Какие могут быть настроения школьника

Настроение в школе

Исследовательска работа «Настроение в школе». Анализ настроени одноклассников и рекомендации по сохранению положительных тенденций в настроении.

Скачать:

Вложение Размер
referat.doc 197.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

«Настроение в школе»

Выполнили: учащиеся 3 класса

Консультант: Козбан Е.В.

ЗАТО г. Межгорье, РБ

Введение

Однажды я шла с мамой домой из школы хмурая. Мама меня спрашивала о делах школьных, а я ей не отвечала. Я не хотела уходить из школы, расставаться с друзьями. Мама сказала что, быть хмурой нехорошо. Человек должен быть всегда в хорошем настроении.

Мне стало интересно — почему?

Почему у человека бывает разное настроение? Какие причины влияют на настроение? С каким настроением школьники приходят в школу? А уходят? Почему? Можно ли сделать так, чтобы настроение всегда было хорошим? Вот на эти вопросы мы постарались ответить, работая над проектом.

Объект наблюдения — учащиеся 3 «З» класса. Предмет наблюдения – настроение в классе.

Цель: анализ настроения одноклассников.

  1. изучить литературу;
  2. провести анкетирование, опрос, наблюдение;
  3. обработать данные;
  4. сделать вывод;
  5. дать рекомендации.

При работе над проектом мы постарались развить умения :

  1. самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
  2. выступать перед аудиторией;
  3. управлять настроением.

Настроение школьника

Под настроением (в широком смысле слова) понимается жизненный тонус человека, его отношение к жизни вообще и к своей, в частности. В более строгом (научном) смысле настроение – это устойчивое продолжительное сложное душевное состояние, выступающее в виде психического фона жизнедеятельности человека, представляющего собой сплав из его побуждений, эмоций, чувств, воли, ума и мышечного тонуса.

Настроение тесно связано с конкретными видами человеческой деятельности. Поэтому можно считать, что жизненный тонус человека складывается из тех настроений, которые проявляются у него на работе, дома, в гостях и т.д. В свою очередь, настроение может существенно влиять на состояние человека, исполняющего конкретную деятельность (на его потребности, эмоции, чувства, волю, мышление и творческую интуицию), причем как в положительную, так и в отрицательную стороны.

Как складывается настроение у человека в конкретной деятельности? Первопричиной настроения (так же как и эмоций) являются потребности и возможности их удовлетворения. От удовлетворения или неудовлетворения человеком своих потребностей зависит качество его настроения. Так, человек, который занимается любимым делом и достигает в нем определенных успехов, чаще всего уверен в себе, испытывает творческий подъем, ощущает бодрость, легко преодолевает трудности, радуется своим достижениям, нормально развивается, хорошо себя чувствует. Иначе говоря, у него всегда приподнятое настроение.

Однако в повседневной жизни так получается не всегда. Иногда бывает и так: человек занимается любимым делом и испытывает радость от творческого процесса, но его работа не находит должной оценки и поддержки у других людей. Вследствие подобной ситуации человек сильно страдает и впадает в депрессию. У такого человека настроение чаще всего бывает неустойчивым (переменным).

Кроме того, встречается немало людей, которым приходится заниматься вовсе неинтересным для них делом. Эти люди вынуждены приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам и несмотря ни на что стараться поддерживать в себе хорошее настроение. Как правило, люди, живущие в противоречии со своими интересами, трудно переносят любые нагрузки и быстро переутомляются, впадают в подавленное состояние (депрессию), хуже развиваются. Все это, естественно, отрицательно сказывается на их настроении и здоровье.

По качеству складывающегося в школе настроения всех учеников можно разделить на три группы.

Самая многочисленная группа – это дети, у которых в школе преобладает позитивное настроение. Им в школе интересно, они уверены в себе и активны. Проявляя определенное волевое усилие, они чаще всего достигают поставленной цели, получают удовлетворение от учебы и, как правило, спокойно относятся к своим успехам. Хорошее настроение у них связано, прежде всего, с интересом к учебной деятельности.

Вторую по численности группу составляют ученики, которые чувствуют себя в школе в основном плохо. Это связано с неуверенностью в своих силах и неудачах в процессе учебы, а также, в некоторых случаях, с переживаниями, что они хуже других. Состояние утомления (и переутомления), которое они испытывают в школе, чаще всего обусловлено постановкой трудных, невыполнимых для них задач. У этих детей нет выраженного интереса к учебной деятельности, хотя они и бывают активны на некоторых уроках. У многих учащихся этой группы переживание неудачи (или по-научному – фрустрация) переходит в депрессивное состояние. В то же время многие из этих школьников стараются приспособиться к системе школьного обучения и оградить себя от ее негативного воздействия. Они либо «отключаются», т.е. впадают в дремотное состояние и перестают реагировать на собственные неудачи, либо имитируют активность. Несмотря на это большинство детей данной группы, сильно утомляется в школе.

Самую малочисленную группу составляют учащиеся, настроение которых в школе носит переменный характер. У них может проявляться от двух до четырех разнополюсных состояний. Так, например, состояние утомления, связанное со значительным волевым напряжением, может перейти у них в позитивное настроение (радости и веселья), а затем – в проявление новой активности; позитивное эмоциональное состояние – смениться недовольством собой и утомлением, состояние торжества – переживанием неудачи, а чувство удовлетворения может перейти в ощущение беспомощности. Интерес к деятельности и активность может сопровождаться эмоциональной напряженностью и вызвать фрустрацию и усталость. Пассивное отношение к учебной деятельности может чередоваться с активностью и эмоциональным возбуждением.

Важно отметить, что в процессе обучения у многих школьников происходит нарастание негативных проявлений в настроении. Это связано с резким повышением информационной нагрузки и накоплением нервной усталости от общей неудовлетворенности в учебе. В результате у них развивается неврастения.

Что же надо делать для поддержания хорошего настроения у детей в школе? Каждый ученик может помочь себе сам.

Анализ настроения одноклассников

Мы провели анкетирование в своем классе (приложение1) и получили следующие данные.

Настроение в классе

Вывод: большинство учащихся нашего класса имеют утром и днем хорошее настроение, в школе чувствуют себя комфортно, приходят на занятия отдохнувшими, с желанием учиться.

Рекомендации для улучшения настроения

Вот что надо делать для укрепления положительных тенденций в своем настроении:

  1. Выработать в себе деловое отношение к школьным занятиям. Осознать, зачем ты ходишь в школу и какого окончательного результата хочешь этим добиться. Другими словами, выработать для себя доминирующую жизненную потребность. При этом разумно уделять большее внимание тем предметам, которые могут способствовать продвижению по пути получения будущей профессии.
  2. Не завидовать достижениям других учеников и не сравнивать себя с ними. Научиться правильно оценивать свои возможности и точно прогнозировать результаты своей деятельности. Через адекватную самооценку можно прийти к самому главному для себя выводу: «Я не лучше и не хуже других! Я просто другой! Я уникальный, неповторимый!»
  3. Спокойно относиться ко всякого рода «отметкам» (как позитивным, так и негативным), помня, что они не все решают в сегодняшней жизни.
  4. Найти для себя интересное дело вне школы – обязательно творческого характера – и заниматься им с полной отдачей сил.
  5. Найти для себя эффективные средства, с помощью которых можно регулировать свое эмоциональное состояние (например, вспоминать о чем-то приятном).
  6. Наблюдайте за окружающим миром, природой.
  7. Чаще улыбайтесь!
  8. Больше фантазируйте и экспериментируйте; рассказывайте веселые истории; смейтесь почаще, ведь всегда можно найти повод для улыбки.

Улыбка — это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость.

Литература

  1. Бароненко, В. А., Люберцев, В. Н., Рапопорт, Л. А. Основы здорового образа жизни [Текст] / В.А.Бароненко, В. Н. Люберцев, Л. А. Рапопорт. – Учебное пособие / Екатеринбург, 1999.
  2. Обухова Л.А. ,Лемяскина Н .А .,Жиренко Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы) О.Е.,М.:ВАКО,2007.
  3. Ожегов С. И. Словарь русского языка:ок.57000 слов/Под ред. докт.филол.наук,проф.Н.Ю.Шведовой — 16-е изд.,испр. –М.:Рус.Яз.,1984-797с.

Приложение

Анкета для учащихся 2 – 4 классов.

  1. ФИО:________________________________________________________
  2. Часто ли у тебя меняется настроение?
  1. В какой день недели у тебя самое хорошее настроение:
  1. Твое настроение меняется в течении дня?
  1. Почему утром у тебя плохое настроение?

а) у меня всегда хорошее настроение утром

в) не хочу идти в школу

г) прочие причины__________________________________________

  1. Как ты себя чувствуешь в школе?
  1. От чего зависит твое настроение?_______________________________

Источник

«Ну ты и тип!» Типы учеников по темпераменту, каналу восприятия, социальной роли и как с ними работать учителю

Ученики, как любые люди, имеют свой характер, свои природные способности, свой уровень социализации. Все это может повлиять на их успеваемость и стиль поведения в классе. Как распознать, какой психологический тип или тип социального поведения свойственен конкретному ученику? В помощь учителю мы подготовили статью о нескольких вариантах классификации.

Типы учеников по темпераменту

Темперамент — одна из врожденных особенностей человеческой психики. Это своего рода тип нервной системы, поэтому проще всего он определяется у маленьких детей. Однако и в начальной школе определить тип темперамента обычно несложно. При этом надо иметь в виду, что человек редко может быть отнесем какому-то конкретному темпераменту. Чаще всего в нем перемешаны два из них, однако какой-то является более выраженным.

Изменить темперамент невозможно, поскольку он связан с врожденными особенностями нервной системы. Мало того, такие попытки еще и опасны, поскольку могут привести к нервным и даже психическим расстройствам. Суть знания о темпераментах в том, чтобы развивать те качества, к которым склонность у ребенка выражена в минимальной степени: так, например, если ребенку свойственна неусидчивость, то стоит развивать противоположное качество — усидчивость.

Надо помнить, что среди темпераментов нет «плохих» и «хороших». Хотя люди определенных темпераментов и имеют часто склонность к определенным профессиям, это не является стопроцентно обязательным. Так, например, среди знаменитых полководцев были и сангвиник Суворов, и флегматик Кутузов; среди великих поэтов — холерик Пушкин и меланхолик Жуковский.

Холерики

Дети-холерики очень активны; они охотно участвуют в играх и являются заводилами, с восторгом берутся за новые дела, часто занимают лидирующие позиции. Отрицательной чертой холериков является вспыльчивость, причем гнев или обиды у них держится довольно долго.

Холерик движется резко, быстро, он, кажется, постоянно находится в движении. Он не слишком прилежен, нередко не дописывает слова.

Усилия учителя стоит направить на то, чтобы научить такого ребенка самоконтролю, а также привить ему склонность доводить дело до результата. В то же время надо помнить, что холерик, даже если сохраняет наружное спокойствие, все же очень эмоционален и внутренне кипит. Это может привести к неконтролируемому поведению позже. Поэтому холерика надо учить не скрывать эмоции, а сбрасывать эмоциональное напряжение каким-либо способом; обычно хорошо помогают занятия спортом, активные игры и т.п.

Сангвиники

Ребенок-сангвиник весел, энергичен, охотно берется сразу за многие дела, но нередко не может довести их до конца. Да и вообще, ему быстро надоедает любое занятие. Хотя внешне эти дети эмоциональны, но глубоких чувств они не испытывают; из-за этого они часто обижают своих друзей, которых у них обычно много. Сангвиникам свойственна некоторая эмоциональная толстокожесть. Бурно среагировав на какой-либо раздражитель, сангвиник быстро успокаивается и переходит своему обычному легкомысленном настрою.

Педагогическое воздействие, как правило, сводится к тому, чтобы научить сангвиника лучше чувствовать окружающих людей, помочь ему преодолевать поверхностные отношения к друзьям и к своему делу.

Флегматики

Дети-флегматики малообщительны, медлительны, пассивны. Однако они вдумчивы и внимательны, почти никогда не ссорятся не дерутся и всегда сохраняют ровное расположение духа.

Обычным роль учителя в таком случае сводится к тому, чтобы помочь ребенку преодолеть свою пассивность, почувствовать интерес к дружбе, к общению, занятиям. Кроме того, флегматики часто нуждаются в помощи при усыновлении контакта с другими детьми.

Меланхолики

Дети-меланхолики тихие, ранимые, чувство обиды у них держится долго и заставляет их искренне переживать и мучиться. Меланхолики не очень общительны, у них обычно мало друзей. Они неохотно участвуют в общих мероприятиях, соревнования могут стать для них стрессом. У меланхоликов часто занижена самооценка.

Учитель может помочь такому ребенку, воспитывая у него уверенность в себе и помогая наладить отношения со сверстниками.

Темперамент — врожденный, это не хорошо и не плохо, с ним просто надо считаться, развивая слабые стороны, стараясь свести к минимуму воздействие отрицательных проявлений характера.

Типы учеников по ведущему каналу восприятия информации

Распределение детей по типу восприятия информации часто помогает учителям использовать сильные стороны ученика для того, чтобы помочь ему лучше усваивать знания. По типу восприятия информации все мы делимся на визуалов, аудиалов и кинестетиков.

Визуал

Этот ребенок держит дистанцию, не любит прикосновений. Он довольно спокоен, наблюдателен, у него хорошая память на то, что ему довелось увидеть. Как правило, визуалы обладают отличной фантазией и хорошей координацией, отличаются развитой мелкой моторикой, любят рисовать, мастерить, решать головоломки. Однако такой ребенок плохо воспринимает устные инструкция, по два – три раза переспрашивает.

Визуалы в своей речи часто употребляют слова, связанные со зрением: «на первый взгляд», «как видите», «картина», «красочный», «наблюдать» и тому подобное.

Если обратить внимание на его рабочее место, то заметно, что все его вещи аккуратно разложены в вертикальном порядке. Говорит визуал с использованием различных жестов, выглядит опрятно, пишет ровно и аккуратно.

Организовывая работу визуала, надо иметь в виду, что он отвлекается на различные картинки, на движущиеся объекты. Может заглядываться в окно, поэтому лучше посадить его на ряд, дальний от окошка. Визуалы любят во время работы что-то рисовать или чертить на полях или черновике; лучше разрешить им это делать, это поможет визуалу сосредоточиться. Чтобы ребенок с таким типом восприятия лучше понимал объяснение, стоит употреблять слова, которые описывают внешний вид какого-либо объекта, использовать таблицы, выделение важных мест в тексте маркером; полезны различные наглядные пособия, схемы.

Аудиал

Это школьник, у которого основной канал восприятия — слух. Аудиалы часто бывают лидерами; они любят дискуссии, много говорят, им нравится петь, читать стихи. Прекрасно все запоминают на слух, охотно берутся за различные поручения. Однако усидчивости таким детям часто не хватает. Когда аудиал задумывается, он нередко шевелит губами, словно разговаривает сам с собой. В речи аудиала много слов, связанных с восприятием на слух: «послушайте», «громкий», «говорят» и тому подобное. Такой ребенок любит пошуметь на переменах, он обычно кричит и много разговаривает, обладает громким голосом и стремится к тому, чтобы слушали только его.

Если посмотреть на рабочее место аудиала, можно увидеть несколько групп предметов, которые могут понадобиться. Расположены они достаточно рационально, но неэстетично, со стороны выглядят разбросанными в беспорядке. Пишет аудиал очень быстро, как и говорит, строчки нередко уходят вверх.

При работе с аудиалом надо помнить, что шевелить губами или шепотом что-то проговаривать — это приемы, которые помогают такому ребенку выполнять задание. Не стоит делать ему за это замечание. Есть смысл использовать хорошую слуховую память аудиала: рекомендовать ему слушать аудиокниги, как можно больше запоминать на уроке, ходить на лекции. На занятиях его лучше посадить за одну из первых парт, чтобы он хорошо слышал не только слова, но и интонации, к которым аудиал очень чувствителен.

Кинестетик

Это человек, который воспринимает мир на ощупь. Он любит стоять близко к собеседнику, при этом берет его за руку или дергает за рукав, много жестикулирует, обычно нуждается в физической активности. Кинестетик старается воспринимать окружающую реальность разными органами чувств: не только посмотреть, но и понюхать, а то и попробовать на язык. Этим людям недостаточно прочитать о чем-то — им хочется немедленно использовать полученную информацию на практике, попробовать сделать то, о чем написано. Удивительно, но при этом мелкая моторика у таких людей развита плохо.

В разговоре кинестетики используют слова, которые описывают ощущения или движение. Внимание такого школьника неустойчиво, он постоянно отвлекается, ему все мешает, он быстро устает сидеть на месте и нуждается в том, чтобы немножечко пройтись или подвигаться. Именно такой ребенок не может работать 45 минут без физкультминутки, но и физкультминутки часто ему не хватает.

Кинестетик обычно неопрятен, делает пометки у себя на руках. Рабочее место представляет собой настоящий хаос: самые нужные вещи найти невозможно, потому что они разложены без всякой системы, но в горизонтальном порядке. Почерк кинестетика некрасивый, грязный, изобилующий зачеркиваниями, обведенными буквами; строки кривые и уходят вниз.

Кинестетика отвлекают все; особенно сильно — недостаток места (реальный или мнимый). Лучше всего посадить его одного за парту, иначе у него постоянно будут ссоры с соседом, который якобы занимает слишком много места. Во время урока кинестетику можно предложить сходить намочить тряпку, принести мел, выполнить еще какие-то поручения учителя, связанные с передвижением. Это поможет ребенку сосредоточиться и остаток урока работать лучше. Память такого ребенка специфична. Он помнит только общее впечатление и свое эмоциональное восприятие какого-то события. Во время работы кинестетик любит что-то вертеть в руках; ему лучше разрешить это делать, потому что это помогает ребенку сосредоточиться.

Социальные типы детей

Кроме врожденных способностей, у каждого ребенка формируется характер. Большое влияние на этот процесс оказывает роль в детском коллективе; хотя, конечно, правильнее говорить о взаимовлиянии. Какие же роли существуют в детских коллективах?

Главным образом, можно говорить о лидерах, «большинстве» и аутсайдерах.

Лидеры

В лидеры попадают разные дети.

Иногда это соответствует их склонностям, а наблюдательность и дипломатический талант помогают им оказывать значительное влияние на коллектив.

Бывает, это лидеры поневоле (назначили старостой, хотя он не хотел). Такие дети часто не справляются с работой и воспринимают смещение с должности как несправедливость и незаслуженную обиду.

Иногда это «любимчик» учителя; класса до шестого он может восприниматься всеми как лидер.

Верховодить в небольших группах детей (и это типично для старшеклассников) могут компетентные в каких-то вопросах ребята или этакие правдоискатели (последние часто сами отказываются от лидерства, так как другие не соответствуют их высокой планке; пример — Железная Кнопка из фильма «Чучело»).

Плохо, когда роль лидера (так сказать, деструктивного) достается сильному и агрессивному ребенку или подростку, который пытается всех терроризировать; еще хуже, если он умен и умеет отвести от себя подозрения в таком поведении: учителя могут долго не догадываться об истинном «двигателе» всех событий. Этот случай требует пресечения, нельзя ждать, когда ребята осознают, что подчиняются неподходящему лидеру: их личности уже значительно пострадают.

Лидеры сидят в центральной части класса, реже впереди. Когда они говорят, остальные ребята ведут себя тихо. В работе с классом стоит опираться на лидеров, но не забывая, что это тоже ребенок, нуждающийся в нашей помощи и нашем внимании.

Неудавшиеся лидеры

Иногда выделяют и такую роль. Это различные «шестерки», «задаваки» и «поросята». Первые, не выбившись в лидеры, примкнули к реальному лидеру в качестве его «правой руки». Вторые чувствуют себя недооцененными: они бы и рады дружить с одноклассниками, но боятся, что никто не захочет. Обычно двое – трое таких сбиваются в кучку и сообща «презирают» всех остальных. Это люди с уязвленным самолюбием и заниженной самооценкой. Третьи не сумели стать деструктивными лидерами и теперь мстят всему миру, делая мелкие и крупные гадости, инициируя дрязги и склоки, доносы с наушничество, стравливая между собой детей. Часто они «подставляют» своих доверчивых одноклассников, выходя сухими из воды.

Большинство

Это костяк класса, те дети, которые не отличаются друг от друга принципиально по своим способностям и стилю поведения, примерно подтверждая все то, что написано о подростках или детях соответствующего возраста в учебниках педагогики и психологии. Они как бы средняя линия, выше которой находятся лидеры и неудавшиеся лидеры. А ниже — разного рода аутсайдеры.

Аутсайдеры

Это те дети, которые не смогли найти себя в коллективе. В некоторых случаях это не очень критично, потому что у них все-таки есть какие-то друзья. Например, иногда такой ученик — жертва родительского перфекционизма. Амбициозные родители требуют высокой успеваемости, и ребенок из последних сил пытается соответствовать этим требованиям. Измученный усталостью и комплексом неполноценности, иногда он заводит дружбу с каким-нибудь хулиганистым ребенком, прогульщиком и двоечником: только в его обществе такой тихий аутсайдер может чувствовать себя хоть сколько-нибудь уверенно.

Но еще страшнее положение подростков-аутсайдеров, если они одиноки и полностью противопоставлены всему коллективу. Это те, над кем смеется (а иногда и издевается) весь класс. Причиной могут быть реальные или вымышленные физические недостатки, интеллектуальная несостоятельность, неправильное поведение (постоянные доносы учителю и т.п.). Иногда ребенок сам принимает на себя невыгодную роль. Например, роль клоуна. Ему кажется, что одноклассники относится к нему с симпатией, когда смеются или улыбаются в ответ на его выходки. В действительности же они его просто презирают.

Часто аутсайдером становится ребенок, который не может держать себя в руках. На реальные или мнимые обиды он реагирует крайне болезненно: кричит, дерется, ведет себя неадекватно. В большинстве случаев такой ребенок нуждается в помощи психоневролога или, по крайней мере, психолога.

Надо помнить, что в большинстве случаев то, какую нишу ребенок или подросток займет в ученическом коллективе, зависит не от учителя, а от родителей. Завышенные требования родителей могут приводить к формированию неправильных отношений школьника в коллективе. Впрочем, и заниженная оценка школьника может приводить к тому же.

Допустим, родители постоянно повторяют школьнику, что он очень талантлив, требуют от него наивысших результатов. Это может привести к тому, что он будет стремиться к лидерству любой ценой. Не имея возможности в действительности влиять на коллектив, ребенок пытается усвоить одну из неприятных ролей, лишь бы получать похвалу от учителя. Но это может привести и к тому, что самооценка ребенка резко упадет, потому что он не может соответствовать требованиям своих родителей, и он станет аутсайдером.

Во всяком случае учитель мало что может сделать для воспитания у ребенка какой-либо позиции в социуме, он обычно работает с уже сформировавшимся в значительной мере коллективом и призван в первую очередь использовать положительный потенциал имеющихся лидеров или сдерживать отрицательный; работать с аутсайдерами. Большинство из них страдает крайне низкой самооценкой — педагог может попробовать повысить ее, предлагая ученику посильные поручения, поощряя за выполнение. Однако работать со сложными случаями должны психологи по поручению родителей.

Положительный эффект могут иметь различные игры, призванные сплотить коллектив и снять негативное отношение к отдельным его членам. Например, игра «Пожелайка». В ходе этой игры каждый школьник должен отметить какие-то положительные качества каждого из своих одноклассников и пожелать ему что-нибудь хорошее. Главное требование — пожелания должны быть необидными. Не годятся пожелания «похудеть хотя бы килограммов на 80» или «приобрести хоть каплю мозгов». В этом случае школьники поставлены перед необходимостью проявить хоть какую-то заинтересованность в своем однокласснике и обратить внимание не только на отрицательные, но и положительные его качества.

Пользу может приносить и групповая работа, причем капитанов команд можно выбирать с помощью жеребьевки. Конечно, нелепо ожидать, что ребенок, который всегда считал себя аутсайдером, сможет немедленно принять на себя роль лидера. Но хотя бы попытается.

Источник

Читайте также:  Снять стресс рисовать себя
Оцените статью