- Какие органы чувств отсутствуют у ланцетника
- Общая характеристика и строение
- Мускулатура ланцетника
- Скелет ланцетника
- Органы пищеварения и дыхания
- Кровеносная система ланцетника
- Нервная система ланцетника
- Органы чувств ланцетника
- Размножение и развитие
- Статья «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ. ЛАНЦЕТНИК — НИЗШЕЕ ХОРДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Статья «МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Статья «МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ НАСЕКОМЫХ. МУРАВЬИ, НАЕЗДНИКИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
- Презентация на тему «Строение и функции мышц» 8 класс
- Практический проект «Цветочная клумба»
- Презентация на тему «Строение пищеварительной системы» 8 класс
- Презентация на тему «Ботаника — наука о растениях» 5 класс
- Презентация на тему «Состав растительной клетки» 5 класс
- Технологическая карта на тему «Водоросли»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Какие органы чувств отсутствуют у ланцетника
Ланцетник является типичным представителем бесчерепных, самый известный вид — обычный европейский ланцетник (Branchiostoma lanceolatum), который относится к семейству бранхиостомовых, ряда ланцетникоподобных, класса головохордовых, подтипа бесчерепные, типа хордовых.
Общая характеристика и строение
Ланцетник – это небольшое, до 8 см длиной, полупрозрачное, сплющенное с боков животное, рыбоподобной формы тела. Задний конец тела более заострен. Вдоль спины тянется небольшая плавниковая складка – спинной плавник, который переходит в хвостовой, и, продолжаясь с нижней стороны тела, образует анальный плавник. По бокам с нижней части тела, за предротовым отверстием, размещаются две метаплевральные складки. Они соединяются между собой на брюшной стороне вблизи отверстия атриального полости — атриопора. За атриопором несколько левее расположено анальное отверстие.
Голова у ланцетника не отделена. Хорда тянется через головной отдел. Она длиннее нервную трубку. С нижней стороны головы размещается предротовой воронка, которая внешне окружена 10-20 парами щупалец. В ней находится ротовое отверстие, прикрытое кольцевой перепонкой — парусом с щупальцами.
Внешние покровы ланцетника прозрачные, непигментированные, цвет тела розовато-беловатый; кожа гладкая, состоит из эпидермиса и собственно кожи — кориума. Эпидермис однослойный, сверху покрыт кутикулой. Собственно кожа, или кориум, представляет собой слабо развитый слой студенистой соединительной ткани. Клетки кожи имеют железы, выделяющие слизь.
Мускулатура ланцетника
Мускулатура ланцетника — метамерное (признак беспозвоночных), разделенная на миомеры, которые отделяются друг от друга соединительнотканными слоями — миосептами. Миомеры имеют вид треугольников, верхушки которых направлены в сторону переднего конца тела. Миомеры левой и правой стороны расположены асимметрично, такое расположение облегчает сгибание тела в горизонтальной плоскости. Мускулатура дифференцированная слабо, она обеспечивает лишь несложные движения животного во время плавания и погружения в грунт. Сокращение мускулатуры волнообразное.
Скелет ланцетника
Скелет представлен хордой, которая тянется вдоль всего тела, в том числе через головной отдел. Отсюда название класса — головохордовые. Хорда состоит из волокнистых дисков, разделенных вакуолями. Диски образуются остатками клеток, размещенными вдоль спинного и брюшного боков хорды. Сверху хорда покрыта эластичной оболочкой — бесклеточной опорной тканью, которая является продуктом выделения ее клеток.
Нервную трубку окутывает толстый соединительнотканный слой (футляр). Кроме осевого скелета, тело ланцетника имеет прочный перепончатый соединительнотканный каркас из опорных перегородок и студенистой бесклеточной ткани. Эта ткань расположена под эпидермисом, она образует миосепты, окружающие хорду и центральную нервную трубку, связывая их между собой. Скелет плавников и щупальцев образуется с помощью плотной соединительной ткани.
Жаберный скелет имеет кутикулярное происхождения. Он является продуктом выделения эпителиальных клеток и представляет собой волокнистое бесклеточное вещество.
Органы пищеварения и дыхания
Пищеварительная система ланцетника связана с дыхательной. Обе они начинаются предротовым отверстием, окруженным венцом щупалец. На дне ротовой воронки находится отверстие, окруженное мускульной перепонкой — парусом, который выполняет роль сфинктера. На передней части перепонки есть венчик пальцевидных щупалец, которые образуют реснитчатый орган. Позади паруса также щупальца – отцеживальный аппарат.
Рот ведет в объемную глотку, стенки которой пронизаны большим количеством (до 150 пар) косо расположенных жаберных щелей, открывающихся в атриальную полость. Друг от друга щели отделены узкими жаберными перегородками, по которым проходят кровеносные сосуды. Вода, поступающая через рот в глотку, омывает жаберные перегородки. Кислород из нее попадает в кровь, которая движется по тонким сосудам жабр. Затем вода из атриальной полости через атриопор выходит наружу.
Такое строение дыхательного аппарата имеет приспособительное значение, поскольку жаберные щели защищены от загрязнения частицами почвы, в который зарывается ланцетник.
Кроме дыхания, глотка участвует в питании. В ней происходит отцеживания пищи от воды. На брюшной стороне глотки расположена бороздка — эндостиль, на которой есть ресничные и слизистые клетки. Пищевые частицы оседают на покрытых слизью ресничных клетках. В передней части глотки эндостиль разветвляется на две боковые окологлотковые ветви, образуя окологлотковое кольцо, и переходит в наджаберный бороздку, которая направляется вдоль спинного бока глотки к кишке, где происходит переваривание пищи. Кишка недифференцированная на отделы и заканчивается анальным отверстием. Ее начальная часть выполняет функцию желудка. От этой части кишечной трубки отходит слепой вырост — печеночный, который выполняет функцию печени.
Итак, пищевые частицы идут через рот в глотку, кишечную трубку, где перевариваются, а остатки удаляются через анальное отверстие наружу.
Питаются ланцетники беспозвоночными, детритом, инфузориями, диатомовых водорослей и другими мелкими живыми и мертвыми организмами. Крупные частицы (более 0,23 мм) отталкиваются ротовыми усиками и в глотку не попадают.
Процессы дыхания и питания в ланцетника происходят пассивно благодаря движению мерцательного эпителия, который покрывает ротовую воронку, жаберные щели и весь кишечный канал.
Кровеносная система ланцетника
Кровеносная система ланцетника заперта. Она имеет один круг кровообращения, сердце отсутствует, кровь белого цвета из-за отсутствия кровяных телец. Физиологически сердце заменяет пульсирующий сосуд, содержащий венозную кровь — брюшная аорта, которая проходит под глоткой. Вследствие ее пульсации кровь поступает в парные жаберные артерии, которые идут к жаберным перегородкам. От них отходят парные выносные артерии. Дополнительные основания жаберных сосудов — жаберные сердца тоже пульсируют и усиливают движение крови.
Нервная система ланцетника
Нервная система расположена над хордой. Она представлена нервной трубкой, внутри которой имеется полость — невроцеле. Нервная трубка ланцетника не разделяется на головной и спинной мозг, а состоит из центральной и периферической. Передний конец невроцеле образует расширение, которое является гомологом третьего желудочка головного мозга у позвоночных. У личинок ланцетника это расширение невроцеле открывается наружу отверстием — невропором. У взрослых форм на месте невропоры находится обонятельная ямка (ямка Келикера), которая воспринимает химические свойства воды.
Органы чувств ланцетника
Органы чувств у ланцетника развиты слабо, что обусловлено малоподвижным образом жизни. На нервной трубке по бокам невроцеле расположены светочувствительные органы — глазки Гессе. Каждый глазок Гессе состоит из светочувствительных и пигментных клеток. Органом осязания является щупальца и чувствительные клетки, расположенные по всему телу в эпидермисе. Органом равновесия — пигментное пятно, расположенное на передней стенке мозга. Органом вкуса — мерцательная ямка Гатчека на верхней стороне ротовой воронки.
Размножение и развитие
Ланцетники размножаются половым путем. Это раздельнополые животные, но половой диморфизм у них отсутствует. Органы размножения представлены гонадами (половыми железами), которых у ланцетника 25-26 пар. Расположены они метамерно по бокам тела.
Эмбриональное развитие ланцетника представляет собой упрощенную схему развития позвоночных, проходит оно очень быстро. Если оплодотворение произошло вечером, то зародыш вылупляется утром. Личиночная стадия длится около трех месяцев. В первый период жизни тело личинки покрыто ресничками, живет она в верхних слоях воды. Позже реснитчатый эпителий исчезает, и личинка опускается на дно. От взрослой формы личинка отличается отсутствием предротовой воронки, атриального полости, меньшим количеством жаберных щелей, которые у нее, в отличие от взрослых животных, открываются наружу.
Размножаются ланцетники весной, летом и осенью. В Черном море размножения начинается в конце мая и продолжается до августа. Половой зрелости животное достигает на втором, реже на третьем, году жизни.
Источник
Статья «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ. ЛАНЦЕТНИК — НИЗШЕЕ ХОРДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «ТИП ХОРДОВЫЕ. КЛАСС ЛАНЦЕТНИКИ.
ЛАНЦЕТНИК — НИЗШЕЕ ХОРДОВОЕ ЖИВОТНОЕ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Цель: раскрыть особенности строения хордовых на примере
ланцетника, показать его приспособленность к среде, отработать
умения работать с текстом учебника.
Оборудование: влажный препарат «Ланцетник», чучела пресмыкающихся,
птиц, млекопитающих, таблицы «Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные», «Тип Кольчатые черви», «Тип Моллюски», «Тип Хордовые».
Методические рекомендации. В начале урока следует повторить
знания по вопросам: каких вы знаете членистоногих? Почему этих животных относят к
этому типу? В чем сходство
членистоногих и кольчатых червей?
Сообщив об изучении животных
нового типа — хордовых,
учитель показывает некоторых
из них (рыбы, земноводные,
птицы, млекопитающие). Он ставит перед учащимися вопрос: почему этих разнообразных животных относят к одному
типу хордовых? Школьники затрудняются ответить на него,
так как, только внешний облик животных не дает для этого
оснований. Используя рисунок учебника, надо рассказать
об основных признаках хордовых, которые имеются либо у
взрослых форм, либо у зародышей: наличие хорды — упругого
стержня, выполняющего роль осевого скелета, нервной системы,
центральная часть которой имеет вид полой трубки и расположена над хордой, наличие на стенках глотки жаберных щелей, у
большинства наличие сердца, расположенного на брюшной стороне
под хордой и пищеварительной системой. Помимо этих типичных
признаков, следует отметить некоторые особенности организации
хордовых, которые характерны и для животных уже
изученных типов (членистоногие, кольчатые черви): двусторонняя
симметрия тела, наличие вторичной полости тела.
Затем учитель сообщает о принадлежности к типу хордовых
своеобразных животных — ланцетников, систематическое положение
которых около ста лет было неопределенным. Показывая
влажный препарат, надо объяснить происхождение названия этого
животного, рассказать о его образе жизни (места обитания,
способ добывания корма), особенностях внешнего строения (форма
тела, размеры, передний и задний концы тела, околожаберная
полость). Для ознакомления учащихся с внутренним строением
и процессами жизнедеятельности ланцетника учитель предлагает
им выполнить задание с использованием текста и рисунка
1. Прочитайте текст учебника (от раздела «Хорда»
до раздела «Нервная система и органы чувств»).
2. Рассмотрите рисунок «Строение ланцетника».
3. Заполните таблицу и подчеркните в ней признаки, характерные
для типа хордовых.
По окончании самостоятельной работы проверяется качество ее
выполнения. Затем учитель рассказывает об особенностях нервной
системы и органах чувств ланцетника. Используя таблицу, рисунок
учебника, он сообщает, что центральная нервная система
ланцетника представлена спинным мозгом, имеющим вид полой
трубки, расположенной над хордой, с многочисленными нервами,
отходящими от него. Органы чувств ланцетника имеют примитивное
строение — это светочувствительные клетки, расположенные
вдоль нервной трубки. Они воспринимают световые раздражения.
Помимо них, на теле ланцетника имеются осязательные клетки-
воспринимающие механические и химические раздражения. Сведения
о нервной системе ланцетника учащиеся должны написать
в таблице. Учителю следует отметить, что ланцетник дожил до
наших времен благодаря приспособлениям к жизни на песчаном
дне моря (наличие упругой хорды, довольно большая масса
мышц, ланцетовидный плавник и утолщенное с боков тело способствуют
быстрому зарыванию в грунт, околожаберная полость
защищает жабры от засорения, полупрозрачное тело плохо заметно
на грунте). В заключение надо сообщить об огромном значении
ланцетника в выяснении вопроса о происхождении высших хордовых—
позвоночных животных, а также отметить его практическую
роль как объекта промысла для местного населения побережья
Задание на дом: изучить §, знать общую характеристику
УРОКИ зоологии. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.Т. БРОВКИНА. Н.И. КАЗЬМИНА.
МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1987
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Статья «МНОГООБРАЗИЕ НАСЕКОМЫХ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОХРАНА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Статья «МНОГООБРАЗИЕ ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫХ НАСЕКОМЫХ. МУРАВЬИ, НАЕЗДНИКИ. Информационные материалы и методические указания к уроку».
Презентация на тему «Строение и функции мышц» 8 класс
Практический проект «Цветочная клумба»
Презентация на тему «Строение пищеварительной системы» 8 класс
Презентация на тему «Ботаника — наука о растениях» 5 класс
Презентация на тему «Состав растительной клетки» 5 класс
Технологическая карта на тему «Водоросли»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5187400 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием
Время чтения: 1 минута
В Госдуме рассмотрят вопрос верификации образовательных онлайн-курсов
Время чтения: 2 минуты
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В России разработают план по развитию футбола для девочек в школах
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник