Какие темы мотивы настроения характерны для литературы рубежа веков
ВВЕДЕНИЕ
Уроки литературы в 11 классе[1]
.Пособие содержит разработки 105 уроков литературы базового уровня, схемы, таблицы, богатый дидактический материал.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов
УРОК № 1
Тема.
Основные направления, темы и проблемы
русской литературы начала XX в.
Цель: ознакомить учащихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского литературного процесса; воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.
Оборудование: учебник, портреты писателей и поэтов рубежа веков, таблица, эпиграф.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XIX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса.
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый — век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
Н. И. Глазков
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Двадцатый век наступил в 00 часов 1 января 1901 года — таково его календарное начало, от которого отсчитывает свою историю и мировое искусство XX в. Двадцатый век в истории русской литературы — самый драматичный и наиболее насыщенный событиями и направлениями период. Он изменил понимание сущности литературы, вписал в более масштабный контекст вопросы любви, смерти, предназначения человека, перспектив развития искусства (обращение учителя к эпиграфу урока).
Из этого, однако, не следует, что в один момент в искусстве произошёл всеобщий переворот, учредивший некий новый стиль XX в. Часть процессов, существенно важных для истории искусства этого столетия, берёт свое начало ещё в прошлом веке.
Наследие рубежа XIX–XX вв. не ограничивается творчеством одного-двух десятков значительных художников слова, а логику литературного развития этой поры нельзя свести к единому центру или простейшей схеме сменяющих друг друга направлений. Это наследие являет собой многоярусную художественную реальность, в которой индивидуальные писательские дарования, сколь бы выдающимися они ни были, оказываются лишь частью грандиозного целого. Приступая к изучению литературы рубежа веков, необходимо сделать краткий обзор социального фона и общекультурного контекста этого периода.
Трагический опыт писателей разных поколений воплотился в произведения, которые ныне составляют единую русскую литературу XX в. Именно с ней вам и предстоит ознакомиться на уроках литературы в 11-м классе. Успехов вам в постижении своеобразного мира литературы XX в.!
III. Актуализация опорных знаний
Литературная викторина «Умники и умницы»
Вспоминая изученное…
1. О каком десятилетии в истории русской литературы В. Г. Белинский сказал, что «роман всё убил, всё поглотил», и почему?
(О 40-х гг. XIX в., когда проза потеснила поэзию, и писатели обратились к повестям и романам.)
2. О ком Н. В. Гоголь отозвался как о «русском человеке в конечном его развитии, в каком он явится, может быть, через двести лет»?
(Об А. С. Пушкине)
3. Где берёт своё начало наполеоновская тема в русской литературе: «Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно»?
(В пушкинском «Евгении Онегине»)
4. Кто из писателей назвал Невский проспект «всеобщей коммуникацией Петербурга»?
(Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект»)
5. Кому приписывают фразу «Все мы вышли из “Шинели”»?
(Ф. М. Достоевскому)
6. В раннем творчестве какого поэта, долгий творческий путь которого начался в 30-е гг. XIX в., складывается концепция мировой души, космоса и хаоса, дневного и ночного бытия?
(Ф. И. Тютчева)
7. Кто ввёл в русскую литературу понятия «лишний человек», «лишние люди»?
(И. С. Тургенев — в произведении «Дневник лишнего человека» и А. И. Герцен — в статье «Печальный тип лишнего человека»)
8. Какую метаморфозу любили изображать писатели «натуральной школы»?
(Превращение восторженного мечтателя и романтика в трезвого практика и дельца («Обыкновенная история» И. А. Гончарова).)
9. Какое произведение, по мнению европейцев, было «откровением русских нравов» и открытием русского мужика?
(«Записки охотника» И. С. Тургенева)
10. Два поэта, размышляя о своём столетии, назвали XIX в. «железный», подчёркивая тем самым его суровость и беспощадность: «Век шествует путём своим железным» и «В сей век железный Без денег и свободы нет». К этой характеристике присоединился третий поэт, уже в начале XX в.: «Век XIX, железный, Воистину жестокий век». Кто были эти поэты?
(А. С. Пушкин и Е. А. Баратынский)
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление со структурой и спецификой
курса литературы в 11-м классе
2. Вводно-ориентировочная беседа
• В чём назначение искусства и каково его место в истории человечества и жизни человека?
• Что позволяет искусству быть, как утверждает В. С. Соловьёв, не «пустою забавою», а «вдохновенным пророчеством»?
• Каковы приметы ощущавшегося на рубеже XIX–XX вв. грядущего перелома во всех областях жизни?
3. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Русская литература конца XIX — начала XX вв. существовала и развивалась под мощным воздействием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Своё ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой передали великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, Л. Н. Андреев, А. Н. Толстой в свою очередь создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года всё более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, всё более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
В конце XIX — начале XX вв. русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Размежевание реализма и модернизма и располагавшихся между ними промежуточных явлений объясняется не столько борьбой литературных группировок и школ (эти факты литературного бытия вторичны), сколько возникновением в литературе противоположных представлений о задачах искусства и, соответственно, разных взглядов на место человека в мире. Именно разная оценка возможностей и предназначения человека разводит реализм и модернизм по разным руслам единой литературы.
Реализм на рубеже веков продолжал оставаться масштабным и влиятельным литературным направлением. Достаточно сказать, что в 1900-е гг. ещё жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.
Наиболее яркими дарованиями среди новых реалистов обладали писатели, объединившиеся в 1890-е гг. в московском кружке «Среда», а в начале 1900-х гг. составившие круг постоянных авторов издательства «Знание» (одним из его владельцев и фактическим руководителем был Максим Горький). Помимо лидера объединения, в него в разные годы входили Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, И. С. Шмелёв и другие писатели. За исключением И. А. Бунина, среди реалистов не было крупных поэтов, они проявили себя прежде всего в прозе и — менее заметно — в драматургии.
Таким образом, поколение писателей-реалистов начала XX в. получило в наследство новые принципы письма — с гораздо большей, чем прежде, авторской свободой; со значительно более широким арсеналом художественной выразительности; с обязательным для художника чувством меры, которое обеспечивалось возросшей внутренней самокритичностью.
Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890-го по 1917 гг. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обречённого на гибель. Предчувствие гибели прослеживалось во многих произведениях литературы и искусства.
4. Ознакомление со статьёй учебника
по теме урока (работа в парах)
5. Коллективная работа
над составлением таблицы «Развитие русской литературы в 1890–1921 гг.»
Проза и драматургия Л. Н. Толстого
Проза и драматургия А. П. Чехова
Проза А. И. Куприна
Проза И. С. Шмелёва
Поэзия и проза И. А. Бунина
Проза Б. К. Зайцева
Проза и драматургия Максима Горького
Проза и драматургия Л. Н. Андреева
Проза А. М. Ремизова
Творчество «сатириконцев» А. Т. Аверченко, Тэффи (Н. А. Лохвицкой-Бучинской), Саши Чёрного (А. М. Гликберга)
Проза В. Г. Короленко
Проза В. В. Вересаева
Проза А. С. Серафимовича
Символисты:
В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, Н. М. Минский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, Фёдор Сологуб (Ф. К. Тетерников), И. Ф. Анненский, Эллис (Л. Л. Кобылянский), Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), А. А. Блок, В. И. Иванов, М. А. Кузмин
Акмеисты:
Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Г. В. Иванов, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич.
Футуристы:
а) кубофутуристы: Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных, В. В. Хлебников, В. В. Каменский;
б) эгофутуристы: И. В. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов;
в) «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров
Новокрестьянские поэты:
С. А. Клычков, П. В. Орешин, С. А. Есенин, Н. А. Клюев
Имажинисты:
А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, С. А. Есенин
6. Эвристическая беседа
• Какие новые стили и направления появились в российской культуре на рубеже XIX–XX вв.? Каким образом они были связаны с конкретной исторической обстановкой?
• Какие исторические события конца XIX — начала XX вв. повлияли на судьбы русских писателей, нашли отражение в произведениях литературы?
• Какие философские концепции оказали воздействие на русскую литературу рубежа XIX–XX вв.? Чем объясняется особый интерес писателей к философии А. Шопенгауэра, Ф. Ницше?
• Можно ли говорить о том, что реализм в конце XIX — начале XX вв. утрачивает роль доминанты литературного процесса, которая принадлежала ему в XIX в.?
• Как соотносятся в литературе рубежа веков традиции классической литературы и новаторские эстетические концепции?
• В чём своеобразие позднего творчества А. П. Чехова? Насколько оправдано суждение Андрея Белого о том, что Чехов «более всего символист»? Какие черты чеховского реализма позволяют современным исследователям называть писателя основоположником литературы абсурда?
• Какой характер принимает борьба в литературе конца XIX — начала XX вв.? Какие издательства, журналы, альманахи сыграли особенно важную роль в развитии русской литературы?
• Как решается в русской литературе конца XIX — начала XX вв. проблема взаимоотношений человека и среды? Какие традиции «натуральной школы» нашли развитие в прозе этого времени?
• Какое место в литературе данного периода занимала публицистика? Какие проблемы особенно активно обсуждали на страницах журналов и газет в те годы?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(работа в группах)
• В истории европейской культуры выделяется особый период 1890–1910 гг., названный fi n de siecle (фр. «фин де сьёкль» — «конец века»), «переходный период», характеризующийся общим кризисом сознания, настроениями разочарования и упадка, тревожными предчувствиями социальных потрясений, отмеченный при этом активными эстетическими исканиями. Каким видится вам этот период в истории русской литературы?
2. Обобщающее слово учителя
— Итак, русская литература конца XIX — начала XX вв. сложилась в неполные три десятилетия (1890–1910-е гг.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Они определились очень быстро, несмотря на одновременность с творчеством ряда великих художников-классиков. Так сложилось в истории русской литературы, что рубежи столетий оказывались для неё временем небывалых взлётов, связанных с социальными и духовными потрясениями. Если рубеж XVIII–XIX вв. был временем зарождения Золотого века русской литературы, то рубеж XIX–XX вв. получил в истории русской литературы название Серебряный век. Это время проходило под знаком переоценки ценностей — как в науке, так и в искусстве. Поэтому реальная картина литературного процесса в конце XIX — начале XX вв. в значительно большей мере определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение «Рубеж XIX–XX вв. в восприятии… (одного из представителей русского искусства этого времени)», используя мемуарную прозу Андрея Белого, В. Ф. Ходасевича, З. Н. Гиппиус, М. И. Цветаевой, других авторов.
2. Ознакомиться со стихотворениями И. А. Бунина (см. в ходе урока № 2).
3. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Одиночество» (3 учащихся).
4. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бунина.
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». (вернуться)
Источник
Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века.
Введение. Литература рубежа веков: направления, течения, школы
Реализм: постклассический этзп. — Натурализм: «раса, среда, момент». — Символизм: «душа мира». — Импрессионизм: поэтика впечатлений. — Другие течения на исходе столетия: неоромантизм, неоклассицизм, эстетизм. — «Новая драма»: театральный ренессанс. —Экспрессионизм: мир в черно-белых красках, —Декаданс: философия и стиль конца века,— Авангардизм: футуризм, имажизм.
Литература рубежа веков сложна и разнообразна. Новая историческая реальность, новые тенденции в общественно-политической жизни, философские искания, потребность подвести итоги завершающегося XIX столетия и проникнуть в тайны рождающегося XX в. — все это нашло отражение в литературе, живописи, музыке, театре, в только что заявившем о себе кинематографе (1895).
Рубеж веков — время появления оригинальных художественно-эстетических школ и направлений, их столкновений и полемики и одновременно плодотворного взаимодействия.
В целом литературный процесс этого периода носит переходный характер. Правомерно говорить об особом типе культуры, сложившемся в эту эпоху.
Менялась писательская концепция мира и человека. Возникновение новых тенденций в искусстве было закреплено в литературных манифестах, теоретических трактатах, в которых писатели формулировали свои эстетические позиции.
Для периода рубежа веков характерна вовлеченность писателей и события общественно-политической жизни. Показательны, например, участие в деле Дрейфуса Э. Золя и А. Франса; протесты против испано-американской войны М. Твена; оппозиция милитаристскому угару в период Первой мировой войны, которую составили Р. Роллан, Б. Шоу и др. «Ангажированность» литературы, включенность в политическую жизнь, выступление авторов на стороне демократии, справедливости — важная сторона литературного процесса рубежа веков. В связи с этим значительный и важный пласт в наследии Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана, Б. Шоу, Г. Уэллса, М. Твена, Дж. Лондона, Т. Драйзера и др. представляет публицистика.
Реализм: постклассический этап
В конце XIX в. сохраняет свою значимую роль реализм. К 1830 — 1860-м годам относится классический этап реализма, наиболее отчетливо представленный в творчестве Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, У. Теккерея, Ш. Бронте и др. Далее обозначается его постклассическая фаза, для которой характерно обогащение проблематики и жанрово-сгилевых особенностей реалистического искусства.
Показательны п этом отношении новые тенденции в романном жанре. Постижению жизненной правды, глубинных тенденций в жизни общества способствовал жанр романа-эпопеи. В творчестве многих авторов (Э. Золя, Р. Роллана, Т. Драйзера, Дж. Голсуорси, Т. Манна, Г. Манна и др.) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы.
Впечатляет само богатство эпических форм. Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р. Роллан), философский (А. Франс, Т. Манн), сатирический (Г. Манн), утопический (Г. Уэллс, Дж. Лондон), социально-психологический (Дж. Голсуорси, Т. Драйзер, Т. Г. Харди, Г. де Мопассан), психологический (Г. Джеймс), социологический (Э. Синклер), приключенческий <Л. Стивенсон), детективный (А. Кошш-Дойл), лирический (К. Гамсун), исторический (Г. Сенкевич), роман-притча (О. Уайльд) и др.
Воплощение жизненной правды отнюдь не предполагает исключительно «жизнеподобие» ъ искусстве, но рождает различные формы условности. Бытописание, психологический анализ, документализм обогащаются символикой, аллегорией, гротеском, фантастикой. В реалистическом романе прослеживаются стилистические элементы других эстетических школ (натурализма, символизма, импрессионизма и т. д.), с которыми он плодотворно взаимодействует. Выделить реализм в чистом виде очень сложно, к это привело бы к упрощению классификации литературных течений рубежа веков. Понятие «реализм рубежа веков» достаточно широкое, гибкое, оно не укладывается в жесткую схему.
Отметим некоторые черты, присущие писателям-реалистам. Это их живая вовлеченность в литературно-эстетические дискуссии, которые становится фактором общественного значения. Не случайно в художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства. Часто в центре повествования — судьба художника («Творчество» Э. Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана, «Мартин Идеи» Дж. Лондона и др.).
Обогащение реализма и возникновение новых литературно-эстетических течений были обусловлены углубившимся представлением о человеке, его психофизиологической природе. А это, в свою очередь, было результатом важнейших открытий в разных сферах науки: физиологии и экспериментальной медицине, естествознании, психологии, философии, социологии и политической мысли. Теория эволюции, проблемы наследственности, философские учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Ренана, А. Бергсона и др. — все это нашло отражение в словесном искусстве.
Натурализм: «раса, среда, момент»
Натурализм (фр. naluralisme, от лат. natura — природа) — литературно-эстетическое направление, сложившееся в последней трети XIX в. Его философия и поэтика играли и играет, вплоть до настоящего времени, значительную роль в словесном искусстве. Натурализм возник, оформился и получил теоретическое обоснование во Фракции у Шанфлери, братьев Э. и Ж. Гонкуров и Золя, явившего наиболее яркую реализацию его принципов. Натурализм был откликом на исторические реалии конца века: социальные контрасты, бывшие следствием индустриализации и урбанизации, классо-иые конфликты, конфронтацию труда и капитала, проблемы «дна» общества (нищета, проституция, алкоголизм, люмпенизация).
Философская основа: позитивизм. Философская основа натурализма — труды Огюста Конта (1798 — 1857), одного из основоположников позитивизма и видного социолога. Его главное сочинение — «Курс позитивной философии» (1S30— 1842) в шести томах — получило широкую популярность. Конт провозгласил разрыв с философской метафизикой, создание «социальной физики», призванной реорганизовать общество на научных основах.
Наука, по Конту, озабочена исключительно фактами, феноменами, она лишь описывает явления, отвечает на вопрос «как?», но не «почему?». Вместе с тем наука, опирающаяся на эксперимент, способна к бесконечному развитию. Конт понимал общество как развивающийся организм.
Эту точку зрения развил Ипполит Тэн (1S2S— 1893). Во введении к книге «История английской литературы» (1863—1864) он сформулировал концепцию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натуралистической эстетики. Под «расой» он подразумевал «наследственное предрасположение, которое человек вносит с собой в мир». «Среда» — это окружение человека — «природа и другие люди». Тэн отказывается от моральных оценок, провозглашая: «Пороки и добродетели — такие же неизбежные результаты социальной жизни, как купорос и сахар — продукты химических процессов». Натуралисты гипертрофировали роль биологии и физиологии. Наконец, понятие «момент» трактовалось Тэном как конкретный исторический этап со всеми его культурными, историческими факторами и традициями.
Натурализм и наука. методологию на область художественного творчества, использовать в писательской практике эксперимент, объективно исследовать изображаемую сферу действительности. Ратуя за научный подход, они уравнивали роли ученого и писателя. Писатель должен художественно констатировать то или иное явление, но не высказывать своей оценки, не претендовать на обобщения. Ему противопоказана также политическая «ангажированность», ибо она может стать выражением личных взглядов и предпочтений, подрывает принцип абсолютной объективности.
Особенно значим для натуралистов был классический труд французского физиолога Клода Бернара (1813—187S) — «Введение в экспериментальную медицину» (1S65), и котором он анализировал роль физиологического фактора в поведении человека. Автор утверждал, что в медике совмещаются наблюдатель и экспериментатор. Натуралисты исходили из того, что теми же достоинствами призван обладать писатель.
Важными для сторонников натурализма стали открытия Чезаре Ломброзо (1S35 — 1909) в области наследственности. Популярностью пользовалась его книга «Гений и помешательство» (1864). Ломброзо утверждал, что высочайшие проявления таланта сопряжены с психическими отклонениями. Тема наследственных болезней, алкоголизма, разного рода аномалий получит воплощение во многих романах Э. Золя.
Натуралисты стояли на позиции прямолинейного детерминизма, полной зависимости индивида от социума. Признание предопределенности человеческой судьбы — также существенная черта натурализма. Между тем А. И. Герцен был прав, когда писал: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать — тут взаимодействие».
Важным для доктрины натурализма был знаменитый труд Чарльза Дарвина (1809—18S2) — «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). В нем процесс эволюции описывался как отбор наиболее сильных видов и их приспособление к окружающей среде. Идеи Дарвина, получившие широкое распространение, развил и трансформировал философ, социолог и публицист Герберт Спенсер (1S20— 1903). Он перенес принцип естественного отбора, борьбы за существование, из сферы природы в область человеческих отношений.
Методология натуралистов проявлялась прежде всего в прозаических жанрах, отчасти в драме (у Г. Ибсена, Г. Гауптмана). Они полагали, что натурализм «реалистичнее» классического реализма, поскольку исключает преувеличение, фантазию, обнажает неприкрытую, порой «грязную» правду жизни, те ее темные стороны, о которых прежнее искусство умалчивало.
Натуралистов упрекали в антиэстетизме, в забвении красоты, в апологии «грязи». Но в целом натурализм сыграл положительную роль и искусстве.
Натуралисты положили в основу писательского труда достоверность, опору на личный опыт художника слова, который штудировал специальные труды, изучал жизнь шахтеров, крестьян, актрис, художников и т. д., включал в текст документы.
Идеи натурализма проникли в театр, героями которого стали не рафинированные персонажи «света», а люди «дна», нищие, бродяги, люмпены, проститутки.
Натурализм отчетливо проявился в литературе США в творчестве С. Крейна, Х. Гарленда, Ф. Норриса, Дж. Лондона и Т. Драйзера. Натуралистические тенденции отчетливо выражены также у Г. Ибсена и К. Гамсуна (Норвегия), Г. Гауптмана (Германия), Дж. Гиссинга и Дж. Мурз (Англия), у позднего Г. де Мопассана. Вместе с тем многие авторы, в частности Э. Золя, признанный теоретик натурализма, в своей художественной практике нередко выходили за рамки эстетической доктрины данного направления,
В России термин «натурализм» не получил широкого распространения. Но принципы, близкие к его доктрине, преломились в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка и П. Д. Боборыкина, который активно пропагандировал Э. Золя и братьев Э. и Ж. де Гонкуров,
Символизм: «душа мира»
Символизм во многом определяет художественный климат на Западе в конце XIX в., а несколько позднее и в России. Символизм сложился в I860— 1870-е годы во Франции в поэзии П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. Общие принципы этого направления были выражены П. Верленом в его знаменитом стихотворении «Искусство поэзии» (1874), в сборнике А. Рембо «Озарение» и Ж. Мореасом (1S56 —1910) в «Манифесте символизма» (1886), опубликованном в газете «Фигаро».
Мореас впервые употребил термин «символизм». Он считал его новой фазой искусства, реакцией на «одряхление» предшествовавших идей. Новое слово в искусстве было «долгожданным, необходимым, неизбежным». Символистская поэзия «пытается одеть Идею в осязаемую форму», для чего призвана выработать стиль, «первозданный и сложный», «нетронутые слова, обновленную метрику, искусно организованный беспорядок», «блестящую и чеканную» рифму и т. д. Символизм опирался на опыт В. Гюго, парнасцев (Т. де Банвиля, Леконт де Лиля), Ш. Бодлера. Среди предтеч символизма — великий американский романтик Эдгар По, творец «страшных новелл» и знаменитого «Ворона», чудесный волшебник слова, открывающий «духовный принцип Вселенной». Слава к нему пришла посмертно, благодаря Бодлеру и французским символистам, прежде всего Малларме. Другим кумиром символистов был Рихард Вагнер (1813— I8S3), осуществивший в своем творчестве союз музыки и слона, ратовавший за «синтетический» театр, взаимодействие разных видов искусств. Эту сторону его эстетики активно пропагандировал Б. Шоу в книге «Истый вагнерианец».
творчестве О. Уайльда, Г. Гауптмана, А. Франса, Р. Роллана, К. Гамсуна, Э. Верхарна, М. Метерлинка и др.
Подобно романтизму, символизм развивался в смежных видах искусства: в музыке (М. Равель, Г, Малер, Б. Барток, А. Скрябин), живописи (Г. Моро, А. Бёклин, Г. Доре, М. Врубель, Дж. Уистлер, Д. Г. Россети), скульптуре (О. Роден), театре (Г. Крег. М. Рейнхардт, Вс. Мейерхольд, К. Станиславский).
В основе символизма — понятие символа как универсальной философско-эстетической категории. Смысл этого понятия уместно раскрыть, сопоставляя с понятием образа, с одной стороны, и знака и аллегории — с другой.
Символ — это знак, обладающий неисчерпаемой многозначностью и чувственной наглядностью. В символе воплощаются внуренние устремления художника, интуитивное подсознательное начало, смысл и дух явления, не лежащие на поверхности. Символ неотторжим от образа, но неравнозначен ему. Символ имеет особую смысловую структуру; перерастая в символ, образ насыщается дополнительными значениями.
В отличие от аллегории, поддающейся логической расшифровке, символ обычно не предполагает однозначных толкований. Он апеллирует к воображению, фантазии.
Каина Д. Н. Г. Байрона, Квазимодо и Эсмеральду В. Гюго, поэзию У, Блейка, П, Б. Шелли, Дж. Китса, Г. Гейне и др.).
Философские основы символизма. «другого» мира, противостоящего бытовой реальности, мира, порожденного гением художника, нередко пребывающего в состоянии озарения. Отсюда символистская концепция поэта-ясновидца. В основе символизма — идеи Платона, Канта и Гегеля. Широкое распространсение получили и концепции Шопенгауэра, изложенные в его труде «Мир как воля и представление» <1819; 2-е изд. — 1844). Один из символистов, Реми де Гурмон, так комментировал учение Шопенгауэра: «По отношению к человеку, мыслящему субъекту, мир, все, что является внешним по отношению к "Я", существует лишь как продолжение идеи, которая о нем сложилась».
Символисты стремятся разглядеть за внешним покровом быто-uoii повседневности запредельную сущность, прорваться к некоей трансцендентной Красоте, к «вещам в себе».
Первооснова творчества символистов — музыкальная стихия, вера в магическую силу поэтической речи. Новаторство символистов — в том, что поэтическое слово обрело невиданную до того музыкальность и смысловую насыщенность.
— в обогащении поэтического языка, поэтического стиля, в укоренении новаторских приемом, в углублении понимания искусства и художественного творчества.
Символизм оказал влияние на творчество Т. С. Элиота, Т. Манна, Дж. Джойса, Ф. Кафки, Ю. О’Нила, У. Фолкнера, М. Пруста и др.
Импрессионизм: поэтика впечатлений
Импрессионизм (от фр. impression — впечатление) — направление в искусстве, основанное на стремлении запечатлеть подвижность И изменчивость мира, мимолетные впечатления художника.
Импрессионизм зародился в I860— 1870-е годы в творчестве группы живописцев: К. Монс, Э. Мане, Э. Дега, К. Писарро, О. Ренуара, А. Сислея и лр. Они исходили из того, что образ не четко очерчен, не статичен, а изменчив, текуч. Будучи неясным в своих очертаниях, он видится по-разному в зависимости от освещения, погоды и времени суток. Художник передает на картине свое впечатление, внутреннее состояние. Полотна импрессионистов отражают не столько определенный сюжет, сколько настроение, атмосферу.
— в прозе и особенно в поэзии. Правомерно говорить и об импрессионизме в критике, когда не предлагается логически выстроенный объективный анализ произведения, а эскизно передается общее впечатление от его прочтения. Включение импрессионистической эстетики в методологию писателя означало дальнейшее обогащение художественных средств литературы. Это проявилось в отходе от нормативности, в усилении субъективного начала, в утверждении самодостаточной роли художника, его самовыражения.
Импрессионизм в литературе — это музыкальность, поэтика намеков, полутонов, зыбких настроений, неясных очертаний. В. Брюсов писал, что в импрессионизме происходит своеобразное «творение жизни», что в этой новой школе каждое слово — само по себе и в сочетании — производит определенное впечатление. И это впечатление может пересилить значение изображаемого.
Порой трудно разграничить стилистику символизма и импрессионизма. Они внутренне связаны, иногда неразделимы. В. Гюго называл Стефана Малларме поэтом-импрессионистом. Черты импрессионизма мы находим у символистов А. Рембо и П. Верлена, у Э. Золя и особенно у Г. де Мопассана, который стремился дать не «пошлую фотографию», а «иллюзию мира», понимая пол этим богатство психологического содержания. Импрессионистическая манера характерна для критических работ А. Франса. Дальнейшее развитие этой тенденции наблюдается в малой прозе Л. Чехова, И. Бунина, С. Крейна, Ш. Андерсона, Э. Хемингуэя.
Другие течения на исходе столетия: неоромантизм, неоклассицизм, эстетизм
На рубеже веков влиятельную позицию занимает неоромантизм, отличающийся некоторой аморфностью, размытостью эстетической программы. Само его название указывает на то, что традиции «классического» романтизма обретают новое качество на очередном историческом витке. Неоромантизм — своеобразная реакция на крайности натурализма, акцентировку мрачных сторон жизни, настроений пессимизма и фатализма, представление человека пассивной жертвой среды и обстоятельств. В зрелых образцах неоромантизма (Э. Ростан во Франции; Дж. Лондон в США; К. Гам-сун, Г. Ибсен в Норвегии и др.) — героические мотивы, культ сильной личности, противостоящей косной среде. Поставленный в экстремальные обстоятельства герой проявляет мужество и нолю. Заметную роль в неоромантизме играют приключенческие мотивы (у Дж,Лондона, Р. Л. Стивенсона). Неоромантические тенденции различимы и в литературе XX в. (в творчестве Э. Хемингуэя, А. де Сент-Экзюпери).
— 1890-е годы на Западе, прежде всего во Франции, возникло течение неоклассицизма. Оно базировалось на классических нормах этики и эстетики, восходящих к античности, и определялось потребностью внести в хаотичный мир порядок и гармонию. Сторонники неоклассицизма не одобряли в современном искусстве крайнего субъективизма. Их идеалом были ясность, завершенность, логика и строгость, присущие высокой классике. Во Франции неоклассицизм представлен в творчестве критика, публициста и поэта Шарля Морраса (1868—1952) и поэта Жана Мореаса, лидера группы «Романская школа». В Англии идеи неоклассицизма были близки Т. С. Элиоту (1888— 1965) — знаменитому поэту, драматургу, критику.
Эстетизм отчетливо представлен в Англии в деятельности художников и литераторов, входящих в «Братство прерафаэлитов» (1848 — 1853), в творчестве О. Уайльда. Прерафаэлиты ориентировались на живописцев раннего Возрождения, творивших до Рафаэля, а также на художников-назорейцев (Ф. Овербек и др.). Религиозный дух этих живописцев противопоставлялся индивидуализму титанов Ренессанса. Теоретиками эстетизма были Джон Рескин и Уолтер Пейтер. Эстетизм утверждал концепцию «чистого искусства», противостоящего плоскому прагматизму буржуазности и викторианства. Одним из самых ярких представителей эстетизма был Оскар Уайльд. В эссе и трактатах («Упадок лжи», «Кисть, перо и отрава» и др.) он утверждал: искусство выше жизни, писательская фантазия, вымысел, «ложь» торжествуют над унылой и бескрылой реальностью.
«Новая драма»: театральный ренессанс
Рубеж веков отмечен обновлением драматургии и театрального искусства. В разных странах Европы и Америки происходит рождение богатого и яркого явления, получившего название «новая драма». «Новая драма» демонстрировала разрыв с господствовавшим па Западе стереотипом салонной, мелодраматичной и в основе своей развлекательной пьесы,
«новой драмы» позитивную роль сыграл натурализм. Особенно значима была работа Э. Золя «Натурализм в театре» (1SS1)3 в которой он критиковал драму классицистического и романтического типа за схематизацию жизненных конфликтов и человеческих характеров. Золя назвал это явление «ампутацией истины»,
« Новая драма» встала в один ряд с высшими достижениями прозы и поэзии. Она наполнялась серьезным, глубоким жизненным и психологическим содержанием, отличалась свежестью приемов и форм. Создателями «новой драмы» выступили Г. Ибсен (Норвегия), Г. Гауптман (Германия), Б, Шоу (Великобритания), М. Метерлинк (Бельгия), А. Стриндберг (Швеция), Р. Роллаи (Франция), Ю. О’Нил (США). В России концепция «новой драмы» получила воплощение у А. Чехова, М. Горького, Л. Андреева. В творчестве названных драматургов широко использовались элементы натуралистической и символистской поэтики.
Сценическому воплощению «новой драмы» способствовали театры и коллективы: «Свободный театр» в Париже, «Независимый театр» в Англии, «Свободная сцена» в Германии, «малые театры» в США и др. Выдающуюся роль в этом процессе сыграли такие режиссеры, как К. Станиславский, В. Мейерхольд, М. Рейнхардт, О. Брам. Б. Шоу обосновывал теорию «интеллектуального театра», М,Метерлинк — концепцию «театра молчания», Р. Роллан писал о «народном театре», а А. Стриндберг создал экспериментальный «интимный театр».
«новой драмы» и сегодня — золотой фонд мирового театральною репертуара.
Экспрессионизм: мир в черно-белых красках
— выражение). Он дал щедрые плоды в литературе (особенно в поэзии и драме) и в живописи, прежде всего в графике. Наиболее яркие имена здесь: В. Кандинский (Россия), П. Клее (Швейцария), О. Кокошка (Австрия), Ф. Мазерель (Бельгия). Экспрессионизм, переживавший расцвет в период Первой мировой войны и в первое послевоенное десятилетие, был пронизан ощущением катастрофичности и хаотичности мира, жестокости социальных катаклизмов, трагизма человеческой жизни. Его отличали изломанность форм и очертаний, резкое сгущение красок, предпочтение черно-белой тональности! гротескность, напряженный, «взвинченный» тон, стилистика контрастов. Эстетика экспрессионизма с ее ярко выраженным радикализмом базировалась на отрицании жизнеподобия реализма, приземленноести натурализма, утонченности символизма и импрессионизма. Экспрессионисты стремились не описывать, но выражать глубинную сущность явления. Герои уподоблялись маскам, марионеткам, выступали носителями определенных идей и точек зрения.
Экспрессионизм получил развитие прежде всего в Германии (у Ф. Верфеля, Г. Кайзера, Э. Толлера, в раннем творчестве Б. Брехта, И. Бехера). В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти, вообще не терпимые ко всякого рода «измаи», запретили экспрессионизм как искусство «дегенеративное», вредное для здоровья нации. Влияние поэтики экспрессионизма заметно и в других национальных литературах: в австрийской (Р. М. Рильке, Г. Тракль, Ф. Кафка), американской (Ю. О’Нил, Э. Райе), русской (молодой В. Маяковский, Л. Андреев). От экспрессионизма тянутся нити к «новому роману» и «театру абсурда».
Декаданс: философия и стиль конца века
Декаданс (от фр. decadence — упадок) — понятие в известной мере дискуссионное. Декаданс представляет собой синтез различных художественных и философских тенденций. Это и художественный стиль, и особое мироощущение «конца века» — безверие, пессимизм, страх перед жизнью, утрата ценностей, элитарность, культ чувственных наслаждений, психологический надлом. Расхожий становится уподобление этой эпохи Риму периода упадка.
Значимую роль в укоренении этого понятия сыграл Ф. Ницше. Он ассоциировал декаданс с болезнью, нездоровьем. В противовес упадку Ницше предлагал выработать религию жизни, религию человека, вырастить «сверхчеловечество», поднимающееся ввысь; освободиться от сна, преодолеть болезнь, великую усталость, обрести радость и самоутвердиться в творчестве.
— проклятые поэты», которые соединяли громадный талант с шокирующим образом жизни, эпатирующим поведением. Образец изощренного эротизма в духе декаданса дан в драме О. Уайльда «Саломея».
Вокруг декаданса не утихали споры. Ортодоксальные марксисты воспринимали его резко негативно, Л. Н. Толстой в своем знаменитом трактате «Что такое искусство?» (1898) критиковал декадентов (Ш. Бодлера, П. Верлена, С. Малларме и др.), которые оказались от признания этических ценностей в искусстве, не приемлют единства истины, добра и красоты. Ромен Роллан, разделявший важные стороны эстетики Толстого, нарисовал в своем романе «Жан Кристоф» удручающую картину бездуховного декадентского искусства.
В известной статье «Поль Верлен и декаденты» (1896) М. Горький писал о «взвинченном, болезненно развитом воображении» поэтов-декадентов, людей талантливых, которые задыхались в атмосфере мещанского самодовольства и бездуховности. Разные аспекты декаданса предстают в метких, проницательных оценках видных деятелей русской культуры «серебряного века» — Д. Мережковского, А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, В. Ходасевича и др.
Декаданс вобрал в себя элементы разных литературно-эстетических школ, в том числе неоромантизма, импрессионизма, эстетизма и символизма. Многие исследователи сходятся в том, что декаданс — одно из проявлений поэтики и философии символизма на его раннем этапе. Поэтому необходимо корректировать представление о декадансе как об отклонении от магистральной линии искусства. То же относится к тезисам о преодолении декаданса прогрессивными художниками, о противопоставлении декаданса с его «ущербностью» реализму как искусству «правильному» и «здоровому».
Авангардизм: футуризм, имажизм
— время становления авангардистских литературных школ и течений. К ним относятся футуризм, имажизм, сюрреализм, дадаизм и др. 1 .
Общее у них — вызов традициям, установка на радикальное обновление и эксперимент. Если натурализм, символизм при леем их новаторстве были связаны с обогащением предшествующей литературной традиции, то авангардисты провозглашали полный разрыв с классическим искусством. Авангардисты утверждали, что классика истощила спои художественные возможности, а потому находится в дисгармонии с реалиями новой исторической эпохи, с ее социальными конфликтами, техническими прорывами и революционными научными открытиями.
Маринетти провозгласил приход «динамической литературы будущего», воспевающей технические новшества, машины, моторы и другие атрибуты урбанистической цивилизации. В серии своих манифестов (1909 — 1915) он изложил основные требования к футуристической стилистике: это ломка традиционного синтаксиса и использование особого «телеграфного языка», состоящего почти полностью из существительных, при минимальном количестве глаголов и прилагательных. Футуризм в его итальянском варианте — это экстремизм, эпатаж, апология агрессии и войны как «гигиены мира». Не случайно, что в 1920-е годы бунтарь Маринетти включился в фашистское движение Муссолини.
в начале 1910-х годов исходил из «неизбежности крушения старья», грядущего «мирового переворота» и формирования «нового человечества».
Имажизм. В 1910-е годы а англо-американской поэзии возникло течение имажизма (от англ. image — образ), просуществовавшее совсем недолго, до 1917 г. Имажизм пережил кратковременный расцвет в пору «поэтического Ренессанса» (1912 — 1925 гг.) в США. Эстетика имажистов во многом базировалась на критических работах Т. Э. Хьюма (1883 — 1917) и на стихотворном опыте Э. Паунда (1885— 1972). Имажисты настаивали на точности изображения и «чистоте сырого образа», освобожденного от лирической субъективности и эмоции. Их стилистика с уклоном и эксперимент была своеобразной реакцией на олисательность и медитативность английских поэтов «георглапской школы». Имажисты, выпустившие несколько антологий стихов, были сторонниками новых ритмов и форм, свободной тематики, лаконизма, просторечной лексики. На раннем этапе лидером и одним из теоретиков имажизма был Эзра Паунд, крупнейший англоязычный поэт, экспериментатор, выразитель бунта элиты против прагматизма и мещанства, художник огромного таланта и трагической судьбы.
Близко имажизму было течение имажинизма в России, влиятельное в 1910— 1920-е годы (С. Есенин, В, Шершеневич, А. Мариенгоф и др.). Имажинисты не одобрили политизации искусству отстаивали принцип самоценности слова-образа.
— работы Ф. Ницше, А. Бергсона, 3. Фрейда, К. Юнга. Художественное воплощение модернизм получил в творчестве выдающихся писателей XX столетия — Дж. Джойса, М. Пруста, Ф. Кафки, В. Вулф, Т. С. Элиота, Ж. П. Сартра, А. Камю, С. Беккета, А. Жида и др. Модернистское мироощущение можно обнаружить у У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Т. Манна, Т,Уильямса и др.
многосложностью. В словесной фактуре произведения бывает нелегко выявить доминирование какого-то конкретного течения или направления. Так, у Золя обнаруживаются черты натурализма и символизма, у Верлена — символизма и импрессионизма, у Лондона — реализма, неоромантизма и натурализма, у Драйзера — реализма и натурализма, у Ибсена и Гауптмана — реализма, символизма и натурализма и т. д.
Реальная писательская практика шире, богаче литературоведческих категорий, поэтому нередко полезнее не навешивание ярлыков (реалист, символист, неоромантик, экспрессионист, декадент и т. д.), а конкретный анализ художественного текста.
На исходе XIX — в начале XX в., особенно в 1910-е гг., происходит формирование модернизма — эстетической концепции, дцвшей особенно яркие художественные методы в период между диумя мировыми войнами (1920— 1930-е гг.).
Примечания
1 Эти течения, особенно сюрреализм и дадаизм, получившие рдазвитие после Первой миронвойвойны, в 1920-е годы, более подробно рассматриваются в курсе зарубежной литературы XX в
Андреев Л. Г. Импрессионизм/Л. Г. Андресв. — М., 1980.
Аникст А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века / А. Аникст. -М., 1988.
Божович В. И. Традициии и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX- начало ХХ века/В. И. Божовнч. — М., 1987.
Гиленсон Б. А. История зарубежном литературы конца XIX — начала XX века: учебно-методическос пособие. — М., 2008.
— начала XX века / под ред. В. М. Толмачевна. — М., 2003.
Зингерман Б. И. Очерки истории драмы XX века / Б. И. Зингерман. — М- 1979,
Минц 3. Г. Поэтика символизма/3. Г. Минск. — СПб., 2000.
Называть веши своими именами : программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX иска. — M., 1986,
Ревалд Дж. История импрессионизма : пер. с фр, / Дж. Ревалд. — М., 1994.
Энциклопедия литературных терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. — М.. 2001.
Энциклопедия символизма. Живопись, графика, скульптура, литература, музыка / под ред, В. М. Толмачева. — М.. 1979.
Энциклопедия экспрессионизма/Л; Ришвр ; под ред. В. М. Толмачева. — М., 2003.
История всемирной литературы : в 9 т. — Т. 8. — М., 1994.
Писатели Англии о литературе /сост. К. Н. Атарова. — М., 1981.
Писатели США о литературе : в 2 т. / сост. А, Н, Николюкин. — М., 1982,
Писатели Скандинавии о литературе/сост. Е. Мурадян. — М., 1982.
Борев Ю. Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов/ Ю. Бореив. — М., 2003.
Источник