- Цветаева Марина Ивановна стр. 72 — 73
- Стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»
- 1. О чём стихотворение Цветаевой?
- Смотреть и слушать онлайн — стихотворение «Бежит тропинка с бугорка» М. И. Цветаева.
- 2. Какими чувствами наполнено произведение? Как бы ты его прочитал? Почему?
- Стихотворение «Наши царства»
- 1. О каких царствах идёт речь? Как ты их представляешь?
- 2. Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?
- Особенности лирики Марины Цветаевой
- Библиографическое описание:
- Какими чувствами наполнено произведение цветаевой
Цветаева Марина Ивановна стр. 72 — 73
Стихотворение «Бежит тропинка с бугорка»
1. О чём стихотворение Цветаевой?
Это произведение о детских воспоминаниях о родном крае.
Она вспоминает любую реку, которой восхищалась и любила.
Кстати, в 2006 году на берегу Оки в Тарусе был сооружён памятник Марине Ивановне.
Смотреть и слушать онлайн — стихотворение «Бежит тропинка с бугорка» М. И. Цветаева.
2. Какими чувствами наполнено произведение? Как бы ты его прочитал? Почему?
Данное творение поэтессы одновременно светлое, радостное и грустное. Ведь те годы, о которых вспоминает Марина Ивановна уже никогда не вернуть. А ей так не хватает многих моментов, картин и пейзажей.
Я читаю произведение спокойно, в повествовательном тоне. В моём голосе присутствует восторг и нотка грусти. Таким образом, я пытаюсь передать чувства поэтессы, которой не хватает родных красот. При этом, они навсегда остались в памяти Цветаевой.
Стихотворение «Наши царства»
1. О каких царствах идёт речь? Как ты их представляешь?
Марина Ивановна описывает два противоположных царства: детское и взрослое.
Первое наполнено волшебством, прекрасными эмоциями, впечатляющими картинами.
Оно даёт свободу и чувство лёгкости.
Именно поэтому героини ощущали себя феями в нём.
Второе лишено возвышенности, сказочности.
Оно простое и скучное.
В нём нет волшебных фей, а только самые обыкновенные девочки.
2. Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?
В указанном царстве героини чувствуют себя вольными.
Они занимаются в нём тем, чем им хочется: танцуют, веселятся, наблюдают за небесами, отдыхают в траве.
Их жизнь расцветает и наполняется волшебством.
Ведь здесь дети не чувствуют себя обычными девочками, они превращаются в фей, что попали в настоящую сказку.
Когда читаешь это произведение, кажется, что тоже переносишься к ним, в этот волшебный мир.
И в этом мире нет ни боли, ни грусти, ни слёз, ни предательств.
Источник
Особенности лирики Марины Цветаевой
Рубрика: Филология, лингвистика
Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20
Статья просмотрена: 19322 раза
Библиографическое описание:
Марзаганова, Л. М. Особенности лирики Марины Цветаевой / Л. М. Марзаганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66328/ (дата обращения: 12.10.2021).
Конец XIX — начало XX века — период, ознаменовавшийся расцветом отечественной поэзии. Серебряный век подарил миру таких великих мастеров слога, как А. Блок и А. Ахматова, И. Бунин и С. Есенин, В. Маяковский и Н. Гумилев и мн. др. Марина Цветаева яркая представительница периода Серебряного века, поэтесса, чье имя неразрывно связано с историей мировой литературы. Она является символом той эпохи, ее неповторимым элементом. Это поэтесса, которая отличалась уникальностью своего творчества. В данной статье предпринята попытка описать основные мотивы лирики Марины Цветаевой и показать их главные особенности.
Ключевые слова: мотив, лирика, литература, поэзия, Серебряный век, поэтесса.
The End of the XIX — beginning of the XX century-the period marked by the flowering of Russian poetry. The silver age gave the world such great masters of the syllable as A. Blok and A. Akhmatova, I. Bunin and S. Yesenin, V. Mayakovsky and N. Gumilev and many others. Marina Tsvetaeva is a bright representative of the Silver age period, a poet whose name is inextricably linked with the history of world literature. It is a symbol of that era, its unique element. This is a poetess who was distinguished by the uniqueness of her work. This article attempts to describe the main motives of Marina Tsvetaeva’s lyrics and show their main features.
Keywords: motive, lyrics, literature, poetry, Silver age, poetess.
Марина Цветаева в истории русской литературы оставила большой отпечаток и увековечила свое имя. Она оказала большое влияние на развитие русской литературы, становление поэзии своего времени. У нее много работ, ее труды сложно переоценить. Марина Цветаева выпустила в печать сборники стихов, поэмы, стихотворные драмы, автобиографии, мемуары и историко-литературные очерки. Это был поэт-гений с необычайным талантом. Столько времени прошло, а ее произведения актуальны по сей день. Уникальность ее, как поэта, заключалась в том, что М. Цветаева не писала под определенные рамки течений своего времени. Она имела свободный характер поэзии, не похожий на авторов того времени.
Свой первый сборник стихов Марина Цветаева выпустила в 18 лет. Писать она начала гораздо раньше. Поэтесса прожила не долгую жизнь, но за этот короткий промежуток времени она много препятствий встретила. Носили они не только политический характер, личная жизнь поэтессы тоже сложилась не лучшим образом. Марина Цветаева было очевидцем Первой Мировой войны и Гражданской войны, а также прошла две революции. М. Цветаева перенесла гибель дочери, расставание с мужем и эмиграцию. Все эти преграды на ее пути не мешали ей писать. Даже в самые трудные для себя минуты жизни, поэтесса продолжала писать. Она считала поэзию своим призванием и находила в этом свое утешение.
В творчестве любого человека бывают темы, которые автор раскрывает с особой любовью. Марина Цветаева тоже уделяла особое внимание в своих произведениях теме детства. Ее стихотворение «В зале», которое было включено в состав сборника «Вечерний альбом», вполне можно назвать символическим:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари…
Детство для поэтессы — это самая трепетная тема. Она считает, что детство — это такой период в жизни человека, когда перед ним открыты все пути для приключений. Это самый активный и быстро проходящий этап в жизни человека. Каждый день ребенок открывает для себя что-то новое, ранее им неизведанное. Ребенок извлекает бесценный опыт из всего своего окружения. Произведения автора полны моральной борьбы детей. Это борьба не только с «тенями», но и главным образом происходит борьба с самим собой.
В стихах Марины Цветаевой мы также замечаем тему дома, которая тесно связана с темой детства. Дух и близость родного дома очень изменили характер поэтессы. Для поэтессы дом — это нечто большее, чем просто жилище. Это ее пространственное расположение, отражение ее жизни. Главные герои ее произведений постоянно стремятся к родному дому, будто их тянут туда какие-то нити, которыми их привязали [1. С. 134].
Стихотворение Марины Цветаевой, написанное в 1913 году «Ты, чьи сны еще непробудны», можно назвать пророческим: автор будто предчувствует, что с родным домом героини что-то произойдет и отражает это в своем стихотворении. Родной дом поэтессы, в котором она родилась в Трехпрудном переулке, в годы революции подвергся бомбежке и был уничтожен. Марина будто чувствовала, что это произойдет с ее домом и написала такие строки, которые впадают в душу:
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен…
В поэзии Марины Цветаевой много произведений, посвященных матери. поэтесса трепетно относится к теме матери и мать в ее жизни занимала большое место. Матери поэтесса посвятила не только стихи, но и прозу. Она написала такие рассказы, как «Мать и музыка» (1934), «Сказка матери» (1934). Каждое ее творение проникнуто особым чувством любви и благодарности матери. Самое известное из ее творений, посвященных матери — это стихотворение из сборника «Вечерний альбом» — «Маме». В нем автор очень точно и очень тонко показал незримую связь матери и дочерей [4. С. 56].
Мать поэтессы была умной и талантливой женщиной. Она многое сделала ради своих детей, раскрыла окружающий мир, многому научила. Именно мать научила Марину ощущать и свою, и чужую боль. Мария Александровна пыталась защитить своих детей от жестокости этого мира, научив их мудрости. Благодаря матери девочки получили отменное воспитание. В будущем наставления матери девочкам во многом помогли:
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Стихи, посвященные душевной тематике в творчестве поэтессы появились попозже. Главные герои произведений Цветаевой Марины стремятся навстречу неизведанному и таинственному. Их не пугает неопределенность и туман будущего. Это особенно заметно в стихотворении «Молитва», в котором цветаевская героиня громко заявляет:
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой…
Всю свою неистовость и непокорность характера героиня описала в стихотворении 1912 года «В раю». Здесь поэтесса широко различные приемы слов, одним из которых является противопоставление. Поэтесса земное сравнивает с небесным. Говоря о чувствах героини, сразу же подчеркивается ее память о земном.
В этом стихотворении, в частности, автором щедро использованы различные приёмы, например, противопоставление: здесь небесное. И даже среди своих потерь и поражений поэтесса видит свое счастье, называя их сокровищами своего сердца [3. С. 34].
Но главной темой в произведениях автора все-таки является тема бессонницы. Бессонницу поэтесса характеризует как часть себя. Это неотъемлемая составляющая ее души [3. С. 67–68]. Особенно хорошо это поэтесса показала в своем цикле «Бессонница» 1916 г. бессонница в этом цикле имеет множество оболочек, примеряет разные роли, но главная ее роль — бессонные ночи — остается неизменна и является «вечной спутницей» поэтессы.
Цветаева Марина часто упоминает своих единомышленников — поэтов в своих произведениях. Поэтесса ценила истинные умения и таланты окружавших ее людей и улавливала скрытые смыслы их произведений. Доказательством этому является цикл «Стихи к Блоку» (1921). Блок Марине Цветаевой нравился больше всех поэтов, она обожала его стихи и с удовольствием их читала. По большей части поэтессе больше нравились личные качества характера поэта. О том, с какой теплотой поэтесса относилась нему, можно судить по стихотворению к Блоку:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Оно знакомо многим читателям еще со школы. Поэт для нашей героини соотносится со «святым», а имя поэта для нее как сладкая музыка, служит для нее успокоением. Стих имеет конец: «С именем твоим — сон глубок». Такое отношение к поэту однозначно говорит в сторону особой близости поэта и героини, а сам поэт был для нее неким ценностным ориентиром в огромном мире поэзии.
Нельзя не упомянуть о теме любви в творчестве поэтессы. Как и любой творческой личности, тема любви не чужда для нашей героини. Творчество Марины Цветаевой невозможно представить без этой темы. Для героини ее лирики любить — значит жить, а быть вне любви значит быть вне самой жизни [2. С. 101]. Любовь в понимании поэтессы было частью ее самой, ее жизнью. Невозможно жить и не любить.
Любовь Марины Цветаевой лишена излишеств, тихая, скромная. Но, несмотря на это, она огненная, буйная. Марина Цветаева часто гордится и любуется избранником своей души. Героиня уверена, что поселившись глубоко в сердце, это чувство дарит свет всем, кто его ощущает. Как считает наша героиня, любовь будет жить вечно, так как она служит отражением человеческой сущности.
В гениальности Марины Цветаевой не остается сомнений. Творчество поэтессы актуально по сей день, оно никогда не стареет и не выходит из моды. Их будут читать независимо от эпохи или событий. Наверно, для любого поэта счастье — это быть любимым своими читателями, быть им нужным. Это и есть главная цель каждого поэта. Марина Цветаева увековечила свое имя незабываемым творчеством.
В произведениях героини можно найти любую тему, она написала практически обо всем — о семье и о доме, о матери и о любви, о жизни и смерти. А потому Цветаева будет жить вечно — в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею. Читатель никогда не перестанет ценить удивительный талант этой великой женщины, оставившей вечный след в истории мировой художественной культуры.
- Анискович Л. А. «Марина Цветаева. Благоуханная легенда» — М., Издательство Логос, 2015 г. — 213 с.
- Боброва С. С. «Тайны поэзии Марины Цветаевой» — СПб., Изд-во «МАРК», 2014 г. — 300 с.
- Разумовская М. Я. «Марина Цветаева. Миф и действительность» — М., 2015 г. — 260 с.
- Цветаева М. И. «Мне нравится, что Вы больны не мной.».. — М., Издательство «Эксмо», 2017 г. — 640 с.
- Цветаева М. И. «Хочу у зеркала, где муть.».. — М., Издательство «АСТ», 2016 г. — 320 с.
Источник
Какими чувствами наполнено произведение цветаевой
Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы.
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы!как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли свое воплощение в «Евгении Онегине».
Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.
Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.
Назовите прием образного соотнесения предметов и явлении, использованныи автором в строках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».
Такой прием называется сравнение. Дадим определение.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?
Такие восклицания называются риторические. Дадим определение.
Риторическое обращение-стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.
Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?
Онегинская строфа — строфа, которой был написан роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 14 строк четырехстопного ямба.
В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?
Образ Москвы был создан во многих произведениях отечественной классики. К примеру, Марина Ивановна Цветаева посвятила этому городу целый цикл стихотворений «Стихи о Москве». Родной город в них — национальная святыня, символ единства и свободы. Как и Пушкин, Цветаева пишет о согревающем сердце доме, который не оставляет равнодушным ни одного русского человека:
— Москва! — Какой огромный
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Для Марины Ивановны Москва — сердце России. Она олицетворяет невероятную красоту нашего народа и славу его истории.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
В «Евгении Онегине» перед читателем проходят картины русской жизни. Правдивое изображение жизни характерно для такого литературного направления, как _____. Описание белокаменной Москвы, рассказ об её историческом прошлом ещё раз говорят в пользу определения В. Г. Белинским романа «Евгений Онегин» как «_______________».
В «Евгении Онегине» перед читателем проходят картины русской жизни. Правдивое изображение жизни характерно для такого литературного направления, как реализм. Описание белокаменной Москвы, рассказ об её историческом прошлом ещё раз говорят в пользу определения В. Г. Белинским романа «Евгений Онегин» как «энциклопедии русской жизни».
Ответ: реализмэнциклопедии русской жизни.
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором представлен образ Москвы. В чем они схожи (или в чем различны) с предложенным фрагментом «Евгения Онегина»?
Образ Москвы был создан во многих произведениях отечественной классики. К примеру, Марина Ивановна Цветаева посвятила этому городу целый цикл стихотворений «Стихи о Москве». Родной город в них — национальная святыня, символ единства и свободы. Как и Пушкин, Цветаева пишет о согревающем сердце доме, который не оставляет равнодушным ни одного русского человека:
— Москва! — Какой огромный
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
Для Марины Ивановны Москва — сердце России. Она олицетворяет невероятную красоту нашего народа и славу его истории.
Москва в «Евгении Онегине» — это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека:
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее «моя Москва». Московский пейзаж показан в «Евгении Онегине» значительно подробнее, чем петербургский, на фоне однообразной красивости которого подчеркивается пестрота московских видов. Это достигается цепью контрастных соседств: дворцы — лачужки, монастыри — магазины мод, будки — огороды, львы на воротах — стаи галок на крестах.
В приведённом отрывке автор описывает знаменитый Петровский замок. В этом замке находился Наполеон, когда в Кремле там начался пожар во время войны 1812 года. Пушкин гордится тем, что Москва не сдалась Наполеону. Строки «Евгения Онегина» о Москве наполнены чувством патриотизма, гордости за историю своей великой Родины. У человека, читающего эти имеющие величайшее значение строки, невольно с гордостью бьется сердце за силу и величие этого города.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие ответа заданию | |
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 2 |
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения | 1 |
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 2 |
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена, И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 1 |
Суждения не аргументированы текстом произведения, И/ИЛИ авторская позиция искажена 1 , И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 6 |