Урок литературы по разделу «Русские народные песни» (8 класс)
Русская народная песня
Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.
Исполнение русских народных песен часто сопровождается игрой на различных музыкальных инструментах: балалайке, бубне, гармони, ложках.
Известные исполнители русских народных песен (см. презентацию):
1. Алла Баянова (1914 – 2011).
2. Ольга Воронец (1926 – 2014).
3. Анастасия Заволокина (род. в 1974 году).
4. Людмила Зыкина (1929 – 2009).
5. Надежда Кадышева (род. в 1959 году).
6. Лидия Русланова (1900 – 1973).
7. Максим Трошин (1978 – 1995).
8. Федор Шаляпин (1873 – 1938).
9. Клавдия Шульженко (1906 – 1984).
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма).
— Группы народных песен:
1. Календарно-обрядовые (приурочены к сельскохозяйственному календарю): колядки (овсень, виноградье), веснянки. (см. фильм «Русские обряды»):
2. Лирические: любовные, семейные, шуточные (частушки). (Лирические — см. фильм Л. Г. Зыкиной «Только голос»).
3. Обрядовые (свадебные — см. фильм «Русские обряды», причитания-плачи).
№ 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек.
— Частушки — это небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырехстрочного рифмованного куплета.
— Как отдельный жанр частушки возникли в 60-х годах 19 века.
— Художественные особенности частушек:
№ 3. Что такое исторические песни?
— Исторические песни – это песни, в которых рассказывается об определенных исторических событиях и конкретных исторических лицах.
№ 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
— В исторических песнях чувствуются уважение, сострадание, жалость к Емельяну Пугачеву, который несправедливо наказан. Народ скорбит по Емельяну. Сообщить эти чувства слушателям помогают следующие литературные приемы:
1. «Пугачев в темнице»:
— эпитеты («леса темного», «садика зеленого», «добрый молодец», «походы удалые», «житье свободное»);
— метафора («звездочка восходила», «звездочка становилась»),
— глагольные суффиксы, передающие многократность действия («похаживает», «побрякивает»),
— уменьшительно-ласкательные суффиксы (звездочка, кандалики, тятеньке, маменьке, тюремница),
2. «Пугачев казнен»:
— эпитеты («народного заступника», «родный батюшка», «красное солнышко», «сироты горемычны», «крепку думушку»),
— метафора («красное солнышко закатилось»),
— устойчивое народное выражение, характерное для плача («На кого ты нас покинул?»).
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Вопросы к разделу в учебнике «Русские народные песни»
№ 1. Выделите группы народных песен (учебник + просмотр фильма). № 2. Что такое частушки? Когда они возникли как отдельный жанр? Назовите художественные особенности частушек. № 3. Что такое исторические песни? № 4. Прочитайте исторические песни «Пугачев в темнице» и «Пугачев казнен». Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, сострадания, жалости, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Источник
Литература. 8 класс (1 часть)
Частушки
ЧАСТУШКИ
Народные частушки — небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.
Частушки — поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.
Частушки как художественный материал использовались М. Горьким, В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.
Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:
Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.
Иногда в частушках встречается сравнение:
Не даёшь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле.
Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.
Под твою, милый, игру
Песен не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.
Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
—
Моё сердце никогда.
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветёл.
Я ветёлочки рвала —
Сказали: милого ждала.
Paзмышляем о прочитанном
1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?
2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?
4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?
6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Обогащаем свою речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?
Творческое задание
1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).
Источник
—>Decadence —>
Образовательный сайт
Старинные русские песни — источник вдохновения народа, его разговор с природой и самим собой. Народные песни — это пример того, как люди думали о своей жизни, какими видели свои заботы и мечты.
Вопросы и задания
1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен?
Народные песни — это отражение труда людей, их обрядов и обычаев. Существует множество видов народной песни:
календарные — поются только в определенное время года;
плясовые, игровые, хороводные — связаны с народными гуляниями, весельем и танцами;
шуточные — в них отразился юмор народа над человеческими недостатками;
лирические — песни рассуждения4
Старинные русские песни отличались большим многообразием.
Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?
Обрядовый фольклор — это произведения, созданные народом для выполнения какого-либо обряда. К примеру, колядки, это время, когда дети и подростки ходят по домам и исполняют заранее подготовленные песни. Им за это дают разные гостинцы. К слову, термин «коляда» возник от римского «календ» (так назывался первый день каждого месяца).
Мне по нраву народная песня «Вдоль по Питерской». Она очень тянучая и грустная, но такая правдивая.
Еще мне нравится песня — «любо братцы любо, любо братцы жить». Она точно передает состояние души каждого русского человека.
2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
Лирические песни протяжные, монотонные, заставляющие погрузиться в себя и подумать о вечном. Исторические отражают происходившие когда-то события, освещают личности существовавших когда-то людей.
Лирические песни вызывают умиротворение, иногда грусть и тоску. Исторические навевают чувство гордости за свое отечество и народ. Обычно в них отражаются великие деяния государственных лиц и воевод.
Старинные русские песни стали отражением обрядов, истории и творчества всего народа.
3. В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?
Былины отражают реально происходившие в прошлом события без эмоционального окраса. В песнях же история предстает перед слушателем такой, какой ее испытал народ.
4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять чвстушки? Как в частушках отражается время?
Жанр частушек как вид лирических песен появился сравнительно поздно (60-е года 19 века). В частушках используется много средств для создания эмоциональной выразительности:
параллелизм (одновременное описание явлений природы и человеческих состояний);
сравнение (как пташка, улечу);
уменьшительные суффиксы (девонька).
Для исполнения частушек используются гармонь, балалайка и другие инструменты. Большинство частушек могут оставаться актуальными в любое время. Как и старинные русские песни, они несут глубокий смысл.
5. Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк? Приведите примеры.
Повторы используются очень часто. Они концентрируют внимание слушателя на смысле песни, помогают «пережить» услышанное. Примеры:
«В темном лесе, в темном лесе,
в темном лесе, в темном лесе. »
«Ты постой, постой, красавица моя. »
6. Какое ношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения, жалости, сострадания, осуждения?
Народ в песне относится к Пугачеву, как к заступнику, отцу, мученику. В таких произведениях очень много уважения и сострадания.
Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
В народной песне очень гармонично сочетаются запевы (вовлекают слушателя в историю), эпитеты (помогают понять всю суть) и сравнения (придают художественной красоты).
В следующей статье вы найдете ответы на вопросы из раздела «Будте внимательны к слову. »
(Какие чувства привносят в народные песни. Какие мысли подчеркиваются в народной исторической песне словами. Есть ли какая-то связь слова. )
Источник