- Каким настроением пронизана повесть станционный смотритель ?
- Анализ «Станционный смотритель» Пушкин
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Главные герои
- Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина
- п.1. Тематика и проблематика
- п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
- п.3. Основные герои (их место в образной системе)
- п.4. Литературные приёмы
- п.5. Конфликт произведения
Каким настроением пронизана повесть станционный смотритель ?
Повесть пронизана состраданием к Самсону Вырину, сочувствием его горю.
Повесть «Станционный смотритель» — самая грустная и самая сложная повесть цикла. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами»» , которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители» .
На первой изображен беспокойный юноша, который забирает мешок с деньгами у старика в шлафроке. Вторая живописует «развратное поведение» юноши, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами» . Третья представляет образ промотавшегося юноши в рубище и треугольной шляпе – среди свиней. Четвертая посвящена торжеству «почтенного старика» , который принимает раскаявшегося сына в свои объятия.
На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Бегство Дуни с гусаром для него равнозначно уходу неблагодарного юноши из родительского дома. Значит, ее жизнь в столице должна соответствовать сцена «развратного поведения» юноши, окруженного «ложными друзьями и бесстыдными женщинами» . При этом Вырин словно бы и не замечает, что гусар Минский оказался для его дочери отнюдь не «ложным другом» , что она богата, свободна и имеет даже некоторую власть над любовником, что в реальной жизни все складывается совсем не безмятежно, однако и не плачевно. Реальности Самсон не то чтобы не видит, просто она для него менее реальна, чем схема мещанской идиллии его любимых картинок.
А потому он почти слово в слово повторяет слова матери бедной Лизы: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку» , -и ждет, когда Дунина жизнь будет соответствовать очертаниям третьей картинки. «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицы вместе с голью кабацкою» .
Ждет, ибо только после этого, после полной жизненной катастрофы дочери, наступит черед четвертой картинки – состоится покаянное возвращение «блудной дочери» . И, как бы предчувствуя, что не дождется этого, Самсон желает смерти своей любимой Дуне.
По-своему, житейски, Вырин прав, подобные романтические истории с увозами девушек чаще всего завершались катастрофой.
Так – постепенно и неявно – Вырин предстает жертвой общества; его житейская формула выведена из опыта жизни в этом обществе. Он – маленький человек, беззащитная игрушка в руках могущественных социальных сил, которые устроили жизнь несправедливо, превратив деньги в главное мерило.
Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Источник
Анализ «Станционный смотритель» Пушкин
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1530.
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1530.
Повесть Пушкина «Станционный смотритель» является одной из самых печальных произведений из цикла «Повестей Белкина», заканчивающаяся трагическим финалом. Вдумчивый анализ произведения показывает, что случившаяся драматическая разлука родных людей – это неотвратимые проблемы классовых различий, а основная мысль рассказа – это духовное несоответствие отца и дочери. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом повести Пушкина по плану. Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Станционный смотритель.
Год написания – 1830 г.
История создания – Повесть была создана в Болдинскую осень, этот период стал для писателя самым плодотворным.
Тема – С этого произведения в русской литературе начинает раскрываться тема обездоленных людей.
Композиция – Композиция повести выстроена с общепринятыми литературными канонами, постепенно действие достигает кульминации и переходит к развязке.
Жанр – Повесть.
Направление – Сентиментализм и реализм.
История создания
В год написания «Станционного смотрителя», Пушкину необходимо было срочно решить свои финансовые вопросы, для чего он отправился в родовое поместье. В 1830 году началась эпидемия холеры, что задержало писателя на всю осень. Сам Пушкин считал, что это будет скучное и долгое времяпровождение, но внезапно к писателю снизошло вдохновение и он приступил к написанию «Повестей Белкина». Так произошла история создания и «Станционного смотрителя», который был готов уже к середине сентября. Пора «болдинской осени» являлась для автора поистине золотой, повести выходили из-под пера одна за одной, и уже в следующем году они были опубликованы. Под подлинным именем автора, «Повести Белкина» были переизданы в 1834 году.
для самых рациональных —
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
для самых крутых —
Проведя анализ произведения «Станционный смотритель», выясняем многогранную тематическую содержательность этой небольшой повести.
Основные герои повести – отец и дочь, и вечная тема отцов и детей проходит на протяжении всего повествования. Отец, человек старой закалки, очень сильно любит свою дочь, цель его жизни – уберечь её от всех жизненных невзгод. Дочь Дуня в отличие от отца мыслит уже по-другому, по-новому. Ей хочется разрушить сложившиеся стереотипы и вырваться на свободу из серой, будничной деревенской жизни в большой город, сверкающий яркими огнями. Её безумная идея внезапно претворяется в жизнь и она легко покидает отца, уехав с первым попавшимся кандидатом на обладание ею.
В побеге Дуни из отчего дома проскальзывает тема романтической страсти. Дуня понимает, что смотритель будет против такого решения, но в погоне за счастьем девушка даже не пытается сопротивляться поступку Минского и безропотно следует за ним.
В повести Пушкина, помимо основной любовной темы, автором затронуты и другие проблемы общества, существовавшие в то время. Тема «маленького человека» касается нелегкого положения мелких служащих, которых считают обслугой, пустым местом и соответственно к ним относятся. В этом отношении к таким служащим и есть смысл названия повести, обобщающий всех «маленьких людей» с единой судьбой и нелёгкой долей.
В повести глубоко раскрыта проблематика нравственных отношений, выявлена психология каждого из героев, их точка зрения, и в чём для каждого из них заключается суть существования. В погоне за своим призрачным счастьем Дуня на первое место ставит свои личные интересы, забывает о родном отце, который готов ради любимой дочери на всё. У Минского совершенно другая психология. Это богатый человек, который не привык в чём-либо себе отказывать, и увезти малолетнюю дочь из дома отца для него является очередной его прихотью. Сам собой напрашивается вывод, что каждый человек поступает в зависимости от своих желаний, и хорошо, если эти желания подчинены разуму, ибо в другом случае они приводят к драматическому исходу.
Тема «Станционного смотрителя» многогранна, и многие проблемы, охваченные в этой повести, до сих пор являются актуальными. То, чему учит произведение Пушкина, и поныне случается повсеместно, и жизнь человека зависит лишь от него самого.
Композиция
События повести излагаются с точки зрения стороннего наблюдателя, узнавшего об этой истории от её участников и свидетелей.
Повествование начинается с описания профессии станционных служащих, о пренебрежительном отношении к ним. Далее повесть переходит к основной части, в которой рассказчик знакомится с главными героями, Самсоном Выриным и его дочерью Дуней.
Во второй раз приехав на эту же станцию, рассказчик узнаёт от старика Вырина о судьбе его дочери. Используя различные художественные средства, в том числе описание лубочных картинок, изображающих возвращение блудного сына, писатель мастерски передает всю боль и отчаяние пожилого человека, все мысли и страдания человека, которого покинула любимая дочь.
Третий приезд рассказчика является эпилогом этой истории, закончившейся трагической развязкой. Самсон Вырин не смог пережить предательства дочери, тревога за ее судьбу, постоянные переживания слишком сильно подействовали на смотрителя. Он начал пить и вскоре умер, не дождавшись возвращения дочери. Дуня приехала, поплакала на могиле отца и снова уехала.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Станционного смотрителя».
Сам писатель называет свое произведение повестью, хотя каждое творение из знаменитого цикла «Повести Белкина» можно отнести к жанру маленького романа, настолько глубоко их психологическое содержание. В сентиментальной повести «Станционный смотритель» чётко просматриваются основные мотивы реализма, настолько правдоподобно выглядит главный герой, который мог встретиться и на самом деле.
Эта повесть является первым произведением, начинающим тему «маленьких людей» в русской литературе. Пушкин достоверно описывает жизнь и быт таких людей, нужных, но незаметных. Людей, которых безнаказанно можно оскорблять и унижать, совершенно не думая о том, что это живые люди, у которых есть сердце и душа, которые так же, как и все, могут чувствовать и страдать.
Источник
Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина
Мы подготовили краткий и полный анализ повести Пушкина «Станционный смотритель» в помощь учащимся и студентам, изучающих литературу. Если провести анализ произведения, то оно окажется не только интересным, но еще и поучительным. Изучая литературное наследие, мы познаем жизнь на примере чужих историй, учимся анализировать и делать выводы.
Год написания и публикации — Повесть написана в 1830 году, а опубликована в 1831 году.
История создания — Пушкин написал это произведение в момент изоляции, вследствие распространения эпидемии холеры. Он очутился на карантине в имении Болдино, где провел несколько месяцев. Этот период жизни оказался творчески очень плодотворным.
Жанр — Для Пушкина данное произведение – это повесть. Специалисты считают, что оно больше похоже на маленький роман из-за его психологической направленности и глубины.
Направление — Реализм, сентиментализм.
Основная идея — Автор показывает, как непросто бывает человеку, покинутому близкими людьми. Пушкин изображает трагический финал подобных отношений. История заставляет задуматься каждого человека, поскольку у всех нас есть родители и родные люди.
Тема — Взаимоотношение близких людей – родителей и детей.
Проблема — Не всегда родитель понимает желания ребенка, а ребенок не понимает, какую травму наносит родителю, если относится к нему безразлично, холодно.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Взаимоотношение родителя и ребенка.
Проблема: Конфликт отцов и детей.
Я осуждаю поведение Дуни, которая так обошлась с отцом. Она не думала о своем престарелом родителе, мне не нравятся такие люди, я их не могу понять.
Хотя, кое-что в девушке мне понятно. Нередко, дети рвутся в новое и неизведанное, а родители стопорят их. Дуня понимала, что отец не отпустит ее. Возможно, именно это заставило девушку так жестоко обойтись с отцом. Я думаю, что им стоило обсудить этот вопрос вместе. Отец родной – это не зверь, возможно, он дал бы согласие на ее отъезд. Если даже она и уехала без спроса, то можно было бы наведаться к отцу, спустя время, рассказать о своей благополучной жизни, успокоить его. Их воссоединение произошло, но тогда, когда старика уже не было в живых.
2. Тема: Тема одинокого человека
Проблема: Если человек внутренне одинок, то он зависит от своих близких, друзей, знакомых. Если близких не окажется рядом, и судьба оставит его наедине с самим собой, то такой человек теряет смысл жизни. И возможны разочарование и трагический финал.
Я считаю, что Самсон был слишком зациклен на своей дочери. У него умерла жена, но в те годы он был еще бодрым и крепким мужчиной. Думаю, что ему стоило позаботиться о своей личной жизни, найти себе женщину, хозяйку своего дома.
3. Тема: Тема «маленького» человека.
Проблема: «Маленький» человек – это жертва, которой не хватает характера, сил, финансовой защищенности, чтобы справиться с возникшими трудностями.
Читая о том, что Самсон отправился пешком в Петербург, становится не по себе. Он терпит такие лишения ради того, чтобы увидеть дочь. Он находит Дуню в объятиях Минского и может успокоиться – его дочь счастлива. Самсона это не удовлетворяет, он продолжает представлять, что впоследствии гусар выгонит ее. Я думаю, что старик мог успокоиться, когда увидел, что с Дуняшей все хорошо.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
От начала и до конца повесть пропитана пафосом сочувствия и сострадания. В начале повести автор рассказывает о несправедливом отношении к станционным смотрителям. Затем он описывает счастливую семейную жизнь Самсона и его дочери, которая будет контрастировать с дальнейшим описанием самого Самсона и его жилища. Чувствуется, что старик сломан своим горем, что не в таких красках он видел дальнейшую судьбу своей дочери. Рассказчик успокаивается лишь в тот момент, когда узнает о приезде дочери к старику, пусть даже его уже нет в живых. Мы сочувствуем Самсону вместе с Пушкиным, нам жаль старика, его истерзанной жизни.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В начале повести чувствуется единение образов отца и дочери, а далее образ Самсона, у которого своя правда, противопоставлен образам гусара и Дуняши, у которых правда своя. Их образы приходят к единству только в конце повести, когда Дуня приезжает на могилу отца.
п.4. Литературные приёмы
Важное место в каждом произведении отводится символам, аналогиям, ассоциациям. Читая повесть, мы ощущаем аналогию неблагодарной должности станционного смотрителя, которым понукает каждый из приезжих, и неблагодарности дочери Самсона.
Интересно рассмотреть имя героя повести – Самсон Вырьин. У него библейское имя, которое говорит высоких стремлениях человека. Фамилия же его неинтересна и невыразительна, свидетельствует о его низком социальном статусе. Он именно таким и представляется мне.
Кладбище, где был похоронен Самсон было убого и пустынно, как и его жизнь, весь смысл которой заключался в его Дуне. Не хочется так зависеть от другого человека, иначе можно очутиться в ситуации Самсона.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – конфликт отцов и детей. Самсон считает, что знает, какая жизнь для его дочери будет лучшей. Дуня же другого мнения, поэтому она тайно сбегает с гусаром из родительского дома. Отец и дочь не понимают друг друга – у них обоих разные представления о жизни.
Источник