- Эмоциональная память Связь между памятью и эмоциями
- Характеристики эмоциональной памяти
- Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти
- Структуры мозга эмоциональной памяти
- Влияние эмоций на память
- 1- Эмоциональное кодирование
- 2- Эмоциональная консолидация
- Влияние памяти на эмоции
- Функция эмоциональной памяти
- Исследования эмоциональной памяти
- Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти
- Глава VIII. Память.
- Теория памяти.
- Роль установок в запоминании.
Эмоциональная память Связь между памятью и эмоциями
эмоциональная память относится к способности людей устанавливать воспоминания от эмоций.
В этом смысле многочисленные исследования показали, как структуры мозга, связанные с памятью, тесно связаны с областями мозга, которые модулируют эмоции..
На самом деле, эмоции тесно связаны с памятью, и считается, что эмоциональное содержание событий влияет на последующую память..
Эти открытия, сделанные нейробиологами за последние несколько лет, показывают, что информация, полученная эмоционально, запоминается иначе, чем информация, полученная нейтрально..
Столкнувшись с такой тесной взаимосвязью между эмоциями и памятью, возникла новая структура памяти, известная как эмоциональная память..
Целью данной статьи является обзор характеристик эмоциональной памяти и раскрытие доступных сегодня данных о взаимосвязи между эмоциями и памятью..
Характеристики эмоциональной памяти
Эмоциональная память — это очень специфическая человеческая способность, которая характеризуется развитием памяти о событиях посредством пережитого эмоционального воздействия..
Эта концепция постулирует, что эмоционально значимые события сохраняются не так, как нейтральные события..
В частности, в целом поддерживается идея, что эмоциональные события запоминаются лучше и легче, чем самые тривиальные события..
Например, травмирующее событие в детстве, такое как дорожно-транспортное происшествие или драка с партнером, обычно запоминается гораздо более конкретно во взрослой жизни, чем тривиальные события, такие как то, что он ел на прошлой неделе..
Эта дихотомия воспоминаний относится к избирательной памяти. Люди не запоминают всю информацию одинаково. В этом смысле эмоционально переживаемые события запоминаются лучше, чем остальные..
На самом деле, многочисленные исследования показывают, что наибольшая память об эмоционально насыщенных переживаниях обусловлена большей легкостью приобретения, большим обслуживанием с течением времени и большей устойчивостью к вымиранию..
Положительные эмоции и негативные эмоции в памяти
Эмоциональная память реагирует как на положительные, так и на отрицательные эмоции. То есть события, переживаемые эмоционально (независимо от их характера), по-видимому, запоминаются иначе, чем нейтральные или тривиальные переживания..
Это связано с тем, что структуры мозга, которые модулируют положительные эмоции, и структуры, которые модулируют отрицательные эмоции, одинаковы.
Таким образом, мозговой механизм, объясняющий существование эмоциональной памяти, заключается в ассоциации между структурами эмоций и областями памяти..
Очень неприятные или травмирующие события могут вызвать особенно сильную и консолидированную память. Человек может часто и подробно вспоминать эти события на протяжении всей своей жизни..
Примером такого типа памяти могут быть травмы, перенесенные в детстве, которые могут появляться неоднократно и постоянно запоминаться на стадии взросления.
Найти сравнения с положительными эмоциями несколько сложнее. Есть люди, которые могут в мельчайших подробностях вспомнить день своей свадьбы или рождения своих детей, но зачастую память менее интенсивна, чем память о негативных событиях..
Этот факт объясняется интенсивностью эмоций. В целом, негативные события вызывают большее эмоциональное расстройство, поэтому эмоции, переживаемые в те времена, имеют тенденцию быть более интенсивными..
Таким образом, травмирующие события могут быть легко вставлены в эмоциональную память. Но это не значит, что позитивные события не могут этого сделать. Они также делают это, хотя обычно менее заметно из-за их меньшей эмоциональной интенсивности.
Структуры мозга эмоциональной памяти
Структура главного мозга, которая отвечает за проведение процессов памяти и которая облегчает память, — это гиппокамп. Этот регион расположен в височной коре и является частью лимбической системы..
Со своей стороны, область мозга, ответственная за возникновение эмоциональных реакций, является миндалиной..
Эта структура состоит из набора ядер нейронов, расположенных в глубине височных долей, а также является частью лимбической системы..
Таким образом, обе структуры (миндалины и гиппокампа) постоянно связаны. Кроме того, его связь, кажется, имеет особое значение в формировании эмоциональных воспоминаний.
Этот факт постулирует существование двух разных систем памяти. Когда люди изучают нейтральную информацию (например, читают книгу или изучают предметную программу), гиппокамп отвечает за формирование памяти без участия миндалины..
Однако, когда запоминающиеся элементы содержат определенный эмоциональный заряд, миндалина вступает в игру..
В этих случаях первое образование памяти происходит в миндалине, которая действует как хранилище воспоминаний, связанных с эмоциональными событиями. Таким образом, эмоциональная память не начинается в гиппокампе, как остальные воспоминания.
Как только миндалина закодировала эмоциональный элемент и сформировала память, она передает информацию через синаптические связи в гиппокамп, где хранится эмоциональная память.
Влияние эмоций на память
Эмоциональная память имеет разные характеристики и разные механизмы регистрации мозга из-за действия эмоции.
Фактически, именно эмоции побуждают информацию получать доступ к мозгу через различные структуры и что она консолидируется более интенсивно.
Таким образом, эмоциональные процессы изменяют функционирование памяти, приводя к возникновению эмоциональной памяти..
Эти модификации объясняются взаимоотношениями миндалины и гиппокампа и выполняются как при кодировании, так и при консолидации информации..
1- Эмоциональное кодирование
Первая когнитивная функция, которая вступает в игру во время формирования памяти, — это внимание. Фактически, без должного внимания мозг не может правильно воспринимать информацию и сохранять ее в своем предыдущем.
В этом смысле первая модификация, которую производят эмоции, уже обнаруживается в способе восприятия информации..
Эмоциональный отклик сразу же провоцирует изменение физических и психологических функций человека. Таким образом, когда человек испытывает эмоцию, как физические, так и психологические элементы, связанные с вниманием, увеличиваются.
Этот факт позволяет повысить внимание, уделяемое стимулу, чтобы легче было захватить информацию и обеспечить ее последующее хранение..
2- Эмоциональная консолидация
Второй этап генерации эмоциональных воспоминаний состоит в удержании или закреплении информации в структурах мозга..
Если информация, собранная органами чувств, не консолидируется в мозге, она постепенно исчезает, и память не остается (она забывается).
Хранение информации в структурах мозга не автоматическое, а медленный процесс, поэтому часто бывает сложно сохранить конкретную долгосрочную информацию.
Тем не менее, эмоциональная информация, по-видимому, имеет гораздо более короткое время консолидации. То есть он может храниться в структурах мозга гораздо быстрее.
Этот факт приводит к тому, что вероятность того, что эмоционально интенсивные события запоминаются и сохраняются со временем, намного выше.
Влияние памяти на эмоции
Отношения между памятью и эмоциями не однонаправленные, а двунаправленные. Это означает, что так же, как эмоция может влиять на память (эмоциональную память), память также может влиять на эмоцию.
Эта связь была специально изучена нейропсихологом Элизабет Фелпс при анализе взаимодействия гиппокампа и миндалины.
Когда гиппокамп восстанавливает эмоционально насыщенную информацию, он может взаимодействовать с миндалиной, создавая сопровождающую ее эмоцию..
Например, когда человек запоминает очень травмирующее событие, он сразу же испытывает эмоции, связанные с этим событием..
Таким образом, память может вызывать эмоциональный отклик, так же, как переживающие эмоции могут изменять формирование памяти..
Гиппокамп и миндалина представляют собой взаимосвязанные структуры мозга, которые позволяют постоянно связывать эмоциональные компоненты с мнемоническими элементами.
Функция эмоциональной памяти
Ассоциация между эмоциональными структурами и областями памяти не свободна. На самом деле связь между гиппокампом и миндалиной играет важную адаптивную функцию.
Когда люди оказываются в опасных ситуациях, они реагируют эмоционально. Этот ответ позволяет активировать как психологическое состояние, так и физическое состояние человека..
Например, если кто-то визуализирует, что собака собирается напасть на него, он испытывает эмоциональную реакцию страха. Этот ответ позволяет напрячь тело, повысить внимание и сосредоточить все чувства на угрозе..
Таким образом, эмоциональная реакция готовит человека адекватно реагировать на угрозу.
Однако процесс защиты и выживания людей на этом не заканчивается. Мозг отдает приоритет накоплению эмоционально интенсивных событий через миндалино-гиппокампальную ассоциацию, чтобы их можно было легко запомнить.
Таким образом, эмоциональная память — это человеческая способность, тесно связанная с выживанием вида. Для людей гораздо полезнее вспомнить эмоционально интенсивные элементы, чем нейтральные, потому что они, как правило, важнее.
Исследования эмоциональной памяти
Эмоциональная память работает как система фильтров. Это ответственно за выбор фактов, которые по своему значению более актуальны, и сохраняет их в памяти в более интенсивном и продолжительном.
С этой эволюционной точки зрения постулируется, что человеческий мозг сможет правильно запомнить неприятные переживания, даже если они произошли несколько раз.
В этом смысле Garcia & Koeling уже в 1966 году продемонстрировали, что эмоциональную память можно сформировать даже с помощью одной презентации. В частности, такие знания, как неприятие вкуса или формирование страха, могут быть получены с помощью одного теста.
Эти эксперименты показывают высокую способность эмоциональной памяти. Это позволяет формировать длительные воспоминания чрезвычайно быстрым и простым способом, что не происходит с «неэмоциональной памятью»..
Другие исследования эмоциональной памяти были сосредоточены на анализе механизмов, связанных с отношениями между эмоциями и памятью..
На уровне мозга кажется, что структурами, участвующими в формировании эмоциональной памяти, являются миндалина и гиппокамп. Тем не менее, кажется, есть больше связанных факторов.
Нейроэндокринные эффекты стресса и памяти
Исследования нейроэндокринных эффектов стресса и их связи с формированием воспоминаний о стрессовых переживаниях позволили получить соответствующие данные об эмоциональной памяти..
Когда человек подвергается ситуациям с высоким эмоциональным содержанием, выделяется большое количество гормонов надпочечников. В основном адреналин и глюкокортикоиды.
Несколько исследований были посвящены анализу действия этих гормонов и показали, что он тесно связан с взаимодействием эмоций и памяти..
В этом смысле Бейлин и Шорс показали в 2003 году, что введение гормона надпочечников, известного как кортикостерон, до завершения учебного задания модулирует память и увеличивает память.
Точно так же Де Кервейн показал, что модуляция памяти изменяется в зависимости от момента и интенсивности, с которой выделяются гормоны. Таким образом, глюкокортикоиды облегчают память людей.
Впоследствии исследование, проведенное МакКогом в 2002 году, показало, что эти гормональные эффекты производятся через центральные норадренергические механизмы. То есть, воздействуя на миндалины мозга.
Присутствие глюкокортикоидов в крови вызывает большую стимуляцию миндалины. Когда миндалина активна, она начинает принимать непосредственное участие в формировании воспоминаний.
Таким образом, когда эти гормоны вводятся в кровь, память начинает работать через механизмы эмоциональной памяти, поэтому память усиливается, и обучение становится более сильным и консолидированным..
Источник
Глава VIII. Память.
Теория памяти.
Роль установок в запоминании.
В ассоциативных, смысловых и структурных связях сказывается по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности.
Это отношение обусловлено направленностью личности — её установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.
Память человека носит избирательный характер. Нет человека, у которого была бы такая плохая память, так неисправно функционировали бы ассоциативные и прочие связи, чтобы он всё забывал, как нет человека, у которого они функционировали бы так, чтобы он всё помнил. Всякий человек что-то запоминает и что-то забывает. Избирательный характер памяти выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу то, что для нас существенно, значимо, интересно.
Запоминание у человека очень существенно зависит от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определённого задания.
Установка на запоминание является существенным условием запоминания, без которого простое повторение ряда в последовательности его членов не даёт эффекта. Классический ассоциативный эксперимент Г. Эббингауза и его продолжателей фактически всегда опирался не только на ассоциативные связи, но и на установки, хотя сами авторы не отдавали себе отчёта в этом. Экспериментатор создавал эту установку, давая испытуемому инструкцию запомнить.
Роль установки стихийно, помимо желания экспериментаторов, хорошо вскрылась в одном из экспериментов. П. Радосавлевич, экспериментально изучавший память, в основном пользуясь методикой Г. Эббингауза, однажды экспериментировал над иностранцем, который плохо понимал немецкий язык. Ему был предложен ряд в 8 слогов; он начал его читать. Дальнейший ход событий Радосавлевич описывает следующим образом: «Он читал его 20, 30, 40, 46 раз, не заявляя, однако, что он его выучил наизусть, как он должен был сделать, согласно моей (не понятой им) инструкции. Я уже почти усомнился в возможности благоприятного результата, остановил после 46 повторения механизм и спросил, может ли он повторить этот ряд слогов наизусть. — «Как? Так я должен заучивать эти слоги наизусть?» — был его ответ. Тогда он ещё шесть раз повторил ряд и легко достиг цели».
Для того чтобы экспериментально установить, насколько существенна именно инструкция, К. Левин проделал следующий эксперимент. Он заставлял испытуемых повторять несколько пар слогов, в результате чего между слогами устанавливались ассоциативные связи. После этого испытуемому предъявлялись отдельные слоги, в числе которых имелись как принадлежащие к заученным парам, так и новые, и давалась инструкция либо просто прочесть, либо сказать первое, что придёт при этом на мысль. Испытуемые обычно не воспроизводили второго из парных слогов. Требовалась специальная инструкция, т. е. нужно было создать специальную установку, для того чтобы это воспроизведение состоялось. Таким образом, ассоциации сами по себе без инструкции не вызывали воспроизведения.
Роль установки в запоминании сказалась и в лабораторных опытах Б. В. Зейгарник, показавших, что прерванные действия (незавершённые задачи) запоминаются лучше законченных и уже завершённых.
Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на длительность запоминания. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие — целые эпохи в жизни человека.
В опытах А. Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причём было указано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой — через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого эксперимент создал установку на длительное запоминание, был воспроизведён лучше. Можно, таким образом, запомнить что-нибудь на срок, к специальному случаю, например к зачёту, с тем чтобы затем от этого материала разгрузиться, и можно, осознав значение определённого материала для всей дальнейшей профессиональной деятельности, закрепить его длительно.
В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно. В своих исследованиях о забывании — об описках, обмолвках и т. п. — З. Фрейд выявил, конечно, в специальном аспекте, соответствующем его концепции, роль таких неосознанных установок.
Не подлежит сомнению, что в запоминании более или менее значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается — при прочих равных условиях — лучше, чем эмоционально безразличный.
В психологической литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, что лучше запоминается — приятное или неприятное. По данным одних исследователей, запоминается по преимуществу приятное (З. Фрейд), по данным других — неприятное (П. П. Блонский). Разноречивость полученных различными исследователями данных свидетельствует о том, что в такой постановке вопрос не допускает однозначного решения. При прочих равных условиях эмоционально насыщенное будет сильнее запечатлеваться, чем эмоционально нейтральное; но в одних случаях лучше будет запоминаться приятное, в других — неприятное, в зависимости от того, что именно в данном конкретном случае более актуально, более значимо в силу своего отношения к личности человека. Приятное или радостное событие, явившееся завершением того, что утеряло всякую актуальность для человека и похоронено им в прошлом, будет легко забыто. Приятное же воспоминание, связанное с актуальными интересами, открывающее новые перспективы и являющееся не столько концом, сколько началом чего-то, что ещё живо и актуально, имеет все шансы хорошо запечатлеться в памяти. Равным образом хорошо запомнится и неприятное, если оно находится в определённых отношениях — пусть конфликтных и тягостных — с актуальными интересами (именно в силу этой связи с ними). И наоборот: как бы ни было что-либо неприятно в своё время, оно скорее забудется, если уже мертво то, что оно когда-то ранило. Запоминание эмоционально яркого впечатления будет зависеть от его значимости для данной личности, от того, какое место оно займёт в истории её развития.
При этом следует учитывать и индивидуальные характерологические особенности: при прочих равных условиях одни люди будут более склонны к запечатлению приятного, другие — неприятного (в зависимости от бодрого, оптимистического, жизнерадостного или от пессимистического склада их личности). Одним — самолюбивым людям — особенно может запомниться то, что в положительном или отрицательном отношении затрагивает их самолюбие, другим — то, что так же положительно или отрицательно затрагивает какую-либо иную характерную для них черту. Если в памяти какого-нибудь человека сильно запечатлеваются снабжённые каким-либо (положительным или отрицательным) знаком факты, задевающие определённую сторону характера, то есть все основания рассчитывать, что и факты, снабжённые противоположным знаком, но затрагивающие ту же характерологическую черту, тоже будут запечатлеваться в памяти этого человека достаточно сильно. Отношение к направленности личности играет бОльшую роль, чем положительная или отрицательная (приятная или неприятная) окраска впечатления.
Помимо эмоционального характера впечатления, существенную роль может играть иногда и общее эмоциональное состояние личности в тот момент, когда впечатление, само по себе нейтральное, было воспринято. В жизни каждого человека бывают моменты какой-то особой интенсивности и напряжённости переживания, когда все силы собраны, все чувства напряжены, всё как бы освещено особенно ярким светом; каждое впечатление, даже само по себе незначительное, которое создаётся у человека в такой момент, действует особенно сильно.
Таким образом, в процессе запечатления, воспроизведения и т. д. более или менее существенную роль могут играть различные стороны и свойства психики — и эмоциональные, и интеллектуальные, и различного типа связи — смысловые и ассоциативные, а также и структурные, т. е. членение материала.
Во всех случаях существенную роль при запоминании играют установки — направленность личности. Эти установки могут быть неосознанными или сознательными, основывающимися на осознании задач, встающих перед человеком; в первом случае имеется непроизвольное запечатление, во втором — активное запоминание, которое при систематической организации превращается в заучивание и припоминание.
Источник