Каким настроением проникнута баллада эолова арфа

Каким настроением проникнута баллада эолова арфа

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

УРОК 8*
«Без Жуковского мы не имели бы Пушкина» [3]

Обучение анализу лирического текста
при изучении стихотворений Жуковского
«Море» и «Эолова арфа».

Работу на уроке
можно организовать в двух (нескольких) группах,
которые будут исследовать стихотворения «Море» и «Эолова арфа» по вопросам и заданиям учителя.

Группа 1. «Море».

— Какие романтические образы-символы встречаются в стихотворении?

— Какими способами поэт рисует образ моря?

— Какой характер придает настроению замедленность поэтических интонаций, множество определений-эпитетов?

— Как ритм стихотворения помогает создать картину моря?

— Какую роль играет в стихотворении звукопись? Какова динамика звукового образа моря?

— Как меняется настроение лирического «я»? Почему ему близко изменчивое состояние моря, его внутренняя жизнь? Что общего между морем и лирическим «я» стихотворения? В чем они различны?

— Найдите в тексте примеры возвышенной лексики. Какой характер они придают описанию?

— Понаблюдайте за поэтическим синтаксисом стихотворения. Какое настроение создает обилие обращений и вопросительных интонаций?

— Какова смысловая роль нерифмованного, белого стиха?

— Как анализ текста помогает понять поэтическую идею стихотворения?

Основные выводы
ученических исследований.

Романтическая элегия Жуковского «Море» создана в 1822 г. В ней романтический образ моря наделен человеческими чертами. Море у поэта живо, оно дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощает в себе образ неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает в себе летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой. Поэт так рисует эту картину:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Даже когда буря утихнет, море лишь внешне приобретет спокойствие. Оно дрожит, боясь, что небо опять могут отнять у него.

Читатель, несомненно, понимает, что «очеловеченный» образ моря несет в себе символический смысл, связанный с романтическим мировосприятием Жуковского. Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря, как и в человеческой душе, скрыта «глубокая тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле море подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Таким образом, море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.

Возвышенный характер тексту придает его длинный, нерифмованный стих с цезурой посредине, торжественные, приподнятые интонации, вопросительные конструкции, обращения, многочисленные слова высокого стиля: лазурное, очарован, смятенной, лоно, сладостной, светозарной, звездáми, подъемлешь и др.

Множество определений-эпитетов (безмолвное, лазурное море, смятенной любовью, тревожною думой, глубокую тайну, необъятное лоно, напряженная грудь, таинственной, сладостной полное жизни, светозарной лазурью, облака золотые и др.) замедляет взгляд человека на мир. Он видит уже не только море и небо вообще, а их характерные, отличительные признаки, роднящие их с человеком и Богом.

Изменения облика моря передаются при помощи звукописных образов. Море, вначале безмолвное, обретает голос. Когда темные тучи отнимают у него ясное небо, голос моря звучит грозно, оно бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие глагольной лексики в этом фрагменте усиливает его динамику, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил.

Небо, подобно Богу, охраняет чистоту душевных устремлений, но темные силы, «тучи», несут смятение, искажают чистый идеал. В земной жизни человека, его мирской суете нет совершенства. Человеку свойственна тяга к красоте и чистоте, он не может жить без идеала. Дух и душа человека, подобно морю, наделены вечным беспокойством, тревогой, потому что отсутствие стремления к Богу, к чистоте и свету делает жизнь человека бессмысленной.

Группа 2. «Эолова арфа».

— Каким настроением проникнута баллада?

— Какие черты стихотворения характерны для жанра баллады?

— Какие слова и выражения характеризуют облик могучего Ордала? Минваны? Арминия?

— Какие нравственные ценности считали главными Ордал и Минвана?

— Каким рисует автор духовный мир влюбленного юноши Арминия?

— В чем основа романтического конфликта баллады?

— Охарактеризуйте особенности романтического пейзажа, его психологическую роль.

— Как отразились в балладе мифологические мотивы?

— Какой характер приобретает в балладе мотив смерти?

— Какова позиция автора в оценке романтической истории любви? Подтвердите свои суждения текстом.

— Какой характер придает повествованию особая форма разностопной восьмистишной строфы?

Основные выводы
ученических исследований.

Баллада «Эолова арфа», как и многие произведения поэта, несет на себе печать его биографии. Она связана с несчастной любовью поэта к Машеньке Протасовой. Черты баллады придает этому произведению острый, напряженный сюжет, связанный с безответной любовью юноши Арминия к дочери могучего царя Ордала Минване.

В основе баллады лежит северная легенда, рассказанная вымышленным шотландским бардом Оссианом. Жуковский рисует мрачный замок царя Ордала (зубчатые стены, лай охотничьих собак, латы, мечи, щиты и шлемы древних рыцарей, звуки их охотничьих рогов) и окружающую замок природу (дубравы, кудрявый кустарник, мрачные скалы, туманы, тусклую луну), что придает балладе Жуковского оссиановский колорит.

Читайте также:  Стресс менеджеров по персоналу

Украшением отцовского замка была красавица Минвана. В ее облике поэт создает романтический портрет прекрасной царевны: «кудри густые. бежали струей золотой»; «приятней денницы задумчивый пламень во взорах сиял»; «потока журчанье — приятность речей; как роза дыханье; душа же прекрасней и прелестей в ней». Минвану искренне полюбил юноша Арминий, и, хотя он был не княжеского рода, девушка душевно ценила его «невинное сердце».

Однако балладе Жуковского свойственны и элегические черты печальной песни о неразделенной любви. Судьба посылает юноше Арминию тяжелые испытания. Он разлучен с возлюбленной Минваной. Его любовь к царской дочери и любовные свидания оказываются запретными, и только нежные звуки арфы, повешенной Арминием на ветку дуба и поющей от дуновения ветра, должны напоминать девушке о судьбе влюбленного певца и их неразделенной любви. Арминий доверяет звукам арфы невысказанные слова любви:

Когда же мой юный,
Убитый печалию, цвет опадет,
О верные струны,
В вас с прежней любовью душа перейдет.
Как прежде, взыграет
Веселие в вас,
И друг мой узнает
Привычный, зовущий к свиданию глас.

Особый колорит создает в балладе ее разностопная, восьмистишная строфа, которая, с одной стороны, придает тексту характер печального повествования, спетого народным средневековым певцом под аккомпанемент нехитрого музыкального инструмента. С другой стороны, разная длина стихотворных строк внутри строфы рождает иллюзию «качающегося» ритма, напоминающего волшебную арфу, колеблющуюся и звучащую от дуновения ветра.

Увы, счастье влюбленных было недолгим. Могучий царь узнал о любви дочери к незнатному избраннику и удалил его из окрестностей замка.

Лишь однажды Минвана, сидя под деревом, услышала далекий привет, присланный ей Арминием:

И что-то шатнуло
Без ветра листы;
И что-то прильнуло
К струнам, невидимо слетев с высоты.

Это стало началом ее увядания. Утомленная разлукой с любимым, она каждый вечер ходит на холм и молит «милые струны» играть для нее. Но, к сожалению, ее «час недалек»: «И нет уж Минваны. »

Однако возлюбленные обрели единение в ином, нереальном, может быть, загробном мире. Поэтому стихотворение заканчивается на грустной, но не безнадежной ноте. Любовь сильнее смерти. В мире теней дана возможность соединиться тем, кто был разлучен в реальной жизни:

Две видятся тени:
Слиявшись, летят
К знакомой им сени.
И дуб шевелится, и струны звучат.

Таким образом, в балладе Жуковского находят свое место размышления о вечных ценностях, важнейшей из которых является любовь. Жестокость и властолюбие не в силах уничтожить союз влюбленных сердец, их верность друг другу сохраняется даже за чертой жизни.

Итог урока.

Значение творчества Жуковского для русской поэзии огромно. Оно заключается в умении поэта раскрывать тонкости внутреннего мира человека, глубину и подлинность его эмоциональных переживаний, сложность испытываемых чувств и настроений. Новаторская черта лирики Жуковского — изображение лирического пейзажа, который не столько рисует романтический образ природы, сколько отражает движения души, ее тонкую внутреннюю организацию.

Многие образы и настроения Жуковского, неясные очертания его романтического мира по-своему преломились на рубеже XIX—ХХ вв. в лирике русских символистов, которые искали нужные слова для передачи неясных, таинственных миров человеческой души.

Роль Жуковского в истории русской литературы высоко оценил В. Г. Белинский: «Жуковский — этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии. вот его великое дело, его великий подвиг. »

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина: Статья вторая // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 3. — С. 292. (вернуться)

Источник

Анализ стихотворения «Эолова арфа» Василия Жуковского

Баллада «Эолова арфа» была написана в 1814 году. Стихотворение относится к «долбинскому» периоду, когда поэт В.А. Жуковский испытывал сильные любовные переживания. В конце 1814 года им было написано множество произведений с романтическим сюжетом.

Главная героиня стихотворения — девушка Минвана, которая является дочерью властителя Морвены. Ее добиваются многие воины, но сердце Минваны принадлежит певцу Арминию. Однако певец понимает, что им никогда не быть вместе из-за разницы в социальном положении. Влюбленные встречаются тайно, но знают, что рано или поздно им придется расстаться.

Арминий привязывает к дереву арфу и обещает любимой, что после смерти превратится в ветер и будет напоминать ей о себе звуком инструмента.

Через некоторое время отец Минваны — Ордал узнает о тайном женихе дочери и приказывает изгнать Арминия. Через несколько лет девушка приходит к дереву и слышит приятную мелодию арфы. В этот момент она понимает, что ее любимый больше не принадлежит миру живых. Минвана мучается от тоски и вскоре погибает. В конце произведения автор дарует влюбленным возможность встретиться на небесах.

Произведение написано в резкой тональности и раскрывает тему «запрещенной любви». Обстановка, в которой происходят действия героев, отличается от «русско-народной». В стихотворении четко прослеживается североевропейский пейзаж.

К примеру строки словосочетания «зубчатые стены замка», «озеро воды», «висели рядами их шлемы», а также имена героев демонстрируют средневековой колорит. Считается, что во всей балладе прослеживается влияние оссиановского течения.

Чтобы показать читателям неразрывную связь душ влюбленных, автор дает им созвучные имена — Минвана, Арминий. Основной текст стихотворения описывает свидания пары. Его можно сопоставить с диалогом Ромео и Джульетты.

Чтобы изобразить средневековье, в тексте используют неправильный порядок слов, устаревшую речь, перемещение ударений.

Читайте также:  Она не знает что такое быть без настроения

В произведении символом любви является арфа, подвешенная на дереве. Этот жест имеет схожесть со стихотворением И.И. Дмитриева «К Лире».

Критики заметили, что в балладе используется своеобразная рифма. К примеру, в одной строфе идет чередование четырехстопного и двустопного амфибрахия. Такое построение предложений и рифм деформирует структуру произведения, что приводит к преобразованию баллады в лирическое стихотворение с человечным содержанием.

Дополнительно можно выделить перекрестную рифму, где чередуются женские и мужские окончания.

Источник

Жанр баллады в творчестве Жуковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

В. А. Жуковский считается родоначальником романтизма в русской литературе. Его творчество – ранний этап романтизма в России, который может быть назван преромантическим. Литературовед А. Н. Веселовский пишет о том, что Жуковского, романтика и германофила, французская романтическая школа его не коснулась. А сам он говорил о себе как о родителе «на Руси немецкого романтизма» и поэтическом дядьке «чертей и ведьм немецких» [Веселовский 1999].

Содержание

Общая характеристика баллад В. А. Жуковского…………………3
Анализ баллады «Людмила»………………………………………. 7
Анализ баллады «Ивиковы журавли»…. 11
Анализ баллады «Эолова арфа»…………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Жанр баллады в творчестве Жуковского.doc

Царь Всевышний правосуден;

Твой услышал стон Творец;

Час твой бил, настал конец.

А значит смерть Людмилы не божественное наказание за ропот на создателя, а результат исполнения собственного желания Людмилы. Ропот на Бога Жуковский считал недопустимым, потому что горячо верил, что от него может быть только доброе.

Таковы светлый идеализм и оптимистическое настроение, которые не покидали Жуковского всю его жизнь и которые придавали ему сил для сопротивления тяжелым ударам судьбы.

III. Анализ баллады «Ивиковы журавли»

Написанная в 1813 году баллада «Ивиковы журавли» является переводом баллады Шиллера, а та в свою очередь – переложением знаменитой античной легенды. Согласно которой странствующий древнегреческий певец Ивик, живший в VI веке до нашей эры в Южной Италии, был убит разбойниками по дороге на общегреческий праздник – состязание. По преданию, убийство было раскрыто благодаря появлению свидетелей – журавлей.

Для легенды, которая дошла до нас, характерна идея неотвратимого возмездия. Шиллер ввел новый мотив – убийца невольно выдает себя под впечатлением искусства, глубоко воздействующего на человеческую душу.
Жуковский устранил важную для первоисточника психологическую мотивировку, но зато усилил идею мощного воздействия искусства на человека. У Шиллера убийца разоблачает себя при виде журавлей, тогда как у Жуковского – услышав приближение птиц. Начало баллады Жуковского обычно, почти повседневно:

На Посейдонов пир веселый.
Куда стекались чады Гелы
Зреть бег коней и бой певцов,
Шел Ивик, скромный друг богов.

Рано или поздно, по убеждению Жуковского, гуманность предъявит свой строгий счет, тайное становится явным, и всем воздастся по заслугам. Таков общий благой и мудрый закон, управляющий миром. Всевидящая судьба всегда защищает невинных. Древнегреческий певец Ивик убежден, что жизнь разумна, что законы Зевса святы и нарушивший их будет наказан. И хотя убийство Ивика свершилось без свидетелей, наказание все же настигло преступников.

И бледен, трепетен, смятенный,
Внезапной речью обличенный,
Исторгнут из толпы злодей:
Перед седалище судей
Он привлечен с своим клевретом;
Смущенный вид, склоненный взор
И тщетный плач был их ответом;
И смерть была им приговор.

Наперекор жестокому веку В. А. Жуковский в балладах строит свою особую Вселенную, где все совершается по справедливости, как в сказке. И если зло неотвратимо, как в сюжете баллады «Ивиковы журавли», то, по крайней мере, оно будет наказано. А следовательно в поэтическом мире В. А. Жуковского царит принцип высокой человечности.

Блажен, кто незнаком с виною.
Кто чист младенчески душою!
Мы не дерзнем ему вослед;
Ему чужда дорога бед.
Но вам, убийцы, горе, горе!
Как тень, за вами всюду мы,
С грозою мщения во взоре.
Ужасные созданья тьмы.

Подводя итог отметим, вслед за Г. А. Гуковским [Гуковский 1965], что если у Шиллера « Ивиковы журавли » – это сложное историко-философское и эстетическое построение на темы об античном мироощущении, о роке религии древних и об очищающем назначении искусства, то у Жуковского это баллада о том, что «бог правду видит» и что порок наказывается.

IV. Анализ баллады «Эолова арфа»

Среди баллад на средневековые темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест занимает «Эолова арфа», созданная в 1814 году.

В ней трагедия запрещенной любви облечена в формы «оссиановской» поэзии. По словам исследовательницы И. М. Семенко, атмосферу оссианизма создают имена и названия: Ордал, Минвана, Морвена (последнее – название страны в одной из «Песен Оссиана» Макферсона) [Семенко 1975]. Имя героя – Арминий — вызывает ассоциации с германской древностью. Жуковский с подлинным вдохновением совмещает «средневековую» сумрачную таинственность и лирическое волнение, нежность, музыкальность.

«Эолова арфа» – это произведение лирического характера, но с выраженным сюжетным началом. В балладе преобладают описания героя и героини. Важным для автора является раскрытие их психологизма. Любовь бедного певца Арминия и Минваны, дочери короля, беззащитна перед внешними, земными силами. Эта беззащитность прекрасного чувства выражена в трогательно-бесхитростном, при всем своем оссианизме, сюжете, хотя действие несколько статично.

Первая часть баллады, описывающая Ордала, его замок, его дочь Минвану, полна ярких красок и веселья:

В жилище Ордала

Веселость из ближних и дальних краев

И убраны были чертоги пиров

И в память отцам

Их шлемы, кольчуги, щиты по стенам.

В описании Минваны использованы традиционные идеализированные образы красоты и юности:

Читайте также:  Затянувшаяся депрессия как общаться с человеком которому душевное состояние очень плохое

Красой озаряла родительский дом;

Как зыби тумана,

Зарею златимы над свежим холмом,

Так кудри густые

С главы молодой

На перси младые,

Вияся, бежали струей золотой.

Мы видим, что портрет Минваны весь соткан из лирических сравнений, в его создании использованы краткие и отвлеченные, но в то же время эмоционально впечатляющие детали. Здесь нет ничего, зависящего от национальности, местности, картина выражает романтическую идею автора.

Основную часть повествования составляет сцена свидания влюбленных под покровом ночи, и их диалог, некоторыми чертами напоминающий диалог Ромео и Джульетты в трагедии Шекспира. Этот «дуэт» очень музыкален, благодаря богатой строфике и рифмовке. Иллюзия пения усиливает эмоциональность сцены.

Но в момент, когда речь идет о встрече влюбленных, в повествование проникают уныние и тоска. Смысл баллады можно увидеть с том, что любовь по самой своей природе трагична, так как чем она сильнее, тем сильнее противодействие враждебных сил. Еще ничего не случилось, а певец Арминий исполнен пророческой тревоги. К бедному певцу приходит предчувствие надвигающейся беды, он словно знает, что эта встреча последняя для них: он привязывает арфу к ветвям дуба в «залог прекрасных минувшего дней». Душой предвидит трагическое завершение их свиданий. Ненадежность мига их встречи выражена в словах: «Кто скажет, что радость навек не умчится с грядущей зарей!» Но героиня не желает расстаться с ним, задерживает его — в этом тоже своеобразное предчувствие, которому она не отдает отчета. Атмосфера трагизма нагнетается далее:

Умолк — и с прелестной

Задумчивых долго очей не сводил…

Как бы неизвестный

В нем голос: навеки прости! говорил…

Арминий не ушел, а «как призрак пропал». Больше герой не пришел к возлюбленной, его предчувствие оказалось верно. Свидание влюбленных действительно оказалось последним.

Обстоятельства жизни героев почти не интересуют автора. Например, изгнание Арминия он изображает с предельной краткостью: «Молва о свиданье достигла отца. И мчит уж в изгнанье ладья через море младого певца». О смерти героини сказано еще короче: «И нет уж Минваны…» Даже используя сюжет, построенный на социальном неравенстве любящей пары, поэт подчеркивает это неравенство лишь потому, что она усиливает неудовлетворенность жизнью, возвышенность и глубину переживания влюбленных. В своем изображении он целиком сосредоточивается на душевных переживаниях героев – на их возвышенной, нежной и чистой любви, совершенно чуждой житейских интересов окружающей среды.

Пейзаж баллады служит не столько выяснению места, времени и обстоятельств действия, сколько выражению лирических переживаний героев и самого автора, средством создания романтического настроения для предстоящего последнего свидания.

Прием повторении я пейзажных деталей играет в данном произведении большую роль. В каждой пейзажной зарисовке присутствует слово «холм», в описании самой героини «густые кудри» сравниваются с туманом над холмом. Этот образ, как нам кажется, упомянут не случайно несколько раз. Холм – некая возвышенность, так же возвышены и влюбленные над этим миром, и после смерти они совершают полет, возвышаются над землей. В первой строфе холмам сопутствует эпитет «злачные», описание связано здесь с замком Ордала, поэтому холмы представляются с негативной окраской. Свидания Арминия и Минваны на холме под дубом происходили в тайне от владыки Морвены, узнав об этих встречах, Ордал приходит в гнев. При описании же встречи возлюбленных холм приобретает иное, светлое звучание:

На холме, где чистым

Потоком источник бежал из кустов,

Под дубом ветвистым –

Свидетелем тайных свиданья часов –

И в страхе таила дыханье она…

Эта яркая картина словно готовит читателя к невероятному событию в жизни героини, когда душа возлюбленного вернулась к ней.

Говоря о своей смерти, Арминий употребляет метафору «цвет опадет», это говорит о его принадлежности к природе, тождественность с цветами. В финале подобное говорит о себе Минвана: «уж клонится юный главой недоцветшей ко праху цветок». А значит, автору важно подчеркнуть, что их души созвучны друг другу.

Мотивы уныния и тоски проходят через все произведение, так же как и в балладе «Ахилл» здесь много восклицаний и вопросов. Борьба бедного певца с обстоятельствами выражается в звуках играющей арфы, куда перешла душа героя, доказав возлюбленной, «что прежние муки: превратности страх, томленье разлуки, все с трепетной жизнью он бросил во прах». Звучание арфы виртуозно передано в переходах звуков и в сдержанной, приглушенной, но настойчивой эмоции:

Минвана у древа. душой вдалеке.

И тихо всё было.

Вдруг. к пламенной что-то коснулось щеке;

И что-то шатнуло

Без ветра листы;

И что-то прильнуло

К струнам, невидимо слетев с высоты.

И вдруг. из молчанья

Поднялся протяжно задумчивый звон;

Играющей в листьях прохлады был он.

В ней сердце смутилось:

То друга привет!

Земля опустела, и милого нет…

Но эти внешние изменения не влияют на чувства героя, внутренне он остается верным своей возлюбленной. Звук арфы, с одной стороны, стал для героини символом того, что ее надежда на встречу с милым в этой жизни не оправдалась, но, с другой стороны, в ней рождается уверенность в любви Арминия к ней и надежда на встречу в другом мире. Осознание смерти возлюбленного тяжело для героини, оно влечет за собой тяжкие муки, но ее существование приобретает цель: «мечтала о милом, о свете другом, где все без разлуки, где все не на час».

В финале — воссоединение любящих душ, воплощение мечты. Герои приобретают новые способности, они окрыляются любовью. Снова образ холмов сопровождает героев.

Источник

Оцените статью