- Эмоции и чувства подростков
- Что нужно знать об эмоциях
- Эмоциональные реакции и психика подростков
- Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
- Эмоциональный интеллект и подростки
- Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
- Каким может быть эмоциональное состояние подростка
- Каким может быть эмоциональное состояние подростка
Эмоции и чувства подростков
Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.
Что нужно знать об эмоциях
Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.
Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.
Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию
Чувства – это очень важная часть каждого из нас.
Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.
Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.
Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье
Эмоциональные реакции и психика подростков
Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы
В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…
Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.
После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.
Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.
В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.
Что делать родителям слишком эмоционального подростка?
Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.
5 советов психологов как помочь подростку:
А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…
Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.
В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.
При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.
Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.
- Не запрещать проявлять эмоции
Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.
Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.
Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться
К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».
К возрасту – «такой большой, а плачешь!».
К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?
Научить выражению эмоций
Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.
Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.
Следите за собой
То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.
Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.
Разговаривайте с подростками
Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»
Развивайте эмоциональный интеллект
Как свой, так и своего ребенка.
Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.
Эмоциональный интеллект и подростки
Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими
Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.
Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.
Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.
Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.
Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?
Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.
В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!
Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.
В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.
Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!
Источник
Каким может быть эмоциональное состояние подростка
Библиографическая ссылка на статью:
Кленова М.А., Гоняева Л.Е. Личностные особенности эмоциональной сферы подростков // Психология, социология и педагогика. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/09/7110 (дата обращения: 03.10.2021).
Сложности подросткового возраста определяются физиологическими изменениями в организме, формированием новой системы взаимоотношений с окружающими людьми (уже не ребенок, но еще не взрослый), переходом на новый уровень развития познавательных процессов, интеллекта и способностей.
Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении тревожности, агрессивности и других бурных реакций. Именно поэтому, проведенное исследование можно назвать весьма актуальным. Анализируя теоретическую сторону исследования, можно отметить, что достаточно большое количество современных исследований посвящено изучению адаптации и эмоциональной сферы у современной молодежи [1, 2, 3].
В исследовании приняли участие 38 человек, студенты колледжа, из них 18 – студенты выпускного курса в возрасте 16-17 лет и 20 человек – студенты первого курса в возрасте 14-15 лет. Половой состав групп приблизительно одинаков.
Для выявления эмоциональных состояний и личностной направленности были использованы следующие методики: методика диагностики реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; опросник САН; методика СПА Роджерса-Даймонда; тест Кеттелла; опросник Г.Айзенка.
Предварительно проводилось наблюдение за поведением подростков в учебных и внеучебных ситуациях. Отмечены следующие проявления в поведении исследуемых подростков. В группе первокурсников наблюдались вспышки гнева и раздражительности чаще чем в группе выпускников. Данный фактор обусловлен уровнем сформированности группы: первокурсники находятся на стадии формирования или формального объединения индивидов, когда участники группы пробуют свои силы в занятии лидерских позиций. Поэтому нередки межличностные конфликты, проявления негативных эмоциональных проявлений. Выпускники же проживают деятельностную стадию развития группы, когда отношения устоялись, энергия участников направлена на решение определенных задач. Эмоциональные проявления более сдержанные (как положительные, так и отрицательные).
В процессе вербальных контактов с подростками выяснено, что подростки и той, и другой группы избегают разговоров о своих эмоциональных переживаниях, проявления негативных эмоций (вплоть до агрессии) считают естественным состоянием. Причем необходимо отметить, что подростки 14-15 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов, обозначающих чувства и эмоции человека. В более старшей группе замечено, что словарных запас терминов, обозначающих эмоциональные переживания, значительно расширяется. Подростки активно используют терминологический словарь эмоций и чувств, присущих человеку.
Следующим этапом исследования явилась диагностика эмоционального состояния подростков. Цель диагностической работы – определение уровня эмоционального развития подростков разных возрастных групп, их сравнение, а также определение степени тревожности, агрессивности и других эмоциональных проявлений.
Первой задачей эмпирического исследования стало определение эмоционального состояния студентов. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1- Распределение средних показателей психических состояний по тесту Г.Айзенка у участников исследования
Источник
Каким может быть эмоциональное состояние подростка
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоция определяется как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на него объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями [1].
Проблема эмоционального развития подростков наиболее полно отраженная в работах таких авторов как Анохина П.К.,Грецова А.Г., Ильина Е.П. Казанской В.Г., Рубинштейна С.Л и др.
Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека[1, с. 123]. А подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», имеются эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, и как следствие – нарушения психики; поэтому изучение эмоционального развития данного возраста имеет особый интерес у психологов [2, с. 55].
Для определения особенностей эмоционального развития в подростковом возрасте, нами было проведено исследование, в котором принимало участие 30 человек — учащиеся в возрасте 13 и 15 лет. Респонденты были разбиты на две группы — в первую группу входили подростки 13 лет, во вторую – 15 лет. Для определения уровня эмоционального развития учащихся разных возрастных групп, и последующего сравнение выборок были использованы следующий диагностический инструментарий: «Опросник САН», цветовой дневник настроения, «Опросник Баса — Дарки», «Тест Кеттела», проективная методика «Несуществующее животное», беседа.
Беседа с подростками показала, что, как правило, подростки и той и другой группы не любят говорить о своих эмоциональных переживаниях. Причем подростки 13 лет не владеют достаточным запасом словарных терминов обозначающих чувства и эмоции человека, а вот в старшей группе замечено расширение словарного запаса, слов, связанных с эмоциональными переживаниями они хорошо используют широкий спектр названий различных эмоций и чувств, присущих человеку.
Так же следует отметить, что в группе подростков 13 лет преобладает раздражение, т.е. в большинстве случаев подросток чувствовал раздражение. Среди них указывались такие причины как непонимание родителей, негативные отношения со сверстниками, ссоры с близкими людьми. Наряду с отрицательными эмоциями были отмечены и положительные эмоции, подростки испытывали чувство радости.
15-летние подростки испытывали хорошее настроение, спокойствие, но и чувство раздражения и гнева у них также наблюдалось, но в меньшей степени. Исходя из результатов, мы можем констатировать, что в младшей группе подростков общий эмоциональный фон не очень благоприятный, так как они находятся в постоянном напряжении, и особенно это касается взаимоотношений с окружающими. Старшим подросткам свойственны более благоприятные эмоциональные переживания.
Таким образом, в полученных нами данных была обнаружена динамика развития эмоциональной сферы подростков от 13-ти к 15-ти годам жизни. А именно, считаем, что наиболее благоприятный эмоциональный фон присутствует у подростков 15- летнего возраста. 13- летним свойственно чаще испытывать негативные эмоции. Следует отметить, что младшие подростки чаще раздражаются и испытывают непосредственную радость от общения, испытывают чувство гнева, если не удается удовлетворить свои интересы, в то время как старшие подростки стараются сдерживать и управлять своими эмоциями.
Таким образом, мы констатируем лишь тот факт, что тринадцатилетние подростки находятся в самом пике кризиса данного возраста, что за два года подросток научается более адекватно воспринимать окружающих и себя, а интеллектуализация всей познавательной сферы позволяет старшему подростку уравновешивать свое эмоциональное состояние.
Источник