Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» повествует о жизни крепостных крестьян. Оно пронизано любовью и поэтичностью. Автор автор передает картину тяжелого крестьянского труда, рассказывает о том, как детям с малых лет приходится трудится и разделять со взрослыми трудности и тяготы крестьянской жизни. Несмотря на это, стихотворение написано в легкой, увлекательной манере. Манера изложения тяжелого деревенского труда удивительно проста. В нем присутствуют нотки легкого юмора и умиления детской несмышленностью.
Автор вплетает в текст стихотворения некоторый оттенок грусти и сопереживания о будущем детей. Ведь тяжелым недетским трудом им приходится заниматься с малых лет. Поэтому можно сказать, что в этом стихотворении присутствует несколько эмоций, которыми автор делится читатель: с одной стороны, это – легкая грусть, но с другой стороны, это легкое полушутливое стихотворение, в котором юмор носит роль некоторого фона, на котором происходит описание тяжелой доли крестьянских детей. Поэтому стихотворение, отнюдь, не смешное, но и не тоскливое. Легкие оттенки грусти и юмора, которыми пронизано это стихотворение оставляют впечатление умиления и сопереживания детям. Оно наталкивает на размышления о судьбе детей и их нелегкой доле.
Стихотворение «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова повествует о тяжелой доле крестьянских детей, которые с малых лет вынуждены работать и помогать родителям, чтобы всем было, что кушать. Настроение всего стихотворения больше грустное, чем веселое. Семьи были большие на Руси, кушать хотели все и работать нужно было не покладая рук. А в то время, когда дети работают, они бы могли играть со сверстниками. автор хотел сказать, что доля крестьянских детей тяжела. Они растут работящими и быстро взрослеют. Старшие дети заботятся о младших и рано забывают, что такое детство, которого у них, в принципе, и не было никогда.
Для меня стихотворение «Крестьянские дети» скорее веселое, чем грустное. Мне очень нравятся любопытные и озорные дети в изображении Некрасова, мне нравятся их незатейливые шутки, вроде «Смотри какое колечко». Но это впечатление касается первой половины стихотворения.
Когда Некрасов начинает описывать труд крестьянских детей, становится понятным, что автор сопереживает детям, жалеет, что им приходится со столь юных лет знакомится с тяжелым крестьянским трудом, так рано взрослеть.
Но даже изображение того же «мужичка», который отвозит дрова домой, вызывает скорее улыбку, чем грусть. Хотя улыбка получается не слишком веселой.
Стихотворение Некрасова «Крестьянские дети» пронизано и легким юмором и легкой грустью. Эти эмоции переплетаются в тексте стихотворение, потому что автор и любуется детьми, смеется над их проделками, над их серьезностью, когда они начинают помогать старшим, но в смех его в последнем случае получается грустным. Нельзя забывать о том, что тяжелым трудом вынуждены заниматься совсем малые дети.
Это стихотворение о том, как быстро кончается детство у крестьянских детей, как мало им остается времени на игры, и как много на работу.
В этих строках поэму «Мороз красный нос» Некрасов описывает и силу и красоту простых русских женщин. Он восхищается их мужеством и их красотой. Он сравнивает совершенно противоположные человеческие качества, отмечая, что всякая русская женщина наделена ими в полной мере.
Поэт гордится русскими женщинами. Он говорит, что они необыкновенно красивы, что они легки, что они похожи на цариц, но если того потребует ситуация, то не будет лучшего помощника чем русская женщина.
Если будет надо, она способная на самый великий подвиг,она может войти в горящую избу и спасти свое дитя, она может остановить на скаку коня, для нет преград. если она что-то делает во имя любви.
Поэт восхищается этой великой силой духа, присущей русским женщинам. Эти строки настоящий гимн русской женщине.
Мороз-воевода в поэме Некрасова «Мороз красный нос» не является положительным или отрицательным героем. Это простое олицетворение природной силы, мороза, который одушевлен автором и сознательно приближен к образу героя русских народных сказок.
Мороз-воевода в этой сказке великий кудесник, он обходит свое ледяное царство и любуется теми чудесами, которые в нем совершил. Он рассматривает узоры изо льда, которыми украсил сосны и дубы, он грозится дойти до океана и даже там понастроить своих ледяных дворцов, откуда мы заключаем, что в тех местах, куда Мороз уже пришел, эти дворцы стоят и сверкают в полной красе.
Он хвалится своим царством, в котором есть и ледяные алмазы, и жемчуга и серебро.
Мороз конечно не оставляет и людей — может заморозить кровь и мозг, выбелить рожу, приморозить бороду к вожжам.
Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.
Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.
Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.
Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.
Сказка «Солдатская шинель» относится к многочисленным сказкам, которые рассказывают о солдатской сметке и находчивости.
В этой сказке, солдат продает барину шинель, говоря, что лучше чем на шинели спать ни на чем нельзя.
Барин конечно не смог уснуть на шинели и ругался с командиром. Но солдат показал, как легко спать на шинели и за находчивость был даже награжден.
Основная мысль сказки «Солдатская шинель» в том, что из любой ситуации можно найти выход если иметь голову на плечах. Что к любым условиям человек может привыкнуть и использовать их себе на пользу.
Ну а главная идея наверное в том, что солдат всегда найдет для себя выгоду, потому что нужда заставит.
Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.
Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.
Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.
Исторически картина конечно написана неверно.
Источник
История создания: стихотворение было написано в июле 1861 г., впервые опубликовано на страницах журнала «Время» в том же году.
Тема стихотворения – жизнь крестьян и их детей.
Композиция. Стихотворение построено в виде монолога-рассуждения лирического героя о судьбе крестьянских детей. В начале стихотворения автор дает вступительный эпизод, позволяющий понять, что подтолкнуло лирического героя к размышлениям. Вступление построено в форме полилога. По смыслу произведение делится на несколько частей. Монолог лирического героя состоит из строф с разным количеством стихов.
Жанр – поэма.
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры: «глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства».
Эпитеты: «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай».
Сравнения: «смешались, как в поле цветы», «русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной», «а ноги длинные словно, как жерди».
Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема — жизнь крестьянских ребятишек. Оно рассказывает нам о встречах автора с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч.
Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.
Рассказчик — не крестьянин. Некрасов пишет: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.
Писатель чувствует себя в деревне очень хорошо. Ему легко и весело.
Опять деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живётся легко.
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая.
Да, мне знакомо такое ощущение, которое испытывает герой стихотворения «живётся легко», «заснул глубоко» особенно когда я приезжаю в гости в деревню.
Герой наблюдает, как птицы воркуют около сарая, а потом крестьянские дети стали заглядывать в щели сарая, они переговариваются между собой, действие показано глазами крестьянских детей.
Поэт любит крестьянских детей, считает, что они растут среди природы, более свободные, а значит и более счастливые. Поэт много времени проводил с детьми крестьян.
В их жизни так много поэзии слито.
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни.
1-ое, с чем встречается рассказчик, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как именно в глазах отражается душа человека, автор ассоциирует их с полевыми цветами:
Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Когда детки обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Автор нежно ассоциирует малышей со стайкой пугливых воробьев.
Дети с интересом рассматривали мужчину, замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали: «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, ведь заметили, что охотник проснулся.
Дети рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.
Что было со мною — всему подивились И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой.
Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они понимают, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость — «не барин».
Некрасов, в отличие от многих дворян, никогда не считал крестьян людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, ум и добрую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детьми. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с ними за грибами.
Поэт пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же ребята просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Они могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес деки «губили довольно» змей и клали на перила моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горынычем, что люд, проходящий по ней, удивится подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»
В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для ребят специфичной школой жизни.
Мир крестьянских детей описан в стихотворении как чудесный, веселый, счастливый мир, свободный об обременительного обучения. Мир детей отличает от мира взрослых непосредственность, простота, у них еще нет каких-то серьезных обязательств. Тем не менее крестьянские дети приучаются к ответственному отношению к труду, это поэт очень хорошо показывает, когда описывает маленького мальчика, который помогает отцу с заготовкой дров.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок!
Школа жизни состоит в том, что дети с малых лет выполняют какую-то доступную для них работу:
Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведёрко кваску.
Все это готовит их к непростому крестьянскому труду, умению не сдаваться в сложных ситуациях.
Герой во время и после его встречи с мальчиком, занимающимся тяжёлой мужской работой, думает о том, какой настоящий и честный труд они выполняют все это вызывает у героя и чувство сострадания, но и чувство бесконечной любви к родным местам и крестьянам, и к этому маленькому мальчику конкретно.
Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти — дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви!
Герой стихотворения дает наказ крестьянским детям:
Играйте же дети, растите на воле, для этого вам детство и дано, чтобы вечно любить русские просторы, поле, засеянное и вспаханное, любить свое вековое наследство, свой хлеб трудовой.
Прямая речь героев играет большую роль, она позволяет читателю погрузиться в мир реальности происходящего, услышать речь из уст самих героев. Я запомнил имя Влас. Это маленький мальчик, лет шести, который живет в большой крестьянской семье, помогает отцу заготавливать дрова. Но для поэта было важнее представить читателю собирательный, обобщённый образ крестьянских детей, ведь они похожи по образу жизни, по времени препровождению, по привычкам.
Под «нарядной стороной труда» Некрасов предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок наблюдает, что работа, в которой он участвовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охота участвовать в труде, и таковой труд — не тягость, не наказание, а удовлетворенность.
Современных жителей сел и деревень уже не называют крестьянами. В жизни современных сельских детей изменилось то, что они учатся в школе, также делают домашние задания, читают учебные книги. Но их жизнь по-прежнему сильно отличается от жизни городских детей тем, что растут они среди природы, у них как правило, есть какие-то обязанности по сельскому хозяйству. Они чаще ходят в лес по грибы и ягоды.
1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а ребятишки подглядывают за ним в щелку и обсуждают путника.
2) Некрасов вспоминает, что когда он был ребенком, ходил в походы за грибами с крестьянс4кими детьми, их шуточку со змеей.
3) Крестьянские дети на большой дороге слушают рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.
4) После сбора грибов дети купаются в луговой речке.
5) Возвратившись в деревню, ребята занимаются играми, кто-то помогает родителям.
6) Дети идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старого глухаря.
7) Картины сельского труда, которые видит ребенок.
8) Встреча рассказчика с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.
9) Поэт возвращается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с ребятами: автор скомандовал дрессированной собаке показать трюки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и ребятишки убежали в деревню.
Картины, нарисованные поэтом, проникнуты чувством любования и печалью: автор отлично знает жизнь крестьянских деток, он понимает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону, что эти малыши — это и есть будущее народа.
Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной.
Чтобы раскрыть образы крестьянских детей Некрасов использовал средства выразительности. Преобладают в тексте метафоры: глядят веселого солнца лучи», «коснулось души умиленье», «я делывал с ними грибные набеги», «хандра с души поэта соскочила», «те честные мысли, которым нет воли», «обаяние поэзии детства». Дополняются картины эпитетами — ««звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса», сравнениями — «серые, карие, синие глазки», «святая душа», «густые, старинные вязы», «оглушительный лай», гиперболами: «иступят пилу — не наточишь и в сутки».
Гляди-тко, погляди-тко, спроста.
Примеры просторечных слов: гляди-тко, погляди-тко (смотри), спроста (просто), родименький — свой, родной. Удел —доля, судьба, участь.
Значение слов и словосочетаний:
вирши — стихи
коснулось души умиленье — человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты — Некрасов называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты — доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги — веселые походы в лес за грибами
рубанок — столярный инструмент
синеющей лентой — Некрасов сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство — Некрасов имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой — хлеб, который достается не даром, а благодаря большому труду.
Изваяние — скульптурное изображение; статуя.
Величава — проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький — свой, родной.
Удел — доля, судьба, участь.
Диалог необходимо читать, соблюдая вопросительную интонацию там, где задается вопрос, восклицательную информацию в восклицательных предложениях. На слове «парнище» нужно сделать ударение, так как это обращение. Слова мальчика нужно читать нарочито серьезно и басом.
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья? «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я . »
— Так вон оно что! А как звать тебя? — «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал. Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом, Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Начинается поэма «Крестьянские дети» коротким рассказом лирического героя о том, что он снова приехал в деревню, где обычно охотится и сочиняет стихи. После охоты барин уснул в сарае, а когда он проснулся, заметил, что в щели заглядывают несколько пар глаз. Охотник не подал вида, что увидел ребятишек, и прислушался к их шепоту.
Дети с интересом рассматривали «барина», замечая каждую деталь его внешности. Им было забавно, что герой с бородой, ведь дети знали, что «баре» носят усы. На шапке ребятишки увидели часы и начали угадывать их цену. Все для крестьянских детей в этом человеке было диковинкой. Дети побаивались мужчину, видимо, не раз наблюдали, как «баре» обходятся с крестьянами. Пошептавшись немного, дети поспешили удалиться, он заметили, что охотник проснулся.
Потом рассказчик признается, что завидует их беззаботному детству, свободному от наук. С наслаждением он наблюдает, как ребятишки играют и помогают взрослым. Любое дело кажется этой публике забавой. Лирический герой вспоминает, как когда-то и сам играл с детьми крестьян. Ностальгическое настроение недолго умиляет его душу. Вскоре мужчина начинает рассматривать «другую сторону медали». Он прекрасно понимает, что без науки эти дети обречены на тяжелый труд и бедную жизнь. Свои мысли он подтверждает случаем из жизни. Как-то раз лирический герой наблюдал, как 6-ти летний мальчик пилил с отцом дрова, ведь больше в их семье не было мужчин.
Заканчивается поэма оптимистично. Лирический герой показывает ребятам, что умеет его пес. Дети с удовольствием наблюдают за этими «штуками», но к барину подойти все-таки не осмеливаются. Главную мысль поэмы можно сформулировать так: детство крестьянских детей счастливое, полное ярких впечатлений, но без наук их ожидает невеселая участь в будущем.
Источник