- Эмоции в спорте
- БИОХИМИЯ СЧАСТЬЯ: спорт как источник гормонов радости
- Что дает спорт с точки зрения биохимии счастья?
- Адреналин
- Эндорфины
- Серотонин
- Как заниматься, чтобы улучшить настроение
- К ак не переусердствовать в погоне за спортивным счастьем?
- Спортивная электронная библиотека
- Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
- Популярное
- Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
- Мир дзюдо
- Олимпийский вестник Юга России
- FIBA Assist Magazine
- PRO Баскет
- Федеральный справочник «Спорт России». Специальный выпуск 2
- Не измени себе
- Вечная тайна футбола
- Бильярд
- Красно-синий – самый сильный!
- Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
- Как убивали омский волейбол
- Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
- Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
- Психологические особенности спортивных эмоций
Эмоции в спорте
Автор статьи: Екатерина Гордеева, специалист по учебно-методической работе Центра по работе со спортивно одаренными детьми Красноярского краевого института повышения квалификации работников физической культуры и спорта
Наша жизнь так или иначе связана со спортом. В детстве мы ходим на уроки физкультуры, а повзрослев, отправляемся в спортивные залы. Занимаясь спортом, мы испытываем разные эмоции, как положительные, так и отрицательные: грусть, радость, удивление, страдание, гнев и другие чувства. Давайте разберемся, что такое эмоции и какова их роль в спорте? Термин «эмоции» используется для обозначения любых душевных переживаний и отражают отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции играют в спорте важнейшую роль. «Спортивная злость», «горечь поражения» и «радость победы» постоянно сопровождают спортсменов. Эмоции ярко проявляются в предстартовом состоянии, а также во время спортивной борьбы.
Спортсмену очень важно управлять своими эмоциями, ведь от этого зачастую зависят его успехи в тренировочной и соревновательной деятельности. Безусловно, забота об эмоциональном состоянии спортсмена в первую очередь ложится на тренера. Для достижения желаемых результатов он должен находить подход к каждому из своих подопечных, работать с ними индивидуально, а не действовать по шаблону. Например, нельзя забывать об индивидуальных особенностях эмоциональных переживаний спортсменов. Так, опросы показали, что уверенность в победе над будущим соперником является прекрасным стимулом приблизительно для 50% спортсменов, но в то же время было выяснено, что около 20% спортсменов лучше выступят под угрозой поражения. Если большинство спортсменов предпочитает состязаться на своих стадионах, то некоторые все же успешнее выступают «на выезде»: оказывается, дома, на глазах у своих родных, близких и друзей, они особенно боятся проигрыша. Избыточный «груз ответственности» обусловливает напряженность, скованность спортсмена во время выступления, и в результате обостренное желание показать себя с лучшей стороны приводит к обратному результату.
Кроме того, настроить спортсмена на победу в состязаниях можно разными путями. Одного перед стартом надо успокоить, второго – разозлить, третьего – отвлечь от мыслей о предстоящем выступлении, четвертому, наоборот, целесообразней помочь сосредоточиться на будущей игре и последние часы и минуты перед соревнованием посвятить продумыванию тактики выступления. Есть спортсмены, которым перед соревнованием полезно активно потренироваться, некоторым целесообразнее посвятить сну несколько часов, оставшихся до игры. Тренеру нужно считаться с тем, что один и тот же метод психологического воздействия подстегивает, активизирует одного спортсмена и обезоруживает другого.
Однако нужно иметь в виду, что постоянные напутствия тренера такие, как «держи себя в руках», «тебе не следует поддаваться слабости» являются неправильными. Подавляя эмоции «в приказном порядке», тренер чаще всего достигает противоположного эффекта – у спортсмена усиливается нервное возбуждение, а слабость становится непереносимой. Не справляясь с переживаниями, спортсмен пытается подавить хотя бы внешние проявления эмоций. Однако внешнее благополучие при внутреннем разладе обходится слишком дорого: разбушевавшиеся страсти обрушиваются на организм, нанося ему удары, от которых он долго не может оправиться. И если спортсмен привыкает сохранять спокойствие на соревнованиях и держать эмоции в себе, он рискует заболеть всерьез. Таким образом, подавление эмоций на соревнованиях наносят ущерб здоровью и психологическому состоянию спортсмена.
Но самое главное, о чем должны позаботиться тренер и родители спортсмена – чтобы занятия спортом приносили человеку радость, доставляли удовольствие. Такому спортсмену всегда будет сопутствовать успех и в профессиональной карьере, и в личной жизни.
Источник
БИОХИМИЯ СЧАСТЬЯ: спорт как источник гормонов радости
Знаете ли вы, что физические упражнения стимулируют выработку гормонов эндорфинов, называемых гормонами радости и счастья? Как достичь состояния эйфории, занимаясь спортом?
У каждого человека свое представления о счастье. Одни находят счастье в любви, другие — в деньгах, третьи — в заботе о здоровье и благополучии близких. Однако на самом деле все гораздо проще. Секрет счастья таится в гормонах, эндорфине, серотонине, энкефалине, а ощущение безграничного удовольствия — это всего лишь результат цепи сложных химических превращений.
Психологи любят рассуждать о том, что счастье — это состояние гармонии с самим собой, учат, как достичь такого равновесия. Мы же поищем источники счастья в конкретных вещах и действиях. Знаете ли вы, что выработку эндорфинов и других гормонов счастья стимулируют физические нагрузки? Проведенные учеными исследования, в частности с помощью магнитно-резонансной томографии, выявили увеличение активности головного мозга, вызванной ощущением счастья после 20-минутной физической нагрузки. Для сравнения, после 20-минутного возлежания на диване в состоянии неги таких изменений выявлено не было.
Что дает спорт с точки зрения биохимии счастья?
Занятия физкультурой и спортом, здоровый образ жизни благотворно влияют на общее самочувствие, повышают выносливость организма, «отучают» болеть — это не может не сказаться на эмоциональном состоянии в целом.
Адреналин
Во время физических нагрузок в организме человека выбрасывается гормон стресса адреналин, который дарит ощущение «драйва» и избавляет от накопившихся в процессе повседневной суеты негативных эмоций. Благодаря адреналину горы становятся по плечо, невозможное — возможным, а радость покорения новых вершин затмевает мелкие неудачи, придает уверенность в себе и заряжает оптимизмом. Ученые подсчитали, что получасовая тренировка способна сделать человека счастливым на 1,5-2 часа. Причем у мужчин эта закономерность прослеживается четче, чем у представительниц прекрасного пола. Недаром большинство настоящих мужчин предпочитают не «лить слезы в подушку», а «выгонять беду с потом».
Эндорфины
Кроме адреналина в головном мозге человека во время тренировок синтезируются эндорфины. Недостаток этих веществ лишает человека сил, жизненной энергии и в конечном итоге приводит к апатии и депрессии. Физические упражнения стимулируют выработку эндорфинов, ускоряют проведение нервных импульсов к центру удовольствия, расположенному в головном мозге, дают радость, бодрость и ощущение легкости. Кроме влияния на эмоциональный статус гормоны эндорфины обладают способностью уменьшать боль, снижать температуру тела, оказывают противовоспалительное действие. Именно влиянием эндорфинов объясняется тот факт, что спортсмены-бегуны практически не испытывают болевых ощущений во время длительных марафонов, а после их окончания нуждаются в восстановлении.
Серотонин
Люди, которые «светятся счастьем изнутри», имеют высокий уровень серотонина. Серотонин способен снимать напряжение, повышать настроение, регулировать аппетит, восстанавливать сон. О том, что серотонин содержится в бананах, финиках и шоколаде наслышаны многие, но оказывается, его уровень можно повысить, ежедневно занимаясь обычной зарядкой. Чтобы вернуть себе радость жизни, нужно восстановить процессы метаболизма серотонина. Между его уровнем и настроением существует обоюдная связь: при увеличении количества серотонина улучшается настроение, а улучшение настроения запускает механизм образования серотонина, который, к слову, кроме влияния на настроение еще и защищает от рака.
Как заниматься, чтобы улучшить настроение
Чтобы прочувствовать антидепрессантное действие спорта, нужно чтобы нагрузка во время занятий превышала средний уровень. В субъективном выражении важно, чтобы человек при выполнении упражнений ощущал затруднение, которое необходимо преодолевать. Именно поэтому во время тренировок рекомендуется удерживать пульс на уровне 130-140 ударов в минуту и последние повторы упражнения выполнять «через не могу». В этом случае эндорфины успеют дойти до нейронов головного мозга и вызовут ощущение успокоения и абсолютной гармонии.
Для тех, кто сравнивает спорт с физическим трудом, заметим, что разница между этими видами активности огромная. Каждодневное длительное махание киркой и лопатой приводит к выработке защитной реакции усталости, в то время как занятия спортом в свое удовольствие заряжают энергией и восстанавливают после напряженной работы.
Спортивные нагрузки должны быть ограничены во времени, они не должны приводить к накоплению усталости, организм должен успевать восстанавливаться после тренировок, в противном случае он будет работать на износ, что приведет к ухудшению самочувствия и настроения. Регулярные тренировки подразумевают смену характера нагрузок. Устал заниматься в тренажерном зале, можно некоторое время покататься на велосипеде. Людям занятым физическим трудом, спортивные врачи советуют: приходя домой не падать на диван перед телевизором, а отправляться на прогулку, это гораздо полезнее для психического и физического здоровья.
К ак не переусердствовать в погоне за спортивным счастьем?
Случается, что стремясь получить счастье в спорте, человек сталкивается с синдромом «выгорания». Занятия перестают приносить радость, выработка эндорфинов уменьшается. Часто люди в этот момент забрасывают тренировки, чего делать нельзя. Нужно просто сломать сформировавшиеся стереотипы: изменить график посещения спортивного зала, перейти в другой клуб, попробовать другие упражнения, к примеру, вместо аэробики заняться йогой, вместо индивидуальных занятий на тренажерах пойти на волейбол.
Спорт приносит пользу и дарит положительные эмоции, но он может и разрушать. Важно вовремя заметить симптомы перегрузки. Наиболее значимые из них — нехватка воздуха, прекращение потения, головокружение, озноб. Самый опасный признак перенапряжения — прекращение потоотделения, он свидетельствует о срыве терморегуляции и возрастании нагрузки на сердце, что чревато серьезными последствиями для здоровья. Для женщин значимым является такой признак, как нарушение менструальной функции и прекращение менструаций.
Чтобы стать счастливым в спорте, нужно заниматься регулярно, каждый день и понемногу, чтобы организм успевал «усваивать» приложенные старания и благодарно дарил ощущение эмоционального полета. В случае напряженной повседневной работы и хронического стресса требуется особенно внимательное отношение к подбору упражнений и объему физической нагрузки, в противном случае падение в физиологическую яму неизбежно, и выбираться из нее придется месяц, а может и больше.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Мир дзюдо
Олимпийский вестник Юга России
FIBA Assist Magazine
PRO Баскет
Федеральный справочник «Спорт России». Специальный выпуск 2
Не измени себе
Вечная тайна футбола
Бильярд
Красно-синий – самый сильный!
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Психологические особенности спортивных эмоций
Спорт отличается от многих других видов деятельности человека высокой эмоциональностью. Чувства, которые вызывают спортивные состязания, переживают не только их непосредственные участники, но и многочисленные наблюдатели, зрители, болельщики. Именно эмоциональное богатство, насыщенность спорта острыми моментами привлекают миллионы людей к спортивным состязаниям.
Исследования в области спортивных эмоций в СССР проводятся многими психологами и физиологами (Н.Р. Богуш, Г.М. Двали, В.Л. Марищук, А.А. Лалаян, Ю.Ю. Палайма, Н.В. Зимкин, А.Н. Крестовников, Я.Б. Лехтман и др.).
Результаты, полученные в этих исследованиях, обнаруживают целый ряд своеобразных особенностей спортивных эмоций, раскрывают их влияние на качество выполнения спортивных действий, на ход и успех спортивных соревнований, выясняют их зависимость от объективных или внешних условий обстановки спортивной борьбы. Кроме того, они выявляют также зависимость динамики эмоциональных переживаний от индивидуальных особенностей личности соревнующихся.
Эмоциональность спортивных действий порождается условиями самого спортивного соревнования, динамикой развивающихся действий, ситуациями соперничества и переходящего успеха спортивной борьбы, высоким напряжением в преодолении трудностей в борьбе за достижение поставленных спортивных целей и т. п.
Все эти условия, в которых происходит спортивная деятельность, вызывают у соревнующихся и зрителей эмоциональные переживания большой интенсивности с ярко выраженным аффективным характером, проявляющимся в поведении и своеобразном внешнем выражении. Характерным для спорта является высокая динамичность эмоций, их изменчивость, быстрая и часто резкая смена одних переживаний другими, порой противоположными: сейчас это радость успеха, восторг, восхищение, а через секунды — разочарование, досада, огорчение, снова надежды и др.
Вместе с тем психологические исследования обнаружили огромное богатство оттенков и разнообразие спортивных эмоций и сложных чувств, которыми насыщена спортивная деятельность.
Количественные показатели, полученные многочисленными физиологическими измерениями функциональных сдвигов в деятельности сердца, сосудистых реакций, дыхания, биотоков мышц, эндокринных реакций и других, подтверждают исключительную эмоциональность спортивной деятельности. Они раскрывают также глубокую связь между особенностями переживаний активных, стенических, и пассивных, астенических, эмоций и готовностью спортсмена мобилизовать и использовать все ресурсы своего организма в предстоящей спортивной борьбе.
Так, повышенная эмоциональность предстартовых состояний у спортсменов (например, у бегунов-спринтеров, боксеров), выраженная в изменениях частоты пульса, указывает на приспособительный характер происходящих изменений, возникающих по механизму условного рефлекса и связанных с напряженной мышечной работой.
Наши исследования по проблеме проявления эмоций в спорте, проводившиеся за последние 15 лет, начинались с выяснения условий, вызывающих различные эмоциональные реакции спортсмена, и с психологического анализа качественных особенностей спортивных эмоций. При этом мы опирались на данные наблюдений и бесед со спортсменами (более 500 человек), участниками различных соревнований, а также на результаты измерений по таким методикам, как ассоциативный эксперимент, вариативность двигательного темпа, тремометрия, пульсометрия и др.
Выяснение особенностей спортивных эмоций проводилось в связи с практическими задачами формирования у спортсмена необходимой ему эмоциональной устойчивости, своевременного выявления и регуляции неблагоприятных эмоциональных состоянии и правильной психологической подготовки его к соревнованию.
В этой статье мы останавливаемся лишь на некоторых сторонах многогранного вопроса о спортивных эмоциях и приводим полученные характеристики качественных психологических особенностей наиболее типичных спортивных эмоций.
Спортивная деятельность характеризуется своеобразными эмоциональными состояниями и отношениями, которые отражают специфику данной деятельности и определяются как «спортивные эмоции». Они возникают в процессе выполнения спортивных действий, разрешения спортивных задач при определенных взаимоотношениях между людьми, действующими в условиях спортивных состязаний.
Возникнув в процессе конкретной деятельности, эти эмоции сами оказывают влияние на выполняемые действия, на их результативность. Они повышают работоспособность спортсмена, активизируя процессы жизнедеятельности организма, стимулируют и мотивируют действия, поступки и поведение спортсмена.
К специальным спортивным эмоциям, благоприятствующим успеху в соревновательной борьбе, относятся: спортивное возбуждение, боевое воодушевление, игровое или спортивное увлечение, спортивная злость, чувство спортивной гордости и чести, спортивное соперничество.
По данным наших исследований, эти эмоции характеризуются следующими психологическими особенностями:
Спортивное возбуждение переживается как состояние повышенной активности, как своеобразное чувство борьбы за достижение поставленной цели. Спортивное возбуждение характеризуется активным положительным эмоциональным состоянием общего подъема сил, верой в возможность завоевания успеха, стремлением к борьбе и победе. Оно может возникнуть еще до начала выступления в соревновании и нарастать по мере обострения спортивной борьбы. В решающие моменты этой борьбы оно может достигнуть максимальной интенсивности, переходя при получении преимущества в состояние спортивного вдохновения или боевого воодушевления.
Спортивное возбуждение — это эмоциональное состояние, необходимое каждому спортсмену, при котором он способен достигнуть хороших результатов. Оно может иметь разнообразные степени интенсивности и переживаться по-разному в зависимости от вида спорта (например, у стрелков, гимнастов или боксеров оно различно), а также от индивидуальных особенностей спортсмена — участника соревнований. В состоянии спортивного возбуждения повышается работоспособность спортсмена, его возможности к большим напряжениям и максимальным мышечным усилиям.
Боевое воодушевление — состояние, охватывающее спортсмена в моменты напряженной спортивной борьбы. Часто оно возникает после нее, в острых ситуациях, захватывающих своей целенаправленной динамикой действия, появляется как реакция на обострение спортивного состязания. Боевое воодушевление переживается как состояние особого подъема сил, прилива энергии, непоколебимой уверенности в успехе своих усилий, самозабвенной радости борьбы, жажды активных действий, чувства силы. Это состояние можно было бы сравнить с творческим вдохновением литераторов, музыкантов, художников.
В состоянии боевого воодушевления спортсмены способны преодолеть максимальные для себя трудности, они принимают и выполняют самые смелые замыслы, рискованные решения ради достижения победы. И это доставляет им наслаждение и радость. Однако подобное состояние не может длиться долго. Оно сопутствует, как правило, наиболее ответственным и критическим моментам состязаний, когда тот или иной спортсмен со всей самоотверженностью борется за победу.
Игровое или спортивное увлечение также возникает в процессе спортивного состязания. Его источником является переменный успех, который влечет к новым усилиям борьбы, в которой каждая отдельная удача приближает цель. В этом экстремальном состоянии все стремления спортсмена направлены на ведение спортивной борьбы, он ни о чем больше не думает, не замечает ничего постороннего, не относящегося к ней.
Охватывающее спортсмена увлечение, например, спортивной игрой продолжается обычно до конца состязания или до какого-то его рубежа и придает большую эффективность действиям спортсмена, повышая его активность. «Ухожу в игру весь с головой, — указывают мастера волейбола, — увлекаясь, отдаюсь ей полностью, ни о чем больше не думаю». «Все мое внимание поглощается игрой, — говорит один из известных футболистов, — я не замечаю зрителей, забываю обо всех своих неприятностях, играю с увлечением, а иногда и с азартом».
В состоянии спортивного увлечения спортсмен не чувствует усталости, не замечает боли, он одержим только одним стремлением к победе. В пылу увлечения спортсмен иногда излишне горячится, и тогда он может забыть даже о правилах игры, допустить тактические ошибки, неэкономно тратить свою энергию.
Спортивный азарт следует отличать от здорового спортивного увлечения с его страстной эмоциональностью. Состояние спортивного азарта характеризуется нервным перевозбуждением спортсмена, излишней эффективностью, при которых ослабляется контроль над своими поступками, неизбежны нарушения спортивных правил. В азарте часто допускается грубость, применяются запрещенные приемы, совершаются аморальные поступки. И тогда в спортивную борьбу привносится нездоровый агрессивный характер, спортсмен забывает о спортивных целях — достичь высоких показателей и стремится любыми приемами подавить наступление противника.
Нездоровый азарт в спортивной игре, например в хоккее, проявляется в жестокости, грубости, не имеющих ничего общего с гуманной сущностью спорта. «Когда игроки бросаются в драку, — это не хоккей, ибо в такие минуты они уже ничего не видят вокруг», — так оценивает известный шведский хоккеист Свен Юханссон те матчи, которые кончались побоищами и драками.
«Спортивная злость» представляет своеобразную спортивную эмоцию, возникающую обычно в процессе спортивной борьбы внезапно как реакция на неудавшееся намерение или несбывшуюся попытку получить перевес в успехе, когда отдаляется возможность достижения цели. Эта эмоция переживается как чувство активного протеста, нежелания примириться с неудачей. Для нее характерна некоторая доля агрессивности. Однако она отличается от обычного чувства гнева, злобы и скорее приближается к переживанию досады, так как содержит недовольство собой, своими неудачными действиями и желанием проявить себя полноценно, не допустить новой неудачи или поражения. Охваченный вспышкой «спортивной злости», спортсмен быстро мобилизуется, проявляет максимум усилий и может иногда неожиданно и за короткое время добиться, казалось, уже недостижимого успеха.
Спортивная гордость — сложное нравственное чувство, характерное для квалифицированных спортсменов и выражающееся в положительном эмоциональном отношении к справедливо завоеванному ценою больших усилий успеху или победе. Чем труднее достается победа, тем острее переживается чувство гордости завоеванным спортивным достижением. Спортивная гордость включает переживание возвышенного удовлетворения и оценочное отношение к высокому общественному значению полученного спортивного результата. Так, победители олимпийских игр по праву гордятся завоеванным первенством на мировой арене. Они переживают законное чувство гордости высокими спортивными достижениями, добытыми их усилиями и одобренными общественным мнением.
Спортивная гордость как положительное нравственное чувство — это не личная гордость, не кичливость самим собой, не эгоцентрическая самооценка, а уважение к общественному положению победителя, к общественному признанию его достоинства.
Спортивная честь также относится к нравственным чувствам, возникающим в условиях спортивной деятельности Она связана с общественным признанием спортивных достоинств. Но в отличие от спортивной гордости, которая возникает и переживается вместе с достигнутыми успехами, чувство спортивной чести переживается в моменты осознаваемой угрозы возможной потери этих успехов. В чувстве спортивной чести выражается моральное отношение к защите общественного значения спорта, оно побуждает спортсмена быть в состоянии готовности, приложить все свои силы и способности к защите высокого звания спортсмена, члена определенной общественной организации, ее представителя. «Я защищал честь своей команды, я боролся за ее победу и вложил в это все свои силы, мы выиграли! Трудно выразить чувство огромного удовлетворения и гордости, которое испытываю я и мои товарищи, подтвердившие и возвеличившие славу родного советского спорта», — говорил Петр Болотников после победы на олимпийских играх в беге на дистанции 10 000 м.
Высокие нравственные чувства спортивной чести и спортивной гордости воспитываются только в справедливой спортивной борьбе с достойными противниками, они несовместимы с грубым насилием, жестокостью и несправедливостью, наблюдающимися иногда в отдельных спортивных состязаниях, которые в таком случае перестают быть «спортивными» в полном смысле этого слова и, как правило, получают отрицательную общественную оценку.
Спортивное соперничество является своеобразным чувством, порождаемым условиями спортивной борьбы, обязательным психологическим условием каждого состязания, важнейшим стимулом спортивной борьбы.
При самых доброжелательных товарищеских отношениях между участниками соревнований спортсмен, добиваясь определенного результата, относится к другим участникам как к претендентам на победу в этой борьбе и своим соперникам. Чувство соперничества выражается в ревностном стремлении спортсмена к превосходству над другими спортсменами, претендующими на такой же результат. Эмоции соперничества возникают не только у спортсменов, претендующих на призовые места. В зависимости от квалификации, тренированности, подготовленности к данному конкретному соревнованию каждый из участников намечает свои определенные задачи и цели. Подобные взаимоотношения реального соперничества и получают психологическое отображение в переживаниях спортсменами определенных эмоций соперничества.
Если у начинающих спортсменов во время соревнования это чувство не возникает, они при малейшей трудности легко отказываются от спортивной борьбы. В каждом спортсмене должна пробудиться эта важнейшая спортивная черта — соперничество с его стремлением к спортивному превосходству.
Результаты проведенного нами исследования показали, что психологическая структура эмоций спортивного соперничества всегда связана с самооценкой, с оценкой результатов своих достижений, возможностей добиться успеха. Однако психологическое содержание переживаний спортивного соперничества и их проявление в поведении спортсмена, его действиях и эмоциональных реакциях изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей, характерных черт личности и спортивного опыта.
В возникновении эмоций спортивного соперничества существенную роль играет уровень притязаний данного спортсмена или спортивной команды, а также связывающегося с ним чувства уверенности или сомнения в успехе.
Психологические особенности переживаний эмоций спортивного соперничества зависят как от личностных качеств спортсменов, так и от объективных условий ведения спортивного состязания.
В группе видов спорта типа единоборств спортивное соперничество выступает как непосредственная борьба «противников», отстаивающих победу в непосредственном соприкосновении с ними (бокс, борьба, фехтование).
В наиболее ярко выраженной форме соперничество проявляется в таких видах, где спортивная борьба идет в параллельных действиях, например в групповых забегах легкоатлетов, в состязании велосипедистов, лыжников, пловцов.
Эмоции спортивного соперничества в индивидуальных действиях в условиях соревнований своеобразно проявляются, например, у гимнастов, метателей, прыгунов в воду, в лыжном спорте — прыжках на лыжах с трамплина и др. Здесь часто спортсмен решает задачу преодоления своего собственного ранее полученного результата. Он соревнуется не только с другими участниками, претендующими на такой же результат, но и с самим собой.
В связи с большим разнообразием выражения эмоций спортивного соперничества, со сложностью их социально-психологического содержания и мотивации особое внимание следует уделить формированию и воспитанию моральных проявлений и культуры выражения этих эмоций у спортсмена,
Все охарактеризованные выше спортивные эмоции или чувства отличаются общим качеством активности и имеют стимулирующее и мотивирующее влияние на проявление воли к победе, энергии,
работоспособности спортсмена. В динамическом процессе спортивной борьбы они переживаются с той или иной интенсивностью, сменяют друг друга, одно эмоциональное состояние переходит в другое, порой контрастное и не менее острое. Так, радость успеха может смениться при неудаче огорчением или спортивной злостью, спортивное увлечение перейти в спортивный азарт. Когда спортсмен проявляет эмоциональную неустойчивость, он чрезмерно возбуждается, горячится, впадает в излишний азарт, склонен к растерянности, отчаянию, неуверенности.
Эмоциональная неустойчивость спортсмена часто становится причиной его неудачных выступлений на соревнованиях при неумении преодолевать неблагоприятные влияния возникающих эмоциональных состояний и отношений. Своевременное выявление подобных состояний помогает регулировать и предупреждать у спортсменов неблагоприятные эмоциональные реакции.
Эмоциональная устойчивость как положительное психологическое качество выражается в том, что она в определенные ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной степени интенсивности, характеризуясь при этом стабильностью определенных качественных особенностей и имея устойчивую направленность на решение спортивных задач.
Оптимальный уровень интенсивности эмоциональных переживаний и состояний в течение спортивной борьбы не остается величиной постоянной. Она изменяется соответственно ситуации спортивных действий, их задачам. Однако этот «оптимум эмоций» должен быть относительно устойчивым, оставаясь в то же время динамичным, что п характеризует эмоциональную устойчивость в спорте.
Для выявления эмоциональной устойчивости спортсмена — этого показателя его психологической подготовленности к соревнованию — нами были применены методики исследования ассоциативных реакций на эмоциональные раздражители и измерения вариативности двигательного темпа.
Методика ассоциативного эксперимента при исследовании эмоциональной сферы спортсмена дает возможность вскрывать не только наличие и интенсивность эмоциональных состояний и переживаний, но и их качественные особенности, направленность и определенное социальное содержание, а также мотивирующую роль различных эмоций.
В применявшейся нами ассоциативной методике была использована специальная экспериментальная установка. (О. А. Черникова. Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям. Сб. «Проблемы психологии спорта». Вып. V, ФиС, 1967).
Проекционный аппарат включался одновременно с электрохронометром. На предъявленный зрительный раздражитель испытуемый давал ассоциативную словесную реакцию. С началом словесной ассоциативной реакции хронометр выключался при помощи микрофона, помещавшегося перед испытуемым. Таким образом, измерялось время латентного периода ассоциативной реакции испытуемого на различные по эмоциональному содержанию зрительные раздражители в тысячных долях секунды.
Каждый ряд раздражителей состоял из 10 экспозиций, которые предъявлялись последовательно в одном сеансе. При проведении эксперимента учитывались:
а) время возникновения ассоциации на каждый раздражитель;
б) характер ассоциации по ее содержанию (ответ испытуемого записывался);
в) сопутствующие эмоциональные реакции (двигательные, словесные и др.);
г) словесный отчет испытуемого в конце опыта.
В методике данного эксперимента было обращено особое внимание на подбор ряда раздражителей для спортсменов различных специальностей и предварительное ознакомление с интересами, предстоящими спортивными задачами и подготовленностью спортсмена.
Эксперименты, наблюдения и беседы проводились со спортсменами различных специальностей, готовившимися к ответственным соревнованиям и выступавшими в них. Всего по методике ассоциативного эксперимента было проведено 300 измерений с 30 спортсменами. У 100 человек была измерена вариативность двигательного темпа. Анализ полученных результатов исследования показал чрезвычайно высокую вариативность ассоциативных реакций на эмоциональные раздражители у различных испытуемых, а также большую вариативность двигательного темпа. Так, длительность ускоренных ассоциативных реакций равнялась в среднем 0,89 сек.; замедленных реакций — 3,691 сек. при диапазоне разбросанности от 0,465 сек. до 10 сек. и более.
Ускоренные и умеренные реакции соответствовали активным эмоциональным состояниям; замедленные соответствовали пассивным. Положительные и отрицательные субъективные оценки раздражителей распределялись равномерно.
Для определения состояния эмоциональной устойчивости использовались объективные показатели: а) вариативность времени реагирования на эмоциональные раздражители; б) особенность содержания ассоциативных реакций; в) характерные особенности сопутствующих двигательных и других реакций при восприятии раздражителей. Различия в указанных показателях позволили группировать испытуемых по особенностям состояний эмоциональной устойчивости и проследить корреляцию между полученными показателями и спортивными результатами.
По методике измерения вариативности двигательного темпа было определено, что наиболее благоприятным показателем является величина отклонений от 0,0 до 1,0, свидетельствующая о хорошей эмоциональной устойчивости спортсмена перед выступлением в соревновании. (О. Л. Черникова. Вариативность двигательного темпа спортсменов различной специализации. Сб. «Проблемы психологии спорта». Вып. VII, ФиС, 1969). Однако стабильность показателей двигательного темпа служит положительным признаком лишь при высокой величине (соответственно виду спорта) максимального темпа движений и при отсутствия аритмии движений.
При определении эмоциональной устойчивости применялись также измерения электрокожной сопротивляемости по методике, разработанной Л. Г. Головниковым. Полученный материал экспериментальных измерений (испытуемыми были боксеры высшего класса в условиях ответственных соревнований) показал, что динамика эмоциональных состояний хорошо подготовленных спортсменов соответствует изменениям объективных условий выступления в соревновании.
В результате анализа данных эксперимента составлялись индивидуальные характеристики спортсменов, которые служили основанием для дифференцированного применения определенного комплекса психологических воздействий и рекомендаций по саморегулированию эмоциональных состояний у спортсменов.
Одним из важнейших психологических условий успешного выступления в соревновании является чувство уверенности спортсмена в своих силах, в успешной реализации своих возможностей. Твердое чувство уверенности необходимо для обеспечения полной отдачи сил, мобилизации всех способностей на преодоление трудностей борьбы с соперниками.
Неуверенность спортсмена в своих силах при выполнении спортивных упражнений, связанных с риском, часто переходит в различные формы проявления страха, которые неблагоприятно сказываются на качестве и результативности выполнения. Такими неблагоприятными эмоциональными состояниями, отрицательно влияющими на действия спортсмена, чаще всего оказываются: неуверенность в своих силах, робость, боязнь ответственности, боязнь показать плохой результат, растерянность при неожиданностях, боязнь противника и больших напряжений, страх перед препятствиями, испуг при внезапной неудаче.
Хорошая физическая подготовка спортсмена, его высокая тренированность, владение техникой и тактикой данного вида спорта могут служить основой для прочного чувства уверенности в своих силах. Однако уверенность не возникает автоматически в результате физической и технической подготовки, она требует и специальных приемов укрепления ее и воспитания.
Для успеха выполнения спортивного упражнения, для достижения высокого результата спортсмену нужна твердая уверенность в своих силах. «Чтобы обеспечить это, — пишет заслуженный мастер спорта Н. Г. Озолин, — нужно воспитать такую твердую уверенность в своих силах, которую не могут поколебать ни сильнейшие противники, ни сто тысяч зрителей на олимпийском стадионе, ни самая плохая погода, ни какая-либо другая причина». (Н. Г. Озолин. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. ФиС, 1958, стр. 29). Без уверенности невозможно доведение до успешного конца даже простого волевого действия, обычно связанного с преодолением какой-то трудности. Чувство уверенности является одним из существенных компонентов не только эмоциональной устойчивости, но и ряда сложных волевых качеств — решительности, смелости, упорства и др.
Переживание уверенности характеризуется подъемом жизненных сил, жизненного тонуса, сознанием наличия реальных возможностей успешного разрешения поставленных задач, знанием средств их разрешения, сознанием ответственности за исход исполнения.
По данным исследований Ю.Ю. Палаймы, выявляются некоторые разновидности состояний уверенности и неуверенности у спортсменов. Они связываются с успехом ведения борьбы за спортивный результат. (Ю. Ю. Палайма. Экспериментальное исследование уверенности в своих силах у спортсменов. Сб.: «Психологические вопросы спортивной тренировки», ФиС, 1967).Трезвая уверенность спортсмена в своих силах опирается на предшествующую проверку, на знание и оценку своих возможностей, связанных с развитием физических качеств, владением техническими навыками и тактикой данного вида спорта. Она возникает как обоснованное объективными фактами, проверенными и подтвержденными, когда во время тренировок спортсмен убеждается в своих достижениях и своих возможностях.
Уверенность в своих силах, в успехе опирается не только на знание своих собственных сил, но и на точное знание сил и особенностей соперника или противника, с которым предстоит спортивная борьба, на предвидение предстоящих трудностей и возможностей их преодоления.
Если уверенность в чем-то не соответствует или не обоснована отражением объективной действительности, не опирается на реальные явления, она перестает быть подлинной уверенностью, столь необходимой, чтобы добиться успеха, и превращается в отрицательное качество самоуверенности.
Самоуверенность характеризуется, прежде всего, переоценкой своих сил и возможностей, не имеющей оснований. Она характеризуется также недооценкой сил противника, заниженной оценкой трудностей, неизбежных в спортивной борьбе, некоторой беспечностью и приводит обычно к плохим результатам.
Среди молодых спортсменов встречаются порой такие, которые с излишней самонадеянностью и самоуверенностью относятся к трудностям предстоящего спортивного состязания. Они могут при этом чувствовать в себе избыток энергии и не замечают своих слабостей и недостатков. Неизбежным следствием этого является потеря бдительности при встрече с противниками и в результате — поражение.
Г М. Гагаева, проводившая многолетние исследования по психологии игры в футбол, уделяет особое внимание таким условиям, укрепляющим уверенность в своих силах у спортсменов-игровиков, как высокая степень всесторонней подготовленности и тренированности спортсмена, хорошее физическое самочувствие в день игры, опыт участия в ответственных соревнованиях, удачное выступление в них, сплоченность и сыгранность членов команды, хорошее знание противника, спокойное поведение тренера. (Г. М. Гагаева. Психология футбола. ФиС, 1969).
Чтобы воспитать уверенность спортсмена в своих силах, опытный тренер предоставляет ему самостоятельность в подготовке к выступлению в соревновании. Спортсмен сам должен проверить свои силы, знать их, уметь оценить и убедиться, на что он способен.
Один из лучших конькобежцев Голландии Кейс Феркерк рассказывает: «Я считаю, что успех спортсмена на девяносто процентов зависит от него самого. Умение сконцентрироваться, войти в форму, верить в собственные силы- кому, как не спортсмену самому, думать об этом!». (Г Бестебрертье. Феркерк рассказывает. ФиС, 1971).
Заслуженный тренер СССР К. В. Градополов, уделяя большое внимание в своей педагогической работе воспитанию уверенности спортсмена-боксера в своих силах, в победе, отмечает: «Уверенность появляется у боксера в результате систематической работы над совершенствованием своего мастерства в тренировках и соревнованиях». «Уверенность боксера, — говорит он, — результат его боевого самоопределения в ряде тренировок и состязаний. Только боевой опыт, успешное участие в состязаниях вселяют в боксера уверенность в борьбе». (К.В. Градополов. Тренировка боксера. ФиС, 1960, стр. 30).
Накопление спортсменом опыта самостоятельной работы над собой, без неустанного надзора и излишней опеки тренера, помогает лучше проверить и узнать самого себя, свои возможности, укрепляет чувство уверенности в своих силах.
Важнейшим условием укрепления чувства уверенности является овладение разнообразным запасом двигательных и тактических навыков, преодоление все новых трудностей в процессе тренировки и соревнований. По мере овладения и совершенствования техники и тактики, с ростом показателей физического развития, тренированности и накопления спортивного опыта формируется и крепнет уверенность спортсмена в своих силах.
В укреплении чувства уверенности в своих силах нуждаются не только спортсмены, начинающие осваивать новые для них виды спортивных упражнений, новую технику. При достижении личных рекордных результатов эта рекордная величина даже у мастеров спорта часто удерживается длительное время, и у них закрепляется отношение к своему достижению как к пределу. Основываясь на практике своего богатого тренерского опыта, Н. Г. Озолин указывает, что прыгуны часто не могут превысить своего личного рекорда, хотя в отдельных попытках дают более высокие показатели во время тренировочных занятий. Такую задержку он объясняет неуверенностью спортсмена в своих силах. Это подтверждается многими наблюдениями в процессе тренировки прыгунов с шестом. Так, тренируясь, прыгун преодолевал «с запасом» высоту 3 м 45 см, а когда устанавливалась высота 3 м 50 см (вполне для него доступная), не мог ее преодолеть. Другой прыгун выполнил прыжок на 4 м 15 см, когда думал, что прыгает на 4 м. 10 см (его рекорд). Особенно интересен опыт, проведенный Н. Г. Озолиным, с одним шестовиком. Во время тренировок этот спортсмен полагал, что делает попытку на преодоление высоты 4 м 25 см, а взял 4 м 57 см, которые до этого ему не давались. (Н.Г. Озолин. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. ФиС, 1958).
Подобные случаи интересны тем, что здесь применяются приемы увеличения трудности без предварительного предупреждения об этом спортсмена, недостаточно уверенного в своих силах. После этого, узнав, что трудность взята, что мнимая «предельная» высота преодолена, спортсмен с большей уверенностью, успешно повторял свои попытки. Чтобы укрепить уверенность спортсмена в своих силах, ряд тренеров применяют в отдельных случаях тренировки приемы завышения результатов выполнения того или иного упражнения. Так, например, в лыжном и велосипедном спорте, в легкой атлетике спортсмену сообщаются иногда завышенные результаты прикидки. Этот прием не может быть одобрен для широкого применения. Он требует большой осторожности и умеренности применения, а также большого педагогического такта. Если спортсмен получит основание для сомнений в точности информации, получаемой от тренера, то это быстро может привести к недоверию. За потерей доверия могут последовать и другие отрицательные явления во взаимоотношениях между спортсменом и тренером.
При обучении прыжкам с трамплина на лыжах, прыжкам в воду, легкоатлетическим прыжкам, гимнастическим упражнениям на брусьях, бревне и ряду других трудности увеличиваются для обучающихся в соответствии с требованиями разряда. Новая высота вышки или трамплина также может вызвать неуверенность в успешном преодолении препятствия или трудности, боязнь, страх. При этом наблюдаются нарушения в координации движений, скованность, ухудшение качества выполнения упражнений.
Следуя педагогическому принципу постепенности и доступности, применяют последовательный переход от меньшей высоты к большей. Часто бывает, что, освоив технику выполнения упражнений на одной высоте, спортсмен снова испытывает неуверенность, робеет, переходя на более высокий снаряд. Поэтому требуются повторные выполнения на промежуточных, более дробных высотах или других единицах усложнения препятствий или дополнительные облегчающие средства (страховка, поддержка, помощь и т. д.) для постепенного подведения спортсмена к новому достижению.
При рациональном применении принципа постепенности с учетом индивидуальных особенностей спортсмена в практике обучения и тренировки не нужно будет прибегать и использовать такой педагогический прием, каким является намеренно неверное осведомление спортсмена о его результатах.
В укреплении чувства уверенности спортсмена в своих силах опытные тренеры придают большое значение такому условию тренировки, как доведение до конца начатого упражнения. Так, Н.Г. Озолин всегда советовал прыгунам с шестом, начав разбег, уже не прерывать его. «Начать разбег и не прыгнуть — хуже, нежели неудачный прыжок». (Н.Г. Озолин. Воспитание моральных и волевых качеств спортсмена. ФиС, 1958, стр. 35). Это мешает сосредоточению внимания, не обогащает опыта спортсмена, ослабляет ответственное отношение к исполнению решений, а вместе с тем ослабляет и уверенность в себе.
Если спортивное упражнение выполнено неудачно, то тренировочное занятие не должно заканчиваться этой неудачей. Интересно, что в конном спорте это положение распространяется не только на всадника, но и на спортивную лошадь. В упражнении по преодолению препятствий опытный спортсмен-конник никогда не прекращает тренировку невыполненным взятием препятствия. Он обязательно сделает повторные попытки, пока не заставит свою лошадь взять препятствие. Иначе в следующий раз это будет значительно труднее сделать.
Заслуженный мастер спорта по гимнастике Борис Шахлин применял специальные приемы при подготовке к соревнованиям с целью укрепления чувства уверенности. Он обычно не допускал на тренировках невыполнения задуманной задачи, добивался полного удовлетворения своей работой и только
тогда позволял себе и своим ученикам закончить тренировочное занятие. Особая тщательность в работе над техникой придает спокойную уверенность в успехе на соревновании.
Укрепление уверенности в своих силах достигается при условии практики повторного удачного выполнения спортивного упражнения. Положительное влияние удачи знакомо человеку в любом деле. Удача, успешное достижение цели, как говорят, окрыляет, дает удовлетворение, уверенность в своих силах, в победе, делает человека решительнее, смелее, увереннее.
Боевой спортивный опыт, проверка своих сил, самостоятельность и опыт выступлений, хорошее владение разнообразными техническими и тактическими приемами, опыт самостоятельного преодоления трудностей — все это воспитывает уверенность спортсмена в своих силах.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Источник