Какие органы чувств помогают ребенку познавать окружающий мир 2 класс планета знаний

Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.

Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности заключаются в том, что работа проводится в парах. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы, присутствуют методы самопроверки и взаимопроверки.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе по программе Л.В. Занкова с применением интерактивного оборудования.

2. Предмет: Окружающий мир.

3. Тема урока: «Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух».

4. Продолжительность: 1 урок – 30 минут.

5. Аудитория: 2 класс.

6. Технологии: ЭОР, мультимедийная презентация, экспериментирование, задания для интерактивной доски.

7.Описание работы: настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности заключаются в том, что работа проводится в парах. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы, присутствуют методы самопроверки и взаимопроверки.

Сформировать у учащихся целостное представление об органах чувств человека.

ознакомить с новым понятием «органы чувств» и подкрепить его примерами из реальной жизни.

1.Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира.

2. Способствовать развитию интереса в познании самого себя.

3.Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.

4.Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Оборудование: интерактивная доска, экран, проектор, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2-й класс , оборудование для экспериментов.

Тихо – тихо входит в класс тишина,

Говорит нам, что урок начать пора.

Наши ушки на макушке (массаж ушей),

Глазки зоркие глядят (легкие поглаживания век),

В путь за новыми открытиями

Приглашают всех ребят.

2.Актуализация знаний, постановка проблемной ситуации.

Слышен звук приближающегося космического аппарата. (Работа с интерактивной доской). На доске появляется изображение НЛО, который перемещается (зрительная гимнастика) и приземляется. Из аппарата появляется инопланетянин (пустое лицо).

-Ребята, к нам сегодня в гости прилетел житель другой планеты. Зовут его Урри. Он очень хотел поближе познакомиться с вами, увидеть вас, поговорить. Как вы думаете, у него это получится? Почему нет?

-Просто Урри решил, что глаза, уши, рот, нос и кожа ему совершенно ни к чему. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить? А вы с ним согласны?

3.Определение темы урока.

-Но, чтобы все это доказать нашему новому знакомому, нам с вами предстоит провести настоящие исследования. Как вы думаете что мы будем исследовать? Давайте определим объект . Правильно, мы будем исследовать человека, а вернее некоторые из его органов и их назначение.

4. Изучение новой темы.

  • Исследование органа зрения.
  • — Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (были закрыты глаза, с закрытыми глазами объект не увидеть)

Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

— Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз: Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения) Примерно 70% информации человек получает при помощи зрения.

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой — изображением глаз.

— У глаз есть защита? Посмотрите на глаза своего соседа по парте. Для чего нужны веки, брови, ресницы? (Защищают наши глаза от пыли, сильного ветра, брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза.)

  • Распределить объекты (барабан, часы, елка, шляпа — цилиндр, конфета, клюв, сумка, термос, тюльпан, фонтан, подушка) на группы по форме. ( работа в группе) Самопроверка на правильность выполнения задания.

-Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

Физминутка для глаз ( презентация Глаза и витамины со слайда №25)

  • 2. Исследование органа слуха.

— Приступаем к следующему исследованию.

  • С закрытыми глазами определить, какой предмет как звучит ( учитель опускает на стол ручку, карандаш, тетрадь) Открыть глаза. Правы ли были?
  • Звучит разная музыка ( звук ветра и звук дождя), определить что звучит. Как слух помогает нам в жизни? (предупреждает об опасности, помогает ориентироваться в разнообразном мире звуков)
  • -Поиграем в игру «Веришь — не веришь »: я скажу на ухо лаборантам фразу ( с каждого ряда по одному ученику) Вернувшись на место, они скажут её вам, и вы в группе должны решить, правда это или нет.

(Фразы: 1 группа – у человека 6 ушей, 2 группа – у слона самые большие уши, 3 группа – у человека в ухе спрятан маленький барабан, 4 группа – у кузнечика уши на коленках.)

-Повторите фразу. Слушаем ваше мнение.

Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой — изображением ушей. Рассмотреть строение уха.

(массаж ушных раковин

– активизация деятельности мозга,

«качающееся дерево» — расслабление позвоночника)

  • Объясни значение выражений (работа по 4 человека, первые парты поворачиваются ко второй, третьи парты к четвертым)
  • Слушать во все уши (очень внимательно)
  • Пропустить мимо ушей (оставить без внимания)
  • За уши не оттащить ( что-то очень понравилось)
  • У стен есть уши (здесь могут подслушивать)
  • И ухом не ведет (не обращает никакого внимания)

1. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)

2. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

3. Меж двух светил в середине я один. (Нос)

4. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз. (Уши)

Так кто же они, наши помощники, без которых не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств)

— Как вы думаете, мы доказали Урри, что он был не прав?

-Урри очень рад тому, что теперь он может увидеть, какие вы все красивые, услышать ваши высказывания.

— А чего пока еще не может Урри? (почувствовать тепло ваших рук, вместе с вами побеседовать). Об этих органах чувств вы побеседуете на следующем уроке окружающего мира.

Урри говорит вам спасибо и прощание с вами.

6. Решение социальной проблемы .

Результатом наших исследований является утверждение, что органы чувств играют большую роль: без них мы бы не ощущали все прелести жизни. Природа щедро наградила человека органами чувств, с помощью которых он познает мир. Но человек должен осознавать, что этот подарок надо беречь.

Работа с «цветком здоровья».

-Для этого я предлагаю поработать с «цветком здоровья» Работать будете в парах. Напишите на лепестках цветка то, что вы будете делать для сохранения здоровья ваших глаз и ваших ушей. И наш «Цветок здоровья» расцветет на нашей доске. (Дети рисуют под красивую музыку. Лепестки прикрепляются к сердцевине, вывешиваются на доску.

Высказывания детей. Продолжи предложение.

— На уроке я узнал.

Дома вам необходимо подобрать пословицы и поговорки об органе зрения и органе слуха. Прочитать текст учебника страницы 25 – 29.

Спасибо за работу. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у.

Урок по Образовательной системе «Школа 2100″Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн.

Разработка урока окружающего мира «Наши помощники — органы чувств», 2 класс.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф.

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе «Начальная школа XXI век» с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа.

На уроке показана роль и специфика разных органов чувств,. Ученики усваивают связи между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают.

Источник

конспект урока «Наши помощники-органы чувств»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе «Начальная школа ХХI век»

Тема: «Наши помощники – органы чувств».

Цель: уточнить представления об органах чувств.

Задачи:

· Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

· Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств;

· Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Ход урока.

I. Проверка готовности к уроку.

II. Объявление темы и целей урока.

На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образуют различные органы. Давайте вспомним, как они называются. У вас лежит мнебольшой кроссворд, послушайте загадки и заполните его. Открывается кроссворд (Слайд1)

1.У зверушки на макушке,

А у нас – выше глаз. (Ухо)

2.На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

3.Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа)

4.Меж двух озер стоит утес,

В нем две пещеры – это…(Нос)

5. Первым пробовать привык

Угощенья все ….(Язык)

3 к

1 у

о

5 я

х

ж

з

о

р

2 г

а

4 н

ы

л

о

к

а

с

з

-Сегодня мы на уроке познакомимся с органами чувств, которые присутствуют в нашем организме.

III. Работа по теме.

1. Игра «Чудесный мешочек». Орган зрения.

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

— У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

— Какой цвет этого предмета?

— Почему не можем сказать? (Не видим)

— А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

— Что вам помогло?

— Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас. (Слайд 2)

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему? (Ответы детей. Возможно составление правил о том, как беречь глаза)

Глаза — орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа — глазницах, защищены подвижными веками — верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

2.Игра «Угадай голос». Орган слуха.

Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить правила, которые мы составили. Водящий должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

Что помогало ведущим угадывать? (Слайд 4)

Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом — это часть уха — ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

Подумайте, какие должны быть правила ухода за ушами? Надо беречь уши?

Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

3. Работа с учебником. Орган обоняния.

-А сейчас вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Откройте учебники на странице 19. Прочитайте, какой орган чувств помогает услышать запах?

— Как называется этот орган чувств? (Орган обоняния, слайд 5)

-. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

— Как вы думаете, есть ли люди, которые придумывают запахи? Кто они?

Обоняние – это способность чувствовать запахи.

Выступление ребенка: Парфюмеìр — человек, занимающийся составлением парфюмерных композиций, созданием идеи новых ароматов и/или продажей парфюмерии. В каждой крупной фирме, занимающейся выпуском парфюмерии и косметики, есть свой парфюмер. Он (а чаще — она) занимается составлением парфюмерных композиций. Главный парфюмер («Нос») во многих странах является ключевой фигурой парфюмерной фирмы в процессе создания новой композиции, или при воспроизведении традиционного аромата парфюмерного изделия с помощью новых компонентов.

4.Орган вкуса

— А сейчас вспомним, что же нам помогает определить вкус конфетки, лимона, соленого помидора, горчицы? (Язык)

— Прочитаем об этом органе на стр.22.

-Как он называется?

-Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния. ( Слайд 6)

Язык помогает различать вкус еды.

5. Орган осязания. Игра «Узнай, что это?»

— И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

— Что чувствуешь? (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания. (Слайд 7)

— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

6. Работа в рабочей тетради.

IV. Итог урока.

-Мы сегодня говорили о внешних органах чувств. Давайте вспомним, как они называются? Можно предложить заполнить заранее подготовленные карточки, например:

Напиши органы чувств.

ухо -____________ язык — ______________ глаз — ________________

нос — ____________ кожа — __________

и проверка Слайд 8

— Какую роль для человека они выполняют?

Этими органами мы можем чувствовать окружающий мир. К органам чувств надо относится бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение. Поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, избегайте вредных привычек, ведите только здоровый образ жизни.

Вам понравился урок?

Вы хорошо работали. Молодцы.

Дополнительно можно предложить интересные данные о шестом чувстве.

Раньше считали, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И только поэтов, которые как-то иначе, тоньше, глубже воспринимают мир, наделяли «шестым чувством». Правильно ли это?

Закройте-ка глаза и встаньте в какую-нибудь позу, потом «смирно», а потом опять в ту же позу. Какой из пяти названных выше органов чувств позволил вам повторить движение?

Это было «шестое чувство» — кинестезическое, то есть чувство движения, вызванное раздражением специальных рецепторов (концевых образований нервных волокон), заложенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

При ходьбе, танцах, езде на велосипеде вы чувствуете изменение скорости или направления вашего движения благодаря вестибулярному аппарату внутреннего уха. Это он воспринимает изменение положения головы и направления движения тела.

Кроме того, мы ощущаем голод, жажду, боль в животе и так далее.

Все это так называемые интерорецептивные (от латинских слов: «интериор» — внутренний и «рецептио» — прием) чувства.

Вот, оказывается, сколько у любого человека, а не только у поэта, «шестых чувств», хотя во всех этих случаях правильнее говорить об ощущениях и анализаторах, а не о чувствах и органах чувств. «Шестое чувство», о котором говорят поэты, — это чувство прекрасного и интуиция. Об интуиции мы уже писали.

Источник

Читайте также:  Как еще назвать парню свои чувства
Оцените статью