Каким настроением проникнут финал повести

Каким настроением проникнут финал рассказа «Гранатовый браслет»?

Вера, горячо любившая в юности, выйдя замуж и проживши несколько лет в браке, в глубине своего сердца понимает, что прежние пылкость и страсть прошли беззаветно. Остались только благодарность за верность и сладкое воспоминание о том прекрасном чувстве, которое они испытывали друг к другу. Она должна быть хорошей, любящей и верной женой. Она всей душой хотела родить ребенка, но эта радость не приходила. Маленький бы укрепил их семью, наполнил смыслом совместную жизнь, которая теперь стала скучной и рутинной. Только отдых на даче и веселая, жизнерадостная сестра Анна немного ее развлекают, уводя от негативных мыслей.

У княгини есть тайна, которую она поведала самим близким. Вот уже семь лет ее любит какой-то небогатый чиновник, пишет ей письма и питает надежду, что она ему ответит. Женщину развлекает

такое внимание незнакомого человека, можно сказать, что это даже ей нравится. Но как преданная жена, она не может это таить в себе и делится своими впечатлениями с супругом.

Василий Львович, занятый делами по службе, полностью доверяет жене и не обращает на данное событие особого внимания. Он даже развлекает гостей рассказами о тайном воздыхателе супруги, его это и самого забавляет. Возможно, что все продолжалось бы и дальше, муж, по-видимому, не вмешивался бы, но Николай Николаевич усугубляет положение, назвавши такие действия незнакомца порочными по отношению к его сестре и почтенной замужней даме.

Последней каплей стал подарок ‒ браслет с гранатовыми камнями.

Людям из высшего общества и со связями, найти возлюбленного не составило труда, да и он признал свою вину. Был испуган и подавлен, но все же в его душе еще теплилась малость надежды на ответную любовь той единственной. Но и она угасла после телефонного разговора.

Жизнь для Желткова потеряла смысл. Так долго добивался взаимности, хотя бы капельку любви и понимания, но все безуспешно, его не хотят даже знать. И выход из этого положения только один ‒смерть. Но как раз она приближает к нему княгиню. Она страдает, виня себя в смерти невинного человека.

А увидев его, молодая женщина ловит себя на мысли, что и он ей не безразличен. Она остается наедине с усопшим, целует его в лоб и кладет под голову розу. Вера даже исполнила его посмертное желание ‒ послушала сонату Бетховена, в звуках которой услышала его слова. Они ее успокоили и заверили в том, что он ее простил. Любил ли он ее, как простую смертную или же как свое воображение? Каждый имеет право на свое мнение…

Госпожа же вскоре забудет об этом инциденте.

Источник

Урок по литературе «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Урок по литературе

« Тема любви в рассказе А.И. Куприна « Гранатовый браслет »

поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви; понять, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе А.И. Куприна « Гранатовый браслет »;

развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся;

воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок-беседа.

Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ произведения, защита проекта, межпредметные связи (литературы, информатики, живопись, музыки).
Оборудование: медиапроектор, рисунки учащихся, музыка (Л. Ван Бетховена “Соната №2.”, Ричард Клайдерман “Лунная соната”, Е. Мартынова “Лебединая верность”)

Используемые ЦОР: мультимедийная презентация

1. Оргмомент. 1 мин.

2.Сообщение темы и целей урока. 4 мин.
На доске – портрет А. И. Куприна, слова писателя “Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я ”. ( слайд 2)


Учитель. Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди.
И если вы обратите внимание на высказывания поэтов и писателей, на репродукции картин художников, на музыку и даже на ваше собственное творчество, то поймете, что каждый отвечает на вопрос о любви по-своему. Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Р. Рождественского. (слайд 3)

Звучит мелодия Бетховена в исполнении Ричарда Клайдермана “Лунная соната”.


Любовь, любовь – загадочное чувство,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть ты лишь воспоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Учитель . Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо.
У Куприна своё мнение о любви. И наша с вами сегодня цель выяснить, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе « Гранатовый браслет ».

3 . Словарная работа. 2 мин.

Учитель : — Что же такое любовь? (мнения учащихся) (слайд 4)

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Сам же Куприн так говорил о любви: это «чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования».

Действительно, любовь – это загадочное чувство. Но что же значит талант любви?

Работа со словарем : талант – (из словаря Ожегова)- 1. выдающиеся, врожденные качества, особые природные способности. 2. человек, обладающий такими качествами, способностями.

Итак, талант любви – это способность любить, умение любить, чем и обладал главный герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет» — Георгий Желтков.

4. Основная часть .

1) Викторина 5 мин ( слайд 5-12)

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)

2. Как зовут главную героиню? (княгиня вера Шеина)

3. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)

4. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)

5. Его должность ? (предводитель дворянства)

6. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)

7. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)

8. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплете»)

9. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков)

10. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (точно кровь)

11. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист)

12. О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (о княгине вере)

13. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)

14. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена)

15. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…» (генерал Аносов)

16. Кому принадлежат следующие слова: « А где же любовь- то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» (генералу Аносову)

2) Сюжет рассказа. 1 мин

Вот такая любовь, о которой говорил генерал Аносов овладела душой бедного чиновника Желткова. Ему нужна была только она одна – Вера Николаевна Шеина.

А теперь попробуем емко передать сюжет рассказа. (рассказывает учащийся)

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.

3) Прототипы рассказа. 2 мин. ( слайд 13)

В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя. Л.Любимова.

Отрывок из воспоминаний Л.Любимова:

« В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось – Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе ( у Куприна князь Шеин в шутку решает, что их может только писать какой- нибудь телеграфист. Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. . Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя с «недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же , опять- таки купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно. «

Л.Любимов На чужбине. 1963г.


4) Аналитическая беседа сопоставительного характера. 1 мин

Читайте также:  Как оградить ребенка от стресса

А.И.Куприн услышал эту историю в семье высокопоставленного чиновника Любимова.

— Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? ( Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что «маленький человек» способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее)

— Какие социальные преграды ( и только ли они?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение – княгиня – мелкий чиновник (телеграфист); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью, Вера Николаевна выросла и воспитана в совершенно другом мире – светское общество, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

5) Диалог по рассказу «Гранатовый браслет» 1 мин

Рассказ «Гранатовый браслет» — не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

Именины Веры Николаевны 9 мин

— С чего начинается рассказ (описание природы) ( слайд 14-15)

— Почитайте по тексту описание природы

— Какое настроение создает природа (Грусть, печаль, ожидание чего-то трагического)

В начальных главах мы знакомимся с женщиной, которую обоготворял, обожествлял Желтков.(иллюстрация)

— Как рисует Куприн главную героиню рассказа В.Н.Шеину? ( Слайд 16)

-имеет титул княгини и положение в обществе;

-царственно спокойна и равнодушна;

— но старается помогать мужу «сводить концы с концами»;

-соблюдая приличия, приходится экономить, т.к. жили выше средств;

-нежно любит младшую сестру;

-деликатный , самоотверженный человек;

— преданный друг мужа

— по-детски ласкова с дедушкой генералом Аносовым.

Запишите в тетрадь основные характеристики Веры.

Именно ей присылал письма влюбленный Желтков.

17 сентября – именины Вера, Надежда , Любовь. В этот день Вера праздновала именины. В ее дом собрались гости. Сколько ? (13)

— Что этим хотел показать автор? (Вера была суеверна. Ожидание трагедии)

— Чем занимается высшее общество? (Гости безобидно развлекаются: играют в карты, слушают пение светского шалопая и кутилы Васючка, потешаются над выдумками князя Шеина. ) ( слайд 17)

— Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? (смеются, издеваются, послания его- повод для шуток)

Какой можно сделать вывод о высшем обществе? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом) – запись в тетрадь.

— Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?

По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного»

— Какие подарки получила Вера в этот день именин 17 сентября? ( слайд 10)

Княгиня получает дорогие, с любовью выбранные подарки:

От мужа – «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин»

От сестры- «маленькую записную книжечку в удивительном переплете»

От поклонника Желткова – гранатовый браслет. Запишите в тетрадь

— Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность? (Слайд 18)

Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.

— С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты? ( с кровью) В повести «Олеся» вспомните – коралловые бусы, которые подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание – символ любви.

Гранаты – горят как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было – фамильную драгоценность

— Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? ( включ. мелодию песни «Радовать»)

Браслет для него – не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли» . Запишите в тетрадь ответ на вопрос

Проанализируем символику деталей

— Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась, для мужа – это повод для насмешек, брат Веры- негодует, проявляет презрение к человеку низшего круга, Аносов – говорит, что мимо Веры прошла настоящая любовь)

Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов?

Это друг покойного отца Веры и Анны генерал Аносов, которого они называли дедушкой. Он производит впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил русскими мужицкими чертами: «добродушно- веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой».

— Как Аносов относится к любви? («Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого- то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»)

Учитель :Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви ,ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость».

Учитель :Да, действительно , мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь , которая не понятна ни мужу Веры, ни ее брату. Они никогда не испытывали такого искреннего, всепоглощающего чувства. Любовь Желткова для них – повод для насмешек и негодования.

Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. 5 мин. Кульминация.

Работа с текстом ( чтение эпизода)

Брат Веры Николаевны решает раз и навсегда проучить Ромео и вместе с мужем Веры Николаевны отправляется в жалкую каморку Желткова. Здесь мы впервые видим самого Желткова. (10 глава)

— Почему автор дал своему герою имя Георгий? (Имя Георгий обозначает – Победоносец. Желтков из Победоносцев. Куприн нарисовал маленького , но великого человека.)

-Каким нам представляет Куприн своего героя? ( слайд 20)

Длинные пушистые мягкие волосы;

Худые , нервные пальцы;

Коричневый, короткий пиджачок;

Упрямый, детский подбородок с ямочкой посередине;

Запишите характеристики Желткова в тетрадь

Почему именно автор говорит пиджачок, а не пиджак, неужели он хочет показать презрение к герою? (Скорее всего нет, Куприн хочет показать незащищенность, уязвимость Желткова, может быть даже ранимость)

— как ведут себя герои? Муж Веры? (молчит)

— Как ведет себя брат Веры? ( высокомерно, грубо, говорит с легкой наглостью, срывается на крик)

— Как ведет себя сначала Желков? (Тушуется, нервничает, то расстегивает пуговицы пиджака, то застегивает, то краснеет, то неловко кланяется, задыхался.)

— Но как только было затронуто его человеческое достоинство, когда Тугановский сказал, чтобы он прекратил преследование Веры Николаевны, а то они будут намерены обратится к властям. Как изменилось поведение Желткова?

Ж. рассмеялся, положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана и перестал видеть и слышать Тугановского , а обращался лишь к мужу Веры.Почему? (Нормально мыслящий человек понимает, что только муж имеет право на ревность)

— Что говорит Желтков Василию Львовичу? (чтение) (Действительно, Желтков любит Веру, он смог доказать В.Л. свои чувства)

— Какие выводы делает В.Л.? (чтение) Действительно, он понимает , может быть впервые искренность чувств, сочувствует и сострадает бедному Желткову. Он предчувствует трагедию.

Чтение эпизода (Слайд 21)

Даже князь Шеин, который бы , как казалось бы, как муж Веры , имеет более права на негодование, «глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством» в лицо Желткова и произнес слова, свидетельствующие о чуткости и благородстве его души: «…разве виноват Желтков в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души»

— Какие вывода делает В.Л. ? (Ж.- великий человек, В.Л. убеждается в искренности чувств Ж., он предчувствует трагический финал.)

10 глава, а именно посещение Ж. братом и мужем Веры – это в композиционном плане пик событий, а значит – кульминация.

Трагический финал. 8 мин

Развязка наступила скоро, а именно – трагический финал (обращение к плану урока)- смерть Желткова. Он и не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. Песня « Я не знал, что любовь может быть жестокой» (Билан Д.)

Трагедия случилась, но прежде было написано последнее письмо. Чтение письма .( чтение) (Слайд 22)

-Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова?

Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.

— Прочитаем эпизод прощания Веры с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Слайд 23)

( 12 глава) Она поняла, что Желтков – великий человек. Именно Ж. выпал талант любви.

— Каким настроением проникнут финал рассказа?

Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка.

— Вторая соната Бетховена. Почему Желтков заставил любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

Музыка «Вторая соната»Бетховена ( Слайд 24). Под ее звуки читаю то место в главе, где писатель передает слагающиеся в сознании Веры под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения

— В чем, на ваш взгляд состоит любовь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

— Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну? ( возвышенная, красивая, иногда взаимная, но и часто безответная, трагический финал)

Читайте также:  Как чувствуется нарушение сердечного ритма

7. Рефлексия (Слайд 26)

Что дал нам сегодняшний урок?

Какие выводы мы сделаем для себя?

Что помог понять , осознать урок?

1)Дома вы напишите мини-сочинение «Мои мысли о рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

10. Итог урока. 1 мин

Итак , наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками. (выставление оценок). Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн — мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь – прекрасное , облагораживающее чувство. (Слайд 28)

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…. ( Мольер)

Звучит песня в исполнении Е.Мартынова » Лебединая верность»

Урок по литературе

«Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Дата проведения: 20 марта 2014года.
Цели урока:
Познавательные:

・ поговорить о великой и вечной духовной ценности человека – любви; понять, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»;

・ развивать умение мыслить, анализировать; обогатить словарный запас учащихся;

・ воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок-беседа.
Методические приемы: групповая форма работы детей, чтение и анализ произведения, защита проекта, межпредметные связи (литературы, информатики, живопись, музыки).
Оборудование: медиапроектор, рисунки учащихся, музыка (Л. Ван Бетховена “Соната №2.”, Ричард Клайдерман “Лунная соната”, Е. Мартынова “Лебединая верность”).
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация.

2.Сообщение темы и целей урока.
На доске – портрет А. И. Куприна, слова писателя “Любовь — это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я ”. ( слайд 2)
Учитель.
Сегодня мы посвящаем наш урок любви. Что такое любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. И если вы обратите внимание на высказывания поэтов и писателей, на репродукции картин художников, на музыку и даже на ваше собственное творчество, то поймете, что каждый отвечает на вопрос о любви по-своему. Одним из примеров размышления о любви является стихотворение Р. Рождественского. (слайд 3)

Звучит мелодия Бетховена в исполнении Ричарда Клайдермана “Лунная соната”.
Любовь, любовь – загадочное чувство,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть ты лишь воспоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Учитель . Любовь – высшее человеческое чувство. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо. У Куприна своё мнение о любви. И наша с вами сегодня цель выяснить, как писатель изображает влияние любви на человека в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель: — Что же такое любовь? (мнения учащихся) (слайд 4)

На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Сам же Куприн так говорил о любви: это «чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования».

Действительно, любовь – это загадочное чувство. Но что же значит талант любви?

Работа со словарем : талант – (из словаря Ожегова)- 1. выдающиеся, врожденные качества, особые природные способности. 2. человек, обладающий такими качествами, способностями.

Итак, талант любви – это способность любить, умение любить, чем и обладал главный герой рассказа Куприна «Гранатовый браслет» — Георгий Желтков.

4. Основная часть.

1) Викторина ( слайд 5-12)

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ «Гранатовый браслет» и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (осень, сентябрь)

2. Как зовут главную героиню? (княгиня вера Шеина)

3. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе)

4. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович)

5. Его должность ? (предводитель дворянства)

6. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября)

7. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы)

8. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в «удивительном переплете»)

9. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков)

10. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (точно кровь)

11. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист)

12. О ком Куприн писал: «…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…» (о княгине вере)

13. О ком пишет Куприн: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти»? (о Желткове)

14. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена)

15. Чей это портрет? «Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…» (генерал Аносов)

16. Кому принадлежат следующие слова: « А где же любовь- то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? … такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» (генералу Аносову)

2) Сюжет рассказа.

Вот такая любовь, о которой говорил генерал Аносов овладела душой бедного чиновника Желткова. Ему нужна была только она одна – Вера Николаевна Шеина.

А теперь попробуем емко передать сюжет рассказа. (рассказывает учащийся)

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он готов уничтожить «плебея», осмелившегося оказать знаки внимания потомственной дворянке. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей.

3) Прототипы рассказа. ( слайд 13)

В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя. Л.Любимова.

Отрывок из воспоминаний Л.Любимова:

« В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось – Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе ( у Куприна князь Шеин в шутку решает, что их может только писать какой- нибудь телеграфист. Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. . Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя с «недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же , опять- таки купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно. «

Л.Любимов На чужбине. 1963г.
4)
Аналитическая беседа сопоставительного характера.

А.И.Куприн услышал эту историю в семье высокопоставленного чиновника Любимова.

— Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? ( Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что «маленький человек» способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее)

— Какие социальные преграды ( и только ли они?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? (различное социальное положение – княгиня – мелкий чиновник (телеграфист); Вера Николаевна замужем, поэтому не может ответить Желткову взаимностью, Вера Николаевна выросла и воспитана в совершенно другом мире – светское общество, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)

5) Диалог по рассказу «Гранатовый браслет»

Рассказ «Гранатовый браслет» — не просто о любви, а о такой любви, которая «никогда не пройдет и не забудется», ради которой жертвуют жизнью. Недаром К.Паустовский назвал «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных» рассказов о любви.

Именины Веры Николаевны

— С чего начинается рассказ (описание природы) ( слайд 14-15)

— Почитайте по тексту описание природы

— Какое настроение создает природа (Грусть, печаль, ожидание чего-то трагического)

В начальных главах мы знакомимся с женщиной, которую обоготворял, обожествлял Желтков.(иллюстрация)

— Как рисует Куприн главную героиню рассказа В.Н.Шеину? ( Слайд 16)

-имеет титул княгини и положение в обществе;

-царственно спокойна и равнодушна;

— но старается помогать мужу «сводить концы с концами»;

-соблюдая приличия, приходится экономить, т.к. жили выше средств;

-нежно любит младшую сестру;

-деликатный , самоотверженный человек;

— преданный друг мужа

— по-детски ласкова с дедушкой генералом Аносовым.

Читайте также:  Пречистая дево ты радость

Запишите в тетрадь основные характеристики Веры.

Именно ей присылал письма влюбленный Желтков.

17 сентября – именины Вера, Надежда , Любовь. В этот день Вера праздновала именины. В ее дом собрались гости. Сколько ? (13)

— Что этим хотел показать автор? (Вера была суеверна. Ожидание трагедии)

— Чем занимается высшее общество? (Гости безобидно развлекаются: играют в карты, слушают пение светского шалопая и кутилы Васючка, потешаются над выдумками князя Шеина. ) ( слайд 17)

— Как относятся к посланиям Желткова в семье князей? (смеются, издеваются, послания его- повод для шуток)

Какой можно сделать вывод о высшем обществе? (высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения, гордятся своим социальным статусом) – запись в тетрадь.

— Что ждет от именин Вера Николаевна и что происходит в этот день?

По словам Куприна, «Вера Николаевна Шеина всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо- чудесного»

— Какие подарки получила Вера в этот день именин 17 сентября?

Княгиня получает дорогие, с любовью выбранные подарки:

От мужа – «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин»

От сестры- «маленькую записную книжечку в удивительном переплете»

От поклонника Желткова – гранатовый браслет. Запишите в тетрадь

— Как на фоне дорогих подарков выглядел подарок Желткова? В чем его ценность? (Слайд 18)

Подарок Желткова – «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами», браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо – красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями.

— С чем сравнивает Вера густо- красные гранаты? ( с кровью) В повести «Олеся» вспомните – коралловые бусы, которые подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание – символ любви.

Гранаты – горят как пылающее любовью сердце Желткова. Ведь он подарил самое дорогое, что у него было – фамильную драгоценность

— Что значит гранатовый браслет для самого Желткова?

Браслет для него – не только символ благоговейной, бесконечной и безнадежной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом пишет Желтков в письме: « По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойства сообщать дар предвидения носящим женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли» . Запишите в тетрадь ответ на вопрос

Проанализируем символику деталей

— Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась, для мужа – это повод для насмешек, брат Веры- негодует, проявляет презрение к человеку низшего круга, Аносов – говорит, что мимо Веры прошла настоящая любовь)

Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов?

Это друг покойного отца Веры и Анны генерал Аносов, которого они называли дедушкой. Он производит впечатление человека простого, но благородного, а главное – мудрого. Его Куприн наделил русскими мужицкими чертами: «добродушно- веселым взглядом на жизнь», «бесхитростной, наивной верой».

— Как Аносов относится к любви? («Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого- то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»)

Учитель :Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви ,ради которой, по словам Аносова, «совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения – вовсе не труд, а одна радость».

Учитель :Да, действительно , мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь , которая не понятна ни мужу Веры, ни ее брату. Они никогда не испытывали такого искреннего, всепоглощающего чувства. Любовь Желткова для них – повод для насмешек и негодования.

Эпизод посещения Желткова мужем и братом Веры Николаевны. Кульминация.

Работа с текстом ( чтение эпизода)

Брат Веры Николаевны решает раз и навсегда проучить Ромео и вместе с мужем Веры Николаевны отправляется в жалкую каморку Желткова. Здесь мы впервые видим самого Желткова. (10 глава)

— Почему автор дал своему герою имя Георгий? (Имя Георгий обозначает – Победоносец. Желтков из Победоносцев. Куприн нарисовал маленького , но великого человека.)

-Каким нам представляет Куприн своего героя? ( слайд 20)

Длинные пушистые мягкие волосы;

Худые , нервные пальцы;

Коричневый, короткий пиджачок;

Упрямый, детский подбородок с ямочкой посередине;

Запишите характеристики Желткова в тетрадь

Почему именно автор говорит пиджачок, а не пиджак, неужели он хочет показать презрение к герою? (Скорее всего нет, Куприн хочет показать незащищенность, уязвимость Желткова, может быть даже ранимость)

— как ведут себя герои? Муж Веры? (молчит)

— Как ведет себя брат Веры? ( высокомерно, грубо, говорит с легкой наглостью, срывается на крик)

— Как ведет себя сначала Желков? (Тушуется, нервничает, то расстегивает пуговицы пиджака, то застегивает, то краснеет, то неловко кланяется, задыхался.)

— Но как только было затронуто его человеческое достоинство, когда Тугановский сказал, чтобы он прекратил преследование Веры Николаевны, а то они будут намерены обратится к властям. Как изменилось поведение Желткова?

Ж. рассмеялся, положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана и перестал видеть и слышать Тугановского , а обращался лишь к мужу Веры.Почему? (Нормально мыслящий человек понимает, что только муж имеет право на ревность)

— Что говорит Желтков Василию Львовичу? (чтение) (Действительно, Желтков любит Веру, он смог доказать В.Л. свои чувства)

— Какие выводы делает В.Л.? (чтение) Действительно, он понимает , может быть впервые искренность чувств, сочувствует и сострадает бедному Желткову. Он предчувствует трагедию.

Чтение эпизода (Слайд 21)

Даже князь Шеин, который бы , как казалось бы, как муж Веры , имеет более права на негодование, «глядел с недоумением и жадным, серьезным любопытством» в лицо Желткова и произнес слова, свидетельствующие о чуткости и благородстве его души: «…разве виноват Желтков в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то трагедии души»

— Какие вывода делает В.Л. ? (Ж.- великий человек, В.Л. убеждается в искренности чувств Ж., он предчувствует трагический финал.)

10 глава, а именно посещение Ж. братом и мужем Веры – это в композиционном плане пик событий, а значит – кульминация.

Развязка наступила скоро, а именно – трагический финал (обращение к плану урока)- смерть Желткова. Он и не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь.

Трагедия случилась, но прежде было написано последнее письмо. Чтение письма .( чтение) (Слайд 22)

-Какое впечатление у вас от последнего письма Желткова?

Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье. Он благодарен ей, что она восемь лет была для него единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью

— Прочитаем эпизод прощания Веры с Желтковым. Что испытывает она, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Слайд 23)

( 12 глава) Она поняла, что Желтков – великий человек. Именно Ж. выпал талант любви.

— Каким настроением проникнут финал рассказа?

Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры большое значение имеет музыка.

— Вторая соната Бетховена. Почему Желтков заставил любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение?

После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.

Музыка «Вторая соната»Бетховена ( Слайд 24) . Под ее звуки читаю то место в главе, где писатель передает слагающиеся в сознании Веры под воздействием музыки слова, которые как бы исходят от Желткова

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения

— В чем, на ваш взгляд состоит любовь?

Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

— Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну? ( возвышенная, красивая, иногда взаимная, но и часто безответная, трагический финал).

7. Рефлексия (Слайд 26)

Что дал нам сегодняшний урок?

Какие выводы мы сделаем для себя?

Что помог понять , осознать урок?

1)Дома вы напишите мини-сочинение «Мои мысли о рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Итак , наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками. (выставление оценок). Сегодня мы совершили путешествие в волшебную страну любви и усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн — мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего. Мы убедились, что любовь – прекрасное , облагораживающее чувство. (Слайд 28)

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…. ( Мольер)

Звучит песня в исполнении Е.Мартынова » Лебединая верность» .

1. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть дбрым, сострадательным, интересным и красивым душой»// Литературы в школе. — 1995.- №1.- с.37

2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы — М.: Художественная литература, 1984.- с.335 (Классики и современники).

3.Куприн А.И. Повести и рассказы — М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.-с. 688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).

4. Куприн А.И. Куприн — мой отец.- М., 1971.

5. Макаров С.А. Изучение рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе.- 2007.- №7.- с.22-27.

6. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. — 1990.- №9 — с.56-57.

7. Петрова Т.А. Рождение урока.// Литература в школе.- 1998.- №3.- с.135.

Источник

Оцените статью