План анализа стихотворения по литературе
Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.
Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Моё восприятие стихотворения.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
Пример анализа стихотворения по плану
1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».
2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.
Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.
Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.
3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.
4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.
Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.
Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.
6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:
- метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
- эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
- инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».
В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.
Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.
10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Источник
Лирическое настроение. Характеристики и особенности жанра
Лирика. Как часто мы слышим это слово, ассоциирующееся у нас с любовными переживаниями! Лирика – это и тихая печаль, освещенная прекрасным чувством, и сладкая боль в предвкушении чего-то неведомого! Само название «лирическая поэзия» происходит от греческого λυρικός, то есть «чувственный и звучащий под аккомпанемент лиры».
Характеристики
Лирика является одним из литературных жанров, который передает личные переживания и настроения самого автора. В русских толковых словарях можно найти следующие описания лиризма. Это:
- Утонченность души как эмоционального истока, а также мягкость и чуткость переживаний (по Ожегову).
- Сердечность и поэтический настрой, цель которого – взволновать душу (по Ефремовой).
- Лирическое настроение – есть поэзия, отражающая субъективные переживания и чувства своего создателя (по Крысину).
Манера изложения
В лирических произведениях суть построения характера главного героя основывается на эмоциях и чувствах. То есть, если фундамент драматической истории основан на непростых взаимоотношениях с окружающими в течение жизненного пути, то роль главного персонажа становится образом-переживанием. Причем его эмоции при этом выходят за рамки личности самого писателя и приобретают социальное значение, не теряя при этом автобиографичности.
Лирическое настроение по праву является важным в эстетическом плане переживанием, которое приходит из глубины души автора, который дает каждому из нас возможность увидеть отражение собственных чувств в его творениях. Даже если поэт не испытал описанных чувств в действительности, на чувственность восприятия это никоим образом не влияет, так как переживания вполне реальны.
Принято смотреть на лирику как на увлеченность автора собственным внутренним миром, поэтому зачастую эту манеру изложения называют «творческой исповедью» или «самораскрытием». И это вполне подходящие термины.
Какие направления можно отнести к лирике?
Так как этот жанр основывается на умении чтеца (певца) передавать описанные эмоции посредством голоса, произнесение каждого слова должно подтверждаться интонацией, многозначительной паузой и рифмой. К лирике можно отнести такие направления, как:
На протяжении всего произведения мы можем отследить, как меняется настроение лирического героя в ходе повествования. От эпических творений такие отличает то, что пишутся они всегда в настоящем времени, поэтому бесполезно задаваться вопросом: «Чем все закончилось?». Лирическое стихотворение – есть мгновение из жизни человека, происходящее здесь и сейчас, и, читая, мы невольно представляем себя на месте главного героя, с головой погружаясь в океан чужих чувств.
Источник
Каким может быть настроение лирического героя
Незнайка: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР запись закреплена
Разбор С3 из комментариев на сайте. Автор Дмитрий Зорин.
Вопрос: С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?
В стихотворении А.С Пушкина «Зимнее утро» настроение лирического героя постепенно сменяется от восторженного к легкому разочарованию, и снова, к еще более и более восторженному пока не достигает своей кульминации.
В первой строфе стихотворения Лирический герой испытывает радость при виде зимнего утра. Эмоции передаются здесь при помощи восклицательных предложений. (Мороз и солнце; день чудесный! Звездою севера явись!) Далее во второй строфе, мы узнаем о предшествовавшем дне. Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня. При помощи противопоставлений мы узнаем, как за одну ночь все изменилось. (А нынче. погляди в окно) Настроение лирического героя от легкой грусти, вызванной воспоминания о вчерашней вьюге, сменяется восторженным, еще более восторженным, чем оно было прежде. Далее следует пейзаж, описывающий погоду за окном, в строфе присутствует анафора (И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит), которая способствует передаче настроения. Лирический герой наслаждает атмосферой домашнего уюта и тепла, о чем нам говорят строки «Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки.» и такие эпитеты как «янтарным блеском» «Веселым треском» однако, он хочет выбраться наружу, на природу. В последней строфе восторженное настроение лирического героя достигает своей кульминации, потому что он оказался на природе.
Таким образом в стихотворении «зимнее утро» настроение лирического героя сменяется, усиливается от радости по поводу прекрасного дня за окном, до настоящего восторга испытанного при соприкосновении с природой.
—
Комментарий к ответу:
В целом — получился здравый ответ.
Начал верно, как и учили. Далее ты идешь по каждой строфе, таким образом не нарушая логику ответа.
Цитаты тоже верно использованы.
Пожалуй, тут неправильно: Такое олицетворение как «вьюга злилась» и сравнение «Луна, как бледное пятно» показывают вьюгу вчерашнего дня.
Правильнее, полагаю, было бы так сказать: С помощью олицетворения «вьюга злилась» и сравнения «Луна, как бледное пятно» автор рисует картину вчерашнего дня.
Далее я бы сказал так: Используя противопоставление, автор передаёт как быстро сменилась погода, а вместе с ней и настроение лирического героя: от лёгкой грусти к восторгу.
Чтобы наш ответ не выглядел слишком большим, можно его сократить примерно так: В «такой-то строфе» автор использует анафору, которая также способствует передаче настроения героя.
Герой наслаждается атмосферой домашнего уюта и тепла.
Общая рекомендация: больше работать над стилем, не бояться править, убирать лишнее, искать синонимы. Есть над чем работать.
Фактических ошибок нет, но за речевую позицию балл снимаем.
Оценка 3 балла из 4.
Источник
Каким может быть настроение лирического героя
повторить термины «лирика», «изобразительно-выразительные средства»,
понять «Что описывают поэты?», «Чем рисуют поэтические образы?», «Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?»
Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь ими, дивитесь !
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам!
Прикладывайтесь к родникам-
Ничто не повториться!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье!
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Тема урока необычная:
Урок развития речи «Лирика. Что? Чем? Зачем?»
Вы уже прочитали наши цели?
Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?
Повторение ранее изученного
Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.
— Что такое лирика как род литературы?
Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.
— Кого мы называем лирическим героем?
Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).
— Что означает выражение «настроение лирического героя»?
Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)
— Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?
Через изобразительно-выразительные средства
Изучение нового материала.
Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .
Что для этого мы должны сделать?
(назвать термины и дать определения)
Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?
Эпитет — художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.
Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).
Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.
Применим полученные знания на практике.
Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.
Какова цель этого задания?
1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов
3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.
4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.
5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов
6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!
7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов
8.А неба свод, глубоко-синий, —
Как купол, увенчавший храм!
9. Намокшая воробушком
10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына
11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин
12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).
13. Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке …
Анафора (одинаковое начало строк)
Обратимся к тексту
« Подснежник» Екатерины Серовой. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.
Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.
Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.
2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,
3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .
Где потребуются полученные знания?
Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.
При этом «продвинутые» ученики пользуются планом анализа.
(Сохраните его у себя!)
План анализа лирического текста.
Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?
1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?
3.Как выражается настроение в стихотворении?
4. Как оно построено?
5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).
6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)
7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?
8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?
9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.
10.Личное впечатление от стихотворения.
При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).
В стихотворении: (автор, название) говорится о……
Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)
- стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..
Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….
Особенно меня привлекает в стихотворении ……..
Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?
Стихотворение Екатерины Серовой «Подснежник» — весенняя пейзажная зарисовка. В самом названии текста заявлен образ «Подснежника». Автор текста использует сравнения первого весеннего цветка «с разведчиком». Ещё более ярко подчёркивает особенную функцию быть «гонцом весны». Глагол «выглянул» создаёт шаловливо — весёлое настроение, вместе с тем прилагательное «маленький» подчёркивает упорство цветка пробиться сквозь «полутьму лесную». Несмотря на то, что олицетворение «властвуют снега», говорит нам о нежелании зимы уступать весне дорогу.
Настроение меняется, усиливается утвердительный тон повествования «Раз пришёл разведчик, и весна придёт».
Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.
Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].
Лирический герой этого стихотворения представляется мне обрадованно удивлённым появлению «разведчика весны». Он рад, воодушевлён и уверен (анафора «пусть» троекратное повторение утвердительно ), что весна наступит в срок.
Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.
Подведём итоги урока.
Итак, тема нашего урока «Лирика. Что? Чем? Зачем?», прежде чем записать домашнее задание, давайте ответим на вопросы, заявленные в теме урока:
— Что описывают поэты?
— Чем рисуют поэтические образы?
— Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?
— Что вам сегодня в новой теме запомнилось?
— Чему вы научились?
— Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
— Как вы их преодолевали?
Домашнее задание: п одготовить выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…».
Источник