- Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Статья «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «ВЫМЕРШИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Л/р «Устройства увеличительных приборов»
- Урок «Экология и быт»
- Презентация «Биогеография. Палеарктическая область.»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Есть ли у птиц обоняние?
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ОРГАНЫ ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Вопросы и задания для проверки домашнего задания по предыдущей теме:
1. Какие особенности пищеварения птиц связаны с полетом?
2. В чем и заключается процесс двойного дыхания?
3. В чем главное отличие кровеносной системы птиц от кровеносной системы пресмыкающихся?
4. На основании своих летних наблюдений расскажите, чем питаются
различные известные вам птицы.
План изучения нового материала:
Головной мозг. По сравнению с рыбами, земноводными и
пресмыкающимися у птиц сильнее развит головной мозг, особенно
большие полушария переднего мозга и мозжечок. Развитие
больших полушарий головного мозга связано с очень сложным
поведением птиц. Мозжечок, как известно, обеспечивает равно-
весие и управляет координацией движений. У птиц, обладающих
способностью к полету и совершающих сложные и разнообразные
движения, роль мозжечка очень велика.
Органы чувств. Птицы отличаются превосходным зрением.
Например, орел, парящий высоко над лугами, видит мышь, пробегающую
в траве. У большинства птиц очень широкое, почти
круговое поле зрения. Поэтому птицы видят не только перед
собой, но также по сторонам и отчасти позади себя.
Глаза у птиц, как и у пресмыкающихся, снабжены тремя
веками: верхним, нижним и прозрачным внутренним — мигательной
Слух у птиц очень тонкий. Они улавливают даже слабые
звуки, предупреждающие об опасности. Многие ночные хищники
ловят добычу в темноте на слух. Молодая птица начинает петь,
подражая пению взрослых, а для этого нужно иметь очень хороший
Обоняние у птиц развито слабо.
Поведение птиц гораздо разнообразнее и сложнее, чем поведение
земноводных и пресмыкающихся. Птицы выбирают удобное
место для гнезда, находят подходящий материал для его
постройки, строят гнездо, высиживают птенцов, выкармливают’
и защищают их от врагов. Все эти действия птиц инстинктивны.
Уже с первых дней жизни птенцов инстинкты сочетаются с приобретенными
условными рефлексами. Безусловный пищевой рефлекс
у вышедшего из яйца цыпленка проявляется в клевании.
На первых порах он пробует клевать все предметы, попадающие
в его поле зрения. Постепенно по личному опыту цыплята
начинают отличать съедобное от несъедобного и уже редко потом
Постепенно условных рефлексов у птицы становится больше.
Цыплята отлично узнают голос хозяйки, которая их постоянно
кормит, хорошо ориентируются за пределами птичника,
безошибочно отличая его от других построек. Несомненно, что
старые птицы имеют преимущества перед молодыми благодаря
накопленному жизненному опыту. Птицы способны перенимать
этот опыт, что значительно облегчает их существование. Общение
птиц между собой высоко развито. Кроме пения, птицы издают
уного разных звуковых сигналов, обозначающих беспокойство,
испуг, призыв, предупреждение об опасности, вызывая
соответствующие реакции на них со стороны особей своего вида.
Зная этот «язык» птиц, особый для каждого вида, человек
может в необходимых случаях использовать тревожные крики
птиц, записанные на магнитофонную ленту, для их отпугивания.
Так поступают, например, когда хотят освободить взлетную
полосу аэродрома от расположившейся на ней стаи чаек .
или согнать с виноградника кормящихся на нем скворцов.
У птиц выработалось особое чувство умения ориентироваться
в пространстве. Если взрослую птицу поймать и отвезти на
десятки километров от гнезда с птенцами, а потом выпустить,
она безошибочно возвращается обратно. На этом явлении была
основана голубиная почта. Отправляясь в длительное путешествие,
люди брали с собой голубей. Возвращаясь в голубятню,
птицы доставляли известия от путешественников. Чувство
ориентации имеет огромное значение во время перелетов птиц.
Благодаря тому что у многих птиц условные рефлексы вырабатываются
легко и быстро, их можно дрессировать. Хорошо
поддаются дрессировке вороны, грачи, скворцы. Наиболее известны
дрессированные попугаи, которых можно научить повторять
отдельные слова или даже небольшие фразы.
Конечно, говорящие птицы не вкладывают в свою речь никакого
смысла, их действия и в этом случае надо рассматривать
как условный рефлекс. Однако у птиц по сравнению с пресмыкающимися,
земноводными и рыбами условные рефлексы гораздо
разнообразнее и сложнее.
Переплетение безусловных и условных рефлексов отличает
поведение птиц от поведения земноводных и пресмыкающихся.
Благодаря такому сочетанию птицы умеют превосходно приспосабливаться
к меняющимся условиям среды обитания.
Вопросы и задания для закрепления материала в классе и дома:
1. С помощью рисунка расскажите, какие отделы головного мозга
птиц особенно хорошо развиты. С чем это связано?
2. Чем поведение птиц отличается от поведения пресмыкающихся и земноводных? (Для ответа используйте материалы своих летних наблюдений.)
1. Поместите зимой за окно кусочек сала (сало должно быть несоленым,
так как соль птицам вредна). Понаблюдайте, как птицы заметят сало.
Увеличивается ли количество прилетающих птиц? Положите сало в бумажный пакетик и снова поместите его за окно. Как скоро птенцы доберутся до пищи? Подготовьте рассказ о своих наблюдениях за поведением птиц.
Учебник для 6—7 классов
Под редакцией профессора Д. В. Наумова
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Статья «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «СКЕЛЕТ И МУСКУЛАТУРА ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «КЛАСС ПТИЦЫ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «ВЫМЕРШИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «МНОГООБРАЗИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Л/р «Устройства увеличительных приборов»
Урок «Экология и быт»
Презентация «Биогеография. Палеарктическая область.»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5182803 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Демоэкзамены включат в образовательные стандарты всех направлений подготовки СПО
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
В России предложили ввести бесплатное второе высшее образование по IT-специальностям
Время чтения: 2 минуты
В России ввели День отца
Время чтения: 1 минута
Кравцов призвал создать федеральную систему учета успеваемости
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Есть ли у птиц обоняние?
Птицы поражают своими особенностями строения и морфологией, связанной с приспособленностью к определенному образу жизни. Уникальное строение пера, костей, скелета, внутренних органов, — все в процессе эволюции позволило им стать одной из доминирующих групп живых организмов. То же касается и органов чувств. Широко известна феноменальная острота зрения дневных хищников и невероятные способности слуховых органов совообразных. Птицы каким-то чудесным, но не до конца понятным образом ориентируются в пространстве во время длительных миграций. Но мало кто ассоциирует пернатых с хорошим развитием такого чувства как обоняние.
Действительно, казалось бы, при образе жизни активных летунов, зрение куда важнее, ведь запахи быстро рассеиваются в воздухе, не давая надежную картину окружающего ландшафта. Мы не привыкли думать, что птицы «узнают» друг друга по запаху или ищут пищу, «принюхиваясь». К тому же, изучение обонятельных луковиц у птиц долгое время не приводило ученых к обратному выводу — этот отдел мозга есть у всех позвоночных, но у большинства птиц он значительно уступает по размерам обонятельным луковицам млекопитающих. Однако на самом деле, мнение о плохо развитом обонянии у птиц последние лет 50 находилось бок о бок с большим интересом ученых к этому вопросу. Еще в 60-80-х годах прошлого века такие ученые как Б. Венцель, С. Кобб и Б. Бэнг показали, что по крайней мере некоторые птицы обладают развитым обонянием. Так, грифы, кулики, киви обладают усложненной носовой полостью и более развитым обонятельным нервом. Поведение перечисленных видов и особенности их биологии подтверждают необходимость в хорошем обонянии.
Носовая полость птиц была изучена давно, и всегда отмечалось, что обонятельный эпителий у них занимает незначительную ее часть. Однако средняя камера полости имеет сложную закрученную форму, покрытую реснитчатым эпителием. Дендритный отросток рецепторной клетки выводит на поверхность эпителия образование с множеством микроворсинок. Таким образом «рабочая» поверхность увеличивается во много раз. Получается, что обонятельный «аппарат» птиц устроен вроде бы по более упрощенной схеме по сравнению с млекопитающими, но функционально он очень эффективен. Такие примеры — не редкость для птиц, их морфология — во многом результат приспособленности к полету.
Среди птиц размер обонятельной луковицы может варьировать в широких пределах. Так, у буревестников и альбатросов ее относительный размер примерно в три раза больше, чем у певчих. У снежного буревестника длина луковицы превышает 35% от длины мозгового полушария, в то время как у ворон этот показатель составляет около 5%. Естественно, такие данные не могли не заинтересовать ученых, и начиная с 60-х годов, многие эксперименты показали ту или иную степень развития обоняния у разных видов птиц. Например, стервятники и грифы способны чувствовать падаль на очень значительном расстоянии, используя «ароматные» потоки ветра. Упоминавшаяся уже нелетающая птица киви из Новой Зеландии, ведущая ночной образ жизни, ищет беспозвоночных по запаху. Похожим образом добывают себе пищу кулики. Буревестники, гнездящиеся плотными колониями, ориентируются с помощью обоняния, когда ищут путь к собственному гнезду. Чайки моёвки выбирают партнера по запаху — «родственники» пахнут сходным образом, и такой способ позволяет избежать близкородственного скрещивания. Лазоревки чувствуют запах ласки или другого хищника, и никогда не залезут в дупло, если там притаился хищник. Эти и другие наблюдения значительно расширили наши представления о роли запахов в жизни птиц.
Если говорить о конкретных исследованиях, то в последние годы активно изучается роль обоняния в ориентировании и навигации птиц. Например, ученые из Пизанского университета изучали поведение атлантического пестрого буревестника. Эти птицы бороздят просторы над океаном в значительном отдалении от своего гнезда, но с поразительной точностью находят путь обратно. Ученые поймали на гнездах на Азорских островах пару десятков птиц и посадили на грузовое судно, идущее в Лиссабон. Буревестников разделили на три группы: к первым присоединили магниты, чтобы нарушить их геомагнитную чувствительность, другим закапали в ноздри сульфат цинка, что временно лишило птиц обоняния, и третья группа была контрольной. Птиц выпустили на расстоянии нескольких сотен километров от гнездовий. Первая и третья группы вернулись на родные гнезда, лишенные же обоняния буревестники оказались дезориентированы. Ранее подобные исследования проводились с голубями, которые известны своими навигационными способностями. Птицы с перерезанными обонятельными нервами оказались неспособны найти родную голубятню. Несмотря на то, что гипотеза о значительной роли запахов в навигации птиц оспаривается многими учеными (запахи летучи и вряд ли могут создать устойчивую «карту»), исследования продолжаются, и роль обоняния может оказаться не последней. Например, запахи могут играть роль на небольших участках местности или использоваться птицами как ассоциативные ориентиры.
Отдельно хочется разобрать один вопрос, который часто задают в соцсетях под фотографиями орнитологов с птенцами. «Не бросают ли птицы гнезда из-за человеческого запаха?». Во-первых, трогать птенцов (и кладки) без особой нужны не нужно никому — это беспокойство и стресс для птиц-родителей. Некоторые птицы действительно бросают гнездо (особенно на этапе насиживания яиц), потому что выводить птенцов в обнаруженном гнезде небезопасно — «хищник» может вернуться. Однако многие птицы терпимо относятся к осмотру гнезда и птенцов — побеспокоившись, они возвращаются к ним (не все и не всегда! существует риск переохлаждения яиц, если птица долго отсутствует на кладке в холодную погоду). Во-вторых, не факт, что «запах человека», которым озабочены сердобольные граждане, останется в необходимой концентрации для того, чтобы птица почувствовала его (помним, что обоняние у пернатых разное), и в-третьих, непонятно, почему этот «запах» должен быть сигналом для птицы к «бросанию» гнезда. Визуальная сигнализация в этом случае, безусловно, на первом месте. Но все это, конечно, не значит, что можно бесцеремонно и подолгу разглядывать и трогать руками гнезда птиц, их яйца и птенцов. Беспокойство птиц при их изучении и наблюдении должно быть, по-возможности, минимальным.
Источник