- Андрей Болконский Портрет. Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
- Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Портрет: описание внешности, манера поведения
- Происхождение, семья
- Характер
- Отношение к окружающим
- Отношение к светскому обществу
- Отношение к семье
- Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
- Андрей Болконский и Наташа Ростова
- Служба. Участие в войнах
- Духовные искания
- Начало пути духовных исканий
- Духовное перерождение
- Заключение
- Андрей Болконский
- На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский.docx
Андрей Болконский Портрет. Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
Происхождение. Семейное положение. Его отношение к Светскому обществу, жене.
Андрей Болконский-князь, сын Николая Андреевича
Болконского,
был женат на княгине Лизе.
Лиза Болконская – молодая жена князя Андрея
Болконского. Умерла во время родов,
родив Андрею сына-Николеньку-младшего.
Князь Андрей умер от ранения, полученного во время
Бородинского сражения.
Портрет князя Андрея:
. был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с
определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная
от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага,
представляло самую резкую противоположность с его
маленькою оживленною женой».
В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным
внешней красотой, он решает жениться на Лизе.
Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное
понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо.
Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством,
оказалась обыкновенной, заурядной женщиной.
И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным
отношением.
В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит
почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того,
как сделал все, что мог.
Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть
связанным семейными узами.
Болконскому семейная жизнь со своей женой не приносила
спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился.
Супругу свою Андрей не любил, относился к ней как к ребенку
из глупого пустого света.
Болконский с презрением относится к светскому обществу,
это передалось ему от отца.
Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет
“глупым обществом”, так как его не удовлетворяет эта праздная,
пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову:
“Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне”.
“Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество — вот
заколдованный круг, из которого я не могу выйти”.
Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование
в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность
от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый,
скучающий взгляд .
Он любит труд, стремится к полезной деятельности и не может
удовлетвориться той блестящей, праздной, но пустой жизнью,
которой вполне довольны люди его круга.
«Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами» «Ему, видимо, все бывшие в гостиной. надоели так, что смотреть и слушать их ему было очень скучно. «
Источник
Образ и характеристика Андрея Болконского — героя романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»
В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ Андрея Болконского занимает важное место. Этот герой ищет собственный путь, своё предназначение видит в служении Отчизне.
Портрет: описание внешности, манера поведения
Князь Андрей Болконский — молодой человек небольшого роста, весьма красивый, «с определёнными и сухими чертами». Лицо князя выразительно, по его выражению видно, какие чувства он испытывает. Когда в начале романа читатель видит его на вечере Анны Павловны Шерер, скучающий, усталый взгляд Болконского говорит о том, что все светские люди, собравшиеся в гостиной, ему надоели.
С людьми, неприятными ему, князь обращается «сухо-неприятно», часто «с гримасой, портившею его красивое лицо», говорит с ними резким, неприятным голосом. Но к тем, к кому относится хорошо, он обращается с доброй улыбкой, говорит ласково.
Происхождение, семья
Андрей Болконский — дворянин, единственный сын генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, безвыездно жившего в своём имении Лысые Горы. Отец дал сыну хорошее образование, трудовое воспитание, приучил быть деятельным. Младшая сестра князя Андрея княжна Марья жила вместе с отцом, а князь Андрей жил в Петербурге вместе со своей женой Лизой.
Характер
Андрей Болконский — незаурядный человек с непростым характером. Он склонен к анализу не только внешних событий, но и своего душевного состояния. Его суждения указывают на острый ум, хорошее образование, широкий кругозор. Он очень начитан, много знает, следит за событиями в мире.
Андрею Болконскому присущи следующие черты характера:
- деловитость, практическая цепкость, стремление к деятельности, полезной для общества;
- любовь к Родине;
- сильная воля;
- решительность;
- храбрость;
- гордость, независимость;
- верность своему слову;
- замкнутость, сдержанность;
- скептицизм;
- отвращение к лицемерию.
Такие черты характера как скептицизм и замкнутость проявляются у князя Андрея даже в общении с теми, кого он любит: с отцом, княжной Марьей, Пьером, Наташей.
Князь Андрей, в отличие от Пьера, не любит мечтательного философствования, он деловит, собран, трудолюбив, деятелен.
Отношение к окружающим
Пьер Безухов «всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми». К окружающим Болконский относится по-разному, в зависимости от своего мнения о них.
Отношение к светскому обществу
К людям высшего света князь Андрей относится с презрением. С ними он вежлив, холоден, насмешлив, с досадой слушает их пустые речи, не притворяясь заинтересованным. Ему надоели люди, имеющие на себе «общий светский отпечаток», он говорит с ними сухо, неохотно, часто презрительно. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не по мне!» — говорит Болконский Пьеру Безухову перед уходом на войну.
Отношение к семье
Своего отца, давшего ему прекрасное воспитание и образование, князь Андрей любил, к его чудачествам относился «в основном» снисходительно. Он уважал отца за знания, трудолюбие, чувство собственного достоинства и прислушивался к его мнению. Хотя князь Андрей был независим, он уступил, когда отец потребовал, чтобы сын отложил свадьбу с Наташей Ростовой на год. Князь Андрей не хотел заслужить гнев отца, когда, может быть, его отцу осталось жить недолго. Это разрушило бы половину его счастья, как он писал сестре из-за границы.
К сестре княжне Марье Болконский относится хорошо, сочувствует ей, что с отцом ладить непросто, так как к старости его характер стал тяжёлым.
В браке князь Андрей несчастлив. Его жена Лиза «воспитана и росла в свете». Она легкомысленна, весела, добродушна, то есть её характер совсем не похож на характер князя Андрея. В их семье нет любви и счастья. Когда жена умирает в родах, Болконский винит себя в том, что относился к Лизе холодно, с иронией, уделял ей мало внимания.
К маленькому сыну Николеньке князь испытывает любовь, переживает, когда мальчик заболел, ухаживает за ним.
Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова
Князь Андрей очень хорошо относится к Пьеру Безухову, он добр к нему, считает его одним живым человеком среди всего петербургского света, ценит за простоту, совестливость, доброту.
Пьеру же его старший друг казался «образцом всех совершенств», он поражался его силе воли, «необыкновенной памяти, начитанности», его поражало в князе Андрее «отсутствие способности мечтательного философствования».
Андрей Болконский и Наташа Ростова
Любовь к Наташе помогла князю Андрею вернуться после депрессии к полноценной жизни, поверить, что он ещё может быть счастлив. Общение с этой оживлённой, поэтической, прелестной девушкой пробудило в нём лучшие чувства. Слушая её пение, он почувствовал, что «в душе его произошло что-то новое и счастливое».
Наташа тоже полюбила князя и приняла его предложение стать женой. Однако, по настоянию отца Болконский отложил свадьбу на год и уехал за границу. Наташа, не выдержав испытания разлукой, увлеклась Анатолем Курагиным и написала жениху письмо с отказом. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой, Болконский вновь возвратился в армию.
Когда смертельно раненный князь Андрей попадает под опеку семьи Ростовых, уезжавших из Москвы, Наташа стала ухаживать за ним. Она винила себя в измене жениху, в том, что принесла ему горе. Князь Андрей прощает её.
Служба. Участие в войнах
Не в силах больше вести пустую светскую жизнь, князь Андрей идёт на войну служить адъютантом к Кутузову. Ещё одна причина этого — мечты о славе.
Его чувство собственного достоинства проявилось в столкновении со штабными офицерами, равнодушными к тому, что французы разбили союзную австрийскую армию. Он говорит, что если штабным офицерам нет дела до общего успеха или общей неудачи, то они не офицеры, а «лакеи, которым дела нет до господского дела» (том 1, часть 2, глава 3).
Болконский участвовал в Шенграбенском сражении. В Аустерлицком сражении он совершил подвиг: бросившись со знаменем вперёд, поднял весь батальон в атаку и был ранен в голову.
Во время Отечественной войны 1812 года князь Андрей отказался от штабной работы, чтобы командовать полком. Он сблизился с солдатами, заботился об их благосостоянии. Накануне Бородинского сражения князь говорит Пьеру о решающей роли «духа войска»: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть» (том 3, часть 2, глава 25).
Во время Бородинского сражения Болконский получил осколочное ранение в живот от разорвавшейся гранаты.
Духовные искания
Андрей Болконский, человек с богатым внутренним миром, прошёл непростой жизненный путь, это был долгий путь духовных исканий.
Начало пути духовных исканий
Поиск смысла жизни начинается у этого героя с мечты о подвиге и славе. Он убеждён в не случайности своего присутствия в мире. В начале романа читатель видит князя, мечтающего о славе, о подвигах ради счастья и благополучия людей. Такую славу, по его мнению, обрёл его кумир Наполеон Бонапарт. Во время военных действий Болконский ищёт случая найти «свой Тулон», подобно Наполеону, и отличиться на поле боя.
Лёжа после тяжёлого ранения в голову на поле под Аустерлицем, князь Андрей видит над собой бездонное, спокойное небо. Это вечно небо говорило о бренности его желания славы. К раненому подъезжает со свитой Наполеон, любующийся убитыми русскими солдатами. Болконский видит ничтожность этого человека и разочаровывается в своём кумире. Он осознал незначительность «великого» Наполеона с его славой по сравнению с вечностью неба Аустерлица. Князь понял всю глупость войны, мелочность мечты о славе, осознал, что главные ценности в жизни — это близкие люди, их счастье.
Духовное перерождение
Выжив после ранения, пережив смерть жены, князь Андрей решил больше не служить, а жить для себя и своих близких. За два года жизни в деревне он внутренне изменяется, его духовное перерождение, начавшееся под Аустерлицем, продолжается. У Болконского уже нет узкоэгоистических целей, он думает о семье, о будущем сына, обустраивает своё имение Богучарово.
В эти два года Болконский перевёл в одном своём имении крестьян в вольные хлебопашцы (то есть освободил от личной крепостной зависимости), в другом заменил барщину оброком. Он много читал, следил за внешней и внутренней политикой, занимался «составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений».
Свой новый взгляд на жизнь Болконский высказал Пьеру, когда тот приехал к нему в Богучарово. По его мнению, счастье заключается в отсутствии двух действительных несчастий: угрызений совести и болезни. Разговор с Пьером на пароме (когда тот говорил о вечности, о правде, о том, что человек — часть «огромного, гармоничного целого») возродил «что-то лучшее», что было в князе. С этого свидания с Пьером у Болконского началась его новая жизнь, хотя внешне ничего не изменилось.
После ночи в Отрадном, когда он случайно услышал, как Наташа восхищалась весенней лунной ночью, утром по дороге домой Болконский увидел, что старый дуб покрылся листвой. И князь Андрей окончательно решил, что в 31 год жизнь не кончена. Он хотел, чтобы его жизнь была не для него одного, «чтобы на всех она отражалась».
Князь возвращается к активной жизни. Он хочет служить Отечеству и едет в Петербург, чтобы передать свою записку о военном уставе государю. Там он познакомился с государственным секретарём Сперанским и стал членом комиссии составления воинского устава. Через некоторое время Болконский разочаровывается в деятельности Сперанского, который участвовал в подготовке государственной конституции. Он понимает тщетность усилий человека что-то изменить в государстве и жизни вообще, понимает стихийность жизненных событий.
После Шенграбенского сражения раненный в голову Болконский испытывал сострадание и любовь ко всем людям — и к братьям, и к врагам. Смертельно раненный в Бородинском сражении, он ясно понял, что истинная любовь — это когда любишь и ближних, и врагов, что такая любовь — и есть смысл жизни.
Заключение
Образ Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» во многом отображает нравственные искания самого автора. Духовный путь князя Андрея, поиск смысла жизни показывается в продолжении почти всего действия романа. Характеристика образа Андрея Болконского поможет уяснить смысл и философскую идею произведения.
Характеристика образа Андрея Болконского, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Источник
Андрей Болконский
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:22, сочинение
Описание работы
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца.
Файлы: 1 файл
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский.docx
На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого.
Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: «Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами» На лице князя усталость и скука. Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, и это ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А. П. Шерер, он называет «глупым обществом», так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», — говорит он Пьеру
. Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о «своем Тулоне». Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. . Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу. Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…»
Согласившись переночевать в Отрадном, Болконский, подойдя ночью к окну, услышал голос Наташи Ростовой, которая, восхищаясь красотой ночи, хотела “взлететь” к небу. Андрея Болконского восхищает чуткое, искреннее и чистое слияние Наташи с природой и звездной ночью. Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года.
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Отечественная война 1812 года резко изменила жизненный путь героя. Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесённой ему обиде. Но личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нём желание бороться, быть вместе с армией и народом. Поэтому Болконский снова поступил на военную службу, отказавшись от штабной должности. Накануне Бородинского сражения Болконский не сомневался в победе и верил в духовную силу русского народа, который поднялся на защиту Отечества и Москвы. Теперь в Андрее не было того индивидуализма, который был прежде, он ощущал себя частью народа.В полку его называли «наш князь», его любили, им гордились. У князя Андрея стали появляться новые мысли: «Зачем люди идут убивать себе подобных?» Здесь, в полку, князь Андрей начинает осознавать себя частицей народа, здесь к нему приходит осознание того, что от него, как и от многих солдат, зависит спасение России.
Во время сражения Болконский был ранен осколком гранаты, Болконский, наконец, постигает смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал». Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий
. От любви к славе, к себе, к Отечеству он пришёл к любви Евангельской, любви ко всему роду людскому, всепрощению. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовью, добротой живет мир, только любовь может избавить человечество от мучительных противоречий.
Рассматривая путь исканий Андрея Болконского, нельзя не сказать об отношении этого героя к религии. Сначала она для него ничего не значит, он даже иронизирует над своей сестрой княжной Марьей, которая искренне верит в Бога. Истинное осознание религии, приход к духовной жизни, христианской любви — все это понимает и чувствует князь Андрей после своего ранения на войне 1812 г. Он прощает своего врага Анатоля Курагина, понимает проступок Натащи.
Андрей Болконский — любимый герой Л. Н. Толстого, — пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растёт и развивается. Ни война, ни личные беды и несчастья не смогли сломить его — он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.
Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, — он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага:
Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а “всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью. ”.
Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, “тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью” и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: “Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться. а главное — бороться. А спокойствие — душевная подлость”.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.
Источник