Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей: методы эмоционального стимулирования
Важнейшая задача воспитателя — обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение и порицание в обучении; использование игровых организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.
Известно, что без переживания радости успеха невозможно по настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может cлужить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда зданийнарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения. Например, можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.
Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьнику в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры- аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.
Поощрение и порицание в обучении. Опытные воспитателя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, — это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.
Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого- то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания, выставление повышенной отметки и др.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала.
1. Короткие игры. Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так, для отработки навыков устного счета подходят игры-цепочки, построенные (как и общеизвестная игра «в города») по принципу передачи права ответа по цепочке.
2. Игровые оболочки. Эти игры (скорее даже уже не игры, а игровые формы организации учебной деятельности) более продолжительны по времени. 3. Длительные развивающие игры. Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентированы, по выражению А.С.Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т.е. на далекую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьезность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем- с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответственности — это игры воспитывающей направленности.
Постановка системы перспектив. Этот метод был хороню разработан А.С.Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней, ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней он ставил несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к новогоднему празднику, исправление плохих отметок к родительскому собранию, участие в походе по Крымским горам и участие в отборочном конкурсе (по критериям успеваемости и поведению), подготовка к итоговой четвертной контрольной работе и т.д.
Источник
Эмоциональные методы мотивации и стимулирования в обучении младших школьников
С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования. (Приложение Слайд 1).
К ним относятся: (Слайд 2.)
– поощрение и порицание;
– учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха;
– стимулирующее оценивание;
– свободный выбор заданий;
– удовлетворение желания быть значимой личностью.
Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.
Круг поощрений в школе весьма разнообразен.
Виды поощрений: (Слайд 3.)
– одобрение;
– похвала;
– подбадривание;
– доверие;
– доброжелательно-требовательная манера;
– выставление повышенной оценки;
– награждение.
Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.
Виды порицаний: (Слайд 4.)
– замечание (указание на недостатки);
– осуждение;
– ограничение в правах (лишение удовольствия);
– лишение доверия;
– выговор (строгое замечание).
Надо помнить, что эффективность поощрений и порицаний детей может быть достигнута при определённых условиях. Учитель должен быть твёрдым и последовательным в своих требованиях, главное их предъявлять разумно и считаться с интересами школьников. Главное, – не наказать, а заставить действовать.
Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. По меткому замечанию А.С. Макаренко, игра для ребёнка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе. Игра выступает, как мотив радости в учении. По характеру педагогического процесса Герман Константинович Селевко делит следующим образом:
Педагогические игры: (Слайд 5.)
– обучающие, тренировочные;
– контролирующие, обобщающие;
– познавательные, развивающие, творческие;
– коммуникативные, психологические.
В основном, на практике используются словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности.
Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.
Наглядно-образные представления: (Слайд 6.)
– коллекции, наглядные пособия;
– опыты;
– таблицы, схемы;
– репродукции картин;
– учебные фильмы;
– ИКТ.
Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий. Каждая демонстрация сочетается с методом наблюдения. А приёмы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысление, повышают прочность запоминания материала. Вы не сможете ничего добиться, пока у Вас не будет чего-то захватывающего.
При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский
Заповеди ситуации успеха. (Слайд 7.)
– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.
Помните: в работе, ориентированной на детей, есть только один ключ к успеху – ДОВЕРИЕ.
При проверке знаний учащихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмocфepу творчества и доброжелательности. В дидактике сформулированы правила оценки ЗУНов (Слайд 8). Например, критерии оценки на каждом уроке представлены в таблицах. Знакомясь с критериями оценки, следует рассказать учащимся о требованиях к ним, показать на примере отличных ответов. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке. Например, значки отличия. Не следует поощрять одних и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.
Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. Предметом выбора является неконечная цель, а набор промежуточных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.
И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.
И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении. (Слайд 9.)
Источник
Статья «Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности»
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Важнейшая задача учителя- обеспечение проявления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления.
Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интересными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат:
— создание ситуации успеха;
-поощрение и порицание в обучении;
-использование игровых форм организации учебной деятельности.
Создание ситуации успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и лёгкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.
Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приёмов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения.
Например, можно использовать специальные сдвоенные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.
Другим приёмом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающие школьники могут получить карточки-консультации, примеры- аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с предстоящим заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить задание, аналогичное первому, но уже самостоятельно.
Поощрение и порицание в обучении
Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этот метода. Вовремя похвалить ребёнка в момент успеха и эмоционального подъёма, найти слова для короткого поощрения- это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.
Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребёнка, положительное оценивание его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения заданий, выставление повышенной оценки и др.
Существует следующая классификация поощрений:
— мимические и пантомимические (аплодисменты друзей, улыбка, взгляд, пожатие руки и т.д.
Наиболее эффективно использование двух или нескольких видов поощрений.
Применение порицаний и других видов наказаний является исключением и используется в вынужденных ситуациях.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности.
В данном методе могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала.
Игровые оболочки можно создавать для одного урока, отдельной дисциплины или всей учебной деятельности на протяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для учебного процесса.
Под словом «игра» мы чаще всего подразумеваем игры именно этой группы. К ним относятся предметные, сюжетно- ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д.
Так, для отработки навыков устного счёта на уроках математики подходят игры-цепочки, построенные по принципу передачи права ответа по цепочке.
Эти игры (игровые формы) более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше.
К ним относится такой захватывающий приём, как представление урока в виде целостной учёбы- игры. К примеру, сюжетом. Объединяющим весь урок, может стать приход на урок «в гости» героев сказки, фильма.
Длительные развивающие игры
Игры подобного типа рассчитаны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней до нескольких лет. Они ориентированы на дальнюю перспективную линию, т.е. на далёкую идеальную цель, и направлены на формирование медленно образующихся психических и личностных качеств ребёнка. Особенностью этой группы игр выступают серьёзность и деловитость.
Игры этой группы больше похожи не на игры, как мы себе их представляем- с шутками и смехом, а на ответственно выполняемое дело. Они учат ответственнности- это игра воспитывающей направленности.
Источник