Тренировка органов чувств
Тренируйте у себя утонченное восприятие внешнего мира. Для этого требуется, когда позволяют условия, повнимательнее относиться к работе всех шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и органов равновесия и координации движений.
Прежде всего необходимо соблюдать гигиену зрения, выполнять Тратаку и упражнения для глаз, описанные ранее.
В обычной обстановке старайтесь не просто получать при помощи глаз необходимую интеллектуальную информацию, а обращайте внимание на цвета, оттенки, насыщенность красок, их взаимоотношение, на форму, величину предмета и т.д. Очень полезно созерцать произведения живописи, скульптуры, разглядывать естественные пейзажи, воссоздавать в своем воображении увиденное в цветном изображении. Вы увидите, что один и тот же предмет или пейзаж меняют свою окраску в зависимости от времени суток, вашего настроения. Каждый день вы можете найти в нем новые перемены. «Все течет, все изменяется», говорили древние. Микро- и макромир постоянно находятся в движении. Поэтому старайтесь во всем, всегда видеть что-то новое. Смотрите на все, словно видите в первый раз.
В повседневных условиях старайтесь развить у себя способность различать различные звуки и по ним определять их источник. Когда вы шагаете по тихой улице, гуляете в парке, старайтесь услышать легкий шум своих шагов, шелест листьев, вой ветра, пение птиц, определить источник звуков, раздающихся издалека. Тренируйте у себя музыкальные способности. Если у вас нет возможности заниматься музыкой, слушайте приятные для вас музыкальные произведения и пытайтесь различить все инструменты, участвующие в исполнении, их отдельные партии, комбинации с другими инструментами.
Когда вы остаетесь в тихом помещении, послушайте шум своего дыхания, глотательных движений, биение своего сердца, шелест одежды. Практикуйте у себя развитие воображения под влиянием услышанного: представляйте себе сам предмет, а также ассоциируйте его с другими предметами и явлениями.
Для улучшения этого чувства необходимо регулярное выполнение «Нети». Если нос дышит нормально, тренируйте у себя способность различать всевозможные запахи, используя для этого нерезкие ароматические вещества. Определяйте каждое из них, их сочетания, смешение, завязав глаза. Старайтесь постепенно уменьшать концентрацию этих веществ и определять их по запаху. Тренируйте свое обоняние во время прогулок на природе, вдыхая аромат цветов, деревьев и трав, запах весны, зимы, лета, осени. Улавливайте изменение запаха после летнего дождя, когда весь растительный мир благоухает. Со временем при подобных тренировках ваше обоняние станет великолепным. Сопровождайте эти занятия созданием в своем воображении образов, связанных с тем или иным запахом.
Это восприятие, так же как и другие, поддается развитию. Всегда старайтесь определить основные вкусовые качества и оттенки пищи, напитков и воды, когда они не смешаны друг с другом, а потом и в составе блюд, салатов. Как и прежде, сопровождайте дегустацию пищи созданием соответствующих ментальных образов.
Это древнее примитивное чувство общения с окружающим миром. В современных условиях ему незаслуженно не уделяют особого внимания. Если ребенку не давать возможности знакомиться с новыми для него предметами с помощью осязания, он будет отставать в своем развитии от сверстников. Тренировки осязания должны быть доведены до такого совершенства, чтобы человек мог определить, что за предмет он трогает, как это делают слепые. Берите в руки различные предметы и, не глядя на них, старайтесь их узнать, создать их мысленный образ, прочувствовать все их характерные внешние особенности: твердость, температуру, форму и т.д. Время от времени полезно подключать сознание к осязанию телом одежды, обуви и других внешних воздействий (ветра, воды и прочее).
Они также относятся к органам чувств, хотя не все с этим согласны. Вестибулярный аппарат поддается тренировке с помощью упражнений на изменение ускорения в различных плоскостях (так тренируют летчиков, космонавтов) и на развитие устойчивости, равновесия. Йога содержит специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. В основной ежедневный утренний комплекс включены асаны и динамические упражнения, поддерживающие вестибулярный аппарат в должной форме, достаточной для повседневной жизни.
При воспитании детей необходимо уделять достаточное внимание развитию и совершенствованию всех указанных выше органов чувств. Это дает возможность лучше познавать окружающий мир, максимально раскрывать свои способности.
Взрослые люди тоже должны поддерживать состояние органов чувств на высоком уровне. Процесс старения сопровождается снижением всех видов восприятия. Человек постепенно словно отключается от внешнего мира. Тренировка чувств задерживает этот процесс и служит важнейшим фактором сохранения полноценной жизни до глубокой старости. Любой человек, перешагнувший 25-30-летний рубеж, может отметить, что мир он воспринимает не так, как в детстве и юности: нет тех сочных, ярких красок, ароматов, звуков, которые были до совершеннолетия.
Тренировка всех видов чувствительности вернет вам необыкновенную новизну восприятия, которую вы испытывали в детстве. Вершиной такой тренировки явится способность по желанию мысленно вызывать восприятие любого предмета и явления с соответствующей гаммой зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений одновременно. А это очень важно. Для реализации этого надо идти по пути развития утонченности чувств и защищать себя от притупляющих чувства грубых, резких раздражителей (сильный свет, громкий звук, резкий запах и т.д.). Тренировка чувств должна быть постоянной, на протяжении всей жизни.
Заканчивая изложение Крия-йоги (Ямы и Ниямы), хочется подчеркнуть, что распорядок дня следует планировать так, чтобы в нем осталось время для выполнения процедур и упражнений. Не впадайте в другую крайность — не бросайте все ради йоги. Подобный фанатизм ведет к однобокой ориентации личности, а йога всегда выступает за гармонию человека и его деятельности.
Источник
Тренировка органов чувств
Статья обновлена: 2021-03-04
Тренируйте у себя утонченное восприятие внешнего мира. Для этого требуется, когда позволяют условия, повнимательнее относиться к работе всех шести органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и органов равновесия и координации движений.
Зрение. Прежде всего необходимо соблюдать гигиену зрения, выполнять «Тратаку» и упражнения для глаз, описанные ранее. В обычной обстановке старайтесь не просто получать при помощи глаз необходимую интеллектуальную информацию, а обращайте внимание на цвета, оттенки, насыщенность красок, их взаимоотношение, на форму, величину предмета и т. д. Очень полезно созерцать произведения живописи, скульптуры, разглядывать естественные пейзажи, воссоздавать в своем воображении увиденное в цветном изображении. Вы увидите, что один и тот же предмет или пейзаж меняют свою окраску в зависимости от времени суток, вашего настроения. Каждый день вы можете найти в нем новые перемены. «Все течет, все изменяется», говорили древние. Микро- и макромир постоянно находятся в движении. Поэтому старайтесь во всем, всегда видеть что-то новое. Смотрите на все, словно видите в первый раз.
Слух. В повседневных условиях старайтесь развить у себя спо-собность различать различные звуки и по ним определять их источник. Когда вы шагаете по тихой улице, гуляете в парке, старайтесь услышать легкий шум своих шагов, шелест листьев, вой ветра, пение птиц, определить источник звуков, раздающихся издалека. Тренируйте у себя музыкальные способности. Если у вас нет возможности заниматься музыкой, слушайте приятные для вас музыкальные произведения и пытайтесь различить все инструменты, участвующие в исполнении, их отдельные партии, комбинации с другими инструментами и т. д.
Когда вы остаетесь в тихом помещении, послушайте шум своего дыхания, глотательных движений, биение своего сердца, шелест одежды. Практикуйте у себя развитие воображения под влиянием услышанного: представляйте себе сам предмет, а также ассоциируйте его с другими предметами и явлениями.
Обоняние. Для улучшения этого чувства необходимо регулярное выполнение «Нети». Если нос дышит нормально, тренируйте у себя способность различать всевозможные запахи, используя для этого нерезкие ароматические вещества. Определяйте каждое из них, их сочетания, смешение, завязав глаза. Старайтесь постепенно уменьшать концентрацию этих веществ и определять их по запаху. Тренируйте свое обоняние во время прогулок на природе, вдыхая аромат цветов, деревьев и трав, запах весны, зимы, лета, осени. Улавливайте изменение запаха после летнего дождя, когда весь растительный мир благоухает. Со временем при подобных тренировках ваше обоняние станет великолепным. Сопровождайте эти занятия созданием в своем воображении образов, связанных с тем или иным запахом.
Вкус. Это восприятие, так же как и другие, поддается развитию. Всегда старайтесь определить основные вкусовые качества и оттенки пищи, напитков и воды, когда они не смешаны друг с другом, а потом и в составе блюд, салатов. Как и прежде, сопровождайте дегустацию пищи созданием соответствующих ментальных образов.
Осязание. Это древнее примитивное чувство общения с окружающим миром. В современных условиях ему незаслуженно не уделяют особого внимания. Если ребенку не давать возможности знакомиться с новыми для него предметами с помощью осязания, он будет отставать в своем развитии от сверстников. Тренировки осязания должны быть доведены до такого совершенства, чтобы человек мог определить, что за предмет он трогает, как это делают слепые. Берите в руки различные предметы и, не глядя на них, старайтесь их узнать, создать их мысленный образ, прочувствовать все их характерные внешние особенности: твердость, температуру, форму и т. д. Время от времени полезно подключать сознание к осязанию телом одежды, обуви и других внешних воздействий (ветра, воды и пр.).
Органы равновесия и координации движений. Они также относятся к органам чувств, хотя не все с этим согласны. Вестибулярный аппарат поддается тренировке с помощью упражнений на изменение ускорения в различных плоскостях (так тренируют летчиков, космонавтов) и на развитие устойчивости, равновесия. Йога содержит специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата. В основной ежедневный утренний комплекс включены асаны и динамические упражнения, поддерживающие вестибулярный аппарат в должной форме, достаточной для повседневной жизни.
При воспитании детей необходимо уделять достаточное внимание развитию и совершенствованию всех указанных выше органов чувств. Это дает возможность лучше познавать окружающий мир, максимально раскрывать свои способности.
Взрослые люди тоже должны поддерживать состояние органов чувств на высоком уровне. Процесс старения сопровождается снижением всех видов восприятия. Человек постепенно словно отключается от внешнего мира. Тренировка чувств задерживает этот процесс и служит важнейшим фактором сохранения полноценной жизни до глубокой старости. Любой человек, перешагнувший 25— 30-летний рубеж, может отметить, что мир он принимает не так, как в детстве и юности: нет тех сочных, ярких красок, ароматов, звуков, которые были до совершеннолетия. Тренировка всех видов чувствительности вернет вам необыкновенную новизну восприятия, которую вы испытывали в детстве. Вершиной такой тренировки явится способность по желанию мысленно вызывать восприятие любого предмета и явления с соответствующей гаммой зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений одновременно. А это очень важно. Для реализации этого надо идти по пути развития утонченности чувств и защищать себя от притупляющих чувства грубых, резких раздражителей (сильный свет, громкий звук, резкий запах и т.д.). Тренировка чувств должна быть постоянной, на протяжении всей жизни.
Заканчивая изложение Крия-йоги (Ямы и Ниямы), хочется подчеркнуть, что распорядок дня следует планировать так, чтобы в нем осталось время для выполнения процедур и упражнений. Не впадайте в другую крайность — не бросайте все ради йоги. Подобный фанатизм ведет к однобокой ориентации личности, а йога всегда выступает за гармонию человека и его деятельности.
Полезная информация, организации инвалидов, знакомства
2021-09-28 10:16:48
Риск парацетамола для будущих мальчиков
Исследования показали, что длительное употребление парацетамола беременными женщинами может привести к репродуктивным нарушениям у младенцев мужского пола
Источник
Тренировка органов чувств: Развитие слуха
Утром, как только вы проснулись, не открывая глаз, «включите» только слух, «отключив» обоняние (усилием воли или заткнув ватой ноздри) и осязательно-температурное восприятие (не снимайте одеяло). Напрягите слух и только слух. Даже, казалось бы, в тишине вы услышите еле уловимые звуки. Сосредоточьтесь на них усилием воли и «держите» их слухом как можно дольше.
Со временем эти звуки будут восприниматься заметно отчетливее. Выработайте в себе очень полезную оперативную привычку — после пробуждения, не пошевелившись и не открывая глаз, исследовать слухом все происходящее возле вас. Рано или поздно это сослужит вам неоценимую службу.
Находясь в полусне, прочувствуйте, какое влияние оказывают на вас воспринимаемые звуки — разговорная речь, музыка, шумы от работы машин и т. д. Попытайтесь чувствовать звуки не только ушами, но и кожным покровом, и всем организмом. Попытайтесь прочувствовать всем вашим естеством эти звуки и запомнить ощущения, которые при этом возникнут! Любой воспринятый звук старайтесь переводить в ощущение! Какое именно? В любое, какое сможете. Эти ощущения сугубо индивидуальны. Сравнивайте окраску и тембр звуков, сопрягайте их с вашим душевным состоянием и запомните возникшие ощущения эмоциональной памятью! При этом (не сразу, разумеется, а постепенно) расширяются границы восприятия тональности звуков. Но дело даже не » этом. Описанный выше прием— это один из ключей для проникновения в собственное подсознание.
Попробуйте послушать тишину природы (после дождя на природе бывает удивительно тихо). Вы неожиданно услышите своеобразное специфическое «звучание тишины». Слушая эту тишину, вы слушаете пустоту — надо уметь ее слушать, и вы услышите очень многое. Вы начнете воспринимать звуковые частоты, не воспринимаемые ранее. Такие тренировки являются своеобразной медитацией, буквально «открывающей» человеку уши.
Для тренировки слуха до сих пор практикуется несложный, но эффективный дедовский способ, дошедший до нас от казаков пластунских полков. При этом способе недалеко от себя кладут ручные или карманные часы и ложатся возле них на спину с закрытыми глазами, но на таком расстоянии, чтобы работа часового механизма отчетливо улавливалась слухом. Постепенно от часов отодвигаются, чтобы их работа была слышна еле-еле. На такой дистанции прислушиваются к тиканью механизма несколько минут, ни о чем больше не думая, сосредоточиваясь только на этих звуках. Постепенно приучитесь не воспринимать более никаких зрительных, тактильных и обонятельных впечатлений, «отключая» эти системы восприятия и работая только слухом! Когда вы научитесь отчетливо и привычно воспринимать звуки часового механизма, увеличьте расстояние до часов и снова сосредоточьтесь на этих звуках. Постепенно отодвигайте часы все дальше и дальше. Тренируйтесь таким образом по 20—25 минут в день. Но делайте это ежедневно. Результаты будут поразительны. По тиканью часов вы сможете обнаружить человека в кромешной тьме метров за 10—15, а то и дальше, что в свое время применялось на войне и разведчиками, и контрразведчиками.
При тренировках, если вы отодвинули часы слишком далеко и звук часового механизма вам не слышен, не напрягайте слух, а обострите слуховое внимание. Между вниманием и слухом существует физиологическая связь. Обостренное внимание к источнику звука обостряет и тренирует слух.
ЗАПОМНИТЕ: при лежании на спине направление источника звука определяется труднее, чем при лежании на животе, и с большими погрешностями. Если вы научитесь «работать» слухом на спине, прилагая при этом повышенное внимание, вы вдвое-втрое сократите время тренировок. Лежание на спине ухудшает звуковую ориентацию, а лежание на животе, наоборот, улучшает ее.
Человек лучше слышит при освещении местности, пусть слабом и неярком. Зеленый цвет также делает слух острее. Такова особенность нервной системы. Более всего слух развивается при длительной работе ночью в экстремальной обстановке, причем довольно быстро. Для повышения остроты слуха практикуется легкий нажимающий массаж ушных раковин. Массаж ушных раковин для повышения кровообращения в слуховом аппарате выполняется следующим образом: плоскостью сжатого кулака надавливают на ушные раковины, но так, чтобы воздух проходил между костяшками пальцев (чтобы в ушах не сжимался воздух), затем резко отпускают. Так делают 10—12 раз. При правильном выполнении этого массажного приема в ушах не должно «чмокать».
Для тренировки особо обостренного слуха следует настроить ухо на звуковой фон (после тренировки с часами это вы сможете) и подмечать его малейшие колебания и изменения, сосредоточиться на этих изменениях и звуках, не свойственных этому фону, и попытаться расшифровать их.
Тренируя слух, полезно прислушиваться к дыханию человека, отходя от него все дальше и дальше. Это кончается обычно тем, что тренирующийся начинает слышать удары сердца противника.
Понаблюдайте со стороны за двумя разговаривающими людьми на таком расстоянии, что нельзя расслышать то, о чем они говорят. Обострите слух и связывайте то, что удается уловить, с артикуляцией губ, изменением выражения лиц, общей мимикой и жестами. Это вырабатывает так называемую комбинированную аудиовизуальную наблюдательность. Попробуйте тренироваться таким образом — вам начнет открываться не просто очень многое, а невероятно многое. Вы начнете расшифровывать не только чужие разговоры, но и чужие намерения. Для оперативника это трудно переоценить.
Тренировка слуха по направлению обычно не представляет труда.
ЗАПОМНИТЕ: одно ухо слышит всегда лучше другого. Выясните, какое именно. Закройте глаза и развернитесь на любой источник звука линией взгляда, откройте глаза. Оцените результаты и сделайте поправку. При тренировке, даже непродолжительной, вы довольно быстро научитесь правильно разворачивать голову на звук. Знание результатов каждого повтора в условиях неочевидности тренировок способствует быстрому развитию навыка. Научившись переводить звуковые восприятия в область ощущений, можно безошибочно развернуть оружие на цель в темноте, ориентируясь уже не столько на слух, сколько на получаемые ощущения.
Слушайте все звуки и переводите их в область ощущений — ощущайте, как эти звуки влияют на вас, какова реакция отдельных органов на эти звуки, и запоминайте эти ощущения направленности звука.
ЗАПОМНИТЕ: для более результативной тренировки слуха «отключайте» все другие органы чувств любыми доступными способами.
Резервы слухового восприятия необычайно велики. У любого человека целенаправленными тренировками можно сформировать и воспитать даже музыкальный слух.
Полезно знать еще один физиологический аспект слухового восприятия — память на услышанное более устойчива и долговременна, чем память на увиденное.
Источник