Каким настроением проникнута эта сцена илиада свидание гектора с андромахой

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Прощание Гектора с Андромахой

Даннекер. Прощание Гектора с Андромахой

В «Илиаде» есть одна-единственная сцена, рисующая тихую идиллию среди бурного водоворота крови, пота и смерти. Короткая встреча Гектора, главного героя троянцев, со своей семьей превратилась в символ семейной добродетели, гармонично переходящей в осознание государственного долга. Именно из этого эпизода в XVIII и XIX веках выросли бесчисленные вариации сцен с прощанием семьи и воина, благополучно дожившие до XX века: от «Прощания Гектора с Андромахой» у Шиллера до «Жди меня, и я вернусь. ».

Причина Троянской войны была мало прилична: три женщины разругались из-за своих женских достоинств. Повод — еще менее приличен: два народа десять лет убивают друг друга из-за неверной жены. Греческие герои грубо ссорятся из-за наложницы. Афродита, покровительница троянцев, несколько компрометирует своих любимцев, главных героев Трои — Париса и Энея.

А. Кауфман. Прощание Гектора с Андромахой

Гектор — единственный герой «Илиады» без малейшего пятна на своей репутации. Несмотря на то, что Гомер явно симпатизирует грекам, каждый из ахейских героев имеет тот или иной недостаток. Ахилл слишком несдержан, и к тому же многие из его достоинств объясняются покровительством бессмертной матери Фетиды, Агамемнон — заносчив и груб, Менелай — рогат, что само по себе смешно, Диомед и Аякс — вспыльчивы и недалеки, Одиссей — коварен и слишком многим обязан Афине.

Троянец Гектор — без недостатков. Мягкость и справедливость, мужество и благородство, верность и сдержанность, сила и целомудрие — в нем присутствуют все добродетели и нет ни одного порока. Более того, в отличие от греков он сражается за свой семейный очаг, а не за Елену — это отличие Гектора подчеркивает почти жанровая сцена прощания с Андромахой, придавая «божественному» герою человеческие черты.

А. Кауфман. Гектор укоряет Париса

Образ Гектора был необычайно популярен уже в средневековье. Благодаря Вергилию, производившему римлян от троянцев, в средневековой литературе часто сочувствие было на стороне троянцев, а не греков, и Гектор рисовался как более благородный герой, чем Ахилл. Гектора любили изображать на миниатюрах и во фресковых циклах, посвященных знаменитым героям древности.

Несмотря на популярность Гектора, сцена прощания с Андромахой до конца XVIII века, когда текст «Илиады» был переведен на европейские языки, практически не встречался в живописи. Зато в эпоху неоклассицизма этот сюжет стал одним из самых популярных и в изобразительном искусстве, и в литературе. В «Прощании» высокий пафос объединен с мягкой интимностью, что давало художнику возможность быть и героичным, и чувствительным в одно и то же время.

Гектор, пользуясь короткой передышкой между битвами, ищет супругу. Он находит ее не дома, а на городской башне, где Андромаха, «словно умом исступленная», с сыном и кормилицей следит за битвой. Она умоляет Гектора беречь себя, предлагая запереться в городе, а не выходить на битву. Ответ Гектора, само собою, достоин героя. Особую трагичность их диалогу придает то, что они уверены в своей печальной судьбе. Гектор знает, что погибнет, Андромаха знает, что Агамемнон уведет ее в плен, и оба знают, что их сын будет убит. Надежды нет, но вдруг трагическая речь Гектора прервана забавной сценой: пытаясь обнять сына, Гектор пугает его «гребнем косматовласатым». Над младенцем «сладко любезный родитель и нежная мать улыбнулись» — и вид Астианакта побуждает Гектора закончить речь несколько более оптимистично: надеждой на будущее ребенка. После падения Трои греки разобьют Астианакту голову на глазах Андромахи, уводимой в плен.

Сцена заканчивается почти как эпилог «Войны и мира»:

Шествуй, любезная, в дом,
озаботься своими делами;
Тканьем, пряжей займися,
приказывай женам домашним
Дело свое исправлять;
а война — мужей озаботит.

В изобразительном искусстве не было конгениального произведения. Похожие одна на другую сцены художников неоклассицизма радуют скорее национальными вариациями трактовки: слишком тонконогий Гектор англо-американца Веста, похожий на дядюшку Сэма, и слишком толстоногий Гектор немца Даннекера, бородатые троянские мужики Лосенко и очень хорошенький Гектор немки, жившей в Англии замужем за итальянцем, Анжелики Кауфман.

Читайте также:  Это утро радость эта анафора

Б. Вест. Прощание Вектора с Андромахой

Самое патетичное прощание принадлежит кисти Лосенко. Отступая от гомеровского текста, он нагоняет толпу хористов, и вся сцена становится похожа на представление крепостного театра. Столь же театрален и Гектор Веста, хотя комизм долговязого актера искупается красотой цветовой гаммы рисунка. Даннекер, немецкий скульптор времен Гете, пытается приблизиться к античной вазописи, будучи, как ученый немец, наиболее археологичным из всех перечисленных художников.

Лосенко. Прощание Вектора с Андромахой

Как противопоставление целомудренному прощанию Гектора с семьей изображались сборы Париса, буквально утонувшего в неге и роскоши. На картине Анжелики Кауфман «Гектор укоряет Париса» Парис окружен целым сералем прислужниц. Как строгая добродетель Гектора, так и изнеженное сибаритство Париса стали нарицательными в западноевропейском искусстве, надолго определив и «ценности очага», и враждебную им «разрушительную красоту».

Картины В.М. Васнецова

Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

История Владимира и Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне — красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Источник

Конспект урока литературы в 8 классе «Свидание Гектора с Андромахой» (поэма Гомера «Илиада»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Данный урок интересен для тех учителей, кто любит живопись и поэзию. Эта поэма, несомненно, трудна для глубокого изучения в обыкновенных классах, но именно она дает возможность учителю выйти за рамки литературы и обратится к живописи, а с другой стороны, из далекой древности вернуться в 20 век, к Мандельштаму, поэзия которого редко находит место в программах среднего звена.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_iliade.docx 29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Талина Е.Е. школа-пансион «Плесково»

Методическая разработка урока литературы

Тема: художественная интерпретация поэмы Гомера «Илиада» на примере сцены «Прощание Гектора с Андромахой»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями художественных приемов эпической поэмы, а также с вариантами интерпретации данного сюжета в других жанрах ( поэзия 20 века) и видах искусства (живопись)

Методические приемы: слово учителя, беседа с учащимися, выразительное чтение стихотворений.

  1. Введение на базе повторение пройденного (опрос учащихся):

— сюжет поэмы : гнев Ахилла на десятом году войны ахейцев с троянцами.

— герои поэмы боги (перечисляем главных: Зевс, Гера, Аполлон, Афина, Фетида, Арей, Гефест и др.) и люди (Ахилл, Гектор, Приам, Агамемнон, Менелай, Патрокл, Гекуба, Одиссей, Парис, Андромаха, Елена и др.) Надо отметить, что все герои поэмы необыкновенны, будь они богами или людьми, они все исключительные, легендарные, единственные, поэтому их невозможно разделять на отрицательных и положительных. Автор над оценкой, так как это герои великих событий, великого прошлого его народа, поэтому , несмотря на их неоднозначные поступки, они для автора все достойны восхищения.

— эпический строй поэмы (в переводе Н. Гнедича) – гекзаметр . Учащиеся дают определение размера (6-ти стопный дактиль) и все по очереди читают стихотворение

А.С. Пушкина «Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи…» (можно читать хором)- подсказать, чтобы был эффект волны, что придает торжественность чтению.

  1. Художественная интерпретация сцены «Прощание Гектора с Андромахой»

— учащиеся пересказывают события эпизода (6 песнь, с 370 стиха)

— Слово учителя : надо отметить, что сцена прощания Гектора с Андромахой была чрезвычайно популярна среди художников.

Она воплощалась и в изобразительном искусстве : в античном искусстве, чаще всего в росписях ваз, с 15 в. — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.; в России в 18 в. — А. П. Лосенко «Прощание Гектора и А.» в 19 веке: С. Постников); в 17—18 вв. получил распространение сюжет «скорбящая Андромаха» (Ж. Л. Давид, Э. Вехтер и др.)

В европейской драматургии 17— 18 вв. созданы трагедии: «Андромаха» Расина, «Андромаха» А. Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 в. «Андромаха» Э. Поссарта, «Пирр и А.» Ф. Брукнера и др.
В 18 — нач. 19 вв.: св. 20 опер — «А.» Н. Порпоры, А. Саккини, А. М. Гретри, Дж.. Паизиелло, «Астианакт» Дж. Б. Бонончини, Л. Винчи, Н. Иоммелли, Р. Крейцера и др. В 20 в. — «Андромаха» К. Сен-Санса (музыка к постановке трагедии Расина), «Прощание Андромахи» С. Барбера (симфоническая поэма) и др. Мы назвали только самые известные произведения на этот сюжет. Закономерен вопрос, почему из достаточно масштабного полотна эпической поэмы в последующих веках художниками разных стран, эпох, стилей выделен этот эпизод?.

Рассмотрим две картины русских художников на этот сюжет: А.Лосенко -18 век и С. Постникова -19 век. В чем разнятся картины и что их сближает? Как художник, в отличие от поэта воплощает эпический масштаб происходящего? (На экране-доске 2 картины)

Сначала читаем текст Гомера :

— какие приемы эпического стиля можно обнаружить в этом эпизоде? Учащиеся находят

1) сложные эпитеты ( Андромаха лилейнораменная, невестки пышноодежные и др.),

2) инверсии («удалился шеломом сверкающий Гектор»),

3) устаревшие слова-архаизмы — старославянизмы (стеная, ристатель, вещее, дщерь и др. ),

4) поэтизмы (предстала, лучезарная и др.),

5) риторические восклицания

Эти приемы и, конечно, гекзаметр помогают рассказать о прощании Гектора и Андромахи не только как прощании мужа, идущего на войну, и жены, остающуюся с ребенком на руках, этой вечной картины и бесконечного прощания, но и как особенных героях, их прощание все равно выше и значительнее , так как они герои эпоса, который лежит в основе не только греческой , но всей мировой культуры.

А теперь посмотрим на произведения живописи.

А. Лосенко 18 век. Век классицизма в искусстве и живописи, т.е. торжества идеала, образцов для подражания, поэтому поза Гектора несколько театральна, отброшенная назад рука должна подчеркнуть, с одной стороны, его горе и, с другой стороны, невозможность остаться, так как герой должен выполнить свой долг. Красный плащ подчеркивает исключительность Гектора и трагичность его судьбы. Андромаха, склонившаяся перед ним, держит на руках ребенка, как бы отдавая его, но не Гектору, а в жертву, как бы на заклание. Можно напомнить трагическую судьбу сына Гектора, а можно и не напоминать. Вся эта сцена происходит на фоне мощной башни и высокой стены с колоннадой на площади, заполненной народом, что придает сцене еще большую театральность. Вся картина похожа на сцену из оперы, да и поза Гектора напоминает певца, исполняющего арию.

А теперь картина С. Постникова , середина 19 века. В сравнении с Лосенко, эта сцена кажется очень камерной. Главные герои стоят, прижавшись друг другу, они как бы слились в единую фигуру, где один плавно переходит в другого: ребенок на руках матери начинает эту плавную линию, его голова создает волну, которая переходит в волну, идущую от головы Андромахи. И вздымается эта волна шлемом Гектора. Эта плавность и неразрывность передают печаль и горечь, и любовь героев. Но красный цвет Постников тоже вводит, цвет крови, смерти, и торжественности момента. Этот цвет и поза служанки, с опасением и тревогой смотрящая на героев, напоминают о том, что ждет героев, а иначе трудно было бы понять это расставание или встреча, так умильно выглядят герои у Постникова.

  1. Можно предложить учащимся написать свое объяснение , почему это прощание так вдохновляло художников (можно это задание дать на дом).

Как вариант ответа: В этой картине столкнулось две правды, правда Андромахи, трогательной женщины, которая ради своей любви, ради сына готова остановить уходящего на войну мужа, и правда Гектора, мужественного и доблестного героя, и хотя он любящий отец, он отвергает мольбу Андромахи, указывая ей на свое место. В эпическом мире у каждого героя свое место! ( Может, не только в эпическом?) Но все-таки благодаря этой сцене Гектор выглядит по-другому на фоне главного противника –Ахилла. Его дилемма вызывает сострадание, сочувствие. Его положение отца и старшего сына, обязанного спасать и семью и отечество делает Гектора трагическим героем. Его положение безвыходно, но и прекрасно одновременно. Он воплощает истинную мужественность, которая основана на любви и долге. И это ближе христианскому сознанию и вызывает сострадание, а не сила и мужество Ахилла.

  1. А теперь послушайте стихотворение О. Мандельштама «За то, что я руки твои не успел удержать…». Какое отношение это стихотворение к сцене Прощания Гектора с Андромахой?.
  1. Выразительное чтение стихотворения (лучше читать учителю, нужен эффект неожиданности).

За то, что я руки твои не сумел удержать,

За то, что я предал соленые нежные губы,

Я должен рассвета в дремучем Акрополе ждать.

Как я ненавижу пахучие, древние срубы!

Ахейские мужи во тьме снаряжают коня,

Зубчатыми пилами в стены вгрызаются крепко,

Никак не уляжется крови сухая возня,

И нет для тебя ни названья, ни звука, ни слепка.

Как мог я подумать, что ты возвратишься, как смел?

Зачем преждевременно я от тебя оторвался?

Еще не рассеялся мрак и петух не пропел,

Еще в древесину горячий топор не врезался.

Прозрачной слезой на стенах проступила смола,

И чувствует город свои деревянные ребра,

Но хлынула к лестницам кровь и на приступ пошла,

И трижды приснился мужам соблазнительный образ.

Где милая Троя? Где царский, где девичий дом?

Он будет разрушен, высокий Приамов скворешник.

И падают стрелы сухим деревянным дождем,

И стрелы другие растут на земле, как орешник.

Последней звезды безболезненно гаснет укол,

И серою ласточкой утро в окно постучится,

И медленный день, как в соломе проснувшийся вол,

На стогнах, шершавых от долгого сна, шевелится.

6. Анализ стихотворения:

— от лица кого идет повествование? Вероятно, это мог быть троянец, который во время боя вдруг вспоминает о Трое, о девичьем доме. Может, это Гектор? Этот герой страдает, потому что он совершил, с его точки зрения, предательство, он предал возлюбленную тем, что оставил ее. Может, Андромаху?

-Как поэт передал состояние героя? Мандельштамовские образы-метафоры (дождь из стрел, смола- слеза) и пространство города как внутреннее состояние героя ( ребра города, кровь и приступ), это неразделенность внешнего и внутреннего миров –свойство поэзии уже 20 века, но при этом возвращающее нас этими новыми приемами в мир Гомера, делая его ощутимым: шершавость, соленость, сухость — и вот ты уже внутри Акрополя и тебе открываются внутренние переживания героя, которые и объяснить до конца невозможно. Трагичность картины ( в отличие от живописи) здесь как раз не в исключительности, а в будничности последней строфы: и хотя гаснет звезда героев прошлого, утро все равно настанет и день, подобно волу, пусть тяжело, но заставит нас подняться.

7. А теперь еще одно стихотворение О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.»

Данное стихотворение напрямую оправляет нас к поэме Гомера, в отличие от предыдущего, называя нам героев (ахейские мужи, Елена) и самого автора поэмы. Но о поэме ли здесь идет речь?

Какой образ в этом стихотворении является центральным? Образ моря. Это море рождает из пены образы Ахейских мужей, пена становится коронами на их головах, это море предлагает увидеть корабли, которые и сосчитать невозможно. Это море заставляет всех куда-то плыть и чего-то искать. Вечное и бесконечное море и вечные образы Гомера. Но в этом стихотворении, как и в предыдущем есть скрытый диалог. Если в первом стихотворении герой говорил со своей возлюбленной, которую он никогда не увидит, то кто с кем говорит здесь? Лирический герой обращается к ахейским мужам, точнее, к Гомеру, но «Гомер молчит». «Кого же слушать мне?» Гомера? Или море? Так что же воплощает море для поэта, если оно «витийствуя, шумит»?

Море — это стихия любви («и море , и Гомер – все движется любовью»), но главное, море – это поэзия как стихия ( стихия-стихи. ) , которая вечна и бесконечна как море, которая как море движется куда-то, но в то же время всегда рядом с нами. И надо услышать эту музыку волн, может, гекзаметра? И тогда появятся корабли…, и все повториться вновь.

Домашнее задание : выучить наизусть стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса»

Источник

Читайте также:  Темперамент у детей дошкольного возраста тесты
Оцените статью