Какие существуют формы эмоциональных состояний

Виды эмоций в психологии: понятие, классификация, примеры, таблица

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие. Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям. В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.
  • Поведенческая. Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

Читайте также:  Что такое междометия какие чувства могут выражать междометия
Тип Описание Примеры
Позитивные Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
Негативные Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
Нейтральные Напрямую не влияют на действия индивидуума. Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.
Читайте также:  Чувствую себя овощем при всд

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

Проявления Сумма баллов Категория
Внимательный Сконцентрированный Собранный С1 Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный С2 Удовольствие
Удивленный Изумленный Пораженный С3 Удивление
Унылый Печальный Сломленный С4 Горе
Возбужденный Гневный Безумный С5 Гнев
Неприязнь Отвращение Омерзение С6 Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный С7 Презрение
Испуганный В ужасе В панике С8 Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый С9 Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся С10 Вина

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Источник

2. Формы эмоциональных состояний.

Основные формы эмоциональных состояний:

1) Аффект — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. Аффект навязывает субъекту стереотипные действия (агрессию, бегство, оцепенение), возникает в ответ на уже фактически наступившую си­туацию и порождает аффективные следы (комплексы), которые при определенных условиях могут полностью вытесняться из сознания. Повторение ситуации ведет к аккумуляции аффекта, который разряжается в бурном неуправляемом поведении — «аффективном взрыве». На этом свойстве аффектов основаны различные методы их изживания, канализации.

— воспринимаются субъектом как состояния моего «Я».

Аффективный комплекс — это совокупность образов памяти, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание. Актуализация одного из элементов комплекса влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов (К. Юнг, А. Р. Лурия и др.).

Комплекс это агломерация ассоциаций, болезненного аффективного характера. Этими аффектироваными чувствами трудно управлять, и они связаны с физиологическими реакциями (комплекс «сидит» в теле).

2) Собственно эмоции — длительное состояние иногда слабо проявляющееся во внешнем поведении. Выражает оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в ней. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

относительно длительные состояния, слабо проявляющиеся во внешнем поведении;

имеют ситуационный характер;

способны предвосхищать ситуации и события благодаря представлениям о пережитых или воображаемых ситуациях;

обладают способностью к обобщению и коммуникации (индивидуальный опыт переживаний формируется и в результате эмоциональных сопереживаний);

воспринимаются как состояния, происходящие «во мне»;

— участвуют в развитии смысловой сферы личности (эту функцию выполняют, например, эстетические эмоции).

Факторы, определяющие эмоции:

а) характер получаемой извне информации, б) неожиданность информации, в) степень достаточности информации, г) вероятность удовлетворения актуализированной потребности, д) уровень активации (если он слишком высок, то остаток активации переносится на последующую эмоцию, которая усиливается), е) особенности восприятия ситуации в целом, ж) уровень умственного развития, з) предшествующий опыт. Интенсивность эмоций связана с уровнем активации организма, а их направленность зависит от восприятия ситуаций в целом. Но само возникновение эмоций и ее положительная или отрицательная окраска определяются, прежде всего, количеством информации, которой располагает человек в данный момент.

Читайте также:  Человек который чувствует себя волком

3) Чувства — возникают в результате обобщения эмоций. Имеют отчетливо выраженный предметный характер, связаны с представлением или идеей о некотором объекте (конкретном или обобщенном). Амбивалентность переживаний возникает в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию.

Чувства образуют ряд уровней начиная от чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, относящимися к социальным ценностям и

С. Л. Рубинштейн выделил три сферы (уровня) проявления чувств человека:

1)аффективно-эмоциональная чувствительность: элементарные удовольствия инеудовольствия, связанные с удовлетворением органических потребностей;

2)предметные чувства: материальные, интеллектуальные, эстетические, связанные с обладанием определенными предметами и с конкретными видами деятельности;

3)обобщенные мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

связь с конкретными предметами, действиями, людьми, идеями,

4) Эмоциональный стресс.

Стресс — неспецифическая реакция организма на любое требование извне. Г.Селье (1974) изучая общий синдром адаптации, показал, как стресс связан с постепенным истощением организма и выделил три этапа этого синдрома:

Iэтап — реакция тревоги (характерны физиологические изменения, подготавливающие организм к встрече с новой ситуацией);

IIэтап — фаза сопротивления (организм, чтобы внешне оставаться в норме, продолжает расходовать имеющиеся у него резервы);

IIIэтап — фаза истощения

Различают физиологический и психологический виды стресса. В зависимости от стрессора и характера его влияния психологический стресс подразделяют на информационный и эмоциональный.

Психологический стресс зависит от: а) значимости ситуации для субъекта, от его отношения к ней; б) оценки угрозы.

В психологическую структуру стресса входят: эмоциональные, мотивационно-личностные, интеллектуальные, перцептивные компоненты. Стресс это система напряжений, функциональное значение которой в мобилизующем, усиливающем влиянии на состав деятельности.

Стрессогенным моментом является не сама по себе ситуация, а соотношение в этой ситуации между мотивами субъекта и его возможностью действовать адекватно им. Одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную реакцию. Индивидуальные различия в реакции зависят от особенностей эндокринной системы, типа нервной деятельности, темперамента, от личностных особенностей (потребностно-мотивационной сферы, пер­цептивных процессов, интеллектуальной оценки).

а) ситуации, в которых субъект не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, неопределенность, внезапность ситуации);

б) сверхсильная мотивация (вызывает сверхсильное волнение, повышение напряжения и пр.);

в) ожидание оценки своей личности или деятельности;

г) затруднения в деятельности из-за дефицита времени, отвлекающих факторов и др.

5) Настроение — общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все по­ведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью, хотя иногда и приобретает значительную интенсивность.

Источники настроения: а) мера удовлетворенности всем ходом жизни (дома, на работе, в обществе и пр.), б) здоровье, в) особенности взаимоотношений с людьми, г) особенности окружающей среды, д) эмоционально окрашенные мысли и представления.

влияние на мысли и действия человека.

б) Фрустрация — крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, сопровождающееся дезорганизацией сознания и деятельности. Проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. Может ослабевать, исчезать и усиливаться.

7) Страсть — форма эмоциональных состояний человека. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Страсть выражается в порыве, увлеченности, сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленных на цель (С. Л. Рубинштейн).

Источник

Оцените статью