- Понемногу
- вторник, 3 августа 2021 г.
- Ответы на вопросы учебника к стихотворениям А. Пушкина «Няне» и «Туча» для 4 класса
- Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 66-67.
- Александр Пушкин «Няне», читать текст
- Александр Пушкин «Туча», читать текст
- Конспект урока на тему «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет»
- А.С.Пушкин «Анализ стихотворения Няне»
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
вторник, 3 августа 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворениям А. Пушкина «Няне» и «Туча» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 66-67.
УКМ «Школа России»
Александр Пушкин «Няне», читать текст
1. Как Пушкин относился к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
Поэт относится к няне с огромной любовью и уважением. Он называет её подругой и голубкой.
Няня тоже любит поэта. Её чувства нам помогают понять слова: давно ждёшь меня, горюешь, тоска, предчувствия, заботы теснят грудь.
2. С какой интонацией ты прочитаешь это произведение? Почему?
Это очень лиричное и искреннее стихотворение. В нём автор признается в своей любви, оно очень личное.
Поэтому его надо читать с нежностью и лёгкой грустью. Нежность покажет отношение к няне, грусть происходит от разлуки с ней.
Александр Пушкин «Туча», читать текст
Последняя туча рассеянной бури!
1. Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала? Какие слова он для этого выбирает?
Поэт рассказывает о буре в прошедшем времени. Он прямо говорит, что её пора миновалась. Он называет бурю рассеянной, то есть оконченной. Она промчалась, а последнюю тучу гонит ветер с успокоенных небес.
2. Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясни.
Это стихотворение действительно написано в форме диалога. Поэт обращается к туче, а в последней строфе даже призывает её сокрыться.
Поэт олицетворяет тучу, делает её живой. Поэтому с ней можно разговаривать, как с человеком.
3. Какое настроение вызывает у тебя прочитанное стихотворение?
Это стихотворение вызывает у меня радость. Ведь буря прошла, день ликует, ветер ласкает листочки. Всё прекрасно. Это очень добрая, радостная картина, которую лишь самую малость омрачает последняя туча.
Источник
Конспект урока на тему «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет»
Тема: Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Работа со статьями учебника «Сравнение», «Эпитет». Практическая работа по созданию сравнений.
Проверка домашнего задания: чтение стихотворения «Зимний вечер» наизусть.
Введение нового понятия «тропы». Чтение статьи учебника с. 86-89. Запись в тетради новых понятий «тропы», «сравнение».
III. Стихотворение «Няне»
Стихотворение читает учитель.
Беседа
— Кому посвящено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
Стихотворение «Няне» Пушкин посвятил Арине Родионовне, своей няне. Оно пронизано чувством любви, ласки, нежности, заботы. Мы видим, что поэту важно все в жизни няни: и как она горюет под окном светлицы, и как высохла, «наморщилась» кожа у нее на руках, и как глядит она в «забытые вороты».
Поэт употребляет ласковые обращения:
Однако отношение поэта к няне выражено не только в словах, но и в самом строе предложений, в музыкальности стиха.
— Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?
Автор представляет себе, что няня живет одна в домике, стоящем в отдаленном поместье, «в глуши лесов сосновых». Она ведет спокойную, размеренную жизнь, вяжет на спицах. Но на душе у нее неспокойно: она волнуется за своего любимого воспитанника, часто глядит в ворота: а вдруг в них покажется знакомый силуэт?
— Как вы понимаете следующие слова и выражения.
Поэт побуждает нас вдумываться в каждое выражение.
«Подруга дней моих суровых. » — в самые трудные времена няня была рядом со своим питомцем, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.
«Давно, давно ты ждешь меня. » — воспитанник вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждет его в своей светлице.
«Горюешь, будто на часах. » — выражение «стоять на часах» означает «быть часовым, охранять что-то, не уходя со своего места». Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нем беспрестанно, словно оберегает, охраняет его душу.
«Глядишь в забытые вороты. » — ворота забыты, т. е. давно не отворялись тем человеком, которого в этом доме так ждут. Няня глядит на них, словно ждет, что ее любимый воспитанник вот-вот приедет. В вороты — устаревшая форма предложного падежа существительного ворота .
«Тоска, предчувствия, заботы, // Теснят твою всечасно грудь. » — переживания за дорогого человека вызывают волнение, сердце начинает сильнее биться, возникает ощущение, что ему тесно в груди, что оно будто бы хочет вырваться на свободу.
— Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца?
В этом вопросе говорится о метафоре. Подробно эта тема рассматривается в 6 классе, но уже в этом году дети будут постоянно сталкиваться с метафорой. Поэтому по ходу работы поясним и запишем в тетради:
Метафора — скрытое сравнение.
Обычное сравнение мы можем легко найти при помощи сравнительных слов как, будто, словно, как будто . В метафоре сравнение есть, а слова, указывающего на него, нет. Пример можно привести из стихотворения С. А. Есенина: «. Задрожало зеркало затона. » — вода затона сравнивается с зеркалом, перед нами метафора.
Ощущение напряженного ожидания няней своего питомца передают такие художественные средства:
— сравнение: «горюешь, будто на часах »;
— эпитеты: «в забытые вороты», «на черный отдаленный путь»;
— метафора: «Тоска, предчувствия, заботы // Теснят твою всечасно грудь. »;
— противопоставление (антитеза): светлый — черный («ты под окном своей светлицы » — «на черный отдаленный путь»).
Введение нового понятия «эпитет». Чтение статьи учебника с. 90-92.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение «Няне». Перечитать статьи учебника о тропах, сравнении и эпитете. Попробовать создать своё сравнение и записать его в тетрадь.
Источник
А.С.Пушкин «Анализ стихотворения Няне»
Тема урока: А.С. Пушкин «Няне».
Цель: Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Няне»; познакомить с понятием « послание». Познакомить с фрагментами биографии Пушкина.
Обучающие: учить выразительному чтению стихотворения; формировать умение видеть и понимать назначение средств художественной выразительности;
Развивающие : развивать речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывающие: воспитывать интерес к классической литературе; любовь и сострадание к ближнему.
Показ презентации( диск прилагается) и рассказ ведётся под музыку Вивальди «Зима».
– Встречи с творчеством А.С.Пушкина – это «чудное мгновение», которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же? Конечно, о няне Пушкина.
– Как звали няню? ( Арина Родионовна.)
Арина Родионовна Яковлева – няня А.С.Пушкина.
3 слайд – Александр Сергеевич Пушкин рос под присмотром своей няни Арины Родионовны Яковлевой, простой крестьянки. Она знала много народных песен и сказок, и маленький Саша часами слушал, как она пела или рассказывала ему сказки.
– Прошли годы, Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. За свои смелые стихи А. С. был сослан в село Михайловское, где поэт жил в течение двух лет в большой дружбе со своей няней Ариной Родионовной.
– Представим, что мы, пройдя по главной аллее Михайловского парка, подошли к господскому дому Пушкиных.
– Рядом с ним слева стоит небольшая деревянная избушка. Это домик няни.
– Простые деревянные стены, прялка в углу, чисто и опрятно убранный стол, покрытый домотканой скатертью – всё здесь неприхотливо и просто, на всём лежит печать покоя и тихого домашнего тепла.
– Легко представить в этой обстановке Арину Родионовну, сидящую за прялкой или со спицами в руках. А возле неё Пушкина. Кажется, что общего может быть между ними? Пушкин – первый поэт России, её гений, один из самых просвещённых людей своего времени. А няня – простая неграмотная женщина, ещё недавно бывшая крепостной семейства Ганнибалов.
– Что означает фраза «была крепостной»?
В год рождения Саши Арина Родионовна получила вольную, т. е. перестала быть крепостной и могла жить, где хотела. Но она не ушла из дома Пушкина, осталась в нём нянькой, и её заботами с детства были окружены будущий поэт и его брат с сестрой. Пушкин любил няню за доброту и ласку, за её умение сказывать сказки и петь песни. Знала она их великое множество, а рассказывала так живо и увлечённо, что, казалось, она сама их сочиняет.
– Воспоминания поэта о няне:
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
И вот, спустя полтора месяца после возвращения из ссылки, в 1826 году Пушкин пишет стихотворение «Няне».
3.Знакомство со стихотворением. Первичное восприятие.
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какую картину вы себе представили?
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
4.Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно и познакомимся с новым видом лирики – посланием.
5. Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Няне»
— Кому посвящено стихотворение?
– Каким чувством оно пронизано?
– В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.
– Как называет поэт няню?
-– Почему он называет ее « подруга дней моих суровых» ? Какой факт биографии поэта нашел отражение в стихотворении?
–Какие слова вам непонятны?
Светлица – в старину: светлая парадная комната в доме.
Горюешь, будто на часах – т. е. когда у человека плохое настроение, то кажется, что время тянется долго.
Вороты – устар. ворота.
Работа с « Толковым словарём» .
– Определите лексическое значение слова дряхлая в повседневной речи.
– старая, дырявая (одежда);
– старая, ветхая, покосившаяся (изба);
– сгорбившаяся, трясущаяся, немощная (старуха).
-Определите лексическое значение слова голубка . Когда вы встречались с этим словом?
– особь женского рода в стае голубей (прямое значение);
– так в фольклорных произведениях молодцы называют своих любимых молодушек кротких, добрых, ласковых, заботливых, любящих (переносный смысл);
– голубь – символ мира, чистоты, добра, благой вести (Библия).
– Могут ли вместе использоваться эти два непохожих слова?
Новое, необычное сочетание слов помогает читателю представить образ пожилой женщины как светлый, милый сердцу поэта.
– Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение или создать слайды. Сколько иллюстраций – слайдов у вас получится?
1.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. – строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.
2.Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
в твоих наморщенных руках.
– представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
3.Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. – кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
4.То чудится тебе… –возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней. ( Приложение 6).
– На сколько частей можно разделить стихотворение? ( На 4.)
– Можно разделить стихотворение на 4 части.
1 часть–обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов.
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
– От чьего лица написано стихотворение?
– На что похоже это стихотворение? (На письмо.)
Слайд 12. – Пушкин не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Стихотворения такого вида называются посланием.
– Как же, с помощью каких средств художественной выразительности, переданы в стихотворении чувства героя и няни?
– Найдите эпитеты в стихотворении? ( старушка дряхлая, наморщенных руках – рисуют облик няни; забытые ворота, черный отдаленный путь – передают тяжесть одиночества няни.
– Найдите метафоры? ( тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь – передают тяжесть одиночества няни)
– Какие сравнения использует поэт? ( горюешь, будто на часах – передают ее томительное ожидание)
– Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно передать мрачными, темными красками, т. к. « дни суровые », « в глуши лесов », « чёрный путь ». Лишь окно « светлицы » как светлое пятно на картине.)
– Как вы понимаете следующие слова и выражения?
« Подруга дней моих суровых…»? (В самые трудные времена няня была рядом с Пушкиным, утешала его, давала ему силы, дарила свои рассказы, песни и сказки.) «Давно, давно ты ждёшь меня…» (Пушкин вырос, трудные времена прошли, и он давно не приезжал к няне, которая ждёт его в своей светлице.)
« Горюешь, будто на часах…» (Няня горюет, тоскует по своему воспитаннику, она, словно часовой, думает о нём постоянно.)
« Глядишь в забытые вороты…»(Ворота забыты, т. е давно не отворялись человеком, которого в этом доме ждут. Няня глядит на них, словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.)
«Тоска, предчувствия, заботы, Теснят твою всечасно грудь…» (Переживания за дорогого человека вызывают волнения, сердце бьётся быстрее, кажется, что ему не хватает места в груди.)
– Можно ли сделать вывод, что герой остался самым близким человеком для няни? Как он называет её и почему именно так? ( Мы чувствуем огромную привязанность поэта к няне и её беззаветную любовь к нему. Он называет её «подруга», «голубка». А няня «ждёт», «горюет», «глядит в забытые вороты».)
– Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет.)
– Шёпотом прочтите стихотворение. Что вы услышали? (« ж дё ш ь, глу ш ь, горюе ш ь» мы слышим приглушённые звуки, шёпот. Эти звуки подчёркивают тишину ожидания.)
– Найдите ключевые слова в каждой строке стихотворения, чтобы при чтении стихотворения выделить их голосом . Объясните свой выбор.
– Что главное надо передать при чтении стихотворения? (Любовь, тёплые чувства.)
– Как надо читать это стихотворение? (1 и 2 строки нужно читать с уважением, нежностью, восхищением (!). А дальше – грустно, спокойно, в раздумье.)
1–2 человека читают стихотворение.
– Если бы вы были композиторами, какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? (Спокойную, медленную, напевную, нежную)
Детям предлагаются 2 музыкальных фрагмента: Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» и «У камелька».
– Ребята! Послушайте два музыкальных отрывка. Как вам кажется, какой из них больше подходит к этому стихотворению?
В результате обсуждений, приходим к выводу, что «У камелька» – спокойная, нежная, напевная, но какая-то домашняя музыка. Создаётся впечатление, что несколько человек в приятной обстановке ведут задушевные разговоры. Она не подходит, так как няня одна, ждёт встречи со своим воспитанником. В этот момент она одинока.
-Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение под музыку (первый отрывок).
7. Итог. Обобщение.
– С каким стихотворением познакомились на уроке?
– Какое стихотворение называется посланием?
– Ребята, каковы ваши впечатления от прочитанного стихотворения?
– Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.)
– Перечитайте две первые строки произведения. Почему поэт не называет няню по имени?
– Он не называет её по имени, потому что она для него больше, чем конкретный человек, она — особый мир, мир детства — радостный, добрый, сказочно-таинственный.
– Как относится поэт к своей няне?
8 . Домашнее задание.
– Стихотворение заканчивается строчкой «То чудится тебе…» Нарисуйте дома, что могло причудиться няне.
Источник