Какие органы чувств помогают человеку познавать окружающий мир

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»

Татьяна Деркач
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Органы чувств»

Тема: «Органы чувств«

Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей; познавательный интерес детей.

Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье.

Материал: непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (мандарин, чеснок и мыло.) и вкусами (сол. огурец, яблоко, банан) аудиозаписи различных звуков (шум дождя, пение птиц, шум ветра); Дидактическая игра «Угадай по запаху», «Определи на вкус», «Чья тень?», д/и «Какой на ощупь?» магнитные доски, карточки по гигиене органов чувств, медицинские халаты для детей.

Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, дидактические игры, здоровьесберегающие технологии, использование ИКТ.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята Давайте поприветствуем наших гостей.

Воспитатель: Ребята, как вы себя чувствуете? (ответы детей) Наши девочки мед. сестры сейчас проверят ваше здоровье.

Девочки: Горло не болит? Нос дышит? А ну-ка подышите носиком. Молодцы! Здоровы!

Воспитатель: А я предлагаю вам сегодня посетить совершенно необыкновенное место. Нам прислали приглашение! В «Школу здоровья». Как вы думаете почему она так называется? (ответы детей)

Воспитатель: Ну вот мы на месте! Мы побываем с вами в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. За каждый правильный ответ вы будете получать приз — витаминку. Если соберете все витамины, то вас ждет сюрприз.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы их называем как? (ответы детей: помощниками).

Вот мы с вами в первой лаборатории. Профессор расскажет нам об одном из органов чувств.

Профессор 1 (ребенок): И для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку.

Вот гора, а у горы –

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос.)

Профессор снимает вопросительный знак с первой картинки. Там изображение носа.

Правильно, ребята, это нос!

Профессор 1: Ребята, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи). А что делает нос? Что нос греет? Он что печка?

Воспитатель: Правильно,давайте с вами подышим: Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. Повторить 3-4 раза. Подышали?

А теперь давайте поиграем в игру, которую приготовил для нас профессор —

В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в одной из баночек (Дети делятся на три команды и по очереди определяют по запаху содержимое емкости,где находятся: чеснок, апельсин, духи).

Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни?

Дети: С его помощью различают запахи, дышат.

Профессор 1: За такую хорошую работу я даю вам витаминку!

Воспитатель: Вот мы и попали во вторую лабораторию.

Встречает Профессор 2.

Профессор 2: Что бы узнать,о чем я вам расскажу отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

Правильно, ребята, это уши.

Профессор 2: Ребята, а для чего нам нужны уши? (ответы детей: слышать звуки)

Как вы думаете, сколько у вас ушей?

Профессор 2: Нет, на самом деле не два, а шесть.

Посмотрите на рисунок (иллюстрация с изображением строения уха). Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь помогают понять, откуда звук. Это видимые уши. За каждым наружным ухом находится среднее ухо. За средним ухом есть третье ухо – внутреннее. Оно закручено, как раковина улитки.

А какие правила нужно соблюдать, что бы наши ушки всегда хорошо слышали? (картинки с правилами гигиены)

Но это ещё не всё. Внутреннее ухо, т. е. улитка, не только слушает. Оно ещё помогает нам сохранять равновесие.

-Ребята, будьте добры, покажите мне, где верх? А где низ? А можете вы мне показать с закрытыми глазами?

Воспитатель: А сейчас присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. Послушайте и ответьте, кого или что вы услышали? Воспитатель включает аудиозаписи (пение птиц, шум дождя, ветер). Какие звуки вы слышите? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.

Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?

Читайте также:  Бессонница при стрессе лечение

Дети: Уши помогают нам слышать звуки.

Профессор 2 вручает детям витаминку.

Воспитатель: Прежде чем пройти в следующую лабораторию нам нужно разомнуться и сделать физкультминутку!

Физкультминутка «Девочки и мальчики.»

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают,как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные)

Здорово! Переходим в следующую лабораторию.

Профессор 3: На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются

Правильно, ребята, это глаза.

Профессор 3: Ребята, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т. д.). У всех людей глаз имеет цветной кружочек. Это – радужная оболочка. Наши глаза очень сложно устроила природа для того,чтобы мы могли рассмотреть любые предметы: и буквы в книжке, и поезд вдали, и божью коровку на своей ладошке. А зачем нам нужны ресницы?

Верно. Природа оберегает глаза. Потечёт пот со лба – его остановит густая изгородь из бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат ресницы. А если несколько пылинок и попадут в глаза, их тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко, как «щётки-дворники» — стеклоочистители у машины

А как нужно глазки беречь?

Проговаривается гигиена глаз.

А сейчас давайте поработаем только глазками.

Дидактическая игра «Чья это тень?»

Профессор 3 вручает витаминку.

Воспитатель: Молодцы! Переходим в следующую лабораторию.

Профессор 4: Чтобы узнать, чем здесь занимаются,отгадайте загадку:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Правильно, ребята, это язык. Ребята, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: определять различные вкусы).

Показать схему языка с распознаванием вкусов.

Воспитатель: Давайте поиграем! Д/И «Определи на вкус»

Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус (соленый огурец,банан, яблоко). Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом)

Воспитатель: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств.

Профессор 4 вручает витаминку.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами оказались в последней лаборатории.

Профессор 5: Здесь изучают орган чувств, которые отвечают за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение?

Профессор 5: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах). А какие правила гигиены кожи нужно соблюдать?

Дидактическая игра «Какое на ощупь?»

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по школе Здоровья. Вы справились со всеми моими заданиями, и я дарю вам обещанный сюрприз.

Детям вручаются фрукты.

Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

Скажем всем мы до свиданья.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: «Овощи» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Мой родной город» Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы. Цель: ознакомление детей с историей родного города. Развивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «У кормушки» Программное содержание. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности. Учить различать разные крупы, смешивать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Теремок» Цель: Формировать представления детей о бережном отношении к природе. Задачи: 1. Углублять знания детей о диких животных региона. 2. Воспитывать.

Читайте также:  Депрессия при алкоголизме таблетки

Источник

Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств»

Галина Пустоварова
Конспект НОД по познавательному развитию «Органы чувств»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Песенка»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по теме: «Наши помощники — органы чувств». познавательное развитие

(старшая возрастная группа)

Воспитатель: Пустоварова Галина Игоревна

Тема: Наши помощники – органы чувств

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: создать условия для формирования представлений детей о значимости органов чувств для восприятия окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.

— формировать представление о значении органов чувств в жизнедеятельности человека, условиях их нормального функционирования. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между своим поведением и его возможным последствиям.

развивать поисковую деятельность (экспериментирование) и интеллектуальную инициативу, способность к речевому планированию – прогнозированию будущих изменений, воображение и творческие способности; умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении

— приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадок, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, ситуативный разговор, игры «Угадай звук», «Определи на ощупь», «Определи на вкус».

Оборудование: кегли и кубики для препятствий, емкости с водой разного вкуса, мультимедийная система, индивидуальные карточки для игры «Угадай по звуку», индивидуальные повязки для глаз, с различными запахами (лимона, чеснока, апельсина, кофе, лук, подносы, салфетки, трубочки, мячики.

Воспитатель: Я уверена, что вы многое знаете и умеете. Наверное,вы сможете ответить на вопрос: что такое робот?

Воспитатель: Все верно, робот — это умная машина, созданная человеком для решения сложных задач. Сейчас мы с вами познакомимся с одним из них.

На мультимедийном экране появляется робот.

Робот: Здравствуйте, я робот. Меня создали ученые. Я очень хочу понять, как устроены вы, люди. Что вам помогает слышать, видеть и как вы можете различать запахи и вкусы!

Воспитатель: Ребята, роботы многое умеют, но в отличие от человека они не умеют чувствовать, а у нас есть органы чувств. Наши 5 помощников. Чтобы ответить на вопрос робота я предлагаю вам стать исследователями. Согласны? Тогда прикрепляем значки. Вы знаете кто такие исследователи?

Воспитатель: Что мы будем исследовать вы догадаетесь сами,отгадав загадку: видеть папу, видеть маму, видеть небо и леса помогают нам …

Воспитатель: Верно! Это – глаза! Глаза – это орган зрения! Что помогают видеть нам глаза?

Воспитатель: Конечно, зрение нам помогает видеть предметы, определять их форму и цвет.

Приглашаю вас на нашу экспериментальную площадку, встаньте удобно, так, чтобы не задевать друг друга в одну линию. Перед вами полоса препятствий. Сможете ли вы ее преодолеть?

Тогда я усложню задачу, каждому из вас я дам повязку для глаз. Одевайте ее.

Постарайтесь перейти на другую сторону так, чтобы не задеть ни одного предмета. Приготовились, начали!

Остановились, снимайте повязки!

Легко ли было идти? Как вы проходили препятствия?

А теперь пройдите обратно, но с открытыми глазами.

А как вы сейчас шли? Когда было идти легче? Почему?

Все верно, нам помогло зрение. Зрение – помогает нам ориентироваться в окружающем мире.

Как вы считаете зрение нужно беречь? Что для этого нужно?

А еще очень важно делать гимнастику для глаз. Встаньте удобно, старайтесь не двигать головой,а упражнения выполнять только глазами: Раз – налево, два – направо, три- наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир.

Ребята, предлагаю вам посмотреть мультфильм. (демонстрация фрагмента мультфильма без звука)

О чем говорили герои мультфильма?

Давайте посмотрим еще раз! (просматривают фрагмент со звуком). А теперь разобрались?

Какой орган помог услышать нам речь героев?

Ухо – это орган слуха. И сейчас мы с вами поиграем т определим разные звуки с помощью слуха. Присаживайтесь удобно на ковер. Перед вами несколько карточек. Сейчас вы услышите разные звуки и поднимите ту картинку, которая этот звук обозначает.

Молодцы, вы отлично справились с заданием.Теперь посмотрите на экран и скажите: что вредно для нашего слуха, а что полезно?

Наш второй помощник – это уши. Орган слуха.

Включается звук двигателя самолета.

Ребята, а что это звук? Кто догадался?

Веселый самолет, приглашает нас в полет. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Вот и закончился наш полет. Ребята у меня есть волшебный сундук. Хотите узнать, что внутри? Но чтобы его открыть,отгадайте загадку: Запах пирожков от роз, отличать умеет …. (нос).

Читайте также:  Кто не чувствует запахи при коронавирусе

Ой, что это? Конечно, это — контейнеры в которых обычно лежат игрушки… но что-то мне подсказывает что там лежит что-то другое. А что там, вам поможет определить ваш нос!

Возьмите любой контейнер, понюхайте и скажите, что же внутри?

А какие запахи еще мы можем определить с помощью носа?

Нос – это еще один нас помощник. Орган обоняния.

Ребята, нас ждет увлекательный эксперимент.

Что вы видите перед собой? Как вы думаете во всех стаканах вода одинаковая? Что нам подсказывает орган зрения? А орган обоняния?

А я думаю что она разная! Как это проверить?

Возьмите любую соломинку. Попробуйте воду в одном из стаканов! Какой оказалась вода? Теперь попробуйте в другом? А здесь какая? Теперь опробуйте из последнего станака! Что мы можем сказать про воду в стаканах? Она одинаковая или разная?

Отлично! С помощью чего мы определили вкус воды?

Мы с вами исследовали еще один орган! Орган вкуса – язык!

Наш опыт завершен. Выходите из-за стола и встаньте удобно!У меня есть для вас последняя загадка: В этой одежде я родился, в этой одежде в бане помылся, эту одежду снять невозможно, это одежда называется… (кожа)

А для чего нам нужна кожа?

Кожа – орган осязания. Самая чувствительная кожа находится у нас на пальцах рук. Мы даже можем определить предмет на ощупь! Хотите проверить? Тогда предлагаю поиграть!

Проводим игру чудесный мешочек.

Посмотрите, какой интересный мяч достал Петя! У меня таких много! Берите по мячику и выполним небольшое упражнение!

Я мячом круги катаю, вперед-назад его качу! Им поглажу я ладошку потом немножечко сожму. Каждым пальцем я прижму и другой рукой начну.

Кто напомнит мне какой орган помогает определять предмет на ощупь? Правильно, кожа – орган осязания.

Ну вот мы с вами и исследовали все органы чувств, говорили о 5 наших помощников. Я думаю вы все их запомнили. Подходите к мольберту. Поделимся на 2 команды. На доске модель, но на них не хватает деталей, которые обозначают органы чувств. Подумайте и прикрепите необходимые детали. (звучит веселая музыка). Поменяйтесь местами и проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

3. Заключительная часть.

Появляется робот на мультимедийной доске.

Робот: Смогли ли вы понять с помощью чего люди могут слышать, видеть, ощущать и чувствовать.

Робот: А какой орган чувств самый главный?

Робот: Спасибо, что помогли разобраться! До свидания!

Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться в группу. Понравилось вам наше исследование? Что понравилось больше всего?

Пришло время прощаться! На память о нашей встрече хочу подарить каждому из вас яблоко, которое напомнит вам о наших 5 помощниках!

«Органы чувств на службе у тебя. Зрение». Конспект занятия для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени». Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «Все должны об этом знать: чувств у человека — пять!» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей со строением собственного тела. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить с пятью чувствами, которые помогают нам.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники — органы чувств» Конспект непрерывно — образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста (средняя группа) «Наши помощники – органы чувств».

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Органы чувств» Предмет : Окружающий мир УМК: «Школа России» Тип урока : объяснение нового материала Тема : «Органы чувств» Цель: дать полное представление.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Источник

Оцените статью