ПРАВИЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Если природа наделила нас эмоциями, то пусть они облегчают, а не усложняют наше бытие.
Главные условия, при которых эмоции способны обогатить, нашу жизнь, таковы:
Адекватность эмоции проявляется в их соответствии смыслу воздействий и в оправданности в заданных обстоятельствах.
Коммуникабельность эмоций означает, что они производят благоприятное впечатление на партнеров, располагают к общению и вызывают доверие.
Экономичность в проявлении эмоций связана с наименьшими затратами физических и психических ресурсов при достижении поставленных целей воздействия ‘или восприятия партнеров.
Как добиться соответствующих режимов функционирования эмоций – об этом нижеследующие правила.
Роль внешнего облика человека – имиджа – в коммуникации общепризнана. В деловом общении имидж выполняет сразу несколько функций.
Основная задача – вызвать доверие у партнера. Партнер, естественно, хочет иметь дело с порядочным, честным человеком, который не обманет и не подведет, на которого можно полностью положиться. Не должны вызывать сомнение ни нравственные, ни коммуникативные, ни профессиональные качества делового человека. Только в этом случае с ним можно заключать сделку, вверить ему свои интересы и материальные средства. С меркой «вызывает доверие или нет» люди относятся к политикам, юристам, бизнесменам, продавцам, врачам, журналистам, брокерам, парикмахерам – ко всем, от кого зависит личный интерес.
Способность вызывать доверие у партнера – предмет особой заботы делового человека, рассчитывающего на успех.
Создавая свой имидж, невозможно обойтись без знаний различных тонкостей психологии доверия. Главное здесь – соответствовать ожиданиям партнера, клиентов, пациентов, аудитории или избирателей. Это могут быть ожидания привычного стиля поведения, манеры держаться и говорить, одеваться и принимать решения. Люди хотят, чтобы соблюдались национальные традиции и нормы культуры. Они предпочитают иметь дело с физически и психически здоровыми участниками совместной деятельности. По крайней мере, так бывает, когда деловые партнеры имеют возможность выбирать друг друга, когда их общение добровольно, а не навязано.
Роль имиджа, вызывающего доверие партнеров в деловом взаимодействии, тем значимее, чем демократичнее общество.
Если партнер по деловому общению вызывает доверие, то его имидж выполняет также дополнительные функции:
создает предпосылку для эффективной совместной деятельности.
Есть доверие – значит есть шанс для развития отношений, есть возможность откровенно излагать свои проблемы и надежда на достижение целей;
Одним словом, деловой имидж – весьма ценное изобретение цивилизации. История бизнеса, биографические сведения видных государственных деятелей, журналистов, звезд малого и большого экрана многократно подтверждали значение имиджа в судьбе личности.
Ограничимся лишь одним примером. Когда Дж. Кеннеди и Р. Никсон вступили в борьбу за президентское кресло, Никсон проиграл. Причина, как полагают специалисты, была прежде всего связана с психологией восприятия – ему не удалось вызвать доверие у большинства избирателей. Никсон использовал сложные речевые конструкции» витиеватой была его логика. Но так не говорит и не мыслит «средний американец». Не вписался Никсон в представления о стопроцентном деловом человеке. Плохую услугу ему оказало телевидение: оно крупным планом показывало «неамериканский тип лица» — Никсон скуп на улыбки, у него утиный нос, массивные губы, слегка отвислые щеки. Претенденту на должность президента мгновенно придумали эпитет – каменный идол с острова Пасхи. Одна газета подвела итог. Она поместила фотографию Никсона с надписью: «Вы купили бы подержанный автомобиль у этого человека?» Здесь же был дан ответ -«Нет». Это означало, что Никсон не вызвал доверия. В дальнейшем он серьезно учел свои недостатки и в конце концов стал очередным президентом Америки.
Вызвать доверие у партнеров непросто. Имидж – явление сложное, в нем разные компоненты:
1) аудиовизуальная культура личности, сколь грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа. При этом, напомним, внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей;
2) стиль поведения. Имеются в виду разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический. Вы видите, как расширяется сфера ответственности личности, проявляющей заботу о своем имидже;
3) внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы. Естественно, внутренняя философия накладывает отпечаток на внешность, манеру поведения и отношение к партнерам.
Некоторые политики и деловые люди поверхностно усвоили идею имиджа. Они думают так: достаточно надеть на себя импортный костюм,
галстук-бабочку, аккуратно подстричься, приветливо улыбаться, и дело сделано – партнер тебя полюбит и будет уважать. Это ошибочное и весьма упрощенное представление о психологии доверия. Куда более сложно изменить свое жизненное кредо, стать порядочным и гуманным. Вот почему так часто приходит разочарование: смотришь внимательно на иного деятеля, побывавшего на сеансе у имиджмейкера, и понимаешь – хитрый, корыстный, жуликоватый человек в модном пиджаке и с уложенной прической;
4) атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности -мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п,
Мы вплотную подошли к компоненту имиджа, более всего связанному с психической энергией. Этот компонент составляют различные свойства личности, в которых отражается психическая норма или, напротив, неполноценность. В данном повествовании нас интересует только то, что непосредственно относится к эмоциям.
Воспринимая человека, мы обязательно обращаем внимание на особенности его эмоционального поведения. В меру своей наблюдательности, непременно делаем вывод о психической «чистоте» эмоционального поведения: сколь человек уравновешен, как переносит дискомфорт, приятные и неприятные воздействия. Осознанно или бессознательно мы отмечаем адекватность его эмоциональных реакций, фиксируем коммуникабельность или некоммуникабельность эмоций.
Вы оцениваете стереотип эмоционального поведения партнера, а он, естественно, оценивает Ваш. Такое взаимное внимание вполне оправдано.
Эмоциональный стереотип поведения накладывает отпечаток на имидж личности и либо способствует формированию доверия, либо побуждает насторожиться и ограничить контакты.
Притягательный психогигиенический образ партнера таков:
человек внешне и внутренне спокоен,
в хорошем настроении,
В данном «Я-образе» представлены основные коммуникабельные качества личности, обладающие положительным энергетическим свойством. Однако наивно полагать, что при всех обстоятельствах кому-либо удастся сохранить именно такой «Я-образ». Человек — не бог и не ангел и, конечно, бывает в разных состояниях. Более того, правомерно допустить, что психогигиенический «Я-образ» должен изменяться адекватно обстоятельствам, соответственно характеру воздействий – положительных, нейтральных или отрицательных. При этом эмоции должны оставаться под контролем.
Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.
Вполне естественно, если эмоции «дышат»: в ответ на положительные воздействия откликаются положительными проявлениями, а на отрицательные – негативными. Важно, чтобы они не «зашкаливали», не переходили в крайности, не создавали тем самым трудности в общении и не вредили самой личности.
Вам предлагается оценить логичность, адекватность и коммуникабельность собственного психогигиенического «Я-образа». Вы сможете это сделать с помощью приводимого ниже перечня эмоционально окрашенных элементов имиджа делового партнера (спокоен внешне, уверен в себе и т. д.) и набора шкал, прилагаемых к этим элементам. Каждая шкала содержит от нуля до 10 условных баллов: ноль баллов означает полное отсутствие измеряемого элемента, 10 – максимальное его проявление.
Оценка эмоционально окрашенных элементов «Я-образа» с помощью шкал проводится трижды:
1) сначала по каждому элементу отмечается норма – как вы чувствуете себя обычно, чаще всего, в повседневном общении. Нужное значение на шкале обводится «кружком»;
2) затем вы вспоминаете себя в очень неблагоприятной ситуации —когда случается ссора, конфликт, когда что-то вас выводит из равновесия. Насколько в подобных случаях вы теряете душевное равновесие? Где окажутся ваши оценки на каждой шкале? Обводите их «треугольником»;
3) наконец, представьте, что бывает с вами, когда вам очень хорошо, когда ситуация весьма благоприятна. В какой степени это отразится на разных ваших состояниях? На каждой шкале обведите нужную цифру «квадратом».
Таким образом, на каждой шкале будет три отметки – «кружок», «треугольник» и «квадрат». Не смущайтесь, если совпадут оценки элементов «обычно», «неблагоприятно» или «благоприятно» – совмещайте фигуры.
Источник
Как определить свой эмоциональный стиль и избежать стресса
Если вы знаете, какой эмоциональный стиль преобладает в вашем поведении, решать проблемы, связанные с коммуникациями, вам гораздо проще. Благодаря этому вы саморегулируете реакции и защищаете себя от стрессов.
Ричард Дэвидсон в своей книге «Эмоциональная жизнь мозга» утверждает, что «наш эмоциональный стиль может влиять на то, как мы относимся к себе и к окружающим, на то, как мы себя ведем, насколько подвержены стрессу, он влияет на нашу когнитивную функцию и уязвимость».
Автор устанавливает четкую связь между эмоциональным стилем и физическим здоровьем.
Шесть граней эмоционального стиля
Дэвидсон называет несколько проявлений эмоционального стиля. Каждый из них сопряжен с конкретными обстоятельствами. Некоторые люди попадают в ту или иную крайность обстоятельств. Сочетание того, где и как проявляются ваши эмоции, складывается в общий эмоциональный стиль.
- Устойчивость. Можете ли вы без проблем справляться с неудачами или каждый раз это для вас полный крах? Столкнувшись с эмоциональным или другим вызовом, в состоянии ли вы проявить упорство и решимость, или вы чувствуете себя настолько беспомощным, что легко сдаетесь?
- Бдительность. Вы редко позволяете эмоциям омрачать ваш позитивный взгляд на жизнь? Поддерживаете ли вы высокий уровень энергии и вовлеченности, даже когда дела идут не так, как хотелось бы? Или вы склонны к пессимизму, изо всех сил пытаясь увидеть что-то положительное?
- Социальная интуиция. Можете ли вы считывать язык тела и тон голоса людей и на основании этого делать вывод, хотят ли они поговорить или побыть в одиночестве, находятся ли они в напряжении или чувствуют себя расслабленными? Вы общаетесь интуитивно или вас озадачивает реакция людей на вас?
- Самоанализ. Хорошо ли вы разбираетесь в собственных мыслях и чувствах? Или вы не понимаете, почему действуете и реагируете именно так, а не иначе? Сложно ли вам обозначить свои эмоции и описать, что вы чувствуете в тот или иной момент?
- Восприятие контекста. Способны ли вы усвоить коммуникационные правила социального взаимодействия, чтобы не рассказывать на работе те же анекдоты, которыми делитесь с друзьями? Как вы реагируете на замечания окружающих о том, что ваше поведение неприемлемо?
- Внимание. Можете ли вы отсеивать эмоциональные или другие отвлекающие факторы и сохранять концентрацию на конкретной задаче?
В каждом человеке проявляются все грани эмоционального стиля. Но у всех эмоций есть цель и, как правило, эта цель полезная. При этом у каждого из нас есть свой эмоциональный стиль. Мы предрасположены испытывать одни эмоции сильнее, чем другие. У многих из нас есть одна доминирующая эмоция. Это эмоция, которую мы испытываем в трудных ситуациях. Понимая, как работают ваши эмоции, вы можете ими управлять.
Как определить доминирующую эмоцию
Давайте разберемся, как определить свой эмоциональный стиль, на примере персонажа по имени Елена.
Допустим, доминирующая эмоция Елены — тревога. В ситуациях, когда другие эмоции (например, горе или гнев) кажутся более логичными, она чувствует беспокойство.
Доминирующая эмоция и способ восприятия ситуации связаны между собой. Попробуйте ответить на вопрос: кого вы вините — себя или других, когда случается что-то неприятное?
Если вы вините себя, то для вас, как и для Елены, характерны такие ситуации:
- Если кто-то что-то забывает, то это из-за того, что вы постоянно не напоминаете.
- Если кто-то плохо обращается с вами, то это из-за того, что вы были слишком требовательны или недостаточно компетентны.
- Если инструкции сбивают вас с толку, то это потому, что вы плохо и медленно соображаете.
Доминирующей эмоцией может быть гнев, разочарование, негодование, безнадежность или что-нибудь другое.
Слишком сильное переживание одной эмоции может привести к истощению.
«Отдохнуть» от доминирующей эмоции можно двумя способами:
- Исследовать и попробовать другие интерпретации ситуаций. Например, вы не вините себя, когда с вами плохо обращаются, проявляете больше гнева, но меньше беспокойства.
- Позволить себе чувствовать меньше эмоций.
Обычно Елена чувствует некоторую грусть и испытывает гнев, но её беспокойство настолько велико, что она едва улавливает другие эмоции. Если она настраивается на другие эмоции, они начинают проявляться ярче. Когда она это делает, чувствует больше грусти, но меньше беспокойства.
Один из приемов — произнести несколько раз слово, не являющееся доминирующей эмоцией, например, «грусть», и посмотреть, что вы чувствуете. Когда Елена произносит слово «грусть», она чувствует легкое покалывание в глазах, когда ты вот-вот заплачешь. Также она ощущает некую физическую тяжесть.
Позвольте себе просто посидеть со своими недоминирующими эмоциями в течение нескольких минут. Не акцентируйте на них внимание и не пытайтесь анализировать.
Чтобы меньше беспокоиться, Елена концентрируется на проявлении другой эмоции — грусти. Чем больше она позволяет себе испытывать это чувство, тем больше она «отдыхает» от беспокойства.
Почему знать о своей доминирующей эмоции полезно
Ранее упоминалось о том, что у всех эмоций есть цель.
- Цель беспокойства — постоянно следить за тем, что может пойти не так, и держать нас в напряжении. Когда Елена чувствует беспокойство, она думает: «Просто старайся. Ни в коем случае не ошибайся. Не останавливайся».
- Цель печали — побудить нас сделать шаг назад, переоценить ситуацию, попытаться найти смысл в сложной ситуации и, возможно, изменить направление.
- Одна из целей гнева — побудить нас противостоять несправедливости и действовать решительно, а не прятаться.
Когда Елена позволяет себе испытывать другие эмоции, помимо беспокойства, она отдыхает от ощущения, что ей все время нужно делать какие-то попытки, чтобы не ошибиться.
Переключаясь на другие эмоции, она пробует новые пути решения, а не просто продолжает попытки достичь каких-то целей привычными способами. Пауза позволяет обдумывать альтернативные пути, что невозможно, если вы постоянно находитесь в режиме гонки.
Одна доминирующая эмоция не лучше другой. Но чрезмерное проявление какой-то одной эмоции опасно. Отчасти это связано с тем, что доминирующая эмоция вытесняет другие полезные эмоции.
Если вы всегда смотрите на мир через призму доминирующей эмоции, вы можете неправильно и в неполной мере интерпретировать ситуации. Например, нехорошо всегда во всем винить себя или, наоборот, винить окружающих. Очевидно, что жизнь устроена гораздо сложнее.
Как узнать, работает ли на вас описанная здесь стратегия
Постарайтесь ответить на несколько вопросов:
- Чувствуете ли вы облегчение, когда подавляете доминирующие эмоции?
- Вы чувствуете себя более свободными, когда переключаетесь на другие эмоции? Становитесь ли вы открытыми для новых идей? Видите ли вы возможности, себя или других людей иначе? Видите ли вы новый смысл в произошедших событиях?
- Мотивируют ли недоминирующие эмоции больше заботиться о себе? Например, выпить чашку кофе или почитать приятную книгу, на что обычно у вас не хватает времени и сил?
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, описанная стратегия будет для вас полезна. Запомните этот простой метод и применяйте его в ситуациях, когда надо справиться со стрессом и трудными ситуациями.
При подготовке статьи использовались материалы Psychology Today
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Источник