- Влияние темперамента на стиль вождения. Психология вождения автомобиля
- Автомобиль и темперамент владельца: какова связь?
- Водитель холерик
- Водитель сангвиник
- Водитель флегматик
- Водитель меланхолик
- Видео психология вождения
- Какие типы темперамента вы знаете пдд
- VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
- ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДИТЕЛЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Влияние темперамента на стиль вождения. Психология вождения автомобиля
Психология – это наука, которой отводится свое место в любой сфере нашей жизни. Казалось бы, откуда ей взяться в таком техническом и «бездушном» мире, как автомобильный? Но дело здесь вовсе не в душевности и морально – этических качествах водителя. Психология в данном контексте рассматривается как нечто такое, что способно облегчить человеку его вождение и многие моменты, связанные с ним.
Автомобиль и темперамент владельца: какова связь?
Начнем с того, что мы, с одной стороны – все разные, а с другой – одинаковы. Разность заключается в том, что двух одинаковых людей на земле не существует в принципе. А «одинаковость» заключается в том, что все мы, все-таки люди, и многие из нас имеют схожие характеристики. Сейчас речь идет о темпераменте человека. Дело в том, что каждый тип темперамента имеет свои характерные особенности. «Так причем тут автомобили?» — спросите вы.
Машиной управляет человек, а, значит, его мы будем рассматривать в первую очередь. Люди выбирают автомобиль, исходя не только из технических и физических его параметров, но и как способ выражения, также с целью собственного комфорта. А эти параметры уже являются психологическими и, порой, неосознаваемыми самим покупателем.
По цвету и дизайну автомобиля, манере движения, парковки, уровню чистоты машины и размерам акустики можно определить, кто находится за рулем. Обладать этими знаниями полезно любому водителю, а также тем, кто каким-либо образом связан с «автомобильным» миром.
Итак, существует четыре типа темперамента человека: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Ниже опишем, как связаны люди того или иного психотипа со своей машиной.
Водитель холерик
Можно сказать, что холерики, в какой-то степени правят миром, как-бы пафосно это ни звучало: именно для них трудятся все конструкторы мира, создавая все новые и новые модели. В погоне за модой холерикам нет равных. Кроме того, спортивные машины также изначально были созданы для людей именно этого темперамента, так как они очень любят скорость и все, что связано с адреналином.
Холерики выбирают эффектный дизайн, яркие, сочные и глубокие цвета, которые будут выделять их на общем фоне и самих заряжать позитивом и энергией.
Водитель сангвиник
Сангвиники являются олицетворением любви, доброжелательности и оптимистичного отношения к жизни.
Вопросы моды для них не столь актуальны, как для холериков, однако значение имеют – они будут стараться «идти в ногу со временем». Предпочтут сангвиники динамичные, где-то экстравагантные модели с расцветками модных, но не слишком броских тонов. Автомобиль, которому отдаст предпочтение человек данного психотипа, будет иметь оригинальный тюнингованный салон с хорошим акустическим оборудованием.
Водитель флегматик
Флегматики медлительны, расчетливы и вдумчивы. Их основательность и консерватизм не позволят им следовать за современными модными тенденциями – они будут делать свой выбор, исходя из вопросов практичности, надежности и рациональности. Эти люди всегда отдают свое предпочтение качеству.
Классика придает флегматикам уверенность в том, что автомобиль такой, какой «нужно», так как именно отсутствие «лишних новомодных штучек» в нем, мешают флегматикам и противоречат их жизненным убеждениям.
Однако признанные и отработанные годами достоинства автомобилей, носители флегматического темперамента принимают с большим удовольствием.
Яркие и броские цвета в машинах — не для них; флегматики – консерваторы, поэтому не стоит даже пытаться предлагать им более яркие и свежие палитры.
Сдержанность, практичность и благородство – вот три кита, на которых построен флегматический психотип.
Водитель меланхолик
Этот тип, пожалуй, самый интересный и загадочный. Меланхолики, в большинстве своем, творческие натуры, очень восприимчивые и впечатлительные. При этом, они являются самыми большими эстетами из всех четырех типов, поэтому не только сама машина, но и каждая деталь в ней будет отражать страсть меланхолика к красоте и стилю.
Эти люди не спеша, много раз откладывая покупку автомобиля, чтобы тщательно обдумать все детали, выберут в конечном итоге классическую модель знаменитой марки.
Поскольку, меланхолики – люди утонченные по восприятию ко всему в жизни, эта их особенность обязательно коснется выбираемого ими цвета новой машины – обычно они отдают предпочтение изысканным и «гламурным» палитрам.
Люди этого темперамента очень хорошо относятся к тонированным стеклам, ибо не любят, когда на них лишний раз обращают внимание. Также им по духу приходится хорошая акустическая аппаратура и роскошная по своим эстетическим качествам отделка салона.
Как ни странно, размеры машин меланхолики предпочитают большие, но обязательно элегантных форм.
Видео психология вождения
На информационном сайте для автолюбителей «FORAM» вы сможете найти много полезной информации, касающейся ремонта и обслуживания автомобилей.
Источник
Какие типы темперамента вы знаете пдд
Личные особенности характера подкорректировать невозможно, но вы можете их учесть при вождении. Темперамент и характер имеют огромное значение для водителя. В США был проведен эксперимент. Водителям, которые часто попадали в аварии, сообщили о свойственных их типу характера недостатках. Аварийность этих людей снизилась на две трети! Надеемся, что эта статья окажется полезной и для Вас.
Психологи считают, что темперамент важно учитывать при выборе профессии. Не менее важно знать, как он влияет на вождение автомобилем. Типов темперамента четыре: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Холерики прекрасно справляются с вождением на высокой скорости и в целом управлять движением автомобиля. Проблемы возникают при торможении и оценке дистанции. Холерик не всегда может вовремя остановиться и держаться на безопасном расстоянии.
Флегматики с трудом могут управляться с автомобилем на высокой скорости, но осторожны и не станут подвергать риску себя и автомобиль.
Сангвиники очень работоспособны и энергичны. Они любят разнообразие в вождении, разучивают хитрые повороты и финты. Между тем именно они совершают больше всех ошибок за рулем, их эксперименты и склонность к риску могут привести к ДТП.
Меланхолики очень чувствительны к раздражителям, они наиболее педантичны в отношении правил дорожного движения. Но им трудно сосредотачивать внимание и ехать в плотном городском потоке и условиях стресса.
Ваша безопасность за рулем не в последнюю очередь зависит от вашего настроения. Возьмите за привычку объективно, и желательно вслух проговаривать свое текущее настроение, внутреннее состояние и, если вам это помогает, назначьте виновных. Осознание своего самочувствия поможет вам с ним справиться и оно не помешает вам на дороге.
Агрессия на дорогах — привычное дело. Даже люди, которые умеют контролировать себя, срываются на других водителей если опаздывают. Контролировать свое поведение становится достаточно трудно. В подобных случаях психологи рекомендуют говорить вместо оскорблений фразы типа: «Ты хороший человек!», «Какой солнечный денек!». Сама абсурдность ситуации поможет вам снять напряжение. Вежливость распространяется не хуже, чем агрессия, проверьте сами!
Основной источник информации о внешнем мире — зрение. Но слух и обоняние могут быть не менее важны на дороге. Попробуйте отказаться от музыки, вместо этого приоткройте окно, чтобы слышать, что происходит вне вашего поля зрения.
Станьте наблюдательным. Обращайте внимание на водителей и их автомобили — наклейки, царапины, номера очень многое говорят об участнике автодвижения. Со временем вы научитесь на глаз определять потенциально опасное авто.
И в завершение о количестве аварий у знаков Зодиака. Вопреки стереотипам — Скорпионы и Львы, известные тяжелым характером и эмоциональностью, попадают в аварии гораздо реже, чем Близнецы и Тельцы. Знаки Зодиака — не слишком авторитетный источник информации, но статистика говорит сама за себя.
Источник
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ВОДИТЕЛЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Различают четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Движение транспортных средств в потоке очень часто происходит в условиях затрудненного движения или транспортного затора, возникающего в пиковые часы на перекрестках и магистралях городов. Подобные условия приводят к ухудшению состояния водителя из-за временного расстройства его некоторых психических и психологических функций. В зависимости от темперамента водители по-разному реагируют на пребывание в транспортном заторе. Проведенный кластерный анализ в работе [1] показал, что все водители делятся на два кластера. В первый относятся водители с флегматическим типом нервной системы. Во второй — водители со всеми остальными типами нервной системы и их комбинациями.
Влияние пребывания в транспортном заторе на состояние водителей рассматривается в научных работах разных авторов, в частности в работах [1,2]. Наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на функциональное состояние водителя во время движения, представлены в работе [2]. Данные факторы выявлены в результате проведения анкетирования среди водителей. Наиболее значимым фактором, отрицательно влияющим на функциональное состояние водителя, оказался транспортный затор.
Функциональное состояние водителя оценивается путем математического анализа сердечного ритма водителя и определения показателя активности регуляторных систем (ПАРС) по методу профессора Баевского Р.М. Значения ПАРС выражаются в баллах от 1 до 10. Анализ значений ПАРС дает возможность выделить пять функциональных состояний[2]:
1. Состояние оптимального напряжения регуляторных систем, необходимое для поддержания активного равновесия организма со средой (норма, ПАРС = 1-2). Такое состояние является оптимальным для эффективного осуществления трудовой деятельности.
2. Состояние умеренного напряжения регуляторных систем, когда для адаптации к условиям окружающей среды организму требуются дополнительные функциональные резервы (ПАРС=3-4). Данные состояния могут возникнуть в процессе адаптации к трудовой деятельности, при эмоциональном стрессе или при воздействии неблагоприятных экологических факторов.
3. Состояние выраженного напряжения регуляторных систем, которое связано с активной мобилизацией защитных механизмов, в том числе повышением активности симпатико-адреналовой системы и системы гипофиз-надпочечники (ПАРС = 4-6). Такие состояния могут возникнуть в форс-мажорных обстоятельствах и при эмоциональном напряжении.
4. Состояние перенапряжения регуляторных систем, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов, их неспособность обеспечить адекватную реакцию организма на воздействие факторов окружающей среды. Здесь избыточная активация регуляторных систем уже не подкрепляется соответствующими функциональными резервами (ПАРС = 6-8). Данные состояния могут возникнуть при наличии заболеваний и воздействии отрицательных факторов внешней среды.
5. Состояние истощения (астенизации) регуляторных систем, при котором активность управляющих механизмов снижается (недостаточность механизмов регуляции) и появляются характерные признаки патологии. Здесь специфические изменения отчетливо преобладают над неспецифическими (ПАРС = 8-10).
Существует несколько математических моделей, отражающих взаимосвязь темперамента водителя и его поведения в транспортном заторе.
Модель для водителя-меланхолика представлена в виде:
Пк = 0,013Вв +0, 065Тз + 0,913Пн, (1)
где Пк — ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;
Вв — возраст водителя, лет;
Тз — длительность транспортного затора, мин;
Пн — ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.
Пк = 0,009Вв + 2,045ln(Тз / Пн) + 0,848Пн, (2)
где Пк — ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;
Вв — возраст водителя, лет;
Т3 — длительность транспортного затора, мин;
Пн — ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.
Пк = — 0,396 Ц /У + 0,066Тз + 1,067Пн, (3)
где Пк — ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;
Ц /У — отношение цены нового автомобиля к удельной мощности двигателя, тыс. у.е./(кВт/ч);
Тз — длительность транспортного затора, мин;
Пн — ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.
Пк = 0,009Вв +1, 372ln(Тз / Пн) + 0,939Пн, (4)
где Пк — ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;
Вв — возраст водителя, лет;
Тз — длительность транспортного затора, мин;
Пн — ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.
Проведение исследований показало разницу влияния транспортного затора на водителей разных темпераментов. Пребывание в транспортном заторе оказывает наибольшее отрицательное влияние на водителей-холериков и на водителей-сангвинников. На водителей остальных темпераментов транспортный затор не оказывает значимого влияния.
Для подтверждения данной теории произведем расчет для водителей одного из предприятий г.Саратова. Средний возраст водителей составляет 35 лет. Примем в расчетах длительность транспортного затора Тз = 15 мин, ПАРС при входе в транспортный затор Пн = 5 баллов.
Для водителей-меланхоликов:Пкм = 0,013*35+0,065*15+0,913*5 = 6Для водителей-холериков:Пкх = 0,0009*35+2,045*ln(15/5)+0,848*5=6,5Для водителей-флегматиков:Пкф= -0,396*(820/120)+0,066*15+1,067*5 = 3,6Для водителей-сангвиников:Пкс = 0,009*35+1,372*ln(15/5)+0,939*5=6,5
Также была установлена взаимосвязь между временем реакции водителя и изменением его функционального состояния.
Тр = 0,029 + 0,022(Пк — Пн) 2 (5)
где Тр — изменение времени реакции водителя, с;
Пк — ПАРС при выходе из транспортного затора, баллы;
Пн — ПАРС при входе в транспортный затор, баллы.
Трм= 0,029 + 0,022(6 — 5) 2 = 0,051с
Трф = 0,029 + 0,022(3,64 — 5) 2 = 0,069 с
Время реакции водителя-сангвинника:
Тр=0,029+0,022(0,009Вв+1,372ln(Тз/Пн)-0,061Пн) 2 . (6)
Трс = 0,029+0,022(0,009*35+1,372ln(15/5)-0,061*5) 2 = 0,078с
Время реакции водителя-холерика:
Тр=0,029+0,022(0,009Вв+2,045ln(Тз/Пн)-Пн) 2 -0,152Пн) 2 . (7)
Тр=0,029+0,022(0,009*35+2,045ln(15/5)-5) 2 -0,152*5) 2 = 0,09с
Экспериментальные исследования также позволяют определить характер изменения времени реакции водителей разных темпераментов после выхода из транспортного затора. Здесь также прослеживается зависимость времени реакции от темперамента: наименьшее время реакции у водителей-меланхоликов, а наибольшее у холериков. Однако, существуют исследования, подтверждающие, что на первой половине участка пути между перекрестками, время реакции водителя-холерика больше, а на втором участке – меньше [2].
Это свидетельствует о появлении опасных зон на участках транспортной сети, где имеет место высокий уровень вероятности возникновения ДТП и, соответственно, снижается уровень безопасности дорожного движения. Вследствие этого в процессе разработки технологии организации дорожного движения требуется принимать во внимание факторы, ухудшающие функциональное состояние водителей-сангвинников и водителей-холериков, от которых безопасность дорожного движения зависит в большей степени.
Таким образом, можно сделать вывод, что темперамент водителя оказывает влияние на время его реакции и поведение на дороге, что сказывается на плотности транспортного потока и безопасности дорожного движения. С учетом темперамента, следует выбирать водителей-флегматиков или меланхоликов, поскольку изменения в их функциональном состоянии меньше всего влияют на безопасность дорожного движения.
Литература
1 Ефремов, Б.Д. Методы оценки профессиональных качеств водителей автомобилей / Б.Д. Ефремов, Ю.В. Оверин. – Технико-технологические проблемы сервиса. №16. т.2. – 2011. 2 Крамарова, М. И. Роль темперамента водителя в обеспечении безопасности дорожного движения / М. И. Крамарова. – Технологический аудит и резервы производства. №1(7). Т.5. – 2012.
Источник