Какие органы чувств вы знаете 3 класс

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 14. Организм человека. Органы чувств.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Внешнее и внутреннее строение тела человека.
  2. Системы органов тела человека.
  3. Органы чувств человека.
  4. Гигиена.

Глоссарий по теме:

Анатомия — наука о строении организмов.

Физиология — наука о жизнедеятельности организма, его клеток, органов, функциональных систем.

Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.

Организм — живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Орган — часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Система — определенный порядок в расположении и связи действий.

Организм; орган; система; чувство; человек; мозг; здоровье; гигиена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. – С. 71-74.
  1. Окружающий мир. Тесты (к учебнику Плешакова А.А.) 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н.Н. Гара, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы:

https://www.labirint.ru/books/639463/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Организм человека – это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

Строение тела человека изучает наука анатомия человека, а работу её органов – физиология человека.

Тело человека имеет внешнее и внутреннее строение. К внешнему строению человека относится: голова, шея, туловище, руки – верхние конечности, ноги — нижние конечности.

Тело человека внутри состоит из органов: лёгкие, сердце, печень, желудок, кишечник, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Каждый орган имеет определённое строение и выполняет свою работу. Все органы здорового человека действуют в организме согласованно, слаженно. Органы выполняющие общую работу, образуют системы органов.

Вы видите вокруг себя красивую природу, людей, предметы. Вы двигаетесь, пишите, читаете, вспоминаете, представляете что-нибудь, решаете задания. Кажется, что всё это происходит как бы само собой. Но это не так. Всеми вашими действиями управляет мозг – важнейший орган тела. Головной мозг является главным командным пунктом организма. Находится он в голове.

Деятельностью всего организма управляет – нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. От головного и спинного мозга ко всем органам отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие. Они похожи на две губки. Когда мы делаем вдох – они расширяются, а когда мы делаем выдох – они сжимаются. В дыхательную систему входит: носовая полость, гортань, трахея, бронхи и легкие.

А теперь послушаем наше сердечко. Для этого надо положить руку на левую часть груди. Сердце бывает размером с кулачок. Это непрерывный мотор, который гонит в сосуды кровь и заставляет кровь бегать по всему телу. Сердце и кровеносные сосуды образуют – кровеносную систему.

Кровь человека систематически обогащается при помощи питания. Нашему организму нужна по-особому обработанная пища, чтобы она впиталась в кровь. Эту работу выполняют органы нашей «внутренней кухни». Сначала, как мы знаем, пища поступает в рот, где она пережёвывается частично. Затем, через глотку и пищевод, пища поступает в желудок. Он находится в верхней части живота (под ребрами) с левой стороны. В желудке пища перерабатывается лишь наполовину. Затем, пища поступает в кишечник. Он имеет длину почти 8 метров и расположен в извилистой форме, как лабиринт.

С правой стороны от желудка, в верхней части живота, находится печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу. Ещё печень очищает кровь от токсинов. И так, в пищеварительную систему входят: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

У человека, кроме внутренних органов, есть ещё органы чувств. Их пять. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире.

Глаза – орган зрения. Они защищены веками. Глаза могут двигаться в разные стороны, благодаря тому, что у них есть мускулы. В центре нашего глаза есть зрачок – это чёрный кружок, который принимает свет. Позади него расположены хрусталик, сетчатка и нервы. С помощью зрения человек может различать цвета предметов, их форму, размеры, расстояние, движение и т. д. Благодаря зрению мы можем видеть красоту природы, читать книги, смотреть телевизор. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза, давайте им часто отдыхать!

Уши – орган слуха. С помощью слуха люди могут слышать друг друга,

звуки природы, музыку. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка. Сверху нам видна только наружная часть уха – ушная раковина и барабанная перепонка. А внутри головы есть ещё среднее ухо и внутреннее ухо. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Нельзя ковыряться в ушах острыми предметами, так как можно повредить барабанную перепонку и остаться без слуха.

Нос – орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. На задних стенках носа есть нервные окончания, которые реагируют на запахи, при вдыхании воздуха, и сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Некоторые запахи бывают нам приятны, другие предостерегают от опасности (запах газа, дыма). Когда у человека бывает насморк, он плохо различает запахи и вкус еды. У людей, которые курят ухудшается обоняние. Чтобы сохранить хорошее обоняние, нужно вести здоровый образ жизни.

Язык – орган вкуса. Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи. Орган вкуса надо беречь!

Кожа – орган осязания. Кожа очень чувствительна, потому что, под её поверхностью расположены нервные окончания, которые передают информацию мозгу. Поэтому кожей мы можем чувствовать многое: боль, холод, тепло, мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другое. Наиболее чувствительными у человека являются подушечки пальцев, так как в них сосредоточено большое количество нервов. Кожа очень прочная и упругая. Она покрывает все тело человека и защищает его. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Гигиена – это наука о сохранении и укреплении здоровья. Для гармоничного развития человеку ещё нужно контролировать соответствие веса своего тела росту. Для этого необходимо:

1. Измерить свой рост.

2.Взвеситься на весах.

3. Разделить число кг веса на число дм роста.

Если результат от 3 до 4 значит, вы весите столько, сколько нужно. Если меньше 3 – весите маловато. Если больше 4 – тоже не хорошо, у вас стал накапливаться лишний, ненужный вам вес. В таком случаи надо больше бегать, заниматься спортом, работать физически.

Чтобы быть счастливым, надо, прежде всего, быть здоровым. В сохранении здоровья вам помогут: личная гигиена, режим дня, закаливание.

Разбор типового тренировочного задания

глаза; сердце; печень; уши; нос; мозг; кожа; желудок; язык; кишечник.

Правильный ответ: глаза; уши; нос; кожа; язык.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Окружающий мир 3 класс «Органы чувств»

Окружающий мир 3класс

Тема  Органы чувств

Цели деятельности учителя :

о бразовательная: создать условия для ознакомления с органами чувств и их значением для человека.

р азвивающая: способствовать развитию речи, мышления и внимания.

в оспитательная: прививать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье; содействовать воспитанию стремления к здоровому образу жизни.

Оборудование : таблички с названиями органов чувств; макет мозга человека; баночки с веществами (соль, сахар, кислота лимонная); лимон (мандарин); вата, щетка, лед, зеркало; аудиозапись «Звуки природы», магнитофон.

Читайте также:  Тесты для знания своего темперамента

I. Организация начала урока.

– Доброе утро! Настроимся на урок. Вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе. Посмотрите на соседа! Улыбнитесь! У вас самый хороший сосед! Посмотрите на учителя! Передайте мне ваше хорошее настроение!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы начали изучать на уроках окружающего мира? («Мы и наше здоровье».)

1) Наука, которая изучает строение человека. Гигиена.

2) Наука, которая изучает работу органов человеческого тела. Анатомия.

3) Наука о сохранении и укреплении здоровья. Физиология.

По макету учащиеся называют главные органы человека.

– Мы продолжаем изучать свой организм и учиться беречь свое здоровье.

– Почему не только учёным, но и каждому из нас важно знать, как устроен и работает организм человека? ( ч тобы сохранять и укреплять своё здоровье, суметь оказать первую медицинскую помощь, вовремя заметить отклонения в своём здоровье и обратиться к врачу.)

– Во все времена человек заботился о своём здоровье. В народе сложено большое количество пословиц об этом. Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

Учащиеся читают пословицы, записанные в тетрадях.

III. Повторение изученного материала: фронтальный опрос.

– Из чего состоит организм человека? ( и з органов.)

– Какие органы человека вы знаете и какую работу они выполняют?

1) ж елудок (переваривание пищи) ;

2) сердце (движение крови в организме) ;

3) лёгкие (дыхание, снабжают организм воздухом) ;

6) почки (удаляют из крови ненужные и вредные вещества) ;

7) зубы (пережёвывают, перетирают пищу) ;

8) мозг (распоряжается функциями всего тела, контролирует все другие органы) .

– Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

– Какие системы органов вы знаете? ( н ервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, опорно-двигательная.)

– Организм человека представляет собой систему органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое.

– Какая система управляет деятельностью всего организма? ( н ервная.)

IV. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок научного исследования, на котором мы, как настоящие ученые, будем проводить опыты, находить ответы на свои вопросы.

– Чтобы узнать тему наших исследований, послушайте стихотворение (одновременно тихо звучит музыка или слышны звуки природы):

На шаре нашем земном,

г де мы родились и живем,

г де в травах летняя роса

и голубые небеса,

г де море, горы, степи, лес

– п олно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит

б ольшой, как дом, на волнах спит…

Умейте видеть этот мир,

Девчонки и мальчишки.

А как о нем мы узнаем?

– О чем просят вас узнать в стихотворении? ( к ак мы узнаем о природе, о мире?)

– А точнее: «Как мы воспринимаем окружающий мир?» – это тема нашего урока (открывает название темы на доске) . А поскольку мы изучаем организм человека, нам нужно узнать, с помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир. Это наша цель (цель записана на доске) . У человека пять органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык. С их помощью человек получает информацию об окружающем мире Сегодня на вас ложится большая ответственность – вам нужно изучить новую тему и так рассказать ее другим, чтобы в конце урока все без труда написали тест. А что ещё очень важно, чтобы никто в конце урока не ошибся? (Внимательно слушать.) – Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг». Как это понять?

– Оказывается, человек видит, слышит, чувствует запах или вкус только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. А поступают они туда по нервам, которые соединяют все органы чувств с мозгом. Сигналы «бегут» по нервам необыкновенно быстро. А мозг отправляет свои ответные «приказы». Вы дотрагиваетесь пальцами, например, до книги и сразу чувствуете её. Но знайте, что за это мгновение сигнал от кожи ваших пальцев успел «добежать» до головного мозга. Головной мозг – главный командный и защитный пункт нашего организма. Без его помощи нельзя почувствовать боль, укол, холод, тепло, нельзя двигаться, видеть, слышать, говорить, думать, читать.

Глаза, нос, уши, кожа, язык – это органы чувств, они позволяют нам воспринимать окружающий мир, восхищаясь его красотой. Но контролирует эти органы мозг (показывает макет мозга) . Весь головной мозг состоит из серого и белого вещества. Это нервные клетки. Мозг разделён на две части: левое и правое полушария. А также головной мозг имеет отделы:

1) затылочный, который связан с органом зрения;

2) височный, который связан с органом слуха;

3) центральный, который связан с осязанием, вкусом, обонянием.

V. Открытие новых знаний.

1. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? ( г лаза.)

2. С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? ( у ши.)

3. Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? ( н ос.)

4. С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? ( я зык.)

5. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? ( к ожа.)

– Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? ( ч тобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его.)

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

– Уши, глаза, нос, язык, кожа так и называются – органы чувств . Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением для человека.

Беседа учителя. Выступления учащихся.

– Я загадаю загадку , ответив на неё, узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор:

• Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит. ( г лаза.) у чащиеся делают сообщения.

Глаза это сложные живые оптические приборы. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Глаз воспринимает световые волны. Информация поступает в мозг, который сообщает, что мы видим.

– Рассмотрите глаза друг у друга. Чем защищены глаза? ( в еками.)

– Проследите за движением моей руки. У глаз есть мускулы, благодаря которым они могут двигаться вверх и вниз, влево и вправо.

Зрачок – это чёрный кружок в центре нашего глаза. Он-то и принимает свет. Позади него расположены хрусталик , сетчатка и нервы .

Врачи-окулисты наблюдают за состоянием глаз людей и проводят необходимое лечение. У некоторых людей слабое зрение. Чтобы улучшить зрение, им нужна помощь. Поэтому многие люди носят улучшающие зрение очки или контактные линзы. Зрение нужно беречь! Нельзя утомлять глаза. Чаще давайте им отдых. Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз :

1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

– Итак, назовите орган зрения и как человек воспринимает мир с его помощью.

Вывод : глаза – орган зрения. Зрение помогает различать цвета предметов, их размеры, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.

– Какую роль выполняют органы зрения? ( о тветы учащихся.)

Вывод : помогают воспринимать явления и предметы – различать их размеры, формы, цвета. Узнавать расстояния: движения и действия предметов. Читать, рассматривать картинки. Смотреть телевизор. Любоваться красотой природы. Глаза – окна в мир. Берегите зрение!

Читайте также:  Пульс при стрессе норма

– Вот вы сделали первое открытие . Глаза – самые уникальные и самые загадочные органы в нашем организме. Через них мы больше всего узнаем окружающий нас мир. з рение нужно беречь! Как вы думаете, что для этого нужно делать?

Работа с учебником (с. 126, читать советы) .

Учащиеся читают, что нужно делать, чтобы сберечь зрение:

1. Читать, писать только при хорошем освещении, но яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30–35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20–30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2–3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

– Что мы различаем зрением? – Какое значение имеют веки и ресницы?

– Какое значение имеют слезы? – Какое строение имеет глаз?

– Как нужно охранять зрение? – Итак, повторим, какое первое открытие вы сделали? Глаза – орган зрения.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Для следующего открытия закройте глаза (включает музыку) .

– Что изменилось? (Звучала музыка.)

– Какой орган вам помог это понять? ( у хо.)

н а доске: Ухо – орган слуха. О каком органе чувств эта загадка ?

• У зверушки – на макушке. А у нас – ниже глаз. ( у ши.)

– Второй по важности орган чувств у человека очень тонкий и сложный – это ухо . Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? ( с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.)

– Мы видим только наружную часть уха – ушную раковину и барабанную перепонку. Остальная его часть находится внутри головы – среднее ухо и внутреннее ухо.

Слух способность организма воспринимать звуковые волны. Звуки заставляют барабанную перепонку вибрировать. Это вызывает вибрацию слуховых косточек. Нервы передают сигнал мозгу, и там идет обработка.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться с помощью мимики и жестов. Слух надо беречь! Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте на природе – среди тишины, вдали от шума цивилизации.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт посторонний предмет, обратись к врачу.

Вывод : с помощью какого органа человек слышит все звуки, которыми наполнен мир? ( с помощью органа слуха – ушей.)

– Как надо ухаживать за ушами?

– Какие меры предосторжности следует предпринимать, чтобы не потерять слух?

ф изкультминутка
(выполняется стоя на одной ноге)

Очень трудно так стоять: И не падать, не качаться,

Ножку на пол не спускать За соседа не держаться.

– Какой орган помог нам удержать равновесие и не упасть? ( п редположения учащихся.)

– Я помогу вам. о рган равновесия расположен во внутреннем ухе. Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Сделаем вывод , господа ученые, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и равновесия.

– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)

– Какое значение имеет орган слуха?

– Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?

– Куда идет возбуждение?

– Скажите, а как надо беречь уши?

– Почему в городах борются с шумом?

– Молодцы! Вы сделали второе открытие .

– Как вы думаете, как нужно беречь орган слуха?

1. Уши надо содержать в чистоте – мыть и чистить.

2. Не ковырять в ушах разными острыми предметами.

3. Не включать громко музыку, не кричать – сильный шум, громкие резкие звуки портят слух, плохо влияют на весь организм.

4. Если почувствовал боль в ушах или попала соринка в ухо, или плохо ты стал слышать, обратись к врачу.

3. Орган обоняния.

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Уважаемые ученые, для следующего открытия прошу вас опять закрыть глаза.

Разрезает лимон (или мандарин) на несколько частей, проносит перед учениками.

– Что изменилось? С помощью какого органа вы определили эти изменения? Правильно, носа.

– А сейчас следующая загадка:

• Между двух светил в середине я один. ( н ос.)

Нос орган обоняния. Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Мы вдыхаем носом воздух, в котором содержатся запахи, исходящие от различных предметов. Запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Многие запахи доставляют удовольствие, другие предупреждают об опасности (запах газа, дыма). Когда нос заложен, то человеку трудно различать запахи. Это мешает ощущать вкус еды. Обоняние ухудшается у курящих людей. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм, вести здоровый образ жизни. Это поможет сохранить хорошее обоняние.

Чувство обоняния – самое древнее из всех чувств. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы, талого снега нам вдыхать приятно. Дышится легко, улучшается кровообращение, успокаиваются нервы. Запахи вкусной пищи повышают аппетит. Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запах.

– Что такое обоняние? Как его сохранить?

– Итак, какое значение имеет орган обоняния – нос? ( п омогает нам узнавать запахи окружающего мира.)

– Вот вы и сделали третье открытие . Нос – орган обоняния, и его надо беречь.

– Чем мы различаем запахи? – Как по-другому называется нос? – Куда попадают пахучие вещества?

– Куда передается возбуждение (сигналы)? – Как нужно оберегать органы обоняния?

1. Надо беречься от простуды, закаляться.

2. Вести здоровый образ жизни.

– Чтобы узнать о следующем органе чувств, предлагаю провести опыт. У меня разные вещества, нужно определить на вкус, какие они. (Сахарная пудра. Соль. Лимонная кислота.) Как будем определять? ( п опробуем языком.)

– Пробуйте самым кончиком.

Наблюдения: • У вещества № 1 соленый вкус. • У вещества № 2 сладкий вкус. • У вещества № 3 кислый вкус.

– С помощью какого органа мы узнавали вещества на вкус? (Органа вкуса – языка.) н а доске: Орган вкуса – язык.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Язык человека покрыт множеством крохотных сосков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, соленное или горькое, вкусное или безвкусное. Кончик языка наиболее чувствителен к сладкому и соленому. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое.

Таким образом, язык – один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом в мозг. Тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем вкуса пищи,

Читайте также:  Иногда чувствую себя девушкой

– Что мы должны делать, чтоб сохранить орган вкуса? (Не есть горячую пищу.)

– Что мы можем различать органом вкуса?

– Чем покрыт язык?

– Почему мы ощущаем вкус пищи?

– Что помогает языку определить качество пищи?

– Какое четвертое открытие вы сделали?

Орган вкуса – язык помогает узнать разнообразие вкусов.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

э то деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

в етер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся,

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

5. Орган осязания.

Рассказ учителя с демонстрацией эксперимента.

– Для следующего открытия проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду подавать вам предметы. А вы с закрытыми глазами на ощупь определите, что это за предмет (на каждую парту – по одному предмету: вата, лед, щетка, зеркало) . – Как вы поняли, что это именно данный предмет?

– Какой орган чувств помог вам определить предмет по его качеству? ( о тветы учащихся.)

Кожа – орган осязания. Органом осязания служит вся кожа человека.

– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо. Что вы чувствуете? Вы чувствовали гладкость стола, шероховатость одежды, тепло своего тела? Это чувство называется осязанием . Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль. Нервные окончания расположены прямо под поверхностью кожи. Они посылают сигналы мозгу о том, к чему мы прикасаемся. Лучше всего человек осязает подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний. Кожа сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость. Она покрывает всю поверхность тела человека, выполняет защитную функцию, предохраняет от инфекций. Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену.

Вывод : о чём может человеку «рассказать» кожа? Как нужно ухаживать за кожей?

– Что мы ощущаем при помощи кожи? (Тепло, боль, холод.)

– Вот еще одно открытие – пятое . От кожи все сигналы о холоде, тепле, боли, растяжении передаются по нервам в головной мозг.

Более подробно с этим органом мы познакомимся на следующем уроке.

– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

– Куда поступают сигналы от всех органов чувств? ( в мозг.)

– Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов?

– Важно то, в какую часть головного мозга попадают сигналы. От органов зрения, например, сигналы идут к затылочной части. А от слухового – к вискам. Мозг все сигналы обрабатывает и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

Эксперимент с фруктом: лимон .

– Опишите этот фрукт. (Округлый, желтый.)

– Какой орган помог это определить? ( о рган зрения – глаза.)

• Ароматный. ( о рган обоняния – нос.)

• Шероховатый, прохладный. (Орган осязания – кожа.)

• Кислый. (Орган вкуса – язык.)

– А как вы узнали, что он кислый, ведь сейчас вы его не пробовали? ( п амять и органы чувств.)

– Правильно, вы уже видели его раньше, пробовали на вкус, чувствовали запах и всю эту информацию запомнили. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Вот почему вы помните его название и какой он на вкус.

– Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Их работой руководит головной мозг. Из внешнего мира мы воспринимаем информацию в виде чувств. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться.

– покажите орган зрения. ( д ети показывают глаза.)

– покажите орган слуха. ( д ети показывают уши.)

– покажите орган вкуса. ( д ети показывают язык.)

– покажите орган обоняния. ( д ети показывают нос.)

– покажите орган осязания. ( д ети показывают кожу.)

– Наш урок подходит к концу. Как вы считаете, достигли мы цели урока?

– Ответьте, с помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир. (Органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)

– Вот сколько открытий мы с вами сделали!

VI. Исследовательская работа (в группах). Класс делится на 5 групп.

1-я группа : составить памятку об охране зрения, пользуясь текстом учебника (с. 126).

Памятка об охране зрения

Читай и пиши только при ______________ освещении.

Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии __________ сантиметров от глаз.

Не читай _________________.

Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______ минут.

Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на ___________________.

Нельзя тереть глаза ________________.

2-я группа: изучить раздел «Звук» в Большой энциклопедии и подготовить ответы на вопросы:

– Почему необходимо контролировать уровень шума?

– Перечислите звуки, нормальные для восприятия человека.

– Перечислите звуки, которые создают дискомфорт для ушей.

– Перечислите звуки, которые могут привести к повреждению ушей.

3-я группа: проверить опытным путём, какой участок языка определяет сладкую пищу. Указать данный участок на схеме:

4-я группа: определить по запаху в школьной столовой, что готовят на обед (или с завязанными глазами определить по запаху продукты: лимон, лук, чеснок).

5-я группа: проверить опытным путём, что можно определить на ощупь? ( в непрозрачном мешочке лежат предметы, разные по форме, фактуре, размеру, цвету, съедобные, несъедобные.) Отметить нужное слово:

– форму (круглый, квадратный…); – гладкий или шершавый;

– размер (большой, маленький…); – тёплый или холодный;

– Работа в группах закончена, представьте результаты своих исследований.

у чащиеся рассказывают о том, какое задание было дано, как его выполняли и какие результаты получили.

– Молодцы! Во время этой работы, вы не только использовали полученные знания, но и смогли самостоятельно узнать ещё много нового и интересного.

VII. Проверка знаний.

Тест «Органы чувств»

Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха

2. Работой всех органов чувств управляет _________________________________________.

3. Для того чтобы сохранить хорошую работу органов чувств, надо _________________ .

VIII. Решение познавательных задач.

1. У северных народностей есть такая пословица: «Наш природный прищур от снежной белизны и бурь», объясните ее значение.

2. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой в мире?

3. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем»?

4. Почему так говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг?

IX. Итог урока. Рефлексия.

– Сколько органов чувств есть у человека?

– Что вы узнали нового об органах чувств человека?

– Какую роль они играют в нашей жизни?

– Как нужно беречь органы чувств?

– Какое открытие мы с вами сегодня сделали? (Окружающий мир мы познаем с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Их нужно беречь.)

– Похвалите себя за хорошую работу на уроке (погладьте себя по голове, поблагодарите своих товарищей за сотрудничество – пожмите друг другу руки). Всем спасибо за урок!

Оценки за работу на уроке:_________. Оценки за тест:__________ .

Домашнее задание: учебник, с 126–129; составить памятки: «Как нужно беречь органы чувств – зрение, слух».

Источник

Оцените статью