Основные эмоциональные характеристики дошкольников
Роль эмоций в жизни детей, основыне методы выявления особенностей эмоционального развития, параметры в эмоциональных проявлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_emocionalnye_harakteristiki_doshkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение недоступно. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.
Но дошкольники все еще остаются непосредственными импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считаются наблюдение и специальные рисуночные методы.
Наблюдение – наиболее старый метод психологического исследования, «состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» [1] , и при изучении эмоциональных особенностей этот метод может стать информативным.
На какие же параметры в эмоциональных проявлениях нужно, прежде всего, обратить внимание? Начнем с эмоционального фона. Он имеет много общего с настроением, но это более размытая, продолжительная и устойчивая форма выражения эмоционального состояния. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Положительный эмоциональный фон проявляется в приподнятом настроении, улыбке и жестах, выражающих открытость и расслабленность, руки свободно двигаются, голова поднята, во время беседы корпус направлен в сторону собеседника. Ребенок легко вступает в общение и игры, проявляя заинтересованность. Это не означает, что при обследовании он не станет стесняться. Возможна некоторая напряженность, постепенность в установлении контакта.
Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования. Вполне возможно, что ребенок стесняется или боится новой обстановки. В таком случае лучше обратиться к рисуночным или другим проективным методам.
В целом эмоциональный фон дает психологу информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
Другой важный параметр – выраженность эмоций, т. е. то, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько богат его эмоциональный мир. Зачастую дошкольники еще не до конца освоили культурные формы выражения эмоций. Они еще не всегда могут сдержать такие эмоциональные проявления, как крик, плач и т. п. В некоторых случаях дети просто не обучены этому, в других – стараются использовать их с целью воздействия на взрослых, в третьих – не могут сдержаться. Важно посмотреть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоены ли им оттенки эмоций, или они плоские, односторонние, невыраженные. В последнем случае ребенок реагирует однотипно (улыбается или плачет) или вообще не выражает никаких чувств. Это сигнал психологу для более тщательного изучения особенностей ребенка, так как может свидетельствовать об органических поражениях, предрасположенности к неблагоприятному развитию личности.
Следующий важный параметр – эмоциональная подвижность. Очевидно, что эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Это объясняется незаконченной миелинизацией нервных волокон, что приводит к частому переходу от возбуждения к торможению и наоборот, а внешне выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости. Такие дети в игре бурно радуются, эмоционально включаются в ситуацию и тут же могут расплакаться по незначительному поводу. Резкую смену настроений может вызвать успех или неудача при выполнении задания, радость сменяется обидой, разочарование – гневом, страх – неудержимым весельем.
[1] Краткий психологический отоварь / Сост. Л.А Карпечко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1985. С.195.
Источник
Блок качественных показателей, характеризующих эмоциональную сферу и поведение ребенка
Ø Особенности контакта ребенка. Важно оценить не столько возможность и скорость установления с ребенком контакта, необходимого для последующей работы, сколько качественную характеристику ЭТОГО процесса (является ли контакт стабильным, либо неустойчивым и по каким причинам). Именно эта характеристика дает информацию о психических особенностях испытуемого.
• в контакт вступает легко и быстро, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяжении всего исследования;
• в контакт вступает легко, но он КОСИТ нестабильный характер (из-за трудностей, низкой работоспособности);
• в контакт вступает легко, но он НОСИТ формальный, поверхностный характер (контакт чисто внешний, неполноценный);
• в контакт вступает не сразу, с трудом, но в последующем контакт стабильный, полноценный;
• в контакт вступать отказывается, проявляя негативизм.
Ø Эмоциональная реакция на ситуацию обследования. Фиксируется на протяжении всего обследования и предполагает оценку адекватности поведенческих реакций ребенка на ситуацию эксперимента. Анализ таких наблюдений, в совокупности с остальными, позволит сделать более точными выводы об эмоционально-волевой сфере ребенка и о его психическом состоянии в целом.
• неадекватная веселость, фамильярность со взрослыми;
• чрезмерное возбуждение, иногда с агрессивными проявлениями, плач, негативизм.
Ø Реакция на одобрение присутствует у всех детей с нормальным интеллектуальным развитием с раннего возраста. Отсутствие такой реакции свидетельствует о психическом нарушении. Оценивается степень выраженности реакции, ее качественные особенности.
• поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию;
• поощрение и одобрение наряду с проявлениями радости вызывают резкое повышение результативности выполнения заданий;
• равнодушное отношение к поощрению и одобрению;
• при поощрении наблюдается дурашливость, неадекватность поведения.
Ø Реакция на замечания зависит не только от уровня интеллектуального развития, но и от воспитания. Оценивается качественная сторона реакции, ее окрашенность.
• после замечания старается исправить ошибку;
• после замечания отказывается от дальнейших действий, раздражается, замыкается и т.п.;
• отсутствуют реакции на замечание;
• после замечания наблюдаются ярко выраженные негативные, агрессивные реакции.
Ø Реакция на неудачи встречается разная, может быть неадекватной. Качественная сторона реакции оценивается по характеру поведенческих действий ребенка. Интерес представляет эмоциональный окрас реакции.
• обращение за оценкой правильности действий к взрослому;
• затруднение вызывает дезорганизацию деятельности, проявляющуюся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца;
• потеря интереса при первом затруднении;
• затруднение вызывает расторможенность, проявляющуюся в массе быстрых неадекватных манипуляций с объектами;
• неудача приводит к пассивному уходу от выполнения задания, молчаливому отказу от дальнейшего
участия в эксперименте;
• при неудаче — эмоциональный уход от выполнения задания, неадекватность эмоциональных реакций;
• при неудаче — активный уход от выполнения задания в форме агрессивных действий, разрушающих
экспериментальную ситуацию.
Ø Эмоциональное состояние во время выполнения заданий. Этот интегративный показатель оценивается по результатам анализа эмоционального фона, выраженности эмоций, эмоциональной подвижности.
Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным. Иногда бывает трудно отличить эмоциональный фон от реакции на ситуацию обследования.
Выраженность эмоций. Оценивается, насколько ребенок умеет выражать свои чувства, насколько развит его эмоциональный мир, усвоены ли ребенком оттенки эмоций.
• внешне эмоциональные проявления отчетливо выражены и разнообразны, проявляются спонтанно;
• эмоциональная напряженность, утрированная серьезность в сочетании с выраженной нерешительностью;
• чрезмерная выраженность сензитивных или негативных эмоциональных реакций;
• эмоциональная индифферентность или слабая выраженность эмоций.
Эмоциональная подвижность. Оценивается скорость смены эмоций.
• чрезмерно быстрая и частая смена настроений;
Ø Общение. Оценивается характер общения ребенка со взрослым.
• реактивное, с элементами инициативного, общение;
• пассивность в общении при общей сниженной психической активности или непродуктивная активность в общении.
Ø Реакция на результат. Обращается внимание на критичность оценки результатов своей работы. Проявления показателя:
• понимание своих успехов и неудач;
• критичность снижена, адекватность возможна после
наводящих вопросов;
• критичность снижена даже после наводящих вопросов;
Источник
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Ирина Черникова
Эмоционально-психологическое состояние ребенка
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ- одна из важнейших задач педагогического коллектива. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Ведь, хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым, улыбающимся и не обременённым непосильными для его возраста заботами. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
Особое внимание необходимо уделить психологическому комфорту педагогов, так как у детей очень хорошо развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Что же такое психологический комфорт? Психологический комфорт — это состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и внешним миром. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
— дать ребенку возможность быть самим собой;
— корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
— предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
— научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
— познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок -взрослый».
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом. Как отмечал Л. С. Выготский, эмоции — «центральное звено» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка. Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, указывал он, с глубокими изменениями в мотивационно — волевой сфере личности ребенка. Воспитание предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и сформированность эмоционального отношения к выполняемой деятельности и окружающим людям. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.
Эмоциивоздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление. Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных. Для обеспечения психологического комфорта ребенка в ДОУ, его психического здоровья, необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно, знакомить детей с эмоциональным миром человека. В настоящее время недостаточно внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка, особенно по сравнению с интеллектуальным развитием. При воспитании эмоций важно не просто научить детей стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить какую-либо деятельность без неудач, ошибок.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимательные окружающие, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка, внутреннему дискомфорту. И если вовремя не обратить внимания на возникшие проблемы, это может привести не только к нежеланию посещать ДОУ, но и к отклонениям в личностной сфере личности ребенка, к нарушению социальных контактов.
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это — важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. При построении учебно-воспитательного процесса важно учитывать индивидуальные особенности детей, возрастные возможности.
В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:
— Понимание — умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
— Приятие — безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».
— Признание — это прежде всего право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он. Следование вышеназванным правилам, согласованное функционирование развития эмоциональной сферы и интеллектуального развития позволят обеспечить психологический комфорт ребенка в ДОУ, а значит его полноценное развитие.
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.
Рисование шерстью как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка Арт-терапия (рисование шерстью) — как средство позитивного воздействия на психоэмоциональное состояние ребёнка во второй младшей группе.
Как с помощью рисунка определить психоэмоциональное состояние ребенка в домашних условиях Используйте рисование, чтобы диагностировать психоэмоциональное состояние ребенка. Внутреннее состояние ребенка меняется, а рисунок отображает.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста Приходя в этот мир маленький человечек учится каждую минуту, каждую секунду не только языку общения, но и различать радужные отттенки эмоциональных.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Видео Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» рабочего поселка Сосновоборск Родительское.
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность» Родительское собрание на тему: «Психологическое здоровье ребенка через совместную продуктивную деятельность». В период дошкольного возраста.
Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности «Газообразное состояние воды» Сценарий образовательной ситуации в технологии Л. Г. Петерсон по экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы. «Письмо.
Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка» Педагог-психолог Перегримова И. П. Цель: Повышение коммуникативной компетентности воспитателей. Задачи: — Расширение опыта эмоционального.
Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия — как одно из важнейших методических средств, влияющих.
Воспитатель детского сада — это не профессия, а состояние души Воспитатель детского сада – это не профессия, а состояние души. Воспитатель дарит детям лучшие годы, тепло своей души и не ждёт в ответ.
Источник