Пять чувств
Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.
Зрение
Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.
По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.
Осязание
Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.
Обоняние
Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.
Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.
Как мы пробуем пищу?
Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.
Источник
Конспект НОД по окружающему миру «Органы чувств»
Елена Дорохова
Конспект НОД по окружающему миру «Органы чувств»
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2. Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
1. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры воспитателем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2. Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с воспитателем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством воспитателя.
1. положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2. Первичных умений оценки ответов товарищей на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
1. Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2. Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль,сахар, лим. кислота; 4 стаканчика с нарез. продуктами чеснок, апельсин, огурец, кофе; чудесный мешочек (с разными предметами -игрушками).
Тип занятия: комбинированный.
Вид занятия: занятие – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы : фронтальная.
— названия органов чувств;
— признаки органов чувств
— определять и формулировать тему и цель занятия с помощью воспитателя;
— различать группы органов чувств;
— ставить опыты с помощью воспитателя;
— формулировать результат опыта;
— устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы занятия.
Ход НОД
I. Организационный момент.
— Ребята, обратите внимание на доску и послушайте стихотворение.
И. Скрябина «Пять органов чувств»
Жил-был на планете весёлый Дракон
Пятью головами он был наделён.
Одна голова слышать всё научилась
И для людей — в Слух она превратилась.
Всё слышит – как дождик осенний в окошко стучит
И песни красивой мотивчик звучит.
Вторая глава видит всё, подмечает
И Зрением всех на Земле одаряет.
Как здорово фильм по ТиВи наблюдать,
А вечером книжку в постели читать.
Для третьей – все Запахи в мире знакомы.
В духовке пирог, с колбасой макароны.
Цветов аромат опьянит, одурманит
И шлейф от духов запах чудный оставит.
Четвертая Вкусы различные знает-
Конфеточки сладость, лимон кислый с чаем.
И горечь пилюли, и соль огурца.
Примерам подобным не будет конца.
Для пятой — понять, Осязать всё так просто.
Вот коврик пушистый и ножик, он — острый.
Горячий утюг, теплый котик,
Сосулька холодная, маленький ротик.
Дракончик весёлый над миром летает
И всё распознать людям он помогает.
И все эти головы — в нашей одной!
Их все сбалансировать нужно с тобой!
II. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.
— А теперь, ребята, постараемся разгадать кроссворд, но справитесь с этим заданием, если поняли о чем шла речь в стихотворении.
1. С помощью какого органа мы узнаём о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок?
2. С помощью какого органа мы узнаём, что написано или нарисовано в этой книге?
3. Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов?
5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
— Прочитайте ключевое слово (органы)
— Какие это органы? (органы чувств)
— Правильно. «Органы чувств» это тема нашего занятия.
-Сегодня на занятии мы должны выяснить и определить,какой из органов чувств самый важный.
-А чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит провести настоящее исследование.
III. Изучение нового материала.
1. Орган зрения.
— С какого органа мы начнем разговор, узнаем,если отгадаем загадку:
Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)
-Закройте глаза. Что у меня в руках? /Воспитатель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос. /
— Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? /Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.
— Глаза — самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
— Глаза – это орган зрения
-А как вы думаете, надо ли беречь глаза?
— Давайте прочитаем правила для сохранения зрения.
— Вывод: (Орган зрения очень важен.)
— Учеными доказано, что 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
2. Орган слуха.
— О каком органе пойдет речь в следующей загадке?
У зверушки –на макушке,
А у нас –ниже глаз. (уши)
— Правильно, с помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.
— Уши –это орган слуха
Игра «Угадай голос».
-Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Угадай голос своего товарища».
— Я приглашаю к доске (ребенка). Выходит и поворачивается спиной к детям, а кто-то по очереди будут говорить слово — ПРИРОДА. Ребёнок должен определить, чей голос он слышит.
— Какой орган чувств помог угадывать голоса (орган слуха – уши)
Давайте прочитаем правила для сохранения слуха.
-Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)
3. Орган обоняния.
— Проведём опыт. Я приглашаю к доске (учащегося). Ты должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы. (чеснок, апельсин, лук, кофе).
-Ты хорошо справился с заданием.
Какой орган чувств помогает узнать и понять запахи?
— Как называется этот орган чувств? (Нос)
— Запишите в тетрадях определение что такое орган обоняния…
— Давайте прочитаем правила для сохранения обоняния.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)
4. Орган вкуса
— Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете,отгадав загадку:
Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /
— Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.
— Нам опять нужно провести исследование.
— К доске приглашаю (ребенка).
— Посмотри, понюхай, послушай. Что ты почувствовал? /Затруднение в ответе/
— Орган зрения помогает тебе? (ответ)
— А орган слуха? (ответ)
— А орган обоняния? (ответ)
— А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/
— Воду я разрешаю тебе попробовать. /Определяет воду по вкусу/
— Что ты ощущаешь? Какой орган помог тебе понять вкус воды? /Язык/
— Язык — это орган. вкуса.
— Ребята, прочитаем с доски правила по уходу за органами вкуса.
Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен)
5. Орган осязания.
— И ещёодна загадка:
Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.
— Для исследования я приглашаю к доске (ребенка).
— Проведем игру «Узнай, что это?»
— У меня в руках чудесный мешочек.
— Тебе нужно на ощупь определить, что за предмет находится в мешочке?
— Какой орган помог определить, что это за предмет? (кожа)
-С помощью кожного покрова ты смог определить предметы.
— Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.
— Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого?
— Давайте с доски прочитаем правила по уходу за кожей
Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)
6. Роль головного мозга.
— Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».
Как же это понять?
— Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.
Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.
V. Закрепление нового материала.
-Вот и закончилось наше исследование.
Это органы (глаза, уши, нос, язык, кожа). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)
— Посмотрите на доску, выберите для себя пожалуйста одно незаконченное предложение и завершите его.
— Наше занятие подошло к концу.
— Если вы вспомните, занятие я начала со стихотворения и закончить я хочу тоже стихотворением.
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая,их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик — запах различать,
Руки — чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
— Спасибо за работу.
Прикреплённые файлы:
16-dekabrja_qr6lg.ppt | 10089 Кб |
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Органы чувств» НОД Тема: Изучаем свое тело Цель: Формирование представлений детей об органах чувств (глаза рот, нос, ухо); дать представление об их роли.
Конспект НОД «Органы чувств — мы их знаем» для детей подготовительной группы Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 40 Калининского района Санкт-Петербурга Конспект НОД «Органы чувств»! – мы.
Конспект НОД по валеологии «Наши органы чувств» для детей 5–7 лет Цель: Познакомить детей с органами чувств. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира.
Конспект НОД «Органы чувств» (средняя группа) НОД Тема: Изучаем свое тело Средняя группа. Составила воспитатель: Андреенкова Ольга Ивановна Цель: Формирование представлений детей об.
Конспект НОД на тему «Органы чувств человека» КОНСПЕКТ НОД ТЕМА: «Органы чувств человека» средняя группа общеразвивающей направленности Воспитатель :Гнездова Н. А г. Ейск,.
Конспект НОД в средней группе по теме «Органы чувств» Конспект НОД в средней группе по теме «Органы чувств» Задачи: 1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Лаборатория «Органы чувств» Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: Лаборатория «Органы чувств» Цель: Создание социальной ситуации развития в.
Конспект организованной образовательной деятельности «Наши помощники-органы чувств» Тема: «Наши помощники-органы чувств» Цель: закрепить знания детей об органах чувств, их роли для здоровья человека. Активизировать словарь.
Конспект по познавательному развитию «Пять помощников — органы чувств человека!» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Наши помощники – органы чувств человека!».Цель: Закрепить знания детей.
Конспект занятия для детей средней группы «Органы чувств человека» Тема: Органы чувств человека Цель: Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Задачи: Помочь.
Источник