- Эмоции в тексте: зачем и как их использовать
- Содержание статьи:
- Есть ли эмоции в тексте?
- Насколько «эмоциональным» должен быть продающий текст?
- Как не переборщить с эмоциональностью?
- Инструменты проявления эмоций в продающем тексте
- Знаки препинания, добавляющие эмоций
- Речевые эмоции
- Приемы эмоционального оформления
- Хочешь вызвать эмоцию – прояви заботу
- Что расскажут о характере знаки препинания
Эмоции в тексте: зачем и как их использовать
Заказчики часто просят писать более эмоциональные тексты. При этом в качестве примеров приводятся переполненные прилагательными и не особо связные статьи. Не все начинающие копирайтеры понимают, в каком случае обилие эпитетов в сочетании с восклицательными знаками действительно необходимо.
В этой статье мы разберемся, существуют ли настоящие эмоции в тексте, так ли важно писать сугубо в инфостиле и какие средства эмоциональности можно и нельзя использовать в продающей статье.
Содержание статьи:
Есть ли эмоции в тексте?
Реальных эмоций в тексте быть не может, поэтому фразу «эмоциональный текст» нельзя воспринимать буквально. Это метафора, за которой скрывается способность вызывать эмоциональный отклик у представителей целевой аудитории.
Эмоция представляет собой психический процесс, спровоцированный переживаниями, которые возникают в определенных ситуациях. Эмоции могут быть самыми разнообразными. Это и страх, и радость, и заинтересованность, и грусть, и удивление, и многое другое.
Чтобы текст был способен вызывать такой отклик, одних прилагательных недостаточно.
Приведем пример текста, переполненного эпитетами:
А вот пример текста, действительно вызывающего эмоции:
Может, и не слишком честно. Но зато наглядно.
Насколько «эмоциональным» должен быть продающий текст?
Некоторые копирайтеры никак не могут отказаться от привычки максимально накалять атмосферу. Их статьи просто «кричат». Другие, наоборот, «выдавливают» из них все, что может вызвать хоть малейшую эмоцию, и превращают свои тексты в сухой набор цифр и фактов, неверно трактуя современный информационный стиль.
В начале 2000-х, во времена становления инфобизнеса, когда продающие тексты только появились, эмоциональный накал в них зашкаливал. И для этого было несколько причин:
1). Распространено мнение, что именно эмоции провоцируют людей делать покупки. Сразу отметим, что это действительно так, но отчасти.
2). В продающих текстах предлагаются особые товары, которые не очень нужны потенциальному покупателю и даже откровенно бесполезны. Без эмоций их не продать.
Если вспомнить рекламу 5-10-летней давности, эмоции буквально выливались с экранов телевизоров и мониторов. Сегодня уже практически не встретишь такого. Потребители стали опытнее и разборчивее, они уже не так охотно реагируют на громкие призывы и выкрики.
Но надо признать, что подобная реклама появляется и сейчас. К примеру, в последние годы в сети можно наткнуться на массу страниц с предложениями курсов по обучению непонятно чему. Дается схема, позволяющая заработать, демонстрируются скриншоты, и все это дополняется отзывами сомнительной достоверности. Конкретики недостает, зато цена невысокая и много эмоций.
В свое время именно желание излагать информацию по делу и как можно проще привело к появлению инфостиля. Но его все еще нередко воспринимают только как набор фактов и цифр, а это приводит к «высушиванию» текста.
В крайностях нет ничего хорошего. Это справедливо и по отношению к продающим текстам. В них должны присутствовать и фактические данные, и эмоциональная составляющая.
Возьмем формулу продающего текста AIDCKA. После этапа D, за которым скрывается desire (желание), в ней идет C, то есть confidence (доверие). Таким образом, сначала потребителю предлагается привлекательный продукт, а после этого предстоит продолжительная работа с возражениями.
Например, нельзя ответить однозначно, совершаются ли покупки только под действием эмоций. Некоторые люди действительно следуют своим эмоциональными порывам и зачастую делают спонтанные покупки. Другие же более рациональны и редко позволяют своим эмоциям разгуляться. Многие в разных ситуациях действуют по-разному, совершая то необходимые покупки, то эмоциональные.
Даже при неспешном шопинге, когда покупатель обдумывает каждое приобретение, в последний момент нередко принимается слишком поспешное решение. И выглядит это, как правило, так: «Ну все, надоело выбирать, возьму обе блузки» или «Эта модель красивее, беру». Что нами руководит в таких случаях? Прежде всего, эмоции.
Как не переборщить с эмоциональностью?
Выбор градуса накала зависит от множества факторов, которые можно объединить в две группы:
- адресат: необходимо учитывать, кому мы предлагаем продукт;
- цена: для дорогих и дешевых товаров (услуг, работ) используется разный подход.
Совершить незапланированную покупку мороженого проще простого. С новой машиной или квартирой так не выйдет, тут необходимо все взвесить.
Таким образом, уровень эмоциональности текстов зависит от ценовой категории продукта и целевой аудитории.
Для частных потребителей (b2c), женщин и молодых людей, а также при продвижении недорогих товаров (услуг) эмоций должно быть больше.
Если текст адресован представителям бизнеса (b2b), мужчинам и людям зрелого возраста, когда речь идет о дорогом продукте, требуется больше логики.
В статьях для бизнеса накал эмоций невысок, но сводить его к нулю не стоит. Некоторая эмоциональность здесь допустима.
Что касается тестов для обычной потребительской аудитории, в них градус эмоциональности гораздо выше, но срываться на крик все же не стоит. Необходимо избегать слишком плотного размещения восклицаний. В норме в блоке, состоящем из нескольких абзацев, должны быть один-два восклицательных знаков.
Но это не единственное проявление эмоциональности.
Инструменты проявления эмоций в продающем тексте
Все приемы повышения эмоциональности, в том числе сомнительные, можно разделить на такие группы:
- основанные на использовании средств пунктуации;
- речевые;
- связанные с оформлением.
Знаки препинания, добавляющие эмоций
Восклицательный знак
Когда от копирайтера требуют повысить или снизить уровень эмоциональности, чаще всего имеют в виду именно восклицания. Но, как мы уже говорили в прошлой статье, их не должно быть много.
Восклицательные знаки должны использоваться с максимальной аккуратностью, а в некоторых случаях лучше отказаться от них вообще. Нередко восклицания воспринимаются как адресованный читателю крик, побуждающий к определенным действиям.
Используйте их исключительно там, где особенно важно привлечь внимание.
Многоточие
При помощи этого знака препинания можно отобразить растерянность, неуверенность и задумчивость. Его стоит применять там, где речь идет о проблемах потребителя, где «страдания» доходят до предела.
Приведем пример:
«И тут вы осознаете, что это совершенно не то, чего вы хотели…».
Многоточия уместны далеко не в каждом тексте, и с их количеством нужно быть осторожнее. Если их слишком много, текст выглядит несерьезно и создается впечатление, что автор не уверен в своих словах.
Речевые эмоции
Здесь мы поговорим об использовании эмоциональной лексики.
Превосходные степени
Этот способ повысить градус эмоциональности текста нельзя назвать удачным. Таким избитым приемом пользуются непрофессиональные авторы рекламных объявлений, которые ограничиваются простой похвалой продукта, описывая его эпитетами вроде «самый лучший», «прекрасный» и т. п.
Использование в отношении товара или услуги превосходных степеней уместно исключительно в том случае, когда это элемент позиционирования, в основе которого — надежная маркетинговая база. Другими словами, можно говорить, что компания первая в своем сегменте рынка, если это действительно так.
В противном случае стоит ограничиться эпитетами поскромнее, вместо «лучший» использовать «надежный» или «достойного качества».
Эпитеты
В эмоциональном тексте должны быть не только прилагательные, описывающие характеристики продукта, к примеру, «черный», «широкий» и т. п. Сухое описание стоит разбавить.
Но при использовании эпитетов важны аккуратность и соблюдение баланса: выбирайте только те, которые действительно подходят в конкретной ситуации, и не увлекайтесь, превращая продающий текст в художественный, — он должен быть понятен на уровне интуиции.
Активный (действительный) залог
Глаголы и причастия в русском языке могут иметь действительный (активный) либо страдательный (пассивный). В первом случае действие совершает сам объект, а во втором оно совершается над ним.
Если использовать в тексте преимущественно пассивный залог, стиль его будет канцелярским, а фразы слишком общими и безликими.
Вот, посмотрите:
- В рамках реализации мер по борьбе с коррупцией привлечено к ответственности 10 взяточников.
- По результатам проведения проверок прокурорами выявлено 100 правонарушений.
- На протяжении I полугодия 2018 года проведены ремонты дорог в Саратовской области на 1 млн руб.
Такие фразы не дают представления об участниках событий. Миллион потрачен, ремонты проведены, правонарушения выявлены — складывается впечатление, что все это произошло само собой, без посторонней помощи.
Определить залог можно без особого труда. Просто возьмите слово «зомби» и поставьте после глагола или причастия. Если залог пассивный, словосочетание будет согласованным, а с активным глаголом «зомби» никак не сочетается. Прием шуточный, но действенный.
Сравните:
- Автомобиль был приобретен зомби неделю назад – пассивный залог.
- Мы купили зомби автомобиль неделю назад – активный.
Используя глаголы в активном залоге, можно избежать официоза и придать тексту легкость.
Экспрессивная лексика
Речь идет о словах с эмоциональным окрасом, как грубых, так уменьшительно-ласкательных.
Иногда копирайтеры злоупотребляют такой лексикой и даже переходят на мат. Для определенной целевой аудитории, которой требуется сильный «пинок», это срабатывает, если нецензурную лексику позволяет себе автор с громким именем, которому можно простить практически все.
Но мы категорически не советуем использовать в текстах мат или другие слова и выражения с экспрессивной окраской: гораздо лучше демонстрировать уважение к читателю независимо от того, к кому мы обращаемся и с какой целью. Просторечия и ругательства стоит отбросить.
Хотя очень редко, но все же можно использовать что-то вроде такого:
Главное, что нужно усвоить, — во всем должно быть чувство меры.
Сравнения
Этот инструмент повышения степени накала вполне подходит для написания продающего текста. Но можно столкнуться с серьезной проблемой — подобрать сравнение, которое было бы корректным и одновременно сильным, иногда довольно трудно.
В этом случае копирайтеру будет полезен опыт писателей, поскольку привлечь внимание читателя и донести до него нужную информацию порой легче через образы.
Приемы эмоционального оформления
С эмоциями связан только один из четырех существующих способов оформления текстов — акцентный. При помощи акцентов можно не только указать, на что обратить особое внимание, но и повысить эмоциональность.
Но с некоторыми из них нужно быть поосторожней. Это, например, такие «токсичные» акценты, как:
— увеличение размера шрифта определенного слова или фразы;
— использование верхнего регистра.
Если пользоваться такими приемами, тексты получатся кричащими, а это явный признак работы невысокого качества.
Среди всей массы существующих акцентов мы советуем остановиться на двух:
- курсив — подойдет для слов и фраз с интонационным окрасом;
- полужирный шрифт — самые важные, базовые мысли стоит выделять именно так.
Показатель эмоциональности выше у курсива. Им стоит заменять такие акценты, как нижнее подчеркивание, которое свойственно для ссылок, а также верхний регистр.
Хочешь вызвать эмоцию – прояви заботу
Независимо от того, сухой получается статья или полной эмоций, пишите вы пост для соцсетей или продающий текст, важнее всего дать читателю то, что он ожидает получить. Если ему нужны часы, напишите, чем они лучше аналогов. Для читателя, который ищет историю из жизни, не жалейте эмоций. Тем, кому нужна доставка товаров, расскажите о ее условиях конкретно и четко, со всеми необходимыми цифрами.
Читателю понравится статья, которая будет для него полезна. Если при этом возникнет эмоция, все сделано правильно.
Уточняйте у заказчика его целевую аудиторию, её интересы и особенности. Это поможет понять, какие эмоциональные средства нужно использовать, а каких лучше избегать.
Регистрируйтесь на eTXT и выражайте свои эмоции при написании продающих текстов!
Источник
Что расскажут о характере знаки препинания
Знала, что графология изучает характер человека по почерку. Но, оказывается, она занимается и знаками препинания, и в написанном, и в напечатанном текстах. Еще бы! В последнее время устное общение мы часто заменяем sms-ками и посланиями в соцсетях. Мудрено было бы, если б графологи этим не заинтересовались. Что же способны рассказать знаки препинания о характере человека?
Во время занятий курса писательского мастерства заметила, что в текстах некоторых авторов много восклицательных знаков. Меня это удивило. Тексты подчистили. А недавно я случайно наткнулась на эту тему в интернете. Оказывается, восклицательный знак сигналит о юношеском энтузиазме и воодушевлении. Что же, рада, что курс и наше общение вызвали именно такие чувства!
Тема показалась мне очень интересной. Выходит, знаки препинания – своеобразные невербальные средства общения.
Не претендую на оригинальность ни в коем случае: все сведения взяты из других источников. Считайте, что я собрала то, что мне интересно, и законспектировала для себя, чтобы не потерять. А если кого-то еще тема заинтересует, буду только рада!
Точка. Если вы ставите точки вместо запятых, разбивая предложения на короткие фразы, это свидетельствует о ясном, четком, хорошо структурированном мышлении. Человек, который «принципиально» не ставит этот знак препинания в конце предложения, считается бесхарактерным.
Если пишем от руки… Едва заметная точка говорит о натуре нежной, робкой и боязливой. Жирные точки в конце фраз расскажут о чувственности человека, в том, что в его поведении и образе мыслей преобладают животные стремления, а о душе он беспокоится мало. Длинная точка, похожая на дефис, выдаст фантазера и мечтателя. А точку, похожую на запятую, поставит любопытный человек, чьи заветные желания – знать все про всех и рассказывать об этом «по секрету всему свету».
Запятая. Многофункциональный знак, по нему трудно что-то определенное сказать о характере человека. Но по некоторым синтаксическим конструкциям понять кое-что можно.
Большое количество ненужных запятых расставляет человек не весьма образованный или грамотный, но добросовестный: он знает, что в тексте надо ставить запятые, но не знает, где именно и сколько. Поэтому на всякий случай расставляет запятые так, как, ему кажется, должно быть.
Если человек пишет много вводных слов и их отделяет запятыми, значит, он не любит приступать к делу «с кондачка», все делает основательно.
Написанная от руки короткая, толстая запятая говорит о человеке осторожном, целеустремленном, не терпящем противоречий, y которого «правильный» взгляд на жизнь. Длинные и тонкие запятые ставят натуры слабые, этакие «воздушные создания». Если запятые отстоят от слов далеко, значит, написал их человек малодушный и бесхарактерный.
Точка с запятой. Знак педантов и людей, внимательных к языку, тех, кому важна точность в передаче интонации. Большинство обходится обычной запятой.
Восклицательный знак. Его ставим, когда на чем-то хотим акцентировать внимание,подчеркнуть важную мысль. Слишком большое количество восклицательных знаков указывает на юношеский энтузиазм и воодушевление. Часто в письмах школьников восклицательные знаки ставятся где угодно, без всякого обоснования. Многочисленные восклицательные знаки могут украшать письмо человека темпераментного, который стремится доказывать свою правоту во что бы то ни стало.
А если пишем от руки? Длинный и тонкий восклицательный знак говорит о слабых нервах и способности легко поддаваться чужому влиянию. Короткий и толстый – на силу воли и полное неприятие чужого мнения. Бегло написанный восклицательный знак указывает на человека энергичного, деятельного, хорошего партнера.
Важен и наклон знака. Сильно наклоненный по отношению к почерку восклицательный знак говорит о вспыльчивости, а прямой, как палка, (особенно при наклоненном почерке) – об уверенности и склонности к интригам.
Вопросительный знак. Злоупотребляют им люди, не уверенные в себе. Высказывая мнение, они оставляют себе возможность для отступления: «Я лишь предполагаю и ни на чем не настаиваю». Если много и восклицательных, и вопросительных знаком, вполне вероятно, писал человек эмоциональный, эксцентричный.
Тире. Под тире скрываются слова «есть», «это», «означает». Заменяя их черточкой, мы убираем вибрацию, стираем значимость слов.
Злоупотребляют тире эмоциональные и демонстративные люди. Этакий размашистый знак, в чем-то сродни восклицательному. Тире – значит, говорим о чем-то само собой разумеющемся.
Люди, которые часто ставят тире, в конфликтной ситуации предпочитают отмалчиваться, не выяснять отношения. Мол, я молчу значит, ты виноват, что тут непонятного?! И пусть партнер сам догадывается, чем обидел. Это не самый лучший вариант общения: рано или поздно партнеру надоест искать свои промахи, гадать на кофейной гуще.
Убирайте лишние тире и учитесь выяснять отношения, пользуясь я-сообщениями и избегая слов-провокаторов.
Двоеточие, особенно вместо тире – это знак людей сдержанных. Там, где любитель тире летит, сторонник двоеточий передвигается медленно, осмотрительно и с остановками, с ярко выраженным желанием во всем разобраться.
Многоточие. Многоточие значимо и демократично, открыто новому и динамично, нестандартно и таинственно. Обозначает незаконченность высказывания, когда мысль обрывается волнением говорящего, внешней помехой, обозначает заминку или перерыв в речи. Оно прячет недосказанность и сюрпризы, непредсказуемость и обилие вариантов.
Но если текст буквально пестрит многоточиями, это может характеризовать человека болтливого, у которого мысль за словами не поспевает, а додумывать до конца нет желания. Графологи считают обилие многоточий признаком слабого характера.
Также многоточиями злоупотребляют люди, которые плохо знают правила пунктуации. Их могут ставить вместо запятых, либо пытаясь заменить несказанное, что может свидетельствовать о нехватке словарного запаса.
Многоточие может выдать и больного человека: в психиатрии есть понятие «шизофреническая пунктуация». Это когда человек пишет: 1) короткими бессвязными предложениями с обилием многоточий, 2) длинными предложениями, в которых многоточия употребляются вместо других знаков препинания.
Кавычки считаются любимым знаком лентяев и людей двусмысленных. Сложно сказать, что на уме у тех, кто злоупотребляет этим знаком препинания: то ли им «в лом» неохота искать точную формулировку, и они обходятся приблизительной, определяя ее в кавычки; то ли их речь надо понимать в переносном смысле. Ведь кавычки способны изменить смысл слов на противоположный.
Таким людям и самим нелегко: они сомневаются в окружающих и в ответ получают то же сомнение. Их задача: стать более искренними и перестать оценивать других людей, принять их такими, как есть.
Скобки нужны тому, кто стремится отделить основную мысль от второстепенных, упорядочить мысли (а может, и жизнь), но не очень успешно: наводя порядок, любитель скобок запутывается еще больше. Обилие скобок на письме выдает человека закрытого, сдержанного, настороженного и немногословного, привыкшего держать дистанцию. Общение с таким человеком не слишком просто: он притягивает таинственностью, эрудированностью, но не знаешь, чего от него ожидать. Раскрыть такие скобки – все равно, что раскрыть объятия: можно выйти на новый, приятный уровень общения.
Длинные сложные предложения. Любовь к ним чаще говорит не о сложной личности, а о том, что человек не до конца разобрался в самом себе и/или хочет казаться сложнее, чем есть на самом деле.
Использование CAPS LOCK. Прописные буквы могут свидетельствовать о том, что у человека занижена самооценка. К нему мало прислушиваются в реальной жизни, вот он и старается выделиться на письме.
Предложения начинаются с маленькой буквы. Тоже, оказывается, характеризует человека. Переписка в мессенджере или в соцсетях, правда, может свидетельствовать о том, что человек просто не обращает на это внимания, занят. Но если человек намеренно начинает предложения со строчной буквы, это может говорить, что он хочет спрятаться. А если чье-то имя пишет не с заглавной, то таким образом проявляет неуважение.
КСТАТИ! «Вы» с большой буквы пишется в официальных письмах, при обращении к конкретному лицу. Т.о. подчеркиваем уважение к адресату. В остальных случаях пишем с маленькой.
Смайлы. Первоначально это невербальные средства общения были созданы, чтобы передавать эмоциональный фон пишущего. Со временем люди научились прикрывать смайлами то, что они чувствуют. Например, прочитали анекдот и ставите :-D, а на душе в это время кошки скребут.
Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, – нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки, именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос.
Владимир Набоков. Из интервью в апреле 1969 г. (перевод А. Г. Николаевской). Опубликовано в сборнике Nabokov V. Strong Opinions.
В самом деле, раньше маркерами настроения были только вопросительный и восклицательный знаки. В качестве растерянности применялось многоточие.
Сначала смайлы, как выразительный прием, разнообразили электронное общение. Уместно поставленный смайл может указать на хорошее настроение автора, а то и поможет избежать обид в случае рискованного заявления. Однако важно понимать: зачеркивание и смайлы не заменят остроумия и не передадут точный смысл того, что хотите сказать.
В последние годы смайлы стали применять в СМИ. Не будем вдаваться в рассуждения, надо ли это и всегда ли оправданно :). Речь о другом: все, что не к месту, чего излишне много, характеризует нас не с лучшей стороны. Как оказалось, простая точка – и та много значит. Вот тебе и «просто» знаки препинания!
Источник