Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности. С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.
Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.
Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:
Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может. Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно. Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).
Эмоции имеют ряд особых характеристик:
На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.
Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.
Тип | Описание | Примеры |
Позитивные | Доставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья. | Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение. |
Негативные | Создают общую неудовлетворенность, плохое настроение. | Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска. |
Нейтральные | Напрямую не влияют на действия индивидуума. | Равнодушие, удивление, интерес. |
Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:
Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:
Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?
Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:
Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.
Ученый определил следующие фундаментальные переживания:
Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.
Проявления | Сумма баллов | Категория | |||||
Внимательный | Сконцентрированный | Собранный | С1 Интерес | ||||
Наслаждающийся | Счастливый | Радостный | С2 Удовольствие | ||||
Удивленный | Изумленный | Пораженный | С3 Удивление | ||||
Унылый | Печальный | Сломленный | С4 Горе | ||||
Возбужденный | Гневный | Безумный | С5 Гнев | ||||
Неприязнь | Отвращение | Омерзение | С6 Отвращение | ||||
Презрительный | Пренебрегающий | Надменный | С7 Презрение | ||||
Испуганный | В ужасе | В панике | С8 Страх | ||||
Застенчивый | Робкий | Стыдливый | С9 Стыд | ||||
Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся | С10 Вина |
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Источник
Гнев: ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.
Грусть: печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.
Страх: тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.
Наслаждение: счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовлетворение, восхищение, восторг, трепет, эйфория.
Любовь: признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.
Удивление: шок, изумление, потрясение, недоумение.
Отвращение: презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.
Стыд: чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.
Эмоции лежат в основе эмоционального интеллекта (EQ). Эмоциональный интеллект – это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями.
Самоанализ, или оценка собственных эмоций
Способность определять и понимать в каждый момент времени свои собственные эмоции
Самоконтроль, или управление собственными эмоциями
Способность осуществлять контроль или поддерживать как негативные, так и позитивные эмоции, вызываемые теми или иными событиями или явлениями
Способность как пробуждать, так и гасить те или иные эмоции в зависимости от стоящих перед индивидом целей или желаний
Эмпатия, или сочувственное отношение к эмоциям других людей
Степень точности, с которой один человек может настроиться на социальные сигналы, посылаемые другим человеком, уловить нюансы, взглянуть на проблемы глазами другого
Социальные навыки, или коммуникативная компетентность, владение навыками эффективных взаимоотношений
Способность правильно читать чужие эмоции, управлять ими и вежливо и спокойно взаимодействовать с другими
Эмоциональный потенциал формирует три навыка:
способность активно слушать;
способность понимать невербальную коммуникацию;
способность адаптироваться к широкому спектру эмоций.
Умение «активно слушать» — это слушание с полным вниманием и стремление полностью осознать значение того, что говорит человек. В книге Иствуда Атватера «Я Вас слушаю. » (1988) даны рекомендации руководителям по развитию навыков активного слушания. Великая мудрость, заключенная в пословице «У нас два уха и один рот, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить», подтверждает необходимость развития навыков активного слушания.
Способность понимать невербальную коммуникацию является важным элементом эмоционального развития. Язык невербальной коммуникации (мимика, визуальный контакт, интонация и тембр голоса, позы и жесты, межличностное пространство) играет огромную роль в процессе общения. Развитая способность невербальной коммуникации позволит понять эмоциональное состояние другого человека и принять правильное решение. Турецкая пословица гласит: «Вместо того чтобы открывать свой рот, откройте свои глаза».
Способность адаптироваться к широкому спектру эмоций позволяет лучше понимать и управлять чувствами. Каждое эмоциональное состояние имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Для того, чтобы увеличить положительный эффект и сократить отрицательный, лидеры должны обладать навыками в вопросе распознавания чувств и научиться бегло и конструктивно их выражать.
Опыт показывает, что люди с высоким эмоциональным потенциалом:
строят более устойчивые межличностные отношения;
лучше мотивируют себя и других;
отличаются активностью, новаторством и творчеством;
имеют больше шансов стать лидерами;
лучше работают в условиях стресса;
лучше справляются с изменениями;
находятся в большей гармонии с самим собой.
Источник