Какие органы чувств помогают ребенку познать окружающий мир

Конспект занятия «5 органов чувств»

Евгения Валькова
Конспект занятия «5 органов чувств»

Интегрированное занятие в подготовительной группе

Интеграция проходит по следующим областям: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, физкультурно-оздоровительная работа.

Закрепить представления детей об основных органах чувств у человека.

Задачи

1. В ходе игровой деятельности детей, расширить знания о функциях органов чувств.

2. Привлечь к бережному отношению к своему телу, здоровью;

3. Помочь детям увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;

4. Развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;

5. Применять новые слова в повседневной жизни.

Словарная работа

органы чувств рецепторы

части тела азбука Брайля

аппликатор Кузнецова жесты

ощупь тактильный шрифт

аромат, вонь безвкусный

Предварительная работа

Подвижные игры в повседневной деятельности; в Дни Здоровья обговаривание правил и мер предосторожности к ушам, глазам, носу. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Узнай по звуку» — знание музыкальных инструментов (кружок «Хрустальный голосок»). Экспериментирование в режимных моментах (соль, сахар, мука, лимонная кислота)

Оборудование

Карточки с изображением: уха, носа, рук, рта, глаз. Мольберт, лист А3 с двумя колонками, духи. Карточки Брайля; образцы тканей, аппликатор Кузнецова, лед, горячая вода. Пакетики под номерами, сахарная пудра, соль, мука, лимонная кислота; разрезная радуга; звукозапись шум моря, капели, дождя, пение птиц, музыкальные инструменты, ширма.

Предполагаемый результат

Занятие позволит детям узнать, закрепить свои знания:

• о запахах, которые нас окружают;

• о тактильных ощущениях нашей кожи;

• о цветовом спектре;

• о бережном отношении к своему телу, здоровью;

• Увидеть и услышать красоту окружающего мира, ориентироваться в нем;

• Позволит развиваться, общаться, ценить то, что имеешь;

• Позволит применять новые слова в повседневной жизни.

Ребята, сегодня я хочу с вами поговорить о нас, как человеке. Наш организм уникален, он может распознать, увидеть все находящееся вокруг. Это происходит за счет наших органов чувств.

Кто назовет мне, какие органы чувств есть у человека? (дети называют: нос, уши, глаза, рот, руки или кожа)

Правильно, сколько органов чувств у нас получилось? (пять)

Воспитатель подытоживает, показывая картинки. Орган обоняния – нос; орган слуха – уши; орган зрения – глаза; орган вкуса – рот, язык; орган осязания наша кожа – руки.

1. Сейчас мы попробуем исследовать наши органы. Первый орган обоняния – нос (выставляется на мольберт картинка).

Все запахи делятся на приятные и не приятные. Давайте попробуем выяснить, вспомнить, какие запахи являются приятными, а какие нет. Выставляется табличка с двумя колонками, в которые кратко, записываются варианты. Воспитатель опрыскивает себя духами, предлагает детям понюхать.

Скажите, ребята, это какой запах? Приятный. А как еще можно назвать приятный запах? Вкусный, хороший, аромат. Что еще имеет приятный запах? Что может иметь неприятный запах? (ответы детей) Как можно назвать неприятный запах? Что им может оказаться? Ответы детей записываются.

Что вам помогает определить запах? (нос)

А теперь скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы нос оставался здоровым? (нельзя ничего толкать в нос, одеваться тепло, чтобы не было насморка)

По необходимости можно провести игру-разминку или физминутку.

2. Второе наше исследование орган осязания – руки, кожа.

Наша кожа может определять разные виды ощущений. Это колючий – мягкий; шершавый – гладкий; холодный – теплый. Давайте сейчас это попробуем, определим на ощупь некоторые образцы тканей (гладкий шелк, бархат, шерстяную ткань, мех).

Для определения колючего – предлагается детям ногами походить по колючему коврику (Аппликатор Кузнецова).

Для определения холодного – лед; горячего – вода.

«Лиза, какой был лед (холодный) с помощью чего ты смогла определить, что он холодный?» (с помощью рук, потрогала). «Ваня, что ты почувствовал ногами, пройдясь по коврику?» (он колючий).

Читайте также:  Как развивается депрессия у мужчин

3. Следующий наш орган исследования — это рот или язык, и наша игра «Угадай на вкус».

На столах лежат пакетики с сахарной пудрой, лимонной кислотой, солью, мукой, под номерами. Детям предлагается взять пакетики, аккуратно развернуть и попробовать.

У всех детей похожий белый порошок, но разный на вкус. Дети пробуют, говорят какой вкус.

— «Подымите руки, у кого был пакетик с номером один? Что это был за порошок, каким вкусом?»

-«У нас получилось четыре вкуса: соленый, сладкий, кислый, безвкусный. А какой еще вкус мы можем ощущать?» (горький)

-«Какие продукты у нас имеют горький вкус, кислый, соленый, сладкий?» (ответы детей)

Ребята, скажите, а за ртом, языком, зубами надо как-то ухаживать? (варианты ответов детей)

По необходимости можно провести игру-разминку «Покажи, что говорю» или физминутку.

4. Следующий наш орган исследования – это глаза. Поиграем с вами в игру «Зеркало». Первый воспитатель, далее дети, кто лучше показывает. Выполняются движения как в зеркале, точное отражение. (дети садятся)

Наши глаза так устроены, что мы видим все цвета радуги в окружающей нас природе. А кто знает, какие цвета у радуги? Давайте их вспомним с помощью считалки: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. У каждого слова начальная буква говорит нам о цвете.

— «Катя, скажи, слово каждый, о каком цвете нам говорит?» (красном)

Дети на доске выстраивают из полосок – радугу, проговаривая цвет.

— Сколько у нас получилось цветов? (семь)

Ребята, теперь закройте глаза, видите, что я показываю (нет).

Есть такие люди с рождения или по другим причинам, которые не видят. Как их называют? (слепые) Как вы думаете, как они читают? (предположения детей) Эти люди изучают специальную азбуку Брайля. Читают пальцами, каждая буква, это определенная последовательность выпуклых точек, тактильный шрифт (показ карточек на примере).

А теперь, скажите, что необходимо делать, чтобы глаза оставались здоровыми? (не смотреть много телевизор, планшет, делать гимнастику для глаз….)

5. И последний наш орган чувств – это слух, ухо. Выставляется картинка уха.

Детям предлагается послушать звукозапись шума моря, дождя, капели, пение птиц.

— «Что вы сейчас услышали?» (дети перечисляют) Смотрите, вокруг нас ничего этого нет, мы не видим, но слышим. Какой орган нам помог это сделать? (уши)

Есть люди, которые ничего не слышат, как их называют? (глухие) Если человек ничего не слышит, то он и не может говорить. Еще таких людей называют глухонемые. Они общаются между собой с помощью жестов. Например, спасибо они показывают вот так. Воспитатель показывает детям, они повторяют.

— А сейчас еще попробуем исследовать ваш слух. Определите на слух, какие музыкальные инструменты играют? Вызывается ребенок, который за ширмой по очереди звучит музыкальными инструментами (муз. треугольник, бубен, барабан, маракас, металлофон). Дети угадывают.

-Ребята, сколько прозвучало музыкальных инструментов? (называют число)

— Максим, а теперь поиграй на любом инструменте, но тихо. Еще одним – громко.

— Ребята, какой инструмент звучал тихо, а какой громко? (ответы детей)

И еще одна игра, с помощью которой хочу проверить ваши ушки «Посчитай и скажи». Детям предлагаются простые примеры на правильный и быстрый счет.

*Сколько рук у человека, сколько ног у человека, сколько ушей у двух человек, сколько ног у пяти человек, сколько глаз у человека, у двух человек и т. д.

Скажите, ребята, что необходимо делать, чтобы наши уши оставались здоровыми? (не говорить громко, ничего не толкать в уши, чистить)

Вот и подошло к концу наше исследование по органам чувств. Назовите мне их еще раз. Сколько их? Молодцы!

Читайте также:  Как избавиться от депрессии одиночества

Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств. Уши» (вторая младшая группа) ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ презентация ТЕМА: «МОИ ПОМОЩНИКИ – ОРГАНЫ ЧУВСТВ УШИ» Детский сад «Дружба» Брянского района. Подготовил: Воспитатель.

Конспект занятия «Мы знаем органы чувств» Цель: Закрепить элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека; — обсудить вопросы гигиены органов слуха,.

Конспект занятия «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Работа по теме самообразования «Формирование патриотических чувств у детей дошкольников через разные виды деятельности и работу с семьей.

Конспект открытого занятия по валеологии на тему «Органы чувств» в средней группе. воспитатель Савченко Г. Н. Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека. Задачи: Образовательные задачи: — уточнить и закрепить.

Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Организационная информация Примечание.

Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.

Конспект занятия «Мои помощники — органы чувств» Пояснительная записка. Занятие по программе «Мир вокруг нас» на тему «Мои помошники-органы чувств» разработано для дошкольников 6-7 лет.

Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у детей подготовительной группы «Органы чувств» Цель: развивать сенсорные способности.

Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Тело человека. Органы чувств» Конспект занятия по валеологии в старшей группе: «Тело человека. Органы Чувств». Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших.

Занятие в средней группе по формированию представления у детей о функциях органов чувств человека «В волшебном лесу» Задачи: — формировать представление у детей о функциях органов чувств человека; — развивать умение использовать органы чувств для познания.

Источник

Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе

Елена Лаврикова
Конспект НОД на тему «Наши помощники — органы чувств» в старшей группе

Тема: «Наши помощники — органы чувств»

Цель: закрепить знания об органах чувств. Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира. Воспитывать потребность быть здоровым. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Ход занятия

1 Вступительная часть

Воспит-ль: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем здоровье. А точнее об органах чувств,

— Какие вы знаете органы чувств? — Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познавать окружающий мир и поэтому мы их называем нашими помощниками.

— Как называются наши помощники? (органы чувств)

2 Основная часть

Послушайте внимательно загадку:

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

-Да, это глаза. И будем мы с вами говорить о зрении

Для чего нужны глаза?

— Правильно, глазами мы видим мир Они являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

— Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые глаза у вас.

— а какие бывают глаза по цвету?

Чтобы глаза были здоровыми, как нужно относиться к зрению? (бережно)

Расскажите или назовите правила бережного отношения к зрению:

• умываться по утрам

• смотреть телевизор не более 1-1.5 часов в день

• оберегать глаза от попадания в них острых предметов

употреблять в пищу растительные продукты: морковь, лук, петрушку, перец.

делать гимнастику для глаз

Комплекс зрительной гимнастики

• Зажмурьте глаза, а потом откройте их (3 раза)

• Вытяните руки вперёд. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отводя руку в сторону (тоже другой рукой)

Читайте также:  Чем депрессивное расстройство отличается от депрессии

делайте круговые движения глазами: налево- вверх- направо- вниз- направо- вверх- налево- вниз.

Послушайте другую загадку

Два братца на одной голове живут,

Всё слышат, а друг друга не видят. (Уши)

Теперь мы будем говорить об органах слуха

Воспит- ль: (тихо) Встаньте.

— Почему вы встали?

-Потому что услышали голос воспитателя.

Чем вы услышали? (ушами)

— Заткните уши ватой. Что произошло?

Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать

— А теперь что вы слышите и чем? (музыку ушами)

С помощью органовслуха мы слышим множество звуков: шум дождя, музыку, речь.

— У кого ещё есть органы слуха? (у животных)

Они помогают животным поймать добычу, спастись от врагов, найти друг друга. Но известно, что лучше слышат звери, у которых большие уши.

Слух- большая ценность для человека.

— Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели?

• защищать уши от сильного шума

• защищать уши от ветра

• не ковырять в ушах

• если уши заболели, обратиться к врачу

• мыть уши каждый день

Проводится игра «Узнай по голосу»

Все встают в круг, водящий ребёнок- в центре. Дети, взявшись за руки,идут по кругу и говорят:

Ты стоишь в кругу,

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Между двух светил,

В середине я один. (Нос)

Для чего человеку нужен нос?

Проводятся Дыхательные упражнения

Проводится игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в тарелке. (апельсин, лук, лимон, шоколад)

Ребята, а как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его? (на вкус)

А сейчас мы поговорим о языке

Язык – это что? (орган чувств)

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым, солёным?

Давайте поиграем с язычком.

Проводится Артикуляционная гимнастика

«Почистить зубы языком»

Проводится игра «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, Капусту, печенье, конфеты, апельсин, лимон.

Воспит- ль: Давайте возьмёмся за руки и вспомним наш девиз:

Как мы весело живём,

Дружно песенки поём,

Можем весело смеяться,

И поспорить иногда,

Ну, а драться – никогда!0

За что мы держались сейчас? (за руки)

Руки, пальцы- это тоже органы чувств, которые отвечают за движение и осязание

Сейчас мы с вами разомнём пальчики

Проводится Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Ребята, вспомните мы с вами говорили о разных видах поверхности, находили и определяли какой бывает предмет

Игра «Твёрдый – мягкий»

Охарактеризовать предмет (мягкая игрушка, вата, ножницы, карандаш)

Как мы определили? (на ощупь)

Ребята, а что ещё можно делать руками? (брать, рисовать, играть, писать и т. д.)

Но руки любят чистоту

Грязь на руках оставляет микробы

А микробы – разносчики разных болезней

Что нужно делать, чтобы не было микробов? (мыть)

С водой надо дружить

А что ещё нужно, чтобы вымыть руки? (мыло, вода, чистое полотенце)

3 Заключительная часть

А теперь мы улыбнёмся,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья…

(дети говорят друг другу добрые пожеланья.)

— о чём говорили на занятии?

— назовите органы чувств.

Теперь мы знаем, как беречь и ухаживать за органами чувств.

Дидактические игры по валеологии для старшего возраста 1.»Части тела человека» Цель:закрепить названия частей тела человека,определить их местонахождение Ход: к модели картонного человечка подбирают.

Проект «Ребенок познает мир» Данный проект разработан воспитателем первой квалификационной категории Зыряновой Оксаной Владимировной. Оксана Владимировна работает в.

Источник

Оцените статью