Какие эмоции у детей 3 4 лет

возрастные особенности психоэмоционального развития детей 3-4 лет
статья (младшая группа) по теме

предпосылки возникновения кризиса 3 лет и рекомендации для преодоления.

Скачать:

Вложение Размер
vozrastnye_osobennosti_psihoemotsionalnogo_razvitiya_detey_3_l-4_let.docx 19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности психического развития детей 3-4 лет.

В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Возраст с 3 до 4 лет — один из важнейших периодов развития, протекающих критически (1-й возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды, ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым, раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным психогенным срывам. Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность, большая чувствительность к депривации (потери, лишение), вызывающей фрустрацию (разочарование, тревога, раздражение, отчаяние). В это время особенно опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и эмоционального контакта. Последнее может привести к аутизму (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развития речи, отказы от общения, речевого контакта). Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам». В этом возрасте ребенок может несколько завышать свои возможности и способности (т. е. самооценку), но уже многое он может делать самостоятельно. Ребенок нуждается в общении, ему необходимы одобрение взрослого, появляются новые успехи, желание стать лидером. Взрослые на этом этапе, сами того не желая, могут порождать трудности в воспитании и своими неумелыми действиями тормозить развитие личности ребёнка. Психологи отмечают, что упрямство не возникает в тех случаях, когда между требовательностью и уважением взрослых существует равновесие. Опасно, если кризис затягивается, заходит слишком далеко. В этих случаях упрямство, капризы, негативизм могут перерасти в устойчивую форму поведения, появится строптивость, и избавиться от них будет не так-то легко. Чтобы этого не случилось, родителям следует вовремя изменить своё отношение к ребёнку с учётом возросших его возможностей и стремления к самостоятельности, проявить тактичность. Это помогает смягчить кризис, преодолеть нежелательные формы поведения ребёнка, не дать им закрепиться, перейти в привычку. Стремление ребенка быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. Возрастные нормы психического развития детей 3-4 лет. К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто». В 3—4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. К 4 годам дети могут воспринимать: до 7 и более цветов, до 5 и более форм предметов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, различать эмоциональные состояния. Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше). Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений. В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое; о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них; о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое; о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д. В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. 3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек. Важным моментом в воспитании ребенка четвертого года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них. Все эти глубокие изменения психики ребёнка происходят не сами по себе, а под определённым влиянием воспитания и обучения. Родители и воспитатели, знакомя ребёнка с окружающим, сообщая ему новые знания и умения, организуя и направляя его деятельность, обогащая опыт ребёнка, вместе с тем развивают его психику, формируют его личность, развивают определённые психологические черты. Родители должны постоянно придумывать ситуации, которые давали бы возможность проявить вашему ребенку ответственность на деле, испытать себя в трудностях. Нельзя забывать, что ответственными, знающими и умеющими дети становятся постепенно, это процесс, занимающий долгие годы. В этом возрасте проявляются симптомы «кризиса трех лет», когда ребенок, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремится настоять на своем требовании, упорствует в осуществлении своих целей. Отделение себя от взрослого — характерная черта кризиса 3х лет. Кризис 3-х лет Привыкание к новым условиям в дошкольном учреждении совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. В зависимости от особенностей развития ребенка возрастные рамки кризиса могут изменяться: он может начаться и в 2,5 и в 3 — 3,5года. Родители начинают замечать изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах взрослых сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Кризис 3-лет — это первое яркое выражение ребенком своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться многое делать самому. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизм психологической адаптации и гибкого поведения в различных жизненных ситуациях. Кризисы развития — это периоды в жизни, в которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве, ведь личность человека развивается непрерывно. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности. В психологии принято рассматривать кризис 3 лет как целый комплекс определенных признаков, называющийся «Семизвездие симптомов». ♣Первый симптом — ярко выраженное проявление негативизма, стремление делать все наоборот. Ребенок отказывается от прогулки, любимых сладостей, поступая наперекор своим собственным ощущениям и желаниям, отрицая все, чтопредлагает ему взрослый. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требованияодного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Как вы думаете, почему? ♣Второй признак — это упрямство, когда ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Конечно, взрослым трудно найти в таких ситуациях и не с любым желанием ребенка следует соглашаться и выполнять, но не нужно сразу отвергать его. Лучше дать ребенку успокоиться, и уже потом спокойно объяснить свое решение. Иногда бывает трудно отличить упрямство от настойчивости, когда ребенок очень хочет получить какую-либо вещь и упорно добивается, чтобы емудали, а, получив, начинает активно обследовать её, играть с радостью — это проявление настойчивости. А когда желает надеть футболку поверх кофты — это проявление его упрямства. ♣Третий признак стремления к самостоятельности — может проявляться в строптивости. Внешне это проявляется в резком вызывающем недовольстве ребенком взрослыми, всем, что ему предлагают делать. Ребенок отказывается от всего, что он послушно делал раньше. Слово «Нет!» становится основным ответом на любое предложение взрослого. ♣Четвертый признак — своеволие. Ребенок хочет все делать сам, борется за свою самостоятельность. Малыш может по полчаса застегивать пуговицы на кофте или безуспешно пытаться завязать шнурки, вызывая недовольство взрослых. Эта самостоятельность — важное завоевание, которое пока безуспешно, но после кризиса примет нормальные формы. ♣Выделяют пятый признак — бунт против окружающих, или бунтарство. Ребенок в период кризиса может вести себя агрессивно, бросать игрушки в пришедших гостей, на проявление внимания со стороны близкой родственницы ответить — «Уходи, ты плохая». ♣Отмечают шестой признак — обесценивание ценностей. Игрушки, предметы, значимые люди — к ним ребенок меняет отношение: отказывается играть с любимыми игрушками, может называть близких бранными словами. ♣Седьмой признак — деспотичное подавление окружающих. Ребенок стремится добиться удовлетворения любых своих желаний, проявляет ревность, агрессию к младшим и старшим членам семьи, требует постоянного внимания к себе. Отличительной чертой всех этих проявлений является временность и нестабильность изменений в поведении детей. Продолжительность кризисаневелика. Он сменяется периодом эмоциональной стабильности, когда исчезаютнегативные проявления, а развитие выходит на новый уровень. В период кризиса, утверждаясь в своей самостоятельности, ребенок не просто не соглашается со взрослыми, он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них. Малыш может по нескольку раз перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некое приглашение, призыв к родителям упорядочить его мир, показать ему своей реакцией, что на самом деле важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии. В связи с тем, что адаптивные возможности детского организма ограничены и в период кризиса ребенок не понимает перемен в своем поведении, помочь ему могут взрослые близкие люди. Как же помочь ребенку благополучно выйти из кризиса? ВОТ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ. •Создавать в семейном кругу атмосферу любви, понимания и доброжелательности. • Побольше играйте и разговаривайте с малышом – подобные маневры отвлекут его от капризов. • Относитесь к ребенку, как ко взрослому члену семьи, проявляйте к нему терпимость. •Капризы и истерика требуют зрителей. Не становитесь ими и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только и ждет этого. •В любой ситуации проявляйте терпимость к ребенку. Не позволяйте выходить из себя. • Не подчеркивайте перед ребенком свое превосходство и силу. Будьте с ним «рядом». Если ребенок впадает в истерику: • Не отменяйте немедленно своих решений. Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «НЕТ», оставайтесь и дальше при этом мнении. • Не сдавайтесь, даже если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще помогает одно – взять его за руку и увести. • Не берите его на руки, если он этого не хочет. • Не оставляйте ребенка одного. • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать нет смысла, шлепки еще больше будоражат. • Переключите внимание ребенка: «Ой, какая интересная игрушка у меня!», «А что там делает ворона?» — Подобные приемы заинтригуют и отвлекут ребенка. •Следите за своим эмоциональным состояние

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 3-4 лет (общение, игровая деятельность, психические процессы, эмоциональная сфера, самооценка).

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика детей 4-5 лет (возраст «Почемучек»).

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика ребнка 5-6 лет (взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, появление познавательной мотивации в общении, развитие эмоциональ.

В данном материале содержится сжатая психологическая характеристика на ребёнка 6-7 лет (произвольность, психические процессы, переход от ведущего вида деятельности — игры к учению).

в помощь воспитателям ДОУ.

Возрастные особенности психического развития детей 6 -7 лет.

Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей.

Источник

Развитие эмоций у детей 3-4-х лет
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая группа) по теме

Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий для решения этой проблемы.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_detey_3.docx 13.49 КБ
Конспект занятия 19.09 КБ
Конспект занятия 17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы у детей 3-4 лет

Елена Николаевна Черепанова

Элеонора Геннадьевна Ковалева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Возросло число детей имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Появилась необходимость создания Цикла занятий.

Одной из задач дошкольного образования является обеспечение социально-личностного развития ребёнка. Формирование эмоций служит составной частью этого развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая им воспринимать и чувствовать мир ярче.

Следует отметить, что в последнее время появляется всё больше детей с проблемами в развитии эмоциональной сферы. Таким детям сложно строить взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, им требуется индивидуальный подход.

С целью оказания помощи этим детям нами был разработан и апробирован Цикл занятий «Наши эмоции» в 2015-2016 учебном году в младшей группе ГБДОУ д/с № 30. Предлагаемый цикл занятий предполагает участие воспитателя в занятии (кроме ведущего педагога-психолога). Такое взаимодействие воспитателя и педагога-психолога позволяет более индивидуально подойти к каждому ребёнку, давать задания, рассчитанные на возможности каждого отдельного ребёнка. Этот цикл можно рассматривать и как канву для последующей индивидуальной работы воспитателя с детьми.

Состоит из 4-х групповых занятий, продолжительностью 20 минут. Периодичность проведения – один раз в неделю.

С основными эмоциями (радость, страх, злость, грусть) можно знакомить детей с 3-х летнего возраста. Эти эмоции им доступны для понимания и воспроизведения.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 30

комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект игрового взаимодействия детей группы младшего возраста, педагога-психолога и воспитателей «Грусть»

Цель: поз накомить детей с эмоцией «Грусть».

Образовательные: научить адекватно выражать в мимике и пантомимике эмоцию «Грусть»;

Развивающие: развивать умение узнавать, понимать изображение эмоции « Грусть » на невербальном уровне;

Воспитательные: привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека;создание благоприятной атмосферы на занятии.

Оборудование: радостное облако, картинка с эмоцией « Грусть », музыкальное сопровождение.

В.: — Ребята, к нам снова в гости пришла Е. Н.! Подойдите, пожалуйста, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

П.: — Здравствуйте, ребята! Облачко приглашает вас в гости. А к кому? Вы узнаете, когда прослушаете стихотворение.

Мне приснился грустный сон,

Только помню, что во сне

Мне не хочется играть

И мультфильм смотреть.

Даже битву рисовать,

Даже песни петь.

Ничему-то я не рад,

Может, дождик виноват?»

П.: — Про кого это стихотворение? (Про мальчика). Значит в гости нас приглашает мальчик. (Звучит спокойная музыка и дети за взрослым подходят к стульчикам и садятся).

В.: — Ребята, когда приходят в гости, то что обычно делают? (Здороваются, играют, веселятся).

П.: — Но что это? Мальчик совсем не рад, что мы пришли в гости! Какое у него настроение? (Грустное). Что он делает? (Сидит, не играет, скучает). Когда мы грустим, то можем и плакать. Грустить – это значит не радоваться, не улыбаться, не веселиться, не играть. А почему мальчик грустит? (Заболел, нельзя идти гулять).

В.: — А когда вам бывает грустно? (Ответы детей).

В.: — Как можно помочь мальчику не грустить? Что нужно сделать, чтобы грусть прошла? (Можно сказать добрые слова, предложить поиграть, можно подарить подарок.)

П.: — Предлагаю поиграть вигру «Что делать после дождика?» Повторяйте все за мной:

Что делать после дождика?

Кораблики пускать! (волнообразные движение сложенными вместе ладошками)

Что делать после дождика?

На радуге кататься! (движения руками над головой)

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (дети улыбаются)

П.: — А сейчас садитесь за столы. Я раздам вам половинки картинок, а вы найдите вторую половинку картинки из тех, что лежат на тарелочке перед вами. (Дети выполняют задание). Назовите настроение колобка на вашей картинке (весёлое).

П.: — Молодцы! Предлагаю порисовать. Перед вами лицо мальчика, но мы не знаем, какое у него настроение. Подумайте, какое у него может быть настроение, если мы сказали ему добрые слова, подарили подарок? (Дети дорисовывают глазки, ротик и объясняют, какое настроение у мальчика — радостное).

В.: — Как вы думаете, наш мальчик не будет больше грустить? (Ответы детей).

П: — А теперь покажите, пожалуйста, какое настроение у вас. Подойдите к корзинке, выберите себе мячик и положите его в корзинку с весёлой или грустной картинкой.

Источник

Читайте также:  Мое настроение творческая работа
Оцените статью