Какие краски используют поэты для описания природы создавая эмоциональный настрой

Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками

Интегрированный урок: литература , рисование в 7 классе

Тема: Образ родной природы, воспетой русскими поэтами и художниками

Цели: литература изо

Обучающие: обучение умению анализировать обучение умению

лирическое произведение создавать элементы

(видеть и понимать настроение автора, пейзажа по ассоциациям;

выражать свои мысли и чувства);

Развивающие: развитие умения соотносить литературу развитие фантазии и

и живопись; творческого начала;

Воспитательные: воспитание любви к родной природе, чувства патриотизма

Средства оснащения урока: репродукции картин И.Левитана

Постановка целей урока

Давайте запишем тему урока.

-Выделите главные слова в теме (образ, поэт, художник)

Методом эвристической беседы учитель подводит учащихся к определению «образ»

-Как вы понимаете слово «образ»? Подберите однокоренные слова (изображать, отобразить), значит,

-Но, создавая тот или иной образ, какую цель преследует автор? (донести до читателя определённую мысль)

-Попробуйте дать полный ответ на вопрос: что такое образ? (образ – это картина, проникнутая чувствами и мыслями автора).

Сегодня на уроке мы будем учиться

1)понимать чувства и настроение поэтов;

2) сравнивая стихи и картины о родной природе, доказывать внутреннюю связь литературы и живописи;

3) поскольку урок интегрированный, вы будете учиться создавать образ родной природы, используя краски.

— Представьте, что вы рисуете природу родного края. Какие краски вы будете использовать в своей работе?

(Ученики составляют цветовую гамму)

-Совпадение цветов и ваш выбор неслучаен. Дело в том, что цвет оказывает на человека определённое воздействие. Цвет может вызывать у человека чувство радости, восторга и даже грусть, тоску.

В цветовой палитре, представленной вами, преобладает

Синий цвет- спокойное, тоскливое настроение

Зелёный- приятное, спокойное

Жёлтый- тёплое, бодрящее

Оранжевый- весёлое, радостное

Давайте сделаем вывод: какие чувства будит в вас родная природа?

2. Образы родной природы, символика цвета в стихотворении С. Есенина «Топи да болота»

Самостоятельная работа по группам

О чём это стихотворение? Какие образы создаёт поэт? Какие средства изобразительности применяет он для создания этих образов? (поэт рисует образы леса, болот, неба одушевлёнными, для этого он применяет метафоры и олицетворения: елям снится, слухают ракиты и т. д. стихотворение полно звуков (тенькает, взвенивает, со скрипом тянется обоз)

Охарактеризуйте состояние лирического героя. Как цвет «помогает» понять настроение лирического героя? (лирический герой спокоен и немного грустен, он любит свою родину: «Край ты мой забытый, край ты мой родной!» Эпитет «забытый» говорит о том, что герой переживает разлуку, именно это слово вносит ощущение тоски. Также синий цвет нам помогает понять спокойно-тоскливое настроение героя. В том, что ему дорог край , нет сомнения: разве можно так детально, подробно описать природу, не любя её?)

Какие картины созвучны со стихотворением? (сходство образов, цветов, настроения) (Созвучие образов, цвета и настроения видно на картине И. Левитана «У омута». И поэт, и художник грустят, выражая цветом своё настроение).

Выразительное чтение стихотворения

Вывод: В стихотворении при внимательном анализе мы видим картину, а картины мы можем прочитать, поняв значение образов и цветов.

Давайте поближе познакомимся с творчеством И. Левитана , картины которого можно, действительно, читать. В своём творчестве он пытался не только показать красоту природы, но и выразить через пейзаж состояние человеческой души. В его картинах мы наблюдаем знакомые с детства образы берёз, облитых солнечным цветом («Берёзовая роща»), дороги, убегающей вдаль («Владимирка»), деревенской избушки («Избушка на лугу») и др. Художник смело использует яркие, звонкие краски, природа у Левитана предстаёт в полноте своих сил. Радостный гимн вечно прекрасной природе звучит в картинах «Золотая осень», «Весна. Большая вода». Сам художник писал: « я никогда ещё не любил так природу, не был чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём… Без этого чувства не может быть истинный художник…»

-Мы поняли, что образ можно выразить с помощью слова, красок, а можно ли телом передать тот или иной образ? (физминутка, во время которой ученики загадывают образ природы и пытаются его выразить телом)

Взаимосвязь литературы и живописи

а) -Рассмотрите картину И. Левитана «Вечерний звон». Поэт Н. Рубцов , глядя на эту картину, не остался равнодушным и написал стихотворение «Левитан». (учитель читает стихотворение).

Читайте также:  Как называется синдром когда не чувствуешь боли

— Какие образы картины привлекли поэта? Назовите главные образы стихотворения (церковь, колокольчики)

Почти в каждой строчке встречаются слова со звуковыми повторами –коло-.

-Что мы слышим, благодаря этому повтору? (этот приём –повторение одинаковых звуков, воспроизводящих какое-нибудь явление,- называется звукописью).

-Когда звонят колокола? (Они звонят перед церковной службой, т. е. перед молитвой)

-Сравните картину и стихотворение. Докажите, что именно эта картина вдохновила поэта на создание своего стихотворения. («алеющая мгла», «собор», «колокольчиковый луг»)

-Какие образы выражены ярче у поэта? Что ещё слышит лирический герой, кроме колокольного звона? К какому выводу он приходит? Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (родная природа способна пробудить в человеке чувство прекрасного, она так же, как и молитва, способна сделать лучше человека, очистить его от грехов, исцелить его душу).

-Видна ли эта мысль на картине? Как художнику удалось передать величие природы? (Несомненно, центральный образ картины- церковь, но она как бы утопает в зелени лесов, она как бы затерялась в бесконечных просторах нашей родины. И природа, и церковь создают умиротворённое настроение).

-Вопрос на внимательность: какой образ, отсутствующий на картине, рисует Рубцов?

Какие мысли будит «образ бревенчатых лачуг»? (щемящее чувство грусти, от которой любовь к родине усиливается).

б) Вывод: и художники, и поэты любят свою родину, свою любовь они выражают словами, красками. Мы с вами имеем возможность наслаждаться их творениями ежечасно. У нас в школе есть картинная галерея. Это подарок новосибирских художников. На их картинах запечатлены пейзажи, такие близкие и родные. Это наша сибирская природа, это наша родина. Давайте пройдёмся мимо любимых картин и полюбуемся. (Экскурсию по школьной галерее проводят ученики, которые дома готовили устное сообщение по картинам, остальные ребята вместе с учителем рисования рисуют образы родной природы).

в) Защита творческих работ

— Какие краски использовали, почему?

-Почему именно этот образ?

— О чём думали, когда рисовали, что хотели выразить?

-Какие эпитеты вы бы подобрали к своему образу?

-В каком ещё стихотворении Рубцов создаёт похожие образы?

Ученики читают стихотворение «Тихая моя родина»

-Как вы понимаете слова «тихая»? Подберите синонимы.

— Что хотел сказать поэт последними строчками? Вы согласны, что человек и родина крепко связаны между собой?

Ученики читают домашние сочинения на тему «С чего начинается родина?»

Вывод: Каждому из нас дорого то место, где мы выросли. С. Есенин в одном из писем другу писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня родина есть. Нет поэта без родины»

Давайте подведём итог нашей работе. Продолжите начатые фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

— Как в ходе урока мы с вами доказали связь литературы и живописи?

5. Выставление оценок, домашнее задание:

закончить начатый рисунок,

подобрать стихи русских поэтов к своему рисунку, попробовать сочинить

Источник

Какие краски используют поэты и художники для описания природы?

Поэты используют яркие эпитеты,отражающие цвета природы в разные времена года.Художники передают красоту природы цветом,а поэты-словом.

Весна для поэтов нежное,восторженное,удивительное время,художники используют пастельные тона,светлые и тёплые,передавая нежность просыпающейся природы.

Лето-это знойная,жаркая пора для поэтов,для художников -сочные,яркие краски,отражающие солнце.

Осень-пора увядания природы,но есть и золотая осень с багряными тонами,как и для художников серость и дождливость сменяется цветами бабьего лета.

Зима-торжество снега и блеска,искрится и кружится,трещит от мороза,ледяное царство холодных ,но величественных тонов для художников.

В рассказе И.С.Тургенева «Муму» показана жизнь и судьба крепостного русского мужика Герасима. Это мужчина высокий, наделенный могучей богатырской силой и немой от рождения. В руках его любая работа спорилась, он один стоил четверых, был аккуратен и усерден. За это ценила и жаловала его барыня, забрала его к себе из деревни, купила одежду и сапоги, определила на работу дворником. А Герасим был вынужден исполнять любые приказы и капризы барыни.

Из всей многочисленной прислуги полюбилась Герасиму робкая прачка Татьяна. Главный герой оберегал Татьяну от колких словечек и насмешек, встречая ее, всегда радовался и старался угодить. Но барыня распорядилась и выдала Татьяну замуж за башмачника Капитона. Долго переживал эту новость Герасим, сидя в своей каморке. Но не смог бы он возразить барыне. И когда прачка отправилась со своим мужем-башмачником в деревню, Герасим вышел проводить их и подарил Татьяне красный платок, еще раз продемонстрировав свой добрый и кроткий характер.

Возвращаясь в свою каморку, Герасим встретил замерзшего, голодного щенка и забрал его с собой, несмотря на то, что барыне бы это не понравилось. Выходил своего питомца и нашел утешение в компании собачонки, которую и назвал Муму. Герасим прятал свою собаку, выгуливал ее только по ночам, но в конце концов, барыня все таки узнает об этом и приказывает Герасиму убить, утопить его единственное любимое и родное существо.

Читайте также:  Конец года прекрасное настроение

Невозможно без слез читать о том, как дворник в очередной раз не может ослушаться приказа и убивает свою собаку. Перед этим он покормил ее, поел сам, потом сел с Муму в лодку, отплыл на середину реки и, привязав камень на шею своей любимице, сбрасывает ее в воду. Он не слышит, как захлебывается водой бедная собачонка, как пытается всплыть на поверхность, барахтается и цепляется за водоросли, за возможность выжить. Герасим просто выполняет свой приказ и не представляет, как можно было бы поступить по-другому!

Источник

Урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях поэтов хх века

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Родная природа.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

Урок литературы в 6 классе

«Родная природа в стихотворениях

русских поэтов ХХ века»

Учитель русского языка

познакомить учащихся со стихотворениями поэтов ХХ века (А.А.Блока (1880-1921), С.А. Есенина (1895-1925), А.А. Ахматовой (1889-1966), вспомнить средства выразительности языка, используемые в художественной литературе; обогащать словарь учащихся, развивать речь; показать связь поэзии, живописи и музыки; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Здесь мало увидеть — здесь надо всмотреться,

чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно,

чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.

Оборудование: иллюстрации художников, Чайковский П.И. «Времена года».

На фоне музыки (П.И.Чайковский, «Баркарола»)

«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, т к. оно не поддаётся разуму, а постигается любовью»

Эти слова принадлежат известному художнику Исааку Левитану, который всю свою жизнь стремился передать свежесть, непосредственность своего восприятия, увиденного в природе.

— А что такое природа? (ответы учащихся)

Природа всегда вдохновляла писателей, художников, поэтов, музыкантов на создание лучших произведений. Каждый из них по-своему видел красоту природы.

Сегодня мы поговорим о том, как поэты ХХ века рисовали природу, как с помощью слова умели выразить её красоту и донести до читателя.

Итак, тема урока «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века». Девизом нашего урока станут слова Рыленкова (эпиграф)

— Как вы понимаете эти строки?

Нужно уметь замечать необычное в обычном и сегодня мы будем учиться этому.

Чтение стихотворений Блока, Есенина, Ахматовой наизусть (подготовленные ученики).

— Какие картины вы увидели?

Поэтам ХХ века чуждо безумное любование природой. Блок, Есенин, Ахматова напряжённо ищут в природе то, что роднит её с человеком. Природа у них жива: она дышит, улыбается, о чём-то грустит.

В каждое время года природа очень красива. Прекрасна и зима с её белым ослепительным снегом, и осень, которая раскрашивает всё вокруг жёлто-багряными красками, и лето, когда леса и луга сливаются в один зелёный ковёр, и весна с её цветущими садами.

Помните, как сказал Пушкин: «Мороз и солнце, день чудесный!» Действительно, что может быть чудесней русской зимы? Вот как описывает зимнюю природу Сергей Есенин.

Чтение стихотворения «Пороша ».

-Какие олицетворения использует писатель?

-Для чего он это делает?

-Какие иллюстрации можно нарисовать?

А вот как видят природу художники.

На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы видим берёзы. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно (рассказ учащегося о картине).

Я думаю, вы согласитесь с художником. Здесь, действительно, изображён праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток.

Вслед за зимой приходит весна. Как прекрасна природа весной!

-Что происходит в это время года в природе?

(пробуждение ото сна, оживление)

Вот с каким чувством встречает весну А.А.Ахматова.

Читаю стихотворение «Перед весной бывают дни такие».

Анализ по вопросам:

-Какие картины природы рисует поэтесса?

(земля отдыхает под плотным снегом, шумят деревья, веет тёплый ветер).

-Что испытывает лирический герой?

(волнение, обновление, что-то новое, неизведанное, неуловимое, необычное).

Трудно словами выразить это состояние. В этом особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намёки. У читателя возникают собственные мысли, воспоминания, ощущения.

А теперь я хочу обратить ваше внимание на особенность построения стихотворения. Найдите строки, которые переполняют автора, подчёркивают чувство обновления, радости.

Читайте также:  Настроение как у жирафа

— С чего начинается каждая строка?

Это художественный приём, который называется АНАФОРА (когда строки начинаются с одинаковой синтаксической конструкции.) Давайте ещё раз прочитаем эти строки выразительно.

— Вслед за весной наступает долгожданное лето. Какие ассоциации возникают у вас, услышав эти слово? (зелень, тепло, солнце).

Перед вами два летних пейзажа: Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» и Левитана «Берёзовая роща».

-Какие краски используют художники для создания своих произведений?

(яркие, сочные, зелёные, сочные)

-Чем похожи эти иллюстрации?

(изображён солнечный день,…)

-Какое настроение появляется у нас, глядя на эти картины?

-На что походят эти солнечные пятнышки? Что они напоминают?

-А вот как видит лето А. Блок

(чтение учеником стихотворения «Летний вечер»)

-Мы знаем, что через описание природы поэт стремиться выразить своё состояние и настроение. Какое настроение выражает Блок?

(состояние покоя в природе)

-Докажите текстом («ни ветерка, ни крика птицы..)

-Какие эпитеты помогают понять это? (последние лучи заката,

Дремотой розовой объята,

Красный диск луны,

-Умиротворение испытывает и человек: «забудь заботы и печали».

А вот другое стихотворение Блока. «Буря». Давайте послушаем его и сравним с предыдущим. Вы обратили внимание на интонацию, ритм? (тревожная..)

-Какие части речи помогают поэту передать этот ритм? (глаголы)

-Каково состояние лирического героя?

(он волнуется, переживает)

-А что помогает поэту передать это волнение? Обратите внимание на синтаксис. Какие предложения чаще всего встречаются? (короткие, восклицательные)

-Какая иллюстрация подходит к этому стихотворению? Почему? (словесное рисование).

А теперь посмотрим, как летнюю природу описывает С. Есенин в стих. «Задремали звёзды золотые»..

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали Шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром.

И, качаясь ,шепчет шаловливо:

-Какими красками поэт рисует картину утра? (золотой, алый, зелёный –чистые яркие цвета).

-Кажется нам, что природа живая? Почему? (использованы эпитеты, олицетворения). Назвать эпитеты-1-ая группа

-Чтобы нарисовать такую картину, чем должен владеть поэт? (воображением, зорко видеть, замечать то, что скрыто от глаза ленивого и равнодушного).

-Видите, и поэты, и художники нашли общие детали для описания природы. Одни красками, другие словами картины, заставившие нас восхититься таинственной красотой.

Доска оформлена и вашими иллюстрациями. Постаралась группа художников. Подумайте, к каким стихотворениям подходят они.

Природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников на создание выдающихся произведений, но и композиторов. Сегодня мы не можем не вспомнить П.И. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».

Слушаем отрывок. Угадать, какие времена года описывает он при помощи музыки, что рисуется воображением? Как вы об этом догадались?

Замечательные произведения зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота окружает нас.

Чудесное рядом, и мир прекрасен. Чтобы увидеть, надо всмотреться, чтобы услышать, надо вслушаться.

А теперь давайте подумаем, как надо относиться к этому чудесному и прекрасному. (… )

Будем помнить слова Пришвина: «Рыбе — вода, птице – воздух, зверю – лес, степи-горы, а человеку нужна Родина, а охранять природу — значит охранять Родину».

Я надеюсь, что вы будете любить природу не только словами, но и делами.

— Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Что больше запомнилось? Что понравилось?

Д/З. Составить сборник стих. о природе, подобрать иллюстрации, эпиграф

Желающим выучить стихотворения о природе.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями поэтов хх века: А.А.Блока (1880-1921), С.А.Есенина (1895-1925), А.А.Ахматовой (1889-1966); вспомнить средства выразительности языка, используемые в художественной литераткре; обогащать словарь учащихся, зазвивать речь; показать связь поэзии, живописи и музыки; воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Для проведения урока использовать портреты поэтов, репродукции художников, музыку Чайковского «Времена года». Домашнее задание предлагается на выбор по интересам учащихся.

Источник

Оцените статью