- Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками
- Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
- Урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях поэтов хх века
- Выберите документ из архива для просмотра:
- Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
Образ родной природы, воспетой поэтами и художниками
Интегрированный урок: литература , рисование в 7 классе
Тема: Образ родной природы, воспетой русскими поэтами и художниками
Цели: литература изо
Обучающие: обучение умению анализировать обучение умению
лирическое произведение создавать элементы
(видеть и понимать настроение автора, пейзажа по ассоциациям;
выражать свои мысли и чувства);
Развивающие: развитие умения соотносить литературу развитие фантазии и
и живопись; творческого начала;
Воспитательные: воспитание любви к родной природе, чувства патриотизма
Средства оснащения урока: репродукции картин И.Левитана
Постановка целей урока
Давайте запишем тему урока.
-Выделите главные слова в теме (образ, поэт, художник)
Методом эвристической беседы учитель подводит учащихся к определению «образ»
-Как вы понимаете слово «образ»? Подберите однокоренные слова (изображать, отобразить), значит,
-Но, создавая тот или иной образ, какую цель преследует автор? (донести до читателя определённую мысль)
-Попробуйте дать полный ответ на вопрос: что такое образ? (образ – это картина, проникнутая чувствами и мыслями автора).
Сегодня на уроке мы будем учиться
1)понимать чувства и настроение поэтов;
2) сравнивая стихи и картины о родной природе, доказывать внутреннюю связь литературы и живописи;
3) поскольку урок интегрированный, вы будете учиться создавать образ родной природы, используя краски.
— Представьте, что вы рисуете природу родного края. Какие краски вы будете использовать в своей работе?
(Ученики составляют цветовую гамму)
-Совпадение цветов и ваш выбор неслучаен. Дело в том, что цвет оказывает на человека определённое воздействие. Цвет может вызывать у человека чувство радости, восторга и даже грусть, тоску.
В цветовой палитре, представленной вами, преобладает
Синий цвет- спокойное, тоскливое настроение
Зелёный- приятное, спокойное
Жёлтый- тёплое, бодрящее
Оранжевый- весёлое, радостное
Давайте сделаем вывод: какие чувства будит в вас родная природа?
2. Образы родной природы, символика цвета в стихотворении С. Есенина «Топи да болота»
Самостоятельная работа по группам
О чём это стихотворение? Какие образы создаёт поэт? Какие средства изобразительности применяет он для создания этих образов? (поэт рисует образы леса, болот, неба одушевлёнными, для этого он применяет метафоры и олицетворения: елям снится, слухают ракиты и т. д. стихотворение полно звуков (тенькает, взвенивает, со скрипом тянется обоз)
Охарактеризуйте состояние лирического героя. Как цвет «помогает» понять настроение лирического героя? (лирический герой спокоен и немного грустен, он любит свою родину: «Край ты мой забытый, край ты мой родной!» Эпитет «забытый» говорит о том, что герой переживает разлуку, именно это слово вносит ощущение тоски. Также синий цвет нам помогает понять спокойно-тоскливое настроение героя. В том, что ему дорог край , нет сомнения: разве можно так детально, подробно описать природу, не любя её?)
Какие картины созвучны со стихотворением? (сходство образов, цветов, настроения) (Созвучие образов, цвета и настроения видно на картине И. Левитана «У омута». И поэт, и художник грустят, выражая цветом своё настроение).
Выразительное чтение стихотворения
Вывод: В стихотворении при внимательном анализе мы видим картину, а картины мы можем прочитать, поняв значение образов и цветов.
Давайте поближе познакомимся с творчеством И. Левитана , картины которого можно, действительно, читать. В своём творчестве он пытался не только показать красоту природы, но и выразить через пейзаж состояние человеческой души. В его картинах мы наблюдаем знакомые с детства образы берёз, облитых солнечным цветом («Берёзовая роща»), дороги, убегающей вдаль («Владимирка»), деревенской избушки («Избушка на лугу») и др. Художник смело использует яркие, звонкие краски, природа у Левитана предстаёт в полноте своих сил. Радостный гимн вечно прекрасной природе звучит в картинах «Золотая осень», «Весна. Большая вода». Сам художник писал: « я никогда ещё не любил так природу, не был чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всём… Без этого чувства не может быть истинный художник…»
-Мы поняли, что образ можно выразить с помощью слова, красок, а можно ли телом передать тот или иной образ? (физминутка, во время которой ученики загадывают образ природы и пытаются его выразить телом)
Взаимосвязь литературы и живописи
а) -Рассмотрите картину И. Левитана «Вечерний звон». Поэт Н. Рубцов , глядя на эту картину, не остался равнодушным и написал стихотворение «Левитан». (учитель читает стихотворение).
— Какие образы картины привлекли поэта? Назовите главные образы стихотворения (церковь, колокольчики)
Почти в каждой строчке встречаются слова со звуковыми повторами –коло-.
-Что мы слышим, благодаря этому повтору? (этот приём –повторение одинаковых звуков, воспроизводящих какое-нибудь явление,- называется звукописью).
-Когда звонят колокола? (Они звонят перед церковной службой, т. е. перед молитвой)
-Сравните картину и стихотворение. Докажите, что именно эта картина вдохновила поэта на создание своего стихотворения. («алеющая мгла», «собор», «колокольчиковый луг»)
-Какие образы выражены ярче у поэта? Что ещё слышит лирический герой, кроме колокольного звона? К какому выводу он приходит? Как вы понимаете последние строчки стихотворения? (родная природа способна пробудить в человеке чувство прекрасного, она так же, как и молитва, способна сделать лучше человека, очистить его от грехов, исцелить его душу).
-Видна ли эта мысль на картине? Как художнику удалось передать величие природы? (Несомненно, центральный образ картины- церковь, но она как бы утопает в зелени лесов, она как бы затерялась в бесконечных просторах нашей родины. И природа, и церковь создают умиротворённое настроение).
-Вопрос на внимательность: какой образ, отсутствующий на картине, рисует Рубцов?
Какие мысли будит «образ бревенчатых лачуг»? (щемящее чувство грусти, от которой любовь к родине усиливается).
б) Вывод: и художники, и поэты любят свою родину, свою любовь они выражают словами, красками. Мы с вами имеем возможность наслаждаться их творениями ежечасно. У нас в школе есть картинная галерея. Это подарок новосибирских художников. На их картинах запечатлены пейзажи, такие близкие и родные. Это наша сибирская природа, это наша родина. Давайте пройдёмся мимо любимых картин и полюбуемся. (Экскурсию по школьной галерее проводят ученики, которые дома готовили устное сообщение по картинам, остальные ребята вместе с учителем рисования рисуют образы родной природы).
в) Защита творческих работ
— Какие краски использовали, почему?
-Почему именно этот образ?
— О чём думали, когда рисовали, что хотели выразить?
-Какие эпитеты вы бы подобрали к своему образу?
-В каком ещё стихотворении Рубцов создаёт похожие образы?
Ученики читают стихотворение «Тихая моя родина»
-Как вы понимаете слова «тихая»? Подберите синонимы.
— Что хотел сказать поэт последними строчками? Вы согласны, что человек и родина крепко связаны между собой?
Ученики читают домашние сочинения на тему «С чего начинается родина?»
Вывод: Каждому из нас дорого то место, где мы выросли. С. Есенин в одном из писем другу писал: «Знаешь, почему я поэт? У меня родина есть. Нет поэта без родины»
Давайте подведём итог нашей работе. Продолжите начатые фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
— Как в ходе урока мы с вами доказали связь литературы и живописи?
5. Выставление оценок, домашнее задание:
закончить начатый рисунок,
подобрать стихи русских поэтов к своему рисунку, попробовать сочинить
Источник
Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
Поэты используют яркие эпитеты,отражающие цвета природы в разные времена года.Художники передают красоту природы цветом,а поэты-словом.
Весна для поэтов нежное,восторженное,удивительное время,художники используют пастельные тона,светлые и тёплые,передавая нежность просыпающейся природы.
Лето-это знойная,жаркая пора для поэтов,для художников -сочные,яркие краски,отражающие солнце.
Осень-пора увядания природы,но есть и золотая осень с багряными тонами,как и для художников серость и дождливость сменяется цветами бабьего лета.
Зима-торжество снега и блеска,искрится и кружится,трещит от мороза,ледяное царство холодных ,но величественных тонов для художников.
В рассказе И.С.Тургенева «Муму» показана жизнь и судьба крепостного русского мужика Герасима. Это мужчина высокий, наделенный могучей богатырской силой и немой от рождения. В руках его любая работа спорилась, он один стоил четверых, был аккуратен и усерден. За это ценила и жаловала его барыня, забрала его к себе из деревни, купила одежду и сапоги, определила на работу дворником. А Герасим был вынужден исполнять любые приказы и капризы барыни.
Из всей многочисленной прислуги полюбилась Герасиму робкая прачка Татьяна. Главный герой оберегал Татьяну от колких словечек и насмешек, встречая ее, всегда радовался и старался угодить. Но барыня распорядилась и выдала Татьяну замуж за башмачника Капитона. Долго переживал эту новость Герасим, сидя в своей каморке. Но не смог бы он возразить барыне. И когда прачка отправилась со своим мужем-башмачником в деревню, Герасим вышел проводить их и подарил Татьяне красный платок, еще раз продемонстрировав свой добрый и кроткий характер.
Возвращаясь в свою каморку, Герасим встретил замерзшего, голодного щенка и забрал его с собой, несмотря на то, что барыне бы это не понравилось. Выходил своего питомца и нашел утешение в компании собачонки, которую и назвал Муму. Герасим прятал свою собаку, выгуливал ее только по ночам, но в конце концов, барыня все таки узнает об этом и приказывает Герасиму убить, утопить его единственное любимое и родное существо.
Невозможно без слез читать о том, как дворник в очередной раз не может ослушаться приказа и убивает свою собаку. Перед этим он покормил ее, поел сам, потом сел с Муму в лодку, отплыл на середину реки и, привязав камень на шею своей любимице, сбрасывает ее в воду. Он не слышит, как захлебывается водой бедная собачонка, как пытается всплыть на поверхность, барахтается и цепляется за водоросли, за возможность выжить. Герасим просто выполняет свой приказ и не представляет, как можно было бы поступить по-другому!
Источник
Урок по литературе в 6 классе «Родная природа в произведениях поэтов хх века
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Родная природа.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Урок литературы в 6 классе
«Родная природа в стихотворениях
русских поэтов ХХ века»
Учитель русского языка
познакомить учащихся со стихотворениями поэтов ХХ века (А.А.Блока (1880-1921), С.А. Есенина (1895-1925), А.А. Ахматовой (1889-1966), вспомнить средства выразительности языка, используемые в художественной литературе; обогащать словарь учащихся, развивать речь; показать связь поэзии, живописи и музыки; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Здесь мало увидеть — здесь надо всмотреться,
чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать — здесь вслушаться нужно,
чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Оборудование: иллюстрации художников, Чайковский П.И. «Времена года».
На фоне музыки (П.И.Чайковский, «Баркарола»)
«Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, т к. оно не поддаётся разуму, а постигается любовью»
Эти слова принадлежат известному художнику Исааку Левитану, который всю свою жизнь стремился передать свежесть, непосредственность своего восприятия, увиденного в природе.
— А что такое природа? (ответы учащихся)
Природа всегда вдохновляла писателей, художников, поэтов, музыкантов на создание лучших произведений. Каждый из них по-своему видел красоту природы.
Сегодня мы поговорим о том, как поэты ХХ века рисовали природу, как с помощью слова умели выразить её красоту и донести до читателя.
Итак, тема урока «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века». Девизом нашего урока станут слова Рыленкова (эпиграф)
— Как вы понимаете эти строки?
Нужно уметь замечать необычное в обычном и сегодня мы будем учиться этому.
Чтение стихотворений Блока, Есенина, Ахматовой наизусть (подготовленные ученики).
— Какие картины вы увидели?
Поэтам ХХ века чуждо безумное любование природой. Блок, Есенин, Ахматова напряжённо ищут в природе то, что роднит её с человеком. Природа у них жива: она дышит, улыбается, о чём-то грустит.
В каждое время года природа очень красива. Прекрасна и зима с её белым ослепительным снегом, и осень, которая раскрашивает всё вокруг жёлто-багряными красками, и лето, когда леса и луга сливаются в один зелёный ковёр, и весна с её цветущими садами.
Помните, как сказал Пушкин: «Мороз и солнце, день чудесный!» Действительно, что может быть чудесней русской зимы? Вот как описывает зимнюю природу Сергей Есенин.
Чтение стихотворения «Пороша ».
-Какие олицетворения использует писатель?
-Для чего он это делает?
-Какие иллюстрации можно нарисовать?
А вот как видят природу художники.
На картине Грабаря «Февральская лазурь» мы видим берёзы. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно (рассказ учащегося о картине).
Я думаю, вы согласитесь с художником. Здесь, действительно, изображён праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток.
Вслед за зимой приходит весна. Как прекрасна природа весной!
-Что происходит в это время года в природе?
(пробуждение ото сна, оживление)
Вот с каким чувством встречает весну А.А.Ахматова.
Читаю стихотворение «Перед весной бывают дни такие».
Анализ по вопросам:
-Какие картины природы рисует поэтесса?
(земля отдыхает под плотным снегом, шумят деревья, веет тёплый ветер).
-Что испытывает лирический герой?
(волнение, обновление, что-то новое, неизведанное, неуловимое, необычное).
Трудно словами выразить это состояние. В этом особенность лирики Ахматовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намёки. У читателя возникают собственные мысли, воспоминания, ощущения.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на особенность построения стихотворения. Найдите строки, которые переполняют автора, подчёркивают чувство обновления, радости.
— С чего начинается каждая строка?
Это художественный приём, который называется АНАФОРА (когда строки начинаются с одинаковой синтаксической конструкции.) Давайте ещё раз прочитаем эти строки выразительно.
— Вслед за весной наступает долгожданное лето. Какие ассоциации возникают у вас, услышав эти слово? (зелень, тепло, солнце).
Перед вами два летних пейзажа: Ивана Ивановича Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» и Левитана «Берёзовая роща».
-Какие краски используют художники для создания своих произведений?
(яркие, сочные, зелёные, сочные)
-Чем похожи эти иллюстрации?
(изображён солнечный день,…)
-Какое настроение появляется у нас, глядя на эти картины?
-На что походят эти солнечные пятнышки? Что они напоминают?
-А вот как видит лето А. Блок
(чтение учеником стихотворения «Летний вечер»)
-Мы знаем, что через описание природы поэт стремиться выразить своё состояние и настроение. Какое настроение выражает Блок?
(состояние покоя в природе)
-Докажите текстом («ни ветерка, ни крика птицы..)
-Какие эпитеты помогают понять это? (последние лучи заката,
Дремотой розовой объята,
Красный диск луны,
-Умиротворение испытывает и человек: «забудь заботы и печали».
А вот другое стихотворение Блока. «Буря». Давайте послушаем его и сравним с предыдущим. Вы обратили внимание на интонацию, ритм? (тревожная..)
-Какие части речи помогают поэту передать этот ритм? (глаголы)
-Каково состояние лирического героя?
(он волнуется, переживает)
-А что помогает поэту передать это волнение? Обратите внимание на синтаксис. Какие предложения чаще всего встречаются? (короткие, восклицательные)
-Какая иллюстрация подходит к этому стихотворению? Почему? (словесное рисование).
А теперь посмотрим, как летнюю природу описывает С. Есенин в стих. «Задремали звёзды золотые»..
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали Шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром.
И, качаясь ,шепчет шаловливо:
-Какими красками поэт рисует картину утра? (золотой, алый, зелёный –чистые яркие цвета).
-Кажется нам, что природа живая? Почему? (использованы эпитеты, олицетворения). Назвать эпитеты-1-ая группа
-Чтобы нарисовать такую картину, чем должен владеть поэт? (воображением, зорко видеть, замечать то, что скрыто от глаза ленивого и равнодушного).
-Видите, и поэты, и художники нашли общие детали для описания природы. Одни красками, другие словами картины, заставившие нас восхититься таинственной красотой.
Доска оформлена и вашими иллюстрациями. Постаралась группа художников. Подумайте, к каким стихотворениям подходят они.
Природа вдохновляла не только поэтов, писателей, художников на создание выдающихся произведений, но и композиторов. Сегодня мы не можем не вспомнить П.И. Чайковского, создателя балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и музыкального цикла «Времена года».
Слушаем отрывок. Угадать, какие времена года описывает он при помощи музыки, что рисуется воображением? Как вы об этом догадались?
Замечательные произведения зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота окружает нас.
Чудесное рядом, и мир прекрасен. Чтобы увидеть, надо всмотреться, чтобы услышать, надо вслушаться.
А теперь давайте подумаем, как надо относиться к этому чудесному и прекрасному. (… )
Будем помнить слова Пришвина: «Рыбе — вода, птице – воздух, зверю – лес, степи-горы, а человеку нужна Родина, а охранять природу — значит охранять Родину».
Я надеюсь, что вы будете любить природу не только словами, но и делами.
— Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что больше запомнилось? Что понравилось?
Д/З. Составить сборник стих. о природе, подобрать иллюстрации, эпиграф
Желающим выучить стихотворения о природе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями поэтов хх века: А.А.Блока (1880-1921), С.А.Есенина (1895-1925), А.А.Ахматовой (1889-1966); вспомнить средства выразительности языка, используемые в художественной литераткре; обогащать словарь учащихся, зазвивать речь; показать связь поэзии, живописи и музыки; воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Для проведения урока использовать портреты поэтов, репродукции художников, музыку Чайковского «Времена года». Домашнее задание предлагается на выбор по интересам учащихся.
Источник