9 вещей, которые происходят с нами при чтении
Что происходит в нашем сознании, когда мы читаем художественную литературу?
Нобелевский лауреат по литературе 2006 года Орхан Памук предлагает 9 ответов на этот вопрос. Можно соглашаться с ним или нет, но сами ответы несомненно достойны внимания!
9 вещей, которые происходят с нами при чтении:
1. Когда мы наблюдаем за героями и следуем за повествованием: тренируем свою способность находить смысл и главную идею в написанном.
2. Слова в нашей голове превращаются в картинки. То есть мы постоянно развиваем своё воображение.
3. Наш мозг при чтении постоянно сам себе задает вопрос: что из прочитанного реальность, а что воображение? Это меняет наше сознание.
4. Мы постоянно думаем от том, насколько реальны сцены, описанные в художественном произведении. Могут ли они произойти в нашей жизни? У нас меняется само чувство реальности.
5. Мы наслаждаемся точностью аналогий, властью повествователя, способом построения предложений, музыкой прозы.
6. Мы осуждаем или одобряем поведение героев, т.е. морально оцениваем их.
7. Мы чувствуем удовлетворение, когда понимаем написанный текст в полной мере, как будто автор писал специально для нас.
8. Наша память работает в очень напряжённом режиме, когда пытается запомнить все детали произведения. И из-за этого появляется ощущение, что этот конкретный роман был написан специально для вас. И только для вас.
9. Подсознательно мы всегда ищем тайну в романе. Как будто она всегда спрятана там для нас.
Читайте много, читайте с удовольствием!
Источник
Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга
Новые исследования о том, как ещё чтение влияет на мозг и как отличается эффект от прочитанного в зависимости от вида литературы.
Читать – значит узнавать больше о мире, чем мы могли бы познать лично, соприкасаться с жизнями других людей, получать знания и систематизировать информацию. По крайней мере, чтение может этому служить. Многочисленные недавние исследования убедительно свидетельствуют о том, что оно улучшает эмоциональный и когнитивный интеллект, изменяя и активируя области мозга, ответственные за эти способности.
Важно ли чтение для выживания вида? Видимо, нет. «Люди читают и пишут всего около 5000 лет – слишком недолго для серьёзных эволюционных изменений», – пишет Грег Миллер в журнале «Наука». Мы неплохо справлялись на протяжении десятков тысяч лет до появления письменности. Но согласно теории нейробиологов, чтение «перенастраивает» области мозга, ответственные и за зрение, и за разговорный язык. Даже взрослые, которые учатся читать в зрелые годы, могут испытать эти эффекты, увеличив «функциональную связь со зрительной корой», некоторые исследователи обнаружили, что возможно есть «мозговой способ фильтрации и тонкой настройки потока визуальной информации, взывающей к нашему вниманию» в современном мире.
Это улучшение связи между областями мозга может сыграть важную роль при нарушениях в развитии. Например, одно из исследований Университета Карнеги-Меллона показало, что «100 часов интенсивного обучения чтению улучшило навыки чтения у детей, а также повысили качество. находящегося под угрозой белого вещества до нормального уровня». Директор Национального института психического здоровья Томас Инсел воодушевлён полученными результатами и говорит, что этот «захватывающий подход опробуют в лечении психических расстройств, всё чаще появляющихся из-за проблем в определённых цепях мозга».
Чтение может не только улучшить когнитивные способности, но и привести к усовершенствованию так называемой «модели психики человека» или «теории разума» (theory of mind). Этот термин используют учёные когнитивисты для описания того, как «мы определяем психические состояния других людей и как используем эти состояния, чтобы объяснить и предсказать их действия», как гласит Энциклопедия философии в Интернете. (В Википедии: theory of mind – модель психики человека, или понимание чужого сознания, или теория намерений, теория сознания, теория разума; в фильмах «Би-би-си» встречается как «теория разума». Означает быть способным воспринимать как свои собственные переживания (убеждение, намерение, знание и пр.), так и переживания других людей, – что позволяет объяснять и прогнозировать их поведение).
Улучшенная «модель психики человека» (или «теория разума») может привести к большему уровню эмпатии и, возможно, даже к расширению исполнительных функций, что позволяет лучше «удерживать в голове одновременно несколько перспектив (точек зрения) и переключаться между ними», – пишет психолог Бриттани Томпсон.
Исследования показывают, что улучшения «модели психики человека» происходят главным образом с чтением рассказов. Раймонд А. Мар из Йоркского университета в Торонто опубликовал мета-анализ, в котором рассмотрел многие исследования, демонстрирующие влияние понимания рассказа на «модель психики человека». Его вывод таков: чем лучше мы понимаем события в повествовании, тем лучше способны понять действия и намерения окружающих нас людей. Также имеют значение разновидности прочитанных нами рассказов. Психологи Дэвид Комер Кидд и Эммануэле Кастано из Новой школы социальных исследований провели анализ и проверили, как влияют различия в качестве текстов на эмпатическую реакцию, случайным образом раздав 1000 участникам отрывки из популярных бестселлеров и из беллетристики.
Чтобы определить разницу между ними, исследователи сослались на работу «Удовольствие от текста» критика Ролана Барта, оперировавшего понятиями текст-удовольствие и текст-наслаждение. Барт противопоставлял традиционную, классическую и авангардную, модернистскую литературу, часто выражая эту оппозицию читательская – писательская. Как объясняет Кидд:
Некоторые пишут то, что мы называем «писательской» беллетристикой, где вы сами заполняете пробелы и соучаствуете, а другие создают «читательскую», где вас развлекают. Мы склонны наблюдать больше «читательской» в таких жанрах беллетристики, как приключения, романы и триллеры, где писатель диктует свой опыт в качестве читателя. «Писательская» [литературная] переносит вас в новую среду, где вам приходится искать свой собственный путь.
Исследователи использовали два теста «модели психики человека» для измерения степени эмпатии и обнаружили, что «показатели были стабильно выше у тех, кто читал «писательскую» беллетристику, чем у тех, кто предпочитал популярную беллетристику или нон-фикшн», – отмечает Лиз Бери в The Guardian. Другие исследования показали, что описательный язык стимулирует области мозга, традиционно не связанные с чтением. «Например, такие слова, как «лаванда», «корица» и «мыло» вызывают реакцию не только в языковых областях мозга, но и в отделах, связанных с запахами», – пишет Энни Мёрфи Пол в The New York Times, ссылаясь на исследование 2006 года, опубликованное в научном журнале «NeuroImage».
Другими словами, чтение может эффективно имитировать реальность в мозге и производить аутентичные эмоциональные реакции: «Похоже, мозг не делает большого различия между чтением о событии и его проживании в реальной жизни». Это если событие описано сенсорным языком. Эмоциональный мозг, похоже, так же не делает огромного различия между чтением написанного текста и слушанием как его читает или пересказывает кто-то другой. Когда участники совместного немецко-норвежского эксперимента слушали, как декламируют стихи, у них появлялись физические ощущения и «примерно у 40 процентов были видимые мурашки».
Но различные типы текстов вызывают различные типы реакций. К примеру, читая или слушая роман, мы можем не только испытывать ощущения, но «во время чтения проживать несколько жизней», как писал Уильям Стайрон. Авторы исследования, проведённого в 2013 году Университетом Эмори и опубликованного в журнале «Brain Connectivity», заключают, что чтение романов может перенастроить области мозга, вызывая «переходные изменения в функциональной связности». Эти биологические изменения продолжались до пяти дней после того, как участники исследования прочитали роман Роберта Харриса «Помпеи» (2003). Повышенная связность в некоторых регионах «соответствовала регионам, ранее связанным с восприятием перспектив и осмыслением истории».
«Ну и что?», – скептически реагирует Иэн Стедман в New Statesman. Чтение может создавать изменения в мозге, но точно так же эти изменения могут происходить под воздействием другого опыта, способствующего нейропластичности. По мнению Стедмана в большинстве отчётов неврологии о чтении излишне преувеличивают результаты исследований, чтобы поддержать «распространённый и ошибочный миф о «перенастройке» мозга».
Критика Стедмана, направленная на исследование, описанное в «Brain Connectivity», имеет свои аргументы. Малый размер выборки, отсутствие контрольной группы и игнорирование вопросов о различных видах текстов делают и без того предварительные выводы ещё менее впечатляющими. Однако более предметные исследования, взятые вместе, показывают, что «перенастройка», которая происходит, когда мы читаем, – хотя, возможно, временная и нуждающаяся в частом повторе, – действительно способствует развитию когнитивных и социальных функций. А выбор того, что именно читать или даже слушать, действительно имеет значение.
Источник
Влияние художественной литературы на развитие эмоций
Татьяна Антонова
Влияние художественной литературы на развитие эмоций
Влияние художественной литературы на эмоциональное развитие ребенка.
Восприятие художественного произведения-очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание. мышление, память, эмоции и воля.
Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, и в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям. Фантазия и чувство связаны очень тесно. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств.
Книги, спектакли, сказки являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством.
Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения т моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые.
Волнение, сострадание и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны осуждаться.
Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное-они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Из произведений искусства ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке формируются первые представления о справедливости и несправедливости. Литература и искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Роль искусства в эмоциональном развитии ребенка огромна. Как правило, дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес. Чтение сказок особенно пробуждает активность ребенка, т. к. она настраивает малыша на сопереживание,сочувствие: ребенок мысленно проходит весь путь с героем произведения. Детей захватывают сказочные события, им порой бывает трудно оставаться в роли слушателя и зрителя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,-это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональноеотношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.В связи с этим перед взрослыми встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-то новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развиться его активность, его содействие персонажам произведения.
Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что осовено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей. Книга прочитана, но она еще долго должна жить в семье в виде различных игр, драматизаций, разговоров. необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет воспитательный процесс.
Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.
Развивающие функции художественной литературы Наступила новая эра – эра электронной культуры. На ее пороге важны и благодарная память о книге, и творческий поиск возможностей укрепления.
«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста» План работы по самообразованию Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя ЯЦКИНОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ на 2016-2017 учебный год на тему: » Влияние художественной.
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы» Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы». Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:.
Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять,.
НООД по восприятию художественной литературы «С. Маршак «Багаж» Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) по приобщению.
Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи.
Родительское собрание «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка» В сентябре в старшей группе проведено родительское собрание. Тема: «Влияние художественной литературы на речевое развитие ребенка». Цель:.
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.
Источник