Какие виды стресса испытывает студент

Стресс: как его распознать и что с ним делать

Что такое стресс и чем он опасен

Стресс — это состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на воздействие неблагоприятных факторов (физических, психосоциальных).

Почти все люди сталкивались в своей жизни со стрессом. Значительная часть регулярно испытывает соматические симптомы, связанные со стрессом, даже не догадываясь об этом.

Стресс подстерегает нас везде — начиная от собеседования у работодателя или первого свидания и заканчивая грудой нестиранного белья или болезнью ребенка. Сам стресс не всегда плох, потому что позволяет нам изобретать индивидуальные способы борьбы с жизненными трудностями, делает нас взрослее, закаленнее, умнее.

Однако, если стресс чрезмерен или чрезвычайно длителен, он может привести к прямо противоположному результату, и превратить нашу жизнь в настоящий кошмар. Стресс, превышающий по силе адаптационные возможности организма, называется дистрессом. Дистресс приводит к срыву защитных механизмов и возникновению физических заболеваний.

Часто мы не задумываемся над тем, все ли из того, что мы делаем, действительно нужно делать, — или лучше сказать себе: «Стоп». Мы обычно считаем, что просто выполняем то, что должен был бы на нашем месте делать любой нормальный человек. Как раз это и может вывести нас на путь хронического стресса, свернутый в постепенно закручивающуюся тугую спираль.

Стресс лучше распознать в самом начале

иначе его уровень внутри может вырасти до такой степени, что ни работа, ни отдых станут попросту невозможны. И это состояние очень быстро приведет вас к мысли о том, что, кажется, вы неизлечимо больны.

Вот симптомы стресса, по которым его можно опознать еще в самом начале.

Когнитивные симптомы:

  • Неспособность сосредоточиться и сконцентрировать внимание;
  • Восприятие преимущественно негативных сторон бытия;
  • Тревога или скачка мыслей;
  • Затруднения в принятии решений;
  • Трудности в освоении новой информации;
  • Постоянное беспокойство;
  • Кошмарные сны;
  • Постоянное чувство вины;
  • Неспособность к планированию своей жизни;
  • Забывчивость, неорганизованность

Эмоциональные симптомы:

  • Депрессия или ощущение отсутствия счастья;
  • Низкая самооценка: «Я одинок, ничтожен»;
  • Ощущение перегрузки, потери контроля над своей жизнью;
  • Частые слезы, мысли о самоубийстве как возможном отдыхе;
  • Удручение;
  • Апатия;
  • Раздражительность, вспыльчивость;
  • Ажитация, неспособность расслабиться

Физические (соматические) симптомы:

  • Нервозность, «трясучка»;
  • Слабость, утомляемость;
  • Мышечные подергивания, тремор;
  • Боли, гипертонус мышц, спазмы;
  • Диарея или запор;
  • Тошнота, головокружение;
  • Боли в груди, тахикардия, брадикардия;
  • Частые простуды и прочие инфекции;
  • Снижение полового влечения, потенции или способности к сексу;
  • Частые отрыжка, метеоризм;
  • Необъяснимые приступы «аллергии»;
  • Набор или потеря веса при отсутствии изменений в питании;
  • Звон, жужжание, щелчки в ушах;
  • Холодные или потные ладони или ступни;
  • Сухость во рту, затруднения глотания;
  • Сжатие челюстей, скрежет зубов;
  • Выпадение волос
  • Акне (гнойнички на коже);
  • Сыпь на коже, зуд;
  • Онемение частей тела;
  • Приливы жара/холода;
  • Потливость; контроля
  • Покалывания в различных частях тела;
  • Снижения общего уровня энергии;
  • Головные боли;
  • Бессонница;
  • Изжога;
  • Панические атаки;
  • Чувство тошноты;
  • Учащенное мочеиспускание;
  • Затруднение дыхания

Поведенческие симптомы:

  • Изменение аппетита;
  • Чрезмерный или недостаточный сон;
  • Социальная изоляция, отгороженность;
  • Агрессивность, враждебность;
  • Острые реакции даже на обычные стимулы;
  • Оборонительное поведение или подозрительность;
  • Обсессивное или компульсивное поведение;
  • Нервное поведение (обгрызание ногтей, неусидчивость, постоянное движение);
  • Потеря потребности следить за своей внешностью, быть пунктуальным;
  • Заикание, быстрая или бормочущая речь;
  • Прокрастинация, пренебрежительное отношение к обязательствам, безответственное поведение;
  • Употребление алкоголя, сигарет, наркотиков для того, чтобы расслабиться;
  • Ложь или постоянные оправдания с целью объяснения недочетов и провалов в работе;
  • Увеличение количества мелких аварий или несчастных случаев, происходящих с человеком;
  • Чрезмерное увлечение азартными играми, импульсивные и необдуманные покупки;

Присутствие у вас одного или двух симптомов из этого списка еще не означает, что вы находитесь в состоянии стресса, но список ясно дает понять, что может наделать стресс, оставаясь нераспознанным.

Читайте также:  Что такое суффиксы эмоциональной оценки

Как люди реагируют на состояние стресса

Люди реагируют на состояние стресса тремя различными способами.

1. «Бей». Реакция на стресс в виде возбуждения, готовности к схватке, в виде агрессии с целью устранения источника стресса.

2. «Беги». Замкнутость, депрессия, уход в себя или в свой мир, диссоциация как реакция на стресс.

3. «Двойной» ответ. Человек застывает в напряжении и не имеет способа его выразить. Способность к действию парализована, а внутри человек крайне напряжен.

Как справиться со стрессом

1. Самый главный способ — избегать ненужных стрессов. Для чего вам вступать в перепалку в социальной сети или в очереди? Для чего лететь на отдых в далекую страну, где, по слухам, происходит смена власти? Дважды думайте, планируя свои действия и особенно когда вами руководят эмоции.

2. Попытайтесь изменить ситуацию. Получите совет, позовите на помощь, возьмите в руки палку — все, что изменит ситуацию в вашу пользу.

3. Если ситуацию изменить невозможно, пробуйте приспособиться к стрессовому фактору. Если стрессор — человек — посмотрите на ситуацию его глазами и поймите причины его поведения. Если стресс вызывает слишком сильная загруженность — старайтесь найти дополнительные ресурсы для обретения сил. В любом случае, для адаптации к стрессору, лучше рассказать о вашей ситуации кому-то, кто умеет слушать. Проговаривая ситуацию еще и еще раз, вы сможете увидеть то, что раньше оставалось в тени. И, может быть, изменить отношение к ситуации стресса. Хорошим ресурсом является выход из ситуации с полной сменой обстановки, деятельности, круга общения. При отсутствии возможностей для такого выхода — попробуйте прямо в вашей ситуации сделать что-то безумное, то, чего раньше вы никогда не делали. Зачастую это позволяет получить новый ресурс для адаптации.

4. Примите те вещи, которые вы не можете изменить. Муж пьет и не собирается бросать, несмотря на все ваши совместные разговоры и планы по этому поводу? Посмотрите уже на это открытыми глазами и скажите себе: «Стоп. Этого никогда не случится». «Да, я не красавец, но это не повод быть несчастным». «Да, у меня теперь нет (кого-то или чего-то), и, скорее всего, никогда не будет. Зато есть моя жизнь, друзья, работа, ит.д.» «Этот мир несправедлив со мной. Но он точно так же несправедлив со сногими. Тем не менее, он дал мне (то-то и то-то)». Это примеры принимающих утверждений, которые, несмотря на всю болезненность процессов осознания и принятия ситуации, обладают чрезвычайной целительной силой, высвобождая большое количество ресурсов и восстанавливая границы личности для дальнейшей полноценной жизни.

Есть еще несколько способов справиться со стрессом, — на первый взгляд выглядящих второстепенными, но на самом деле весьма действенных:

  • Смех. Когда мозг уже не может думать, просто отвлекитесь от ситуации посредством просмотра какой-нибудь хорошей комедии.
  • Массаж. В ситуации стресса тело находится в напряжении и массаж спины или ступней хорошо помогает справится с этим напряжением.
  • Немного побыть в одиночестве. Часто лучший способ, чтобы собраться с мыслями ипосмотреть на ситуацию по-новому. Примите душ, совершите прогулку, посидите в кафе, вздремните или просто поработайте в одиночестве. Передайте детей мужу (жене, бабушке, дедушке, няне), и побудьте несколько часов одни. Это мощнейший ресурс для восстановления внутреннего баланса.
  • Сделать что-то полезное для себя. Часто стресс усиливается от того, что вы чувствуете, что ситуация в вашем бизнесе, у вас дома, или ваша болезнь — вышли из-под контроля. Иногда парадоксальным образом в подобной ситуации может помочь приготовить обед, сходить в прачечную, навести порядок в доме или сделать маникюр, прическу или макияж.

Итак, главное, что нужно усвоить — не пускайте стресс на самотек. Нераспознанные стрессовые реакции в организме со временем приводят к значительным сложностям в жизни и на работе, а позже — к соматическим заболеваниям.

Читайте также:  От чего бывает чувство жара при нормальной температуре

И в заключение — тест на уровень стресса, разработанный американскими психологами.

Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.

Источник

XIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2021

Стресс и его проявления в контексте студенческой деятельности.

Аннотация:В данной статье рассмотрены основные характеристики стресса: его причины, стадии развития стрессовой ситуации факторы, уменьшающие влияния стресса на организм. В качестве научного подтверждения описываемого явления, проведен анализ результатов эмпирического исследования особенностей стресса у студентов, на основании исследования С.В. Чербиевой, С.Н. Бостановой. Делается вывод о том, что стресс является так называемой «неотъемлемой частью» повседневной жизни каждого студента.

Ключевые слова: стресс, причины стресса, учебный стресс, факторы уменьшающие влияние стресса, стадия тревоги, стадия резистентности, стадия истощения, адаптационный синдром.

Abstract: This article discusses the main characteristics of stress: its causes, the stages of development of a stressful situation, factors that reduce the effects of stress on the body. As a scientific confirmation of the described phenomenon, the results of an empirical study of the features of stress in students were analyzed on the basis of a study by S.V. Cherbieva, S.N. Bostanova. It is concluded that the problem of stress within the framework of modern science is not fully studied, and stress is the so-called «integral part» of the everyday life of each student.

Keywords: stress, causes of stress, educational stress, factors reducing influence of stress, anxiety stages, resistance stage, exhaustion stage, adaptation syndrome.

В России насчитывается более четырех миллионов студентов, каждый из которых испытывает различного рода трудности, связанные с учебой. Основной причиной этих трудностей является стресс. Проблемой стресса занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Так, в отечественной науке можно выделить таких ученых как В.А. Абабков, М.Я. Александров, Б.Х. Варданян, С.В. Субботин и др. говоря о зарубежной литературе, выделим Д. Гринберга, Л. Мерфи, Г.Селье и др. Значения слова «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», трактуется по-разному [3]. Идеи стресса и стрессоустойчивости очень популярны в науке. Так, термин стресс ко всему прочему широко применяется в биологии, для установления связи между психологическими и физиологическими явлениями.

Дать определение понятию стресс очень сложно, в силу того, что стресс может вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации или эмоции. Одним из ключевых моментов в исследовании стресса и его концепций является заметка Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Анализирую работы таких отечественных и зарубежных ученых, как В.В. Суворова, Г. Селье, можно выделить три основных определения понятия стресса.

Стресс, в переводе с английского стресс, нагрузка – не специфическая, т.е. общая, реакция организма на возникновение (как физическое, так и психологическое), нарушающее его гомеостаз; соответствующее состояние нервной системы организма или организма в целом [3].

Стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [6].

Стресс определяется как «напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации» [2].

Говоря о стрессе, нам хотелось бы ввести понятие учебного стресса. Учебный стресс – состояние, характеризующееся чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, что приводит к задержке личностного развития, психосоматическим заболеваниям [4]. Исходя из определения понятия, можно предположить, что возможными причинами стресса у студентов могут являться:

— большое количество пропусков учебных занятий

— нехватка знаний по какой-либо дисциплине

— утомление, вследствие большого количества заданий, с коротким сроком сдачи

— возникновение конфликтных ситуаций с сокурсниками или преподавателями

— разочарование в выбранной профессии

Стоит отметить, что вышеперечисленные возможные причины стресса зависят от стрессоустойчивости конкретной личности.

Читайте также:  Отчетный концерт хореографического коллектива радость 2021

В характеристике стресса выделяют также личностные факторы, влияющие на причины возникновения стресса. По нашему мнению к ним можно отнести:

— проблемы во взаимоотношениях с членами семьи

— смена места жительства

— проблемы во взимоотношениях со «второй половинкой»

— проблемы со здоровьем.

Когда мы говорим о стадиях стрессовой ситуации, стоит отметить, что именно Г. Селье обобщил результаты своих исследований и пришел к выводу о том, что развитие этой самой стрессовой ситуации проходит три стадии, которые отражают общий адаптационный синдром.

Первая стадия – стадия тревоги. Проявляется она при первом появлении стрессора, характеризуется снижением уровня резистентности организма, нарушением некоторых вегетативных и соматических функций организма.

Вторая стадия – стадия резистентности. Наступает при продолжительном воздействии стрессора в том случае, если возникает необходимость поддержания защитных реакций организма. при этом происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов.

Третья стадия — стадия истощения. Она наступает при нарушении механизмов регуляции защитно- приспособительных механизмов в период борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. При этом адаптационные резервы уменьшаются снижается сопротивляемость организма.

Говоря о стрессе, нельзя не сказать, что влияние стресса можно уменьшить, для того, чтобы снизить его последствия. Такими факторами являются:

— предсказуемость внешних событий

— возможность заранее подготовиться к внешним событиям

— возможность контроля над событиями

— волевые качества личности.

Обращаясь к эмпирическому исследованию учебного стресса у студентов С.В. Чербиевой и С.Н. Бостановой, обратим внимание на то, что исследование было проведено с целью выявления особенностей стресса у студентов. В рамках исследования был применен «Теста на учебный стресс», разработанный Ю.В. Щербатых, с помощью которых авторы изучали волнение у студентов, его причины, признаки проявления и основные приемы снятия стресса [5].

В рамках исследования полученные данные рассматривали по семи шкалам: «общая картина стресса», «уровень постоянного стресса за последние три месяца учебы», «проявление стресса, связанного с учебой», «приемы снятия стресса», «волнение перед экзаменом», «признаки экзаменационного волнения».

Обобщая полученные данные по каждому вышеперечисленному критерию, можем сказать следующее:

— основными причинами возникновения стресса у студентов являются страх перед будущим, строгие преподаватели, нежелание учиться или разочарование в профессии, и нерегулярное питание.

— уровень постоянного стресса отмечают большинство испытуемых.

— большинство студентов испытывают стрессовое состояние по причине нехватки времени для подготовки к занятиям, лени, неуверенности в собственных силах.

— в качестве приемов снятия стресса испытуемые применяют сон, поддержку родителей, прогулку, вкусную еду, физическую активность и т.д.

— говоря о признаках экзаменационного волнения отмечают сухость в рту, учащенное сердцебиение, головные боли, затрудненное дыхание, скованность и дрожание мышц.

Подводя итог всему вышеизложенному можем сказать, что стресс – неотъемлемая часть жизни каждого студента. Он может быт обусловлен различного рода факторами. Стоит отметить, что несмотря на общие проявления стресса в жизни, каждый студент сам для себя должен определить факторы, при помощи которых он может либо предотвращать либо уменьшать стресс в своей повседневной жизни.

Список используемой литературы:

. Психология стресса и методы его профилактики:учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп.В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.

Данилова 77 Я., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности Ростов н/Д: Феникс, 2002, с. 406

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1982.- 124с.

Семенова, Ф. О. Профессиональное самосознание юношей и девушек в процессе обучения в вузе – результат противодействия и деструктивного влияния на современную молодежь / Ф. О. Семенова // Психолого-педагогическая проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общей редакцией Э.А. Пирмагомедовой. – Хасавюрт : Парнас, 2019. – С. 335–340.

Статья «Эмпирическое исследование учебного стресса у студентов» Саидат Висрадиевна Чербиева, Светлана Николаевна Бостанова [Электронный ресурс]. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42197485 (дата обращения: 15.11.2020)

Суворова В. В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975, с. 3-208

Источник

Оцените статью