- Какими чувствами наполнена симфония 4 чайковского 3 класс
- Симфония № 4 (Чайковский)
- Содержание
- История создания
- Тематика
- Программа симфонии
- Тематизм
- Схемы частей
- 1 часть
- Интродукция
- Экспозиция
- Разработка
- Реприза
- 2 часть
- Основная тема
- Средний раздел
- 3 часть
- Главная тема
- 4 часть
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Полезное
- Смотреть что такое «Симфония № 4 (Чайковский)» в других словарях:
Какими чувствами наполнена симфония 4 чайковского 3 класс
П.И. Чайковский Симфония №4
Симфония № 4. В творчестве великого Петра Ильича Чайковского это гениальное сочинение считается знаковым. Оно не только провело итоговую черту между предыдущим творчеством композитора, но и ознаменовало начало нового этапа в развитии всего последующего симфонизма. В истории русской музыки Четвёртая симфония Чайковского стала первой психологической драмой, соизмеримой по духу с произведениями Людвига ван Бетховена , так как представляет собой необычайно мощное произведение, открывшее в композиторе новую грань его личности.
Историю создания «Симфонии №4» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В начале семидесятых годов Чайковский, будучи автором множества произведений, завоевавших признание слушателей, весьма тяготился своей педагогической работой в Московской консерватории, так как считал, что она является существенной помехой в его композиторском творчестве. В начале 1977 года из-за различного рода житейских неприятностей настроение Петра Ильича было подавленным: всё вокруг для него казалось безрадостным, бессмысленным и тусклым. Композитора охватила такая сильная хандра, что в голову приходили только неприятные мысли. Нагнетала состояние и общественно-политическая ситуация, а именно Русско-турецкая война. Военные действия всегда ассоциировались у Петра Ильича с образом фатума, рокового начала, довлеющего над лирическим героем.
Вот под гнётом таких тяжких дум у Чайковского и возник замысел о сочинении симфонии — драмы, в которой он мог бы отразить страдания человека, испытавшего удары жестокой судьбы. Тогда же появились первые наброски этого знакового в творчестве композитора сочинения. Важно упомянуть, что немного ранее Чайковский впервые получил письмо от миллионерши и покровительницы искусств Надежды Филаретовны фон Мекк, предложившей композитору, творчеством которого восхищалась, значительную материальную поддержку.
Впоследствии переписка между Петром Ильичом и Надеждой Филаретовной стала регулярной, и в дружеских посланиях он посвящал благодетельницу во все свои творческие планы. Так фон Мекк весной 1877 года первая из окружения композитора узнала о том, что он приступил к работе над новой симфонией — произведении, которое обозначило новый этап в творчестве маэстро. Необходимо так же отметить, что летом того года в жизни Чайковского произошло событие, о котором композитор впоследствии жалел всю свою оставшуюся жизнь: он женился на Антонине Милюковой. Быстро разочаровавшись в своей супруге, Пётр Ильич так упал духом, что у него произошло сильное нервное расстройство, приводящее к мысли о самоубийстве.
В связи со сложившимися обстоятельствами Чайковский сочинял свою Четвёртую симфонию, находясь в состоянии мрачной безнадёжности. Чтобы как-то развеять свои угрюмые мысли композитор покинул Россию и отправился за границу и в конечном итоге на довольно продолжительное время обосновался в Италии, где в конце 1877 года и завершил это произведение. Через год симфония была исполнена под руководством Николая Григорьевича Рубинштейна. Успех был гарантирован, зал ликовал. Многие из слушателей не смогли понять идеи музыки, но Чайковский и не хотел раскрывать ее. Композитор всерьез считал, что человек должен сам догадаться, и творец ни в коем случае не должен навязывать собственные мысли.
Интересные факты
- В русской музыке 4-я симфония считается первым симфоническим произведением драматического характера.
- Программу своей Четвёртой симфонии Чайковский со всем откровением обсуждал в письмах к Надежде Филаретовне фон Мекк, которой затем и посвятил это сочинение.
- С Надеждой Филаретовной фон Мекк переписывался в течение тринадцати лет, при этом лично они никогда не встречались.
- Чайковский признавался, что сочиняя Четвёртую симфонию он подражал идее, которую Бетховен выразил в своей Пятой симфонии.
- В четвертой части произведения звучат вариации, сочинённые композитором на тему русской народной песни «Во поле береза стояла».
- Симфония № 4 Петра Ильича Чайковского была оркестрована для русского народного оркестра рукой Александра Глазунова. В подобной оркестровке нуждался Василий Васильевич Андреев, который являлся основателем русского народного оркестра, а также пропагандистом русской фольклорной музыки. Примечательно, что произведение в народной аранжировке прозвучало со сцены лишь единожды, после чего родственники Чайковского заявили о правах собственности на музыкальное творение.
Содержание
4 симфония открывает цикл из трех завершающих творческий путь симфонических произведений. Содержание сочинения впервые у Чайковского имеет трагический оттенок. Чтобы выразить полноту музыкальных образов, Чайковский в качестве драматургической модели выбирает 5 симфонию Бетховена . В таком случае программа будет носить лирико-субъективный характер, потому что за основу взята концепция преодоления Человека над Судьбой.
Конфликт выстроен на основе театральной драматургии, герой контрдействия – рок, фатум и герой прямого действия – лирический герой. Название конфликта «Человек и Судьба». Подобный тип конфликта обозначает жанр лирической музыкальной драмы.
Форма произведения — классический 4-х частный симфонический цикл, части которого можно рассматривать в контексте общего развития произведения:
- I часть. Рок и судьба. Душевный надлом.
- II часть. Грезы и воспоминания о счастливом прошлом.
- III часть. Игра воображения.
- IV часть. Одиночество в толпе – злая шутка судьбы.
Огромную роль в произведении играет интродукция. В построении излагается фанфарная, маршевая тема. В каденции поступенное движение вниз – катабасис. Это тема зерно – фатум. Велика роль в структуре тема – действующее лицо, лейтмотив. Также имеет формообразующую роль на грани построений, в точке кульминаций. Именно так в произведении будет олицетворяться образ судьбы. С темой интродукции в дальнейшем будет связаны ситуации надлома лирического героя.
I часть произведения написана в сонатной форме со вступлением и кодой. Экспозиция типична для Чайковского и чётко делится на 2 раздела:
- Главная партия имеет лирико-драматический характер. Форма трехчастная с разработочной репризой и динамизированной серединой. Главная тема в характере вальса, легкий аккомпанемент подчеркивает принадлежность к жанру. Мелодия тонально разомкнута, что позволяет в дальнейшем драматизировать произведение. Тональность f-moll является символом трагического в музыке.
- Побочная партия имеет 2 темы. 1) Первая тема имеет пасторальный, меланхолический характер. Тембр деревянно-духовых представляет собой отражение культурного начала музыки. 2) Вторая тема написана в жанре сицилианы, она включает в себя интонации Главной партии.
Завязка конфликта происходит на грани окончания экспозиции и первых тактов разработки. Появляется тема интродукции, тема рока. Обострение конфликта. Вступление труб , смена мажора на одноименный минор. Фанфара у трубы на остинатном басу, вступают три валторны в С-dur. Все это говорит, что скоро разразится настоящая буря. В разработке при помощи полифонических приемов и секвенцирования развиваются интонации главной темы, что приводит к кульминации: предыкт к репризе. Развитие тем, вступление темы интродукции в тембре трубы. Появление символа, часто используемого у Чайковского, — это аккорд альтерированная субдоминанта, знаменующий смерть и рок.
Реприза главной темы в тональности ре минор делает характер музыки еще более мрачным и депрессивным. Кульминационная точка характерна для композитора — это встречное движение голосов, выдержанный доминантовый органный пункт. Тромбоны играют трезвучие.
Вступление побочной партии символизируют, что лирический герой пытается спрятаться от натисков судьбы, погружаясь в грезы: 1 тема звучит в минорном ладу в тембре фагота, но разве можно спрятаться оттого, что придумано твоим сознанием. Заключительной партии нет, бежать некуда.
Фанфары, вторжение темы интродукции, судьба снова настигла врасплох. Кода имеет несколько построений:
- Хорал;
- Восходящие интонации главной темы приобретают стремительный характер. Появляется надежда на победу над судьбой.
- Вторжение темы интродукции в тембре валторна.
Генеральная кульминация I части – последнее проведение темы лирического героя — трагический монолог. Пустая комната, одиночество и невыносимая боль, но он все еще жив. Это не последнее слово.
II и III части являются контрастом оттенением (дополнением).
II часть – канцона. Форма состоит из трех частей с кодой. Основная тема – соло гобоя , кантилена. Средняя часть патетическая кульминация. Реприза — психологизация посредством речитативов. Это сладкая грусть, легкая меланхолия о прошлом, которое было, но в нем ничего не изменить. Кода печальная, жизнь проходит слишком быстро.
III часть – Скерцо имеет лирическую трактовку. Главной особенностью части является включенный прием пиццикато струнных, напоминающий народные щипковые инструменты. Скерцо переводится, как игра. Часть является игрой воображения, когда герой полностью забывает обо всем и позволяет себе пофантазировать о прошлом и будущем.
Финал – это продолжение противостояния року. Форма произведения рондо (народное веселье) с чертами сонатной. Это рассредоточенный вариационный цикл на тему русской народной песни «Во поле береза стояла». Характерна двуплановость действия: массовое шествие (объективное в мире) и лирический герой (субъективное). Человек попадает на карнавал жизни, он хочет заглушить собственную боль, смотря на веселье других. Но судьба вновь настигает его, но ему никто не может помочь.
Если не можешь изменить ситуацию необходимо изменить отношение к ней, что и произошло с героем. Он осознал, что жить все-таки можно, даже тогда, когда до тебя никому нет дела. Только сам человек может помочь себе, и спасти себя.
Смысл произведения в том, что человек порой ищет виновного в собственных невзгодах, возлагая собственные промахи на судьбу, фатум, рок. В счастливые моменты никто не задумывается, почему с ним это происходит. Ведь если ты счастлив, значит, это только твоя заслуга. Тогда в чем справедливость? Неужели судьба может быть только злой? Или это всего лишь прикрытие.
Главным отличием содержания 5 симфонии Бетховена и Четвертого симфонического произведения Чайковского в героях. Один будет бороться до потери пульса, другой же попытается заглушить собственную боль. Но побеждает лишь тот, кто несет ответственность за свою жизнь и выбор.
Источник
Симфония № 4 (Чайковский)
Симфония № 4 фа минор op. 36 П. И. Чайковского (1877) — первая в истории русской музыки симфония — психологическая драма [1] , сопоставимая по силе с симфониями Бетховена [2] . От Первой симфонии её отделяют 10 лет; уже написаны «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», ранние оперы, параллельно сочинялась опера «Евгений Онегин». Ближайшие предшественники — «Лебединое озеро» и «Времена года».
Содержание
История создания
Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода — поистине крик души.
Тематика
В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена), но у Бетховена герой — титан, борец («Я схвачу судьбу за глотку!»), а у Чайковского — живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы («Она непобедима и её никогда не осилишь» [3] ), ищущий выхода, пытающийся забыться в воспоминаниях и грёзах, спастись от одиночества и тяжких дум и находящий утешение в народном веселье.
Четвёртая симфония создавалась при активной моральной (да и материальной) поддержке Н. Ф. фон Мекк. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией».
Программа симфонии
В письме к фон Мекк Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях (2-я — канцона — и 3-я — скерцо — как отступления). 1-я часть — завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть — последнее столкновение с роком и выход из кризиса: «Ступай в народ».
Тематизм
Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) — «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского — символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда. Зарождаясь в середине 2 части, развиваясь в скерцо, этот мотив торжествует в ГП финала.
Схемы частей
1 часть
Andante Sostenuto — Moderato con anima (f-moll). Масштабная и конфликтная. Сонатная форма [4] .
Интродукция
В интродукции звучит фанфара рока, она будет возникать в узловых моментах.
Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать.
После неё остаётся «стонущая» секундовая интонация, из которой вырастает ГП.
Экспозиция
Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы.
Средний раздел — развивающая секвенция, реприза — кульминация.
СП вытекает из ГП.
ПП (as-moll) — вальс-мечта или воспоминание (соло кларнета).
О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то
2-я тема ПП (H-dur) — светлый мажорный вариант ГП.
Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье. Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них
ЗП — апофеоз. Мажорная триумфальная тема с интонациями ГП, но её восхождение «натыкается» на тему фатума.
Разработка
По структуре представляет собой 3 очень напряжённые волны. Столкновение элементов ГП с темой рока (в начале 3 волны).
Реприза
Кульминация падает на репризу ГП. Она сокращена и звучит в иной тональности — d-moll.
Кода как 2-я разработка (3 раздела), приводит к мощной кульминации темы рока и низвержению интонаций ГП.
Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою.
2 часть
Andantino in modo di canzona (b-moll).
Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уж где-то далеко. И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое.
Основная тема
Основная тема — меланхолическое соло гобоя.
Средний раздел
Средний раздел — тема F-dur с нисходящим движением мелодии; развиваясь, она как бы обретает душевные силы, мощь. Эта тема предвосхищает финал. Но в репризе вновь возвращается меланхолия.
3 часть
Scherzo: Pizzicato ostinato (F-dur).
Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении, когда выпьешь немножко вина и испытываешь первый фазис опьянения. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь; даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки… Среди вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка… Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего ничего общего с действительностью: они странны, дики и несвязны.
Сложная 3-частная форма.
Главная тема
Главная тема — pizz. струнных — интонационно предвосхищает финал.
В трио, как видения, возникают «уличные зарисовки».
- плясовая песенка «подкутивших мужичков» (гобой, кларнет);
- бодрый марш (медные духовые) — «военная процессия» (в основе — тот же нисходящий мажорный тетрахорд).
Эти темы совмещаются в контрапункте.
4 часть
Allegro con fuoco (F-dur), финал.
Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.
В финале противопоставлены 2 образных сферы: внешний мир и внутренний мир героя симфонии.
- Картина народного веселья, праздника;
- фатум и страдающий герой.
ГП (рефрен) включает 3 элемента:
- нисходящая вихревая тема, интонации которой постепенно «прорастали» в предыдущих частях;
- тема хороводной песни «Во поле берёза стояла»;
- могучий и радостный народный пляс.
В эпизодах тема «Берёзы» развивается, драматизируется, пока не становится похожей на предсмертную арию Ленского («кучкисты» критиковали Чайковского за растворение народного материала).
Постепенная драматизация приводит к грозному звучанию темы рока. Но её вытесняет ГП (рефрен).
Хотя герой ещё не разделяет неистощимого народного оптимизма, но выход будто бы уже найден: «Смотри на других людей. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно!»
Примечания
- ↑ Орлова Е. Петр Ильич Чайковский. — М.: Музыка, 1980. — 271 с. — С. 56.
- ↑ Н. Я. Мясковский. Собрание материалов [редакция, составление и примечания С. Шлифштейна], т. II. М., 1964, стр. 62—66. Впервые опубликовано в журнале «Музыка», 1912, № 77 от 16 мая, стр. 431—440
- ↑ Здесь и далее цитаты из письма П. И. Чайковского к Н. Ф. фон Мекк.
- ↑ Сокращения: ГП — главная партия; СП — связующая партия; ПП — побочная партия; ЗП — заключительная партия. Подробнее см. статью Сонатная форма.
Литература
- Н. Берберова. Чайковский. М.: Музыка, 1993.
Ссылки
- Из истории создания Симфонии № 4 Петра Ильича Чайковского
Оперы | Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Балеты | Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик | ||||||
Симфонии | № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра | ||||||
Концерты и концертные пьесы |
| ||||||
Струнные квартеты | № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll | ||||||
Для фортепиано | 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Симфония № 4 (Чайковский)» в других словарях:
Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия
Чайковский Борис Александрович — (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В конце 50 х ‒ … Большая советская энциклопедия
Чайковский, Модест Ильич — Модест Ильич Чайковский (1 (13) мая 1850, Алапаевск 2 (15) я … Википедия
ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — (1840 93) российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы … Большой Энциклопедический словарь
СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь
Чайковский Модест Ильич — Чайковский (Модест Ильич) драматург, брат композитора, родился в 1850 г. Кроме нескольких драм ( Предрассудки , Симфония , День в Петербурге ), Ч. принадлежат либретто Иоланты , Пиковой дамы и Дубровского , а также обширная биография его брата… … Биографический словарь
Чайковский Петр Ильич — Чайковский (Петр Ильич) один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по… … Биографический словарь
Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Чайковский П. И. — Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР 25 X (6 XI) 1893, Петербург) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч.… … Музыкальная энциклопедия
Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия
Чайковский Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский Полное имя Пётр Ильич Чайковский Дата рождения 7 мая 1840 Место рождения … Википедия
Источник