«Мелодией одной звучат печаль и радость»
«Мелодией одной звучат печаль и радость»
Содержание:
- Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В. А. Моцарта.
- Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.
- Выражение скорби и печали в «Реквиеме» В. А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта).
Музыкальный материал:
- В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада». I часть. Фрагмент (слушание);
- В. А. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» (слушание);
- Вокализ на тему «Лакримоза» из «Реквиема» В. А. Моцарта, обработка Д. Кабалевского (пение)
Характеристика видов деятельности:
- Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений.
- Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В. А. Моцарта).
Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодия всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…
Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад — большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).
Кому не знакома прелестная и грациозная (грациозный – изящный, стройный) «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта, мелодия которой полна света и обаяния праздничной ночи!
В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек — ведь радость объединяет людей!
Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр — собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи.
Мелодия «Маленькой ночной серенады» пленяет тонкостью и изяществом. В её звуках оживает облик старой Вены, необычайно музыкального города, где днём и ночью можно было услышать чудесную музыку. Лёгкость и ловкость изложения подчёркивает, что это не драматическая история, а не более чем беззаботная прелестная музыкальная шутка.
Очарованный светлыми моцартовскими мелодиями, русский певец Ф. Шаляпин так выразил своё отношение к великому венскому классику: «Идёшь в дом, простой, без лишних украшений, уютный, большие окна, море света, кругом зелень, всё приветливо, и тебя встречает радушный хозяин, усаживает тебя, и так хорошо себя чувствуешь, что не хочешь уходить. Это Моцарт».
В этих искренних словах отражена лишь одна сторона музыки Моцарта — та, что связана с самыми светлыми образами и настроениями. Но, пожалуй, во всей многовековой истории музыки не найдёшь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными.
И это понятно: ведь и жизнь никогда не бывает только светлой, только ясной, в ней неизбежны утраты и разочарования, ошибки и заблуждения. В ней человек не только занят обычными делами — ходит в детский сад или в школу, занимается спортом или играет на компьютере. Кроме всего этого он задаётся очень многими вопросами, пытаясь понять себя, свою жизнь и своё место в окружающем мире. Он думает не только о том, куда поехать отдыхать или как отпраздновать день рождения, но и о том, что составляет более важные и серьёзные проблемы — проблемы добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Именно в искусстве наиболее ярко проявляют себя те чувства и раздумья, которыми живёт человек. И поэтому не следует удивляться, когда тот же самый Моцарт, написавший «Маленькую ночную серенаду», тот Моцарт, которого композитор А. Рубинштейн называл Гелиосом — богом солнца музыки, о котором восклицал: «Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!» — создаёт одно из самых скорбных во всём мировом искусстве сочинений — свой Реквием.
Умирающий композитор, последние месяцы своей жизни посвятивший этому произведению, так писал о нём в одном из своих писем: «Передо мной моя погребальная (погребальный — похоронный) песнь. Не могу оставить её незавершённой».
«Реквием» — последнее, произведение композитора и одно из самых вдохновенных и глубоких музыкальных творении XVllI века .
Заказ написать «Реквием» (траурную мессу) Моцарт получил в июле 1791 года. Заказчик, незнакомый композитору человек в тёмном плаще, не пожелал открыть своего имени, но с большой аккуратностью выплачивал обещанный гонорар.
Впоследствии, много лет спустя после смерти Моцарта, выяснилось, что таинственный незнакомец был управляющим некоего графа Вальзега, меломана и музыканта-любителя. Стремясь прослыть композитором, граф скупал чужие сочинения, переписывал их от руки и выдавал за свои. Так поступил он и с «Реквиемом», который в 1793 году был исполнен как произведение графа Вальзега в память его покойной жены. Когда в начале XIX века в печати появилось сообщение о предстоящей публикации «Реквиема» Моцарта, возмущённый граф потребовал у вдовы композитора возмещения убытков».
«Реквием» Моцарта написан на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, которая сложилась в далёком средневековье. Содержание текста — мольба . о даровании вечного покоя умершим, мистические картины страшного суда, образ бога — грозного и милосердного, карающего и прощающего.
Этот канонизированный текст послужил Моцарту лишь канвой, по которой устремилась его творческая мысль. Гений композитора возвысился над церковными канонами. Не погребальную мессу — Моцарт создал бесценный памятник своей эпохи великих философов, революционеров, музыкантов. Его «Реквием» — это глубокая и мудрая трагическая поэма о жизни и смерти, о судьбах личности и всего человечества; это взволнованная, трогательная исповедь человеческой души, живущей между отчаянием и надеждой, правдивый рассказ о её сомнениях и страхах. И что особенно важно, в музыке Моцарта рядом с религиозным смирением, с готовностью предстать перед «высшим судом», клокочет мужественный, страстный протест и неприятие смерти.
Вот почему католическая церковь весьма неохотно допускала исполнение моцартовского «Реквиема» в своих службах, вот почему он стал преимущественно достоянием концертной эстрады и пользуется несравненной популярностью в наши дни.
Реквием был заказан Моцарту неким незнакомцем, одетым во всё чёрное, который однажды постучался в дом композитора и передал этот заказ как поручение очень важного лица. Моцарт с увлечением принялся за работу, в то время как болезнь уже подтачивала его силы.
Душевное состояние Моцарта в период работы над Реквиемом с огромной драматической силой передал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери». Вот как говорил композитор о своих тревогах незадолго до смерти.
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам — третий
Сидит…
Популярная легенда о том, что композитор был отравлен своим соперником Антонио Сальери, определённо не имеет под собой оснований.
Моцарт не успел завершить свой Реквием. Незаконченные разделы после смерти композитора были дописаны его учеником Ф. 3юсмайром, который был посвящён Моцартом в замысел всего сочинения.
Не в этих ли во многом трагических обстоятельствах создания Реквиема заключена его непостижимая глубина и сила, воплотившая в себе последнюю волю великой души, уже овеянной дыханием вечности?
Моцарт остановился в начале «Lacrimosa», дальше он не мог уже продолжать. В этой части, входящей в кульминационную зону сочинения, после гнева, ужаса, мрака предшествующих частей наступает состояние возвышенной лирической скорби.
Мелодия «Lacrimosa» («Слёзный день») основана на интонации вздоха и плача, одновременно являя образец глубокой искренности и благородной сдержанности чувства. Необычайная задушевность и красота этой музыки сделали её широко популярной.
Вопросы и задания:
- Какие настроения передаёт «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта? Как вы думаете, почему над этой музыкой не властно время, почему её с удовольствием слушают и взрослые, и дети во все времена?
- Какие интонации звучат в «Lacrimosa» из «Реквиема» В. А. Моцарта?
- Задумайтесь: «Маленькая ночная серенада» и «Реквием» принадлежат перу одного композитора. Почему, по-вашему, они такие разные?
- Приведите примеры различных произведений одного автора (из области литературы или живописи), которые отличались бы контрастным характером.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Моцарт. Маленькая ночная серенада. К525, 1-я часть, mp3;
Моцарт. Реквием. K626, Sequentia Lacrimosa , mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Источник
Домашняя работа «Маленькая ночная серенада В.А.Моцарта»
Домашняя работа «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта
Классическая музыка разнообразна по жанрам: симфонии, сюиты, сонаты, этюды, ноктюрны, фантазии, фуги, оперы, балеты, духовная музыка. Основными инструментами для исполнения классической музыки являются струнные, клавишные, духовые и ударные инструменты: скрипка, виолончель, пианино, флейта, гобой, кларнет, труба, литавры, цимбалы, барабан и, конечно же, орган. Именно этот инструмент можно назвать родоначальником классической музыки, ведь свои истоки она берет еще в эпоху Ренессанса, т.е. в 16 веке! А ее расцветом является 17 век – эпоха Барокко. Именно в это время возникли такие музыкальные жанры как соната и опера, являющиеся актуальными и на сегодняшний день. Величайший гений в истории музыки Иоганн Себастьян Бах творил в эпоху Барокко, именно он открыл новые безграничные возможности создания музыкальных произведений. Музыка той эпохи характеризовалась вычурными формами, сложностью, пышностью, эмоциональной наполненностью. Тогда родились фуги Баха, оратории Генделя, скрипичные концерты «Времена года» Вивальди. Но эпохи сменяли друг друга, изменялись времена, менялись люди – и музыка становилась другой! На смену вычурности и пышности пришла прекрасная, легкая, воздушная, элегантная музыка. Вы уже догадались? Конечно же – это Моцарт, гениальный и неподражаемый Моцарт! Красота и гармония – вот синонимы его мелодий. Он как комета пролетел над эпохой Классицизма, навсегда осветив ее ярким светом
Серенада № 13 соль-мажор, K. 525, более известная как Маленькая ночная серенада (Eine kleine Nachtmusik), — серенада в четырёх частях, написанная Вольфгангом Амадеем Моцартом в 1787 году. Является одним из самых известных и наиболее узнаваемых произведений этого композитора.
«Маленькая ночная серенада» была опубликована после смерти композитора в 1827 году, издательством Иоганна Антона Андре. Причина, побудившая Моцарта написать эту серенаду, неизвестна; вероятнее всего, она была написана на заказ. Изначально в ней было 5 частей, однако судьба пятой части неизвестна.
Помимо серьёзной музыки Моцарт сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Одним из популярных жанров того времени является и серенада. Так появляется «Маленькая ночная серенада» — жизнерадостное и необыкновенно гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера. Музыка весёлая, быстрая и довольно приятная.
Во́льфганг Амадéй Мо́царт полное имя — Иога́нн Хризосто́м. Родился 27 января 1756 в Зальцбурге. Умер 5 декабря 1791, Вене. Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.
В отличие от многих композиторов XVIII века, Моцарт не просто работал во всех музыкальных формах своего времени, но и добился в них большого успеха. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Биография Моцарта (особенно обстоятельства его ранней смерти) была предметом спекуляций и споров, легла в основу художественных вымыслов и мифов.
В связи с чем была написана «Маленькая ночная серенада»? Какое событие общественной жизни Вены 1787 года заставило Моцарта, которому тогда шел тридцать первый год, прервать работу над «Дон-Жуаном» и написать это произведение, полное радости и счастья, последнюю и самую знаменитую свою соль-мажорную серенаду? Свадьба, бал или пышная вечеринка, на которую были приглашены все знатные венцы? Этого мы не узнаем никогда, так как достоверных сведений не сохранилось. Известно лишь то, что эта «Серенада» (законченная 17 августа 1787 года), изначально была написана для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и предназначалась для вечернего или ночного концерта, одного из тех, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. «Маленькая ночная серенада» невелика по размеру, но сколько в ней красоты и какое богатство сумел извлечь Моцарт из мелодических и гармонических правил XVIII века! В ней композитор предстает человеком веселым и жизнелюбивым.
«Маленькая ночная серенада» была опубликована после смерти композитора в 1827 году, издательством Иоганна Антона Андре. Причина, побудившая Моцарта написать эту серенаду, неизвестна; вероятнее всего, она была написана на заказ. Изначально в ней было 5 частей, однако судьба пятой части неизвестна. Помимо серьёзной музыки Моцарт сочиняет на заказ лёгкую развлекательную музыку для придворных балов, для вечерних или ночных концертов, которые в летнее время устраивались в дворянских садах. Одним из популярных жанров того времени является и серенада. Так появляется «Маленькая ночная серенада» Слушая «Маленькую ночную серенаду», невольно вспоминаешь слова Россини: «Бетховен действительно является величайшим композитором, но Моцарт уникален».
Форма произведения: музыка представляет собой типичный образец серенады для струнных инструментов. С четырёх частным делением: зажигательным сонатным аллегро в первой части; медленным певучим романсом во второй; решительным менуэтом в духе И. Гайдна в третьей части; искрометным рондо в финале
I.Allegro
II. Romanze: Andante
III. Menuetto: Allegretto
IV. Рондо: Аллегро
Allegro — первая часть в форме «сонатного аллегро», которая врывается бодрым и очень известным фанфарным мотивом. Вторая тема является более изящной и ре мажор, доминирующей ключ соль мажор. Экспозицию закрывает ре мажор и повторяется. Развитие начинается в Ре мажоре и затрагивает ре минор и до мажор, затем возвращается в соль мажор в репризе.
Romanze. Вторая часть, до мажор, является «Romanze», с темпом отмеченым Andante. Чувство близости и нежности остается на протяжении всего этого движения. Именно в форме рондо, принимая форму A — B — A — C -А. Heartz описывает движение как Гавот: каждый из разделов звучит оптимистично.
Menuetto. Третья часть, Allegretto, является менуэтом с трио в среднем разделе, в ритме 3/4
Rondo . Четвертая и последняя часть в оживленном темпе, Allegro; Соль мажор.
Впечатления от прослушивания.
Маленькая ночная серенада» невелика по размеру, но сколько в ней красоты и какое богатство сумел извлечь Моцарт из мелодических и гармонических правил XVIII века! В ней композитор предстает человеком веселым и жизнелюбивым.
Произведение полно радости и воодушевления — то ликующе-веселое, то неуверенно-загадочное. И вот уже появляется новая тема – милая, танцевальная, с множеством украшений. Все это напоминает сказочный ночной бал в красивом старинном замке. Может быть, эту мелодию навеяли воспоминания Моцарта о городе его детства.
Мне нравится Серенада: она такая стремительная и в то же время спокойная. Это стремление в ней так захватывает, что невозможно оторваться от прослушивания. Мне кажется, что, собственно, в этом именно и заключается идея и основная цель автора произведения — увлечь слушателя. Мне она очень нравится. Это жизнерадостное и необыкновенно гармоничное по форме воплощения произведение великого мастера. Музыка весёлая, быстрая и довольно приятная.
Источник