звезды, березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Что мы представляем, когда читаем эти строки?
(Мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

— Какой художественный прием использует автор?
(березняк теплит матери грусть – метафора). Давайте подчеркнем зеленым цветом этот прием, как цвет березы.

Прочитайте следующие две строки.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.

— Кто из вас догадался, какой прием здесь содержится?
(сравнение – золотой лягушкой.)

— Какое еще художественное средство встретилось?
(эпитет тихой) Подчеркнем синим карандашом.

Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Какой прием скрыт в этих строках?
(Сравнение)

— А какой это яблоневый цвет?
(Бело-розовый ) Эпитет подчеркните розовым цветом

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.

— Какое время года описывается в 1-2 строфах?
(весна)

— А почему сейчас автор пишет о пурге, с чем он ассоциирует пургу?
(События, которые происходили в России, как вьюга, закружили поэта, завладели его сознанием и воображением.)

— Какой прием автор использует?
(олицетворение)

— А еще, ребята, в этих строчках встретился лексический повтор я не скоро, не скоро вернусь. Этим повтором подчеркивает тоску, желание побывать на родине, но пока нет возможности вернуться.

— Прочитайте следующие строки.

Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге

Кто хранит “голубую Русь”?
(Ее стережет клен – хранитель родного очага. Он является олицетворением русской деревни для поэта.)

— Вновь какой прием использован?
(олицетворение – зеленый цвет)

-Давайте прочитаем последние четыре строки.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

На кого, по мнению Есенина, похож клен?
(на самого поэта)

— Почему?
(
Клен в русской поэзии кудрявый. Автор тоже был кудрявым. Оттого клен на него похож головою)

-Давайте еще раз прочитаем художественные средства.

-Почему мы поработали со средствами выразительности?
(Они создают целостную картину, передают чувства автора, смысл стихотворения)

А сейчас кто желает прочитать выразительно стихотворение вслух, выделяя голосом подчеркнутые средства выразительности.

-Давайте представим картины, созданные поэтом.
(березняк у пруда и звездное небо; отражается золотая луна в воде, клен стоит у старого бревенчатого дома)

Все эти любимые образы, описанные в стихотворении, составляют для Есенина родину.

— Я предлагаю создать частичку картины, которая отражает поэтический образ Есенина – это образ клена. У вас на столах лежат кленовые листочки, прикрепите их к кроне дерева. Выходим парами друг за другом от каждого ряда.

— Посмотрите, как крона дерева напоминает кудрявую, пышную голову Есенина.

VII. Чтение и анализ стихотворения « Низкий дом с голубыми ставнями»

— Снова проходит шесть лет. В мае 1924 года Есенин приезжает домой, но там, где стоял родительский дом, он видит пепелище. И первое, что он предложил сделать сестрам, — посадить клен. Клен – хранитель домашнего очага. А свои чувства от встречи он выразил в стихотворении « Низкий дом с голубыми ставнями».

— А сейчас сядьте прямо, прослушайте стихотворение и приготовьтесь ответить на вопрос: какие чувства автор выразил в стихотворении?

— Ребята, какие чувства автор выразил в стихотворении?
(нежность, любовь)

— Прочитайте про себя, затем обсудите в парах и выпишите из текста стихотворения эпитеты во вторую часть таблицы, а в первой части подчеркните прилагательные

Источник

Оцените статью