- «Листья» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
- Понемногу
- понедельник, 24 мая 2021 г.
- Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ф. Тютчева «Листья» для 3 класса
- Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 63.
- Рассказ об осенних листьях для 3 класса
- Анализ стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Темы, проблема, настроение
- Основная идея
- Средства выразительности
«Листья» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой
«Листья» – образец раннего творчества Ф. И. Тютчева. В этом произведении автор переплел сказочные, пейзажные и философские мотивы. Изучают его в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листья» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.
История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».
Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».
Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».
Сравнения – «зелень, как иглы ежа».
История создания
Разбор стихотворения следует начать с истории его написания. В 1821 г. Федор Иванович отправился на службу в Германию. Будучи дипломатом, мужчина не забывал о своем таланте к поэтическому искусству. В его «мюнхенских» произведениях важную роль играют философские мотивы. Видимо, это связано с тем, что в Германии поэт познакомился с философом Шеллингом, который отстаивал идею единства противоположностей в природе. Спустя 9 лет жизни за границей Тютчев создал «Листья» (1830 г.), в которых отразилась идея немецкого философа.
В 1879 г. стихотворение было напечатано на страницах журнала «Русская беседа». До сегодняшнего дня оно считается одним из лучших образцов пейзажно-философской лирики в русской литературе.
Природа неоднократно вдохновляла Тютчева на философские искания. В анализируемом стихотворении автор развил сразу две темы: размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре. Чтобы раскрыть душу природы, поэт использовал олицетворение, очеловечив листья. Лирический герой произведения практически не проявляет себя, он сливается с образом листьев, ведь полностью разделяет их взгляды.
В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.
Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.
В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.
Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».
Композиция
Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить две части: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Формально произведение состоит из четырех октав (восьмистиший).
Жанр стихотворения – элегия, так как в нем посредством пейзажа развивается философская тема. В стихах второй части чувствуется грустное настроение, хоть листья и вдохновлены предстоящим путешествием. Стихотворный размер – двустопный амфибрахий. Ф. И. Тютчев использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Для оригинальной интерпретации философской темы Федор Иванович использовал средства выразительности. При помощи них создаются образы природы, воспроизводятся чувства и эмоции главных героев.
Преобладают в стихотворении метафоры: «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли». Завершающие штрихи «наносятся» при помощи эпитетов: «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры». Сравнение всего одно: «зелень, как иглы ежа».
В некоторых строках важную роль играет аллитерация, например, грусть листьев подчеркивается при помощи согласных «с», «ж» («так что же нам даром висеть и желтеть?»), а их решительность передается нанизыванием слов с согласным «р» («Скорее, скорей!, Скорее сорвите нас…»).
Источник
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 24 мая 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению Ф. Тютчева «Листья» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 63.
УКМ «Школа России»
1. Как называли себя листья? Что они рассказали о себе? О чём они мечтают, к кому обращаются с просьбой?
Листья называли себя Лёгкое племя.
Они рассказали, что всё лето были в красе, купались в росе и играли с лучами.
Они сказали, что гостят на ветках краткое время, но не жалеют об этом.
Они не хотят даром висеть и желтеть, и мечтают быть сорванными и улететь вместе с ветром.
С этой просьбой они и обращаются к буйным ветрам.
2. Поэт рассказывает о листьях, как о живых существах. Докажи.
Стихотворение написано в форме монолога, который ведут листья. Они рассказывают о себе. Так может поступать только живое существо.
У листьев есть память. Они помнят про лето и свои игры.
У них есть мечты. Они мечтают улететь с ветром.
Всё это свойственно только живому существу.
Этот приём называется олицетворение.
3. Обсуди с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении? Кого они напоминают тебе?
Стихотворение написано о листьях, но используя олицетворение, поэт делает листья похожими на живых существ, на людей.
Он наделяет листья вполне человеческими чувствами: сожалением, мечтами, стремлением чего-то достичь, не даром прожить свою жизнь.
Эти стремления свойственны каждому человеку.
И поэтому можно сказать, что стихотворение не только о листьях, но и о людях. О тех, кто не хочет прозябать и даром тратить время. О тех, кто мечтает о великих свершениях, о подвигах, о пользе для всех людей. И о тех, кто не боится погибнуть ради осуществления своей мечты.
4. Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях.
Рассказ об осенних листьях для 3 класса
Все лето листья были счастливы и веселы. Они шелестели на ветру, обмениваясь новостями, смотрели, как бегут облака, и радовались каплям дождя.
Но вот пришла осень и листья с удивлением стали замечать, что желтеют. Они думали, что это какая-то болезнь и пытались бодриться, говоря, что скоро вылечатся и снова станут зелёными.
Но дерево с грустью поведало листьям, что их судьба — быть сброшенными. Что так происходит каждую осень. И что если листья останутся на зиму, то дерево может сломаться под тяжестью снега и погибнуть.
Листьям стало грустно. С тоской они смотрели вслед собратьям, сорванным ветром. Те валялись на дорожках парка, мокли в лужах, их мётлами сгребали дворники.
И оставшиеся листья решили, что хватить ждать. Они договорились с ветром, и одним прекрасным утром сорвались все вместе и полетели.
Добрый ветер нёс их всё дальше и дальше, прочь от родного дерева.
Листья смеялись и с надеждой смотрели вдаль. Они не знали, что ждёт их впереди, но верили в лучшее.
Источник
Анализ стихотворения «Листья» (Ф. И. Тютчев)
Федор Иванович Тютчев был человеком достаточно обеспеченным. Это говорит о том, что создавал стихи он без нужды прокормить себя и свою семью, а просто так, для души. Написать стихотворение для Тютчева – это облегчить душу, поделиться внутренними переживаниями, сокровенными мыслями. Именно поэтому лирика Федора Ивановича заключена в трех темах: природа, философия любовь. Многомудрый Литрекон обратился к раннему творческому периоду поэта и проанализировал стихотворение «Листья». Анализ по плану поможет Вам быстро разобраться в прочитанном и глубже изучить творчество Тютчева.
История создания
Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, а опубликовано лишь в 1879.
В 1821 году Федора Ивановича приглашают за границу в роли сверхштатного чиновника. Поэт соглашается и уже в 1822 году уезжает в Мюнхен. В Россию он вернётся лишь в 1844 году, но его стихи будут публиковаться на родной земле всё это время, так как Александр Сергеевич Пушкин заверил его в этом.
Творчество Федора Ивановича можно разделит на три условных периода.
- Первый период – начальный период, «молодой» период, который длился до начала 20-х годов, когда поэт уехал по службе за границу.
- Второй период – начало 20-х – начало 40-х годов, то есть «заграничный» период, период «вдали от Родины», который был весьма плодотворным. В это время поэт увлекается философией. Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне становятся его друзьями.
- Третий период – конец 40-х – 60-е годы. В это время поэт создаёт известный «Денисьевский цикл», выпускает несколько сборников.
Стихотворение «Листья» было опубликовано спустя 6 лет после смерти поэта.
«Если мы не ошибаемся, каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления» (И. С. Тургенев)
Жанр, направление, размер
Жанр разбираемого стихотворения «Листья», безусловно, философская лирика. Часто стихотворения данной жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснение одних предметов или явлений с помощью других.
Тютчеву характерен пантеизм, то есть одухотворение природы. Частым явлением бывает принятие тютчевских произведений за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через природу, поэтому справедливо будет считать данное произведение «природно-философским».
Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных черт данного направления считается следование природе, а лирический герой таких произведений отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.
Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители этого течения считали, что назначение поэзии — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.
Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.
Композиция
Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.
- 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
- 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
- 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.
«…Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!»
То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.
- 4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.
«О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!»
Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.
Образы и символы
Стихотворение «Листья» интересно тем, что лирический герой представлен в образе одного из множества листьев. То есть он один из многих, из многих «простых», один из «легкого племени». Охарактеризовать его можно как жизнерадостного и авантюрного.
Всё произведение построено на простых образах. Можно предположить, что хвойные иголки – это люди «консерваторы», живущие «по накатанной», без возможности, или даже желания, что-либо изменить, рискнуть, без желания как-то «украсить» свою жизнь, жизнь окружающих. Поэт пишет, что «их тощая зелень…ввек не желтеет, но ввек не свежа», то есть они выглядят так же, как и все, но жизненного огонька в них нет, он утерян.
Листья же – это другая категория людей, которые не бояться перемен, людей рискованных, стремящихся к лучшему, ищущих приключения. Автор называет таких людей «племенем», то есть объединением, не связанным территориально, но связанных родовыми отношениями, в данном случае идейным началом.
Также интересно то, что автор признает «быструю» жизнь таких персонажей, но также он пишет о том, что они «краткое время на сучьях гостят», то есть уйдут одни «листья», но на их месте обязательно появятся другие, такие же яркие, «живые», стремящиеся улететь.
«Красный» и «красе» — слова, с общим смыслом. Символика данного цвета многообразна, но положительна со всех сторон. Красный – символ власти и мудрости, символ влюбленности, символ красоты, символ огня, символ радости и полноты жизни. Выбранные метафоры не случайны, можно предположить, что данные строки обозначают нахождение «лиственничных» людей на «передовой» жизни, такие люди в курсе всех происходящих событий, они полны жизни.
«Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.»
Эти строки можно перевести как смена подходящей, «воинствующей» обстановки, или же смена собственной точки зрения. После таких перемен в голову «авантюрным» листьям приходит мысль:
«Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!»
То есть смена окружающей обстановки, смена устоя требует смены «листьев», требует новых взглядов, новых смельчаков, которые обязательно появятся на освободившихся местах.
« О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!»
Ветер – это символ времени, скорости и пространства, а также возрождения. Неспроста лирический герой в произведении Тютчева просит ветра «сорвать» его с надоевших «ветвей». Данная строфа, данные строки передают готовность к самопожертвованию лирического героя ради лучших перемен, ради скорейших перемен, ради светлого будущего.
Темы, проблема, настроение
Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.
Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.
Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Листья» — это свобода выбора собственного жизненного пути каждого человека. Каждый человек сам выбирает, в какие краски раскрасить ему день, какое место он будет занимать в обществе, насколько ярко и заметно пройдет отмеренное время, каждый человек сам решает, попробовать ли изменить что-то к лучшему или не предпринимать ничего.
Смысл стихотворения «Листья» выражен в этой известной цитате:
«Неважно, сколько дней в твоей жизни, — важно, сколько жизни в твоих днях.»
Средства выразительности
Работ стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.
- Эпитеты: «краткое время», «буйные ветры», «докучные ветви».
- Сравнения: «тощая зелень, как иглы ежа».
- Метафора: «в снега и метели закутавшись», «тощая зелень», «ввек не свежа», «легкое племя», «на сучьях гостим», «красное лето», «были в красе», «играли с лучами», «купались в росе».
- Аллегория: «зефиры» (ветра).
- Олицетворение: «лучи побледнели», «зефиры ушли».
- В произведении использована инверсия.
- Риторическое восклицание: «Не лучше ль за ними и нам улететь!»
- Лексический повтор: «скорее, скорей», «летите, летите».
Источник