Какие эмоции социально обусловлены

Социальные эмоции

Вся наша жизнь эмоционально окрашена сильными, спонтанными, зачастую незабываемыми эмоциями. Эмоции — это смесь физиологического возбуждения, экспрессивного поведения и сознательного опыта.
Эмоции – это беспристрастное переживание смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств у потребностям человека [В.Б.Шапарь, с.784].

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений ( П.И. Смирнов, А.В. Парняков. Клиническая психология, с206).
С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» пишет: «С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» пишет: » Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины. Действуя, он не только производит те или иные измерения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то , что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций» (с. 551).

Эмоции — это сильные психические состояния связанные с возбуждением или высоким уровнем энергии. Эмоции дают начало чувствам и страстям. Эмоции бывают положительными или отрицательными с сильными переживаниями.Теорию эмоций разработали У.Джеймс и К Ланге.
У.Джеймс в книге » Психология» пишет, что Эмоция есть стремление к чувствованиям и имеют соответсвующие телесные проявления. Разнообразие эмоций бесконечно велико. Наибелее грубые эмоции: гнев, страх, любовь, ненависть, радость, печаль, стыд, гордость и различные оттенки их. Они тесно связаны с относительно сильным телесным возбуждением. Более утонченные эмоции — моральные, интеллектуальные и эстетические чувствования, которыми обыкновенно связаны значительно менее сильные телесные возбуждения.
Эмоции пронизывают все аспекты нашей жизни. Каждый момент бодроствлвания характеризуется оттенком чувств, движением эмоций, настроением и аффектом.
Наши эмоции находятся в постоянном движении, изменении, и мы можем в даннуу минуту испытывать удовольствие, а в следующую — скуку.

Жизнь входит через эмоции.
Пол Гриффитс считает, существует три типа эмоций: основные (врожденные), культурно-обусловленные и «высшие когнитивные эмоции», например, любовь. Механизм функционирования высших когнитивных эмоций характеризуется не только спонтанностью, скоростью реакции и выраженной мимикой. Любовь с первого взгляда возможна, но встречается сравнительно редко. В большинстве случаев она постепенно нарастает в течении нескольких дней, недель или месяцев. Если основная (врожденная) эмоция, например, страх завладевает человеком мгновенно и с особым выражением лица, то для выражения любви специальной мимики не существует.
Высшие когнитивные эмоции, такие как эмоциональное состояние, например, любовь действует на кору головного мозга, нежели врожденные (основные) эмоции. К высшим когнитивным эмоциям можно отнести чувство вины, стыда, смущения, гордости, зависти и ревности.
Высшие когнитивные эмоции сформировались в процессе естественного отбора по мере того. как человек справлялся с социальными проблемами. Эти эмоции являются ядром человеческого общества.
Некоторые врожденные (основные) эмоции. Выполняющие социальную функцию, могут считаться примером высшей когнитивной эмоции. Так, отвращение, испытываемое при виде испражнений, является основной (врожденной) эмоцией. В данном случае чувство отвращения позволяет защитить человека от возможных инфекций или отравления. Однако отвращение при совершении аморального поступка уже выполняет социальную функцию. Защищая человека от человеческой безнравственности.

Читайте также:  Как начать управлять своими эмоциями

Материал Википедии
Пол Гриффитс является профессором философии в университете Сиднея и работает в основном в философии науки и, более конкретно, философии биологии. Родился в Англии в 1962 году, получил степень бакалавра в Кембриджском университете в 1984 году и степень кандидата философских наук в австралийском Национальном университете в 1989 году под руководством Ким Стерельни. Ранее он преподавал в университете Питтсбурга, университете Квинсленда и университете Отаго. Он проводит часть каждого года в университете Эксетера в Egenis: центр изучения наук о жизни. Гриффитс является членом американской Ассоциации содействия развитию науки и австралийской Академии гуманитарных наук.
Гриффитс вместе с Расселом Греем разработал теоретическую перспективу биологического развития, наследственности и эволюции, известную как теория систем развития (DST).
Вместе со своим бывшим советником Кимом Стерельным, в 1999 году Гриффитс опубликовал «секс и смерть», комплексное лечение проблем и альтернативные позиции в философии биологии. Эта книга включала в себя ряд позиций, разработанных в предыдущих статьях по ряду тем в философии биологии.
Его последняя книга, опубликованная в 2013 году в сотрудничестве с Каролой Стоц, посвящена философии генетики.

Альфрид Ланге в своей книге» Эмоция и Экзистенция» пишет, что «Весь наш жизненный путь украшен узором из чувств, и даже наше тело сформировано под их влиянием… Они могут рассказать о человеке, а именно, какие эмоциональные состояния преобладают в его жизни…Разум бессилен перед чувствами… Долгое отрицание чувств приводит лишь к тому, что они скрывают свою силу (власть) за силой (властью) тела. Тогда они дают знать о себе, проявляясь в бессоннице, мигрени, расстройствах желудка, одышках и психосоматических нарушениях.

Источник

Социальные эмоции

Вы будете перенаправлены на Автор24

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой эмоций: К. Изард, Н. Я. Грот, Г. Мюнстерберг, Б.И. Додонова, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, И. Ф. Гербарт, В. Вундт и др.

Далее рассмотрим понятие социальных эмоций, а также их виды и развитие.

Понятие эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим.

Социальные эмоции представляют собой определенные чувства, которые возникают только при удовлетворении социальных потребностей.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.
Читайте также:  Чем лечить депрессию у женщин без антидепрессантов

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Источник

Социальная роль эмоций

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная обусловленность эмоций

В широком смысле эмоции — это отношение человека к миру, ко всему, что он делает и чувствует, причем это отношение это выражается в форме переживания, которое одновременно зависит от конкретных социально-экономических и политических условий общественной жизни, а также создает социальные последствия в самых разных сферах жизни человека.

Социальные эмоции — это определенные переживания, которые появляются у человека только в результате удовлетворения его социальных потребностей.

Эмоции как социокультурный феномен рассматриваются в рамках социологии эмоций. С помощью эмоций осуществляется регулирование социальных взаимодействий между людьми, формируя как положительные взаимоотношения, так и негативные, вплоть до игнорирования.

Читайте также:  Чувственное познание что входит

Являясь важным механизмом становления отношений внутри семьи, положительные эмоции, демонстрируемые взрослыми и детьми, крайне сильно влияют на взаимную привязанность, и наоборот.

Несмотря на то, что эмоции возникают вследствие удовлетворения или неудовлетворения своих потребностей, сами потребности обусловлены и социальным опытом человека, и социальной средой. Социальные же факторы необходимо рассматривать как стимулы, которые возникают и до, и после, и, что важно, во время самого переживания.

Эмоции и социальные настроения влияют не только на конкретного индивида, но и на всю социальную структуру и происходящие в обществе социальные процессы.

Значимые события в истории развития общества практически всегда были связаны с включенностью больших масс, которые демонстрировали повышенный уровень эмоциональности.

Готовые работы на аналогичную тему

П. Сорокин, который исследовал поведение общества в моменты революций, утверждает о несостоятельности концепции рациональности, поскольку человек представляет собой существо эмоциональное, на которое влияет настроение толпы, а потому, оказываясь внутри «потока», человек лишается определенного уровня рациональности и становится элементом социальной силы, которая влияет на социальные процессы.

Поэтому эмоции рассматриваются не только как реакция на стимулы окружающей среды, но и как фактор, который способен управлять социальными процессами и может производить социальные последствия.

Эмоции принято разделять на первичные и вторичные, и если первые являются результатом филогенеза и обусловлены психологически, то вторые (социальные) — формируются в процессе социализации и связаны с отношением к нормам, ценностям и поведению, принятым в обществе. Также существуют теории, которые все эмоции рассматривают как социальный конструкт. Концепция Ст. Гордона утверждает то, что социальные процессы являются источником возникновения эмоций, то есть эмоции появляются в результате определенных ситуаций (которые априори социальны) и с людьми (которые активно включены в социальные отношения).

Функции эмоций в контексте социологии

Д. Келтнер и Дж. Хайд выделяют социальные функции эмоций в контексте четырех уровней анализа:

  1. Индивидуальный: информирование человека о социальном событии и подготовка к действиям.
  2. Диадический: координирование социального взаимодействия.
  3. Групповой: идентификация с членами группы.
  4. Культурный: формирование эмоций культурными практиками и воздействие на них.

Можно выделить следующие функции эмоций в контексте социологии:

  1. Отражательная (оценочная) — проявляется в отношении человека к определенным явлениям социальной действительности.
  2. Коммуникативная — проявляется в необходимости эмоций как социально информативных сигналов, которые нужны для понимания людьми друг друга
  3. Интерактивная — проявляется в том, что эмоции способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и формированию (или поддержанию) идентичности в процессе интеракции. Поведенческий репертуар человека содержит «эмоциональные заготовки», которые Е.П. Ильин предлагает называть энграммами.
  4. Сигнальная — проявляется в информировании человека о социальной ситуации, в которой он находится, об успешности или неуспешности осуществляемых человеком в ней действий.
  5. Защитная — проявляется в защите человека в результате появления страха (например, в какой-либо неизвестной социальной ситуации).
  6. Манипулятивная и мотивационная (побуждающая) — проявляется в использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей с целью изменения их поведения для достижения собственных целей.
  7. Социализирующе-адаптивная — проявляется в том, что эмоции не только социализируются, но и выступают в качестве управленческого ресурса, воздействующего на процесс социализации.
  8. Конструктивно-деструктивная — проявляется в том, что эмоции способствуют формированию и воспроизводству определенных социальных отношений, институтов и структур, при этом в качестве деструктивной силы эмоции проявляются во времена потрясений, катаклизм и социальных преобразований.

Источник

Оцените статью