Каким может быть темперамент детей

Характеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Характеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охарактеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение.Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего,заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой.Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы.Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Читайте также:  Желтые головы с эмоциями

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт характера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты характера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дракон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Читайте также:  Как называется женский гормон радости

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Источник

4 вида темперамента у ребенка

На что влияет темперамент?

  • На поведение.
  • Способность к обучению.
  • Поступки.
  • На принятие решений.
  • На формирование силы воли и характера.
  • Жизненный темп.
  • На речь, мимику, манеру держать себя в обществе.

Типы темперамента

Разделяют четыре основных психотипа людей – это:

Однако в жизни крайне редко встречаются люди с четко выраженным темпераментом, чаще это смешанные характеристики от нескольких типов. У каждого из типов есть свои положительные и негативные стороны, поэтому нет хороших или плохих темпераментов. Чтобы наладить контакт с ребенком необходимо точно понимать, что свойственно его натуре, а что неприемлемо.

Как распознать темперамент ребенка?

Существует два метода определения темперамента ребенка:

  • наблюдение и анализ поведения ребенка, а потом сравнение полученных результатов с описанием наиболее характерных для того или иного типа признаков;
  • прохождение специальных тестов, вопросы которых направлены на выявления наиболее характерных для того или иного типа признаков.

Темперамент сангвиник

Детки сангвиники, даже в младенчестве отличаются приятным нравом, они в основном ведут себя на «отлично». Без проблем отходят ко сну и крепко спят, если их ничего не беспокоит – веселы, любознательны, улыбчивы. Легко адаптируются к переменам, не боятся людей, доверчивы. Они могут расплакаться из-за пустяка, но почти сразу же успокоиться, их внимание не сложно переключить и поменять настроение в лучшую сторону. Подрастая, ребенок сангвиник будет все более активным и общительным, многих сможет удивить его спокойствие в стрессовой ситуации. В школе такие ребята заводят массу знакомств, всегда в курсе всех событий, они без труда усваивают новый материал, хорошо учатся, имеют широкий кругозор и разноплановые увлечения.

Возможные проблемы

  • Сангвиники легко поддаются влиянию, поскольку во всем на свете видят интерес. То есть ребенок может слепо следовать как хорошей, так и плохой компании.
  • Увлекшись каким-то делом, редко доводят его до конца, быстро переключаются на более, как им кажется, интересные и требующие их внимания затеи.
  • Во многих даже принципиальных вещах может просматриваться поверхностность, легкомыслие. Это касается и дел, и людей.
  • Сангвиники непостоянны в дружбе, они быстро сходятся с новыми людьми и совершенно не дорожат старыми связями.
  • Дети могут послушаться любого взрослого, слишком велика их доверчивость.
  • Среди сангвиников очень много зазнаек и хвастунов. У них все по жизни легко получается, и они не упускают случая покичиться этим перед другими.
  • Дают много обещаний, но редко выполняют их.
  • При недостаточно строгом воспитании могут вырасти безответственными, ветреными, посредственными.

Как помочь?

  • Такого шустрого карапуза необходимо постоянно контролировать. Ненавязчиво указывать на необходимость завершить начатое – дочитать книгу, доскладывать игрушки. Учить его к собранности и аккуратности.
  • Приучать не пасовать перед трудностями, помогать находить способы их преодоления – дети часто стремятся уйти от сложностей.
  • Приводить примеры, что жизнь это не сплошной праздник, нужно трудиться, есть обязанности (а их необходимо непременно назначить и постоянно проверять выполнение).
  • Одобрять только за качественно выполненную работу или задание, заставлять переделывать. Не потакать лени.
  • У сангвиников завышена самооценка, поэтому похвала должна быть действительно заслуженной.
  • Обращать внимание на ценность вещей как моральных, так и материальных – дружба, порядочность, отзывчивость, взаимопомощь и т.д.

Темперамент холерик

Малышей холериков также можно распознать с первых дней после рождения. Это те крохи, которые держат в напряжении всю семью, и игнорировать их круглосуточный плач под силу не каждому. Детки капризны, постоянно требуют внимания, чтобы их носили, качали, баюкали, гладили. Даже опытные мамы сбиваются с ног – кормление и не по часам, и не по требованию, и сытый, и сухой, а пищит, сон прерывистый, на улице ничего не меняется. Если одни детки буквально с первых глотков свежего воздуха блаженно засыпают, то холерика нужно как следует утомить, накатать и только после этого он успокоится в тревожном сне. По мере подрастания характер может ужесточаться, истерики по всякому поводу: упала игрушка, не понравилась еда, не тот мультик. Ребенок холерик любыми способами старается добиться своего, он если загорается каким-то делом, непременно закончит его, что может быть и положительным, и отрицательным моментом. Его не смущают зрители, которые смотрят на него плачущего на улице, он не реагирует на уговоры родных, успокаивается только тогда, когда сам посчитает это нужным. Все эмоции очень яркие, активность повышена, переключить внимание ребенка крайне сложно. Может менять принятые решения.

Возможные проблемы

  • Дети часто агрессивны, несдержанны, не умеют контролировать свое поведение, не слышат собеседника, игнорируют разумные доводы.
  • Тип холерик – это всегда чересчур яркие и сильные реакции.
  • Часто без причины повышает голос.
  • Для детей холериков характерно сначала делать, а потом думать о последствиях.
  • Нетерпеливы, неусидчивы.
  • В порыве рвения легко могут перетрудиться, надорваться.
  • Плохо засыпают и спят, долго успокаиваются.
  • Практически не идут на компромисс.
Читайте также:  Температуру тела можно количественно сравнить с помощью органов чувств верно или нет

Как помочь?

  • Всеми возможными и доступными способами ограничивать возбуждающие факторы.
  • Учите переключаться с одного занятия на другое, проводите рядом максимум времени, вместе играйте в подвижные игры, чтобы контролировать процесс, вместе читайте, лепите, клейте, демонстрируйте спокойствие и уравновешенность, не повышайте голоса.
  • Чтобы добиться от холерика желаемого можно использовать стимулы, они их очень на многое мотивируют.
  • Используйте специальные игры, развивающие усидчивость и внимание, большая подборка таких на нашем ресурсе IQКлуб.
  • С детьми холериками недопустимы крики и физические наказания в воспитании. Они не принесут ничего кроме полного разрушения взаимопонимания, нервного истощения у ребенка и родителей. Строгие замечания делать необходимо, но исключительно ровным голосом.
  • Обязательно необходимо придерживаться установленных ритуалов для засыпания, иначе нарушений сна не избежать. Важен режим дня.
  • Ограничивайте воздействие раздражителей – шумных компаний, компьютерных игр, телевизора.
  • Давайте ребенку много домашней работы, нагружайте обязанностями, всегда хвалите.

Темперамент флегматик

Дети флегматики встречаются реже других, но родители вполне ими довольны и редко жалуются на отсутствие контакта. Ребенок флегматик рождается с устойчивой психикой, уравновешенный, но медлительный. Хотя в развитии он может и опережать своих сверстников, но в движениях всегда будет немного отставать. При этом флегматики выносливы, дисциплинированы, усидчивы, у них высокая работоспособность. Они предпочитают тихие игры, могут часами не замечать своего одиночества, сосредоточившись на интересном конструкторе или книге. Они не плаксивы, неэмоциональны, порой равнодушны. Попадая в новую обстановку ведут себя очень сдержанно, ничем не выказывая заинтересованности. Дети редко первыми заводят знакомство, им и самим вполне комфортно. Аккуратны, нетребовательны.

Возможные проблемы

  • Флегматики крайне упрямы, могут зацикливаться на монотонной деятельности.
  • Редко имеют хороших друзей, поскольку не показывают своей привязанности, мало говорят и вообще не любят общаться.
  • Зачастую безынициативны, что сказывается на положении среди сверстников.
  • Медлительны и несобранны.
  • Не любят перемен.
  • Вообще не привязаны к режиму, не чувствуют времени.

Как помочь?

  • Воспитывая флегматика наибольшее внимание необходимо уделять его коммуникативным навыкам. Знакомить с детками, объяснять насколько здорово иметь друзей, помогать людям.
  • Чтобы взрослый флегматик никуда не опаздывал еще маленькому необходимо прививать чувство времени, тщательно следить за режимом, напоминать об обязанностях.
  • Не подгоняйте флегматика – эффекта будет ноль, только разозлите его.
  • Дети медленнее других переключают внимание с одного дела на другое, поэтому необходимо старательно развивать эту способность при помощи специальных тренингов и упражнений, посещать индивидуальные занятия.
  • Учите проявлять инициативу, для флегматика это очень важный навык. Хвалите за каждый случай проявления.
  • Развивайте эмоциональность, чтобы ребенок не стал «не пробиваемым», замкнутым, одиночкой. Активно проявляйте свои чувства, а он, глядя на вас, будет копировать поведение.
  • Примите его медлительность, здесь вы бессильны.

Темперамент меланхолик

Детки меланхолики отличаются повышенной ранимостью, часто плачут, остро реагируют на критику, требовательны к вниманию. У них тонкая душевная конституция, они все делают не спеша, но при этом быстро устают. Сторонятся шумных компаний и активных игр, предпочитают тихонько заниматься своим делом, возможно в компании с хорошим другом. При общении со сверстниками всегда стоят позади, редко принимают участие в разговоре, больше слушают. Речь нерешительная, может быть путанная.

Естественные черты, которыми ребенок меланхолик всегда будет выделяться на фоне остальных детей – это мягкость, отзывчивость, доброта и душевность. Если на ребенка давить, подгонять, кричать, он все будет делать еще медленнее, потеряется и погрузится в себя. Таким детям свойственно длительно пребывать в печальном подавленном настроении. Они очень стеснительны, некомфортно чувствуют себя в незнакомой обстановке, считают, что самое приятное и безопасное место – это у мамы на коленях.

Возможные проблемы

  • У меланхоликов мало друзей, поскольку они часто печальны и неинтересны другим деткам.
  • Они не могут постоять за себя.
  • Часто плачут, переживают, таят в себе свои переживания и от этого страдают еще больше.
  • Подвержены суевериям и страхам.
  • Очень мнительны, могут необоснованно жаловаться на плохое самочувствие.
  • Стеснительность может принимать болезненную форму.
  • Не способны к восприятию больших потоков информации, теряются.
  • В коллективе могут стать изгоями.
  • Абсолютно не воспринимают критику.
  • Жалуются на воспитателей и педагогов.

Как помочь?

  • Работайте над укреплением психики, лишний раз не травмируйте.
  • Избегайте появления страхов.
  • Литература, мультики, фильмы и игры должны быть только позитивными, никакого насилия и несчастливых концов. Ребенок слишком впечатлительный.
  • Будьте крайне аккуратны с критикой.
  • Игры с соревновательным моментом — целое испытание для меланхолика, он очень боится оказаться хуже всех. Поэтому если играете с ним, то периодически поддавайтесь.
  • Максимально часто хвалите, обнимайте, целуйте, поддерживайте своего меланхолика.
  • Исключите из воспитания крики и физические наказания, они окончательно разрушат внутренний мир ребенка.
  • Никогда не устраивайте разбирательств прилюдно, отведите ребенка в сторону и спокойно объясните его промахи в поведении.
  • Очень полезен спорт. Он поможет сделать меланхолика смелее, коммуникабельнее, увереннее и сильнее.
  • Проявляйте терпение, создайте ему покой и уют.
  • Привлекайте к работе по дому, ребенок будет чувствовать себя важным и нужным.

В воспитании учитывать особенности характера ребенка нужно обязательно, однако это не должно ни в коем случае служить оправданием агрессии или нарушению правил поведения.

Источник

Оцените статью