- 60. ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
- Читайте также
- Эмоции и переживания
- 3. Парапсихологические переживания
- 4. Перинатальные переживания
- 5. Наследственные переживания
- 59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
- Эмоциональные переживания
- Пиковые переживания
- СНЫ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
- Телесные переживания
- 5. Отрицание переживания
- Техника № 6 . Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой
- Пиковые переживания
- Околосмертные переживания
- Формы переживания чувств. Виды чувств
60. ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
60. ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т. е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т. п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т. п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Эмоции и переживания
Эмоции и переживания Видеть и чувствовать – это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир 1. Мы перешли к важному этапу: переживанию и осмыслению чувств. Пережитые чувства добавляют знания, пережеванные – лишний вес. Первоначальное знание заключается в том, что все наши
3. Парапсихологические переживания
3. Парапсихологические переживания Парапсихологические переживания возникают, как правило, у людей, верующих в них. При этом существование паранормальных явлений остается под большим вопросом. Паранормальные явления – разного рода феномены, существование которых не
4. Перинатальные переживания
4. Перинатальные переживания Основные характеристики перинатальных переживаний связаны с проблемами биологического рождения, физической боли и агонии, болезни и дряхлости, умирания и смерти. Пугающее столкновение с этими критическими аспектами человеческого
5. Наследственные переживания
5. Наследственные переживания В качестве примера такого переживания я приведу воспоминания одной из пациенток С. Грофа во время ЛСД-сеанса:«К моему удивлению, идентичность моего ЭГО неожиданно изменилась. Я была моей матерью в возрасте трех-четырех лет; это, должно быть,
59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ
59. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧУВСТВ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧУВСТВ В этом вопросе мы рассмотрим понятие «чувство», его структуру и классификацию чувств.Под чувством понимается особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является
Эмоциональные переживания
Эмоциональные переживания Эмоции принято определять как реакции человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей. Очень точно подобрал ключевое слово для определения эмоций А. Н. Леонтьев: «Эмоции выполняют роль внутренних сигналов», в том смысле, что несут
Пиковые переживания
Пиковые переживания Одно из недавних исследований, посвященное «пиковым переживаниям», позволило уточнить и обогатить ранее сделанные выводы. Я опросил многих людей (не только здоровых), чтобы выяснить, какие переживания в их жизни были наиболее захватывающими.
СНЫ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ
СНЫ КАК ПРОБУЖДАЮЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Многие знаменательные сны несут послания от глубинной части нашей личности и тоже могут служить пробуждающим переживанием. Вот, например, сон, рассказанный мне одной молодой вдовой, женщиной, погруженной в свое горе. Это очень ясный
Телесные переживания
Телесные переживания Традиционно психиатрия обращала внимание на некоторые аспекты внутренней жизни терапевта. Самый очевидный из них — интеллектуальное понимание терапевтом переживаний пациента и того, что происходит между терапевтом и пациентом. Когда терапевт
5. Отрицание переживания
5. Отрицание переживания По-видимому, ничто, кроме другой личности, так действенно не оживляет для человека мир — взглядом, жестом, замечанием, — что устраняет реальность, в которой он пребывал. ЭРВИНГ ГОФФМАН. «Встречи: два исследования по психологии
Техника № 6 . Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой
Техника № 6. Пробуждение чувств Сосредоточьте внимание на органах чувств и обретите покой Чем полнее вы погружаетесь в настоящий момент, тем меньше пребываете в своем разуме. Более того, активное осознание происходящего помогает полнее ощутить собственное сознание –
Пиковые переживания
Пиковые переживания Подобно тому, как квантовая волновая функция или пилот-волна управляет путем частицы, большое U представляет собой путь наименьшего действия для людей и сообществ. Когда мы утрачиваем энтузиазм, возбуждение, и непринужденность в жизни, или когда нам
Околосмертные переживания
Околосмертные переживания Одно из самых популярных верований заключается в том, что после смерти мы продолжаем жить в другой форме и в другом месте. Если это правда, значит, то, что нам представляется смертью, на самом деле не смерть, то есть не конец. Это переход в иное
Источник
Формы переживания чувств. Виды чувств
Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.
Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.
Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.
Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.
Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.
Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.
Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.
Классификация эмоций и чувств:
1) По влиянию на деятельность бывают:
2) По сложности и содержанию бывают:
ê высшие сложные;
ê низшие простые.
3) По форме протекания бывают:
Высшие чувства – это патриотические, нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Эмоции и чувства проявляются в мимике, пантомимике, речь.
Чувства –переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Чувственный тон –эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, побуждающие субъекта к их сохранение или устранению.
Эмоция –непосредственное временное переживание какого-нибудь чувства (наслаждение, восхищение).
Страсть –сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.
Причины страсти могут быть разные. Они могут определяться осознанными убеждениями (страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений, могут быть патологическими.
Особую форму переживаний представляют собой высшие чувства. Они подразделяются:
Нравственные чувства – переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнений этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства – эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей, в искусстве
. основные эмоциональные состояния и их характеристикаВ каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.
Настроение— эмоциональное состояние, в течение длительного времени окрашивающее всю психическую жизнь человека. Факторы, вызывающие определенное настроение, могут быть очень разными: от физиологических до высокодуховных.
Фрустрация — состояние острого переживания неудовлетворенной потребности, осознание невозможности достижения какой-либо значимой цели
Стресс — реакция на изменение условий жизни, процесс адаптации к новой ситуации, «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование» подразделяют:
— физиологический стресс (изменение режима работы, тяжелый физ.труд, чрезмерный холод, жара, болевые стимулы);
— психологический стресс ( существенное изменение жизненных условий, потеря близких людей, информац. перегрузки, обида и т.д.).
Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для индивида условий жизни. Развивается в критических, неожиданно возникших, чаще опасных ситуациях.
Депрессия — характеризуется отрицательным эмоциональным фоном, общим снижением жизненной активности, слабостью волевых процессов, ослаблением памяти, мыслительных процессов, неспособностью концентрировать внимание. Человек в состоянии депрессии испытывает мучительные переживания, отчаяние, тоску.
. виды чувств чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они связаны с личностными, социально значимыми ценностями. Различают практические, нравственные, эстетические и познавательные чувства. практические чувства –чувства возникающие в практической деятельности. нравственные чувства –это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению др. людей в зависимости от его соответ. или несоответ. соц. нормам. Они основаны на приятом в данном обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости. (мораль, этика, нравственность, чувство долга, совесть, чувство чести) эстетические чувства –это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения. Они формируются в значительной мере средствами искусства.
Источник