Автор — Екатерина Оксанен
«Игра престолов» – интереснейшая кладезь разных характеров и судеб. Мы с вами уже разбирали Серсею Ланнистер, а сегодня я предлагаю обратить внимание на другую яркую героиню – Дейнерис Таргариен.
Она сочетает в себе удивительные качества: справедливость и жестокость, устойчивость и гибкость, чувствительность и целеустремлённость. Если убрать фантастическую составляющую ее сюжетной линии, то можно увидеть, что этот персонаж довольно убедителен с точки зрения психологии его развития. Что сделало её такой? И какие психологические феномены раскрывает история этого персонажа? Давайте разбираться.
Характер
Когда мы рассматриваем какого-либо персонажа (не важно, речь идёт о кино или о реальной жизни), не лишним будет сначала подумать о его семье и той обстановке, в которой формировалась его личность. Что мы видим в нашем случае? Дейнерис выросла в не самой здоровой семье. Её отец был безумен и славился своей жестокостью. После убийства отца героиня оказалась во власти не менее нездорового брата, решившего продать её хоть и роскошному, но всё же дикарю. Как это на нее повлияло?
Дейнерис росла в опасной обстановке, полной жестокого обращения, игнорирования её потребностей и непредсказуемости. Что происходит с личностью в таком случае? С одной стороны, непрекращающиеся психологические травмы, насилие и использование в своих интересах могут сформировать психологию Жертвы.
С другой стороны, комбинация желания выжить и постоянного ожидания опасностей, повлиять на которые человек не может, становятся фундаментом для параноидной адаптации личности. Это такой тип характера, при котором для человека становится важным контролировать, иметь влияние и власть, подчинять себе всё, что только возможно. Для такого склада личности характерны подозрительность и невозможность расслабиться.
Посттравматический рост
В результате преодоления трудностей и проживания травм человек может не только сломаться, но и стать сильнее. Этот феномен в психологии называют посттравматическим ростом, и именно это мы и наблюдаем у Дейнерис.
Страх стать такой же безумной, как отец, помогает ей прислушиваться к советам; боль от чувства беспомощности делает её борцом за справедливость; опыт использования её в своих интересах помогает Дейнерис думать своей головой. Не всегда психологические травмы калечат личность и однозначно ей вредят: они и ломают, и закаляют. Но негативные последствия травм всё же напоминают о себе и могут «выстрелить» в тот момент, когда человек думает, что всё уже позади.
Треугольник Карпмана
Эта концепция описывает крайне популярную модель взаимоотношений между людьми, в которой проигрываются три роли: Жертва, Агрессор, Спасатель. Жертва сознательно или бессознательно выбирает страдать; Агрессор преследует, контролирует и тиранит; Спасатель жалеет и «причиняет добро» тем, кого угнетают.
Дейнерис была Жертвой обстоятельств, затем начала Спасать тех, кто напоминал ей себя в детстве, а затем в ней включился Агрессор. Как правило, именно в таком порядке переключаются роли внутри личности, которую когда-то угнетали.
Рабская психология
Когда я смотрела эпизоды освобождения рабов, действия Дейнерис вызывали у меня недоумение. Я понимала её логику, желание не просто обрести власть, но и спасти тех, кого угнетали. Но наша героиня не учла особенностей рабской психологии. Так называется тип мышления, при котором человек рассуждает в категориях «раб-господин», и эти роли сменяют друг друга, как в сокращённой версии треугольника Карпмана.
Психология раба – это неспособность принимать решения, перекладывание ответственности на власть имущих, страх свободы, стремление подчиняться или подчинять. Люди с таким мышлением просто не могут быть свободными: они или садисты, или мазохисты. Но Спасатель просто «творит добро», не задумываясь о том, какими будут реальные последствия его поступков для тех, кого он опекает.
Дейнерис спасала, потому что никто не спасал её. Ей было важно получить власть и контроль, потому что она сама поначалу не управляла собственной жизнью. Наша героиня показывает, как тяжёлый опыт прошлого может сделать человека сильнее – и в то же время разрушить и причинить боль не только ему, но и многим другим.
Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!
Источник
Королева Драконов — одна из самых сильных и сложных героинь сериала «Игры Престолов», снятому по книге Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». Путь Дейенерис Таргариен был сложным и тернистым на протяжении всей саги. В сериале зрители наблюдали за взлетами и падениями наследницы династии Таргариенов. Изначально это была молодая испуганная девушка, которая жила в тени своего жестокого брата, жаждущего завоевать трон. По мере сюжета она прогрессирует от изгнанной кхалиси до Грозного монарха, прежде чем впасть в немилость в последнем сезоне.
Персонаж Дейенерис предлагает множество жизненных уроков для своих поклонников. Мать Драконов совершает много ошибок, доверяет неправильным людям и учится на протяжении всего своего длинного путешествия.
Вот десять жизненных уроков, которые мы можем извлечь из «Игры Престолов».
Дейенерис несколько раз попадает на самое дно в течение первых сезонов «Игры Престолов». Принцесса Таргариенов терпела жестокость родного брата, который думал только о том, чтобы сесть на Железный трон. Она вынуждена была выйти замуж за кхала Дрого и адаптироваться к дотракийской культуре. Вскоре после этого Дейенерис теряет своего мужа и нерожденного сына, прежде чем начать бродить по Красной Пустоши.
Дейенерис отказывается сдаваться, несмотря на страдания в течение некоторых периодов. В первом сезоне она черпает силу из своих драконьих яиц. Во втором сезоне ей помогают не пасть духом Джорах Мормонт и ее кхаласар.
Сама Дейенерис утверждает в 7 сезоне, что именно вера в себя помогла ей пережить долгие годы изгнаний и лишений. Мать Драконов встречает Джона Сноу на Драконьем Камне и дает понять, что все, что она перенесла, только сделало ее сильнее и наполнило решимостью завоевать Железный трон, когда-то принадлежавший ее отцу — Безумному Королю. Она уже была не та наивная девушка, которую зрители наблюдали в 1 сезоне.
Вера Дэни в себя помогла ей пережить самые тяжелые дни и способствовала тому, что она стала могущественной королевой. Как и Дейенерис, мы все можем научиться верить в себя и свои возможности.
Дейенерис получает три окаменевших драконьих яйца во время своей свадьбы с кхалом Дрого в начале первого сезона. Принцесса Таргариенов мгновенно чувствует связь с яйцами. Джорах и дотракийцы настроены скептически, но Дэни доверяет своему внутреннему голосу и в конце концов высиживает драконов в погребальном костре Кхала Дрого.
Кхалиси получает суровый урок от Мирри Маз Дуур, но использует ее учение о магии крови, чтобы принести жизнь Дрогону, Рейгару и Визериону — своим единственным детям.
Матери Драконов, мягко говоря, не везло в любви. Ее первый брак с кхалом Дрого был вынужденным союзом, который превратился в роман со стокгольмским синдромом. Ее отношения с Джоном Сноу стали еще хуже, когда они узнали, что являются кровными родственниками, а позднее он вовсе убил ее во время объятий.
Дейенерис влюбляется в Джона , прежде чем узнает правду о том, что мужчина на самом деле — Эйгон Таргариен, внебрачный сын ее брата Рейегара и младшей сестры Эддарда Старка, Лианны. Кровосмесительная связь Дэни с Джоном в конечном счете приводит к ее падению и смерти.
Дейенерис предают несколько раз на протяжении всего сериала. Понятно, что у королевы Таргариенов возникают проблемы с доверием. Дэни пытается мудро выбирать людей для своего круга, но в конечном счете все равно предается своим ближайшим советником в последнем сезоне.
Поклонники могут извлечь уроки из серьезной ошибки Дэни. Вместо того чтобы доверять таким людям, как Варис и Тирион Ланнистер, нужно мудро выбирать друзей и всегда соблюдать осторожность с тем, с кем мы общаемся.
Один из самых героических поступков Дейенерис — освобождение Залива Работорговцев. Во время третьего сезона Мать Драконов прибывает в Астапор, так как ей нужна была хорошая армия. Королева Драконов потрясена жестоким обращением с людьми и ведет борьбу с рабством в течение трех сезонов.
Дэни зарабатывает свое прозвище «разрушительница оков», освобождая рабов Астапора, Юнкая и Миэрина. Молодая королева решила остаться в Миэрине помогать освобожденным людям, вместо того чтобы сразу уплыть в Семь Королевств.
Однако правление Дейенерис в Миэрине проходило не совсем гладко. Дэни изо всех сил пытается контролировать своих драконов на протяжении всего четвертого сезона и подавлять их жестокость. Однако природу драконов не изменишь. Когда Дрогон убивает молодую девушку, Мать Драконов вынуждена запереть своих детей под Великой пирамидой.
Оглядываясь назад, Дейенерис могла бы проводить больше времени со своими драконами, особенно с Рейгаром и Визерионом. Этот жизненный урок учит зрителей, что тратить время на воспитание своих питомцев — это необходимая мера, чтобы избежать дальнейших проблем.
Зрители изначально представляют Дейенерис как робкую, кроткую молодую девушку, которая живет в страхе перед своим братом Визерисом. На протяжении всего сериала Дэни развивает самостоятельность и свою внутреннюю силу, становясь одним из самых могущественных игроков в «Игре престолов».
Мать Драконов перевоплощается в уверенную в себе молодую королеву, способную руководить своим народом и не робеть перед трудностями. Поклонники могут учиться на примере Дэни и принимать свою внутреннюю силу, особенно перед лицом невзгод.
Дейенерис окружает себя несколькими советниками на протяжении всей «Игры Престолов». Некоторые доверенные люди, такие как Джорах Мормонт и Миссандея, предлагают королеве Таргариен действительно ценные советы, исходя из ее интересов. Другие личности, такие как Тирион Ланнистер и Варис, по началу поддерживали Дейенерис, но в конечном счете способствовали ее падению.
Ярким примером этого факта является то, что Дэни игнорирует совет своих приближенных атаковать Королевскую Гавань и продлить войну. Если бы королева Таргариен пренебрегла Тирионом и полетела в Красную крепость, чтобы противостоять Серсее, то война закончилась бы раньше, и Дейенерис села на Железный трон без лишнего кровопролития.
Это одна из самых больших и серьезных ошибок Дейенерис. Из данного поступка зрители могут извлечь ценный и важный жизненный урок. В восьмом сезоне, когда звонят колокола, свидетельствующие о том, что город сдался, Мать Драконов поддается гневу. После гибели близких друзей и дракона Рейгара, ей двигали самые худшие эмоции и чувства. Она разрушает Королевскую Гавань драконьим огнем после капитуляции города и уничтожает мирных жителей. Она не испытывала ни милости, ни сострадания.
Это решение напрямую ведет к падению Дейенерис. Джон Сноу очень переживал, что королева несет опасность для их собственных жизней, и по приказу Тириона он убивает ее. Если бы Дэни не потакала своему характеру и контролировала свой темперамент, то всего этого можно было избежать. Она могла выйти из ситуации победительницей, став королевой Вестероса. Это серьезная ошибка со стороны Дейенерис: поддаваться гневу, на которой могут учиться фанаты «Игры Престолов».
Источник
Начало заключительного сезона культового сериала по романам Джорджа Р. Р. Мартина — отличный повод, чтобы разобраться в сложных образах героев и их взаимоотношениях. В «Альпине Паблишер» к премьере вышла книга «”Игра престолов” и психология: Душа темна и полна ужасов» под редакцией Трэвиса Лэнгли. В ней автор вместе с психологами разбирает, что привлекает фанатов саги и откуда берется та или иная манера поведения.
С разрешения издательства Enter публикует отрывок «Добрая мать и ужасная мать. Дейнерис и Серсея как два проявления юнгианского архетипа Великой Матери». Книгу можно купить онлайн на сайт издательства.
Мать — одно это слово вызывает почти инстинктивный отклик эмоционально насыщенных воспоминаний, образов и ощущений. Естественно, сразу можно подумать о своей матери, но концепция матери способна пробудить ассоциации с любой женской фигурой: бабушкой, няней, королевой или кхалиси. Неудивительно, что тема матери занимает важное место в психологических исследованиях. Вступительная фраза «Расскажите мне о вашей матери», часто приписываемая Фрейду, стала распространенным клише в расхожих представлениях о психотерапии — и совсем не зря. Взаимоотношения индивида с матерью, несомненно, играют фундаментальную роль в развитии личности. Карл Юнг, швейцарский психиатр и основатель аналитической психологии, считал, что человека формирует не только реальная персона его матери, но и архетипическая концепция, истоки которой лежат за пределами индивидуальной памяти. Юнг назвал ее Великой Матерью. В сериале и книгах Дейнерис Таргариен и Серсея Ланнистер — образцовый пример воплощения архетипа Великой Матери в ее крайних проявлениях.
Юнг описал архетипы как универсальные проявления определенных паттернов поведения, мышления и чувства — паттернов, действующих в рамках человеческой психики и предположительно повторяющихся в человеческом опыте с начала времен. Согласно Юнгу, такие феномены, как мать, отец, жизнь и смерть, архетипичны и существуют в коллективном бессознательном. Хотя безграничный массив архетипов принципиально не может быть постигнут в полном объеме, они часто всплывают в нашем сознании как образы, знаки или символы, которые нас ограничивают, направляют и воздействуют на нас. Важными компонентами архетипа являются его динамика и символизм. Динамика (воздействие) архетипа относится к внутренним откликам, которые человек может испытать, столкнувшись с архетипом. Положительные и отрицательные эмоции, фантазии и проекции — все это часть динамической силы архетипа. Юнг говорил, что динамический аспект архетипа проявляется как в бессознательном, так и в сознании. Однако, чтобы сознание могло обработать динамический отклик, ему должен сопутствовать образ. Выражение архетипа в образе представляет собой символический компонент архетипа. Таким образом, Великая Мать может рассматриваться как образ или символ, соотнесенный с внутренним проявлением архетипа, описание которого в отсутствие образа невозможно.
Хотя в Вестеросе не используют термин «архетип», там явно известно его основное значение. Ведущая религия Семи Королевств — вера в Семерых богов, которые на самом деле суть семь ликов или аспектов единого божества. Эти семь ликов отражают архетипические проявления человеческого опыта: Отец, Матерь, Дева, Старица, Воин, Кузнец и Неведомый. Как и верующие Южного Вестероса, Юнг полагал, что такой набор символических фигур может служить мощным средством выражения и понимания глубины, сложности и тайны человеческого опыта.
Увлечение Юнга концепцией Великой Матери, которую он рассматривал в ряде своих работ, отчасти обусловлено тем, насколько глубоко человеческий опыт связан именно с этим архетипом. Действительно, опыт феноменов матери и материнства поистине бесконечен. Юнг пришел к выводу, что архетип Великой Матери объединяет весь комплекс понятий, связанных с материнством, и «должен был проявляться бесчисленное количество раз в истории умственного развития человека». Известные нам рисунки первобытных людей изображают Великую Мать как божественное воздействие природы, овеществленное в таких символах, как деревья, плоды и плодородная почва. Образы Великой Матери менялись в процессе эволюции человеческого сознания, пока не приняли более привычную нам форму антропоморфного божества. Хотя символическое представление Великой Матери варьируется в разных культурах и в различные исторические моменты, динамика архетипа и присущие ему внутренние противоположности остаются прежними.
Самым заметным аспектом Великой Матери и, возможно, причиной ее постоянного влияния на человечество является двойственность ее природы. Ее составляют неразрывно связанные противоборствующие силы — добро и зло. Тайна Великой Матери заключается в ее двойственности: она — любящая и заботливая мать, которая в то же время пожирает и разрушает. Эта двойственность вдохновила Юнга описать архетип как «любящую и ужасную мать». Две самые яркие женские фигуры, сражающиеся за Железный трон, — любящая Дейнерис Таргариен и ужасная Серсея Ланнистер — прекрасно иллюстрируют противоположные грани архетипа Великой Матери.
Во многих отношениях Дейнерис Таргариен воплощает все качества доброй и любящей матери. Юнг говорил, что благоприятные и положительные составляющие Великой Матери связаны с такими качествами, как «материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума… все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию».
Вначале Дейнерис более похожа на Деву, чем на Мать. В первых эпизодах сериала она предстает юной чистосердечной девушкой, с которой жестоко обращается и которой манипулирует брат. Неопытная и покорная, она вступает в организованный братом брак с кхалом Дрого. Ее восхождение к статусу матери начинается тогда, когда она осознает свою сексуальную силу. Вскоре она беременеет, и ее статус матери закрепляется.
Представление Юнга о духовной и интуитивной мудрости женственности, названной им «магическая власть», воплощается в дотракийской церемонии, которую проходит беременная Дейнерис. В окружении овдовевших матерей племени, имеющих высокое положение провидиц, кхалиси съедает сырое сердце жеребца и обретает эту магическую власть. Когда жертвенная кровь стекает по ее лицу и чреву, в котором пребывает ребенок, Дейнерис становится любящей стороной архетипа Великой Матери.
Этот архетип связан с циклом рождения, смерти и возрождения. Когда умирает кхал Дрого и погибает, не родившись, их сын, Дейнерис ступает в пламя погребального костра мужа. Огонь сам по себе часто рассматривается как символ духовной трансформации. Выйдя из пламени преображенной и возрожденной в качестве истинного воплощения любящей и доброй матери, Дейнерис больше не является матерью сына кхала. Она становится матерью трех драконов и своего народа. Теперь она божественная мать.
Любящая мать, согласно Юнгу, хранит и защищает своих детей, заботясь о них и удовлетворяя их потребности. Все эти качества есть в Дейнерис. С терпением и любовью, которая не требует ничего взамен, она учит своих непослушных драконов управлять огненным дыханием, чтобы приготовить мясо. Ее преданность драконам и стремление их защищать непоколебимы. Когда драконов крадут, она настаивает на спасении крылатых детей, несмотря ни на чьи предупреждения.
Вскоре Дейнерис обретает черты божественной матери своего народа. Этот аспект архетипа включает покровительство и защиту, которые распространяются особенно на людей, страдающих от притеснений со стороны богатых и могущественных. Став свидетельницей жестоких и бесчеловечных действий, потрясенная Дейнерис освобождает Безупречных, которые затем клянутся ей в верности; заботится о тех, кто на пороге смерти, — предлагает умирающему рабу глоток воды; чтит замученных — велит надлежащим образом похоронить тела распятых детей-рабов. Толпы начинают скандировать «Миса!», что значит «мать».
В юнгианской психологии свет не может существовать без тьмы, равно как наслаждение не может существовать без боли. Аналогичным образом добрые матери могут быть лучше поняты в сравнении со злыми матерями. Во многих отношениях Серсея Ланнистер воплощает все качества злой, ужасной матери. Юнг описывает негативные стороны Великой Матери как означающие «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых». Она поглощает, искушает и отравляет все живое, с чем сталкивается, она вселяет ужас и «неизбежна, как судьба». Для психолога Эриха Нойманна ужасная мать — «голодная земля, которая пожирает своих детей и питается их трупами». Злое начало Серсеи проявляется в ней еще в детстве, задолго до того, как она становится матерью. Тирион вспоминает, как в девять лет Серсея приказала жестоко избить девушку-служанку за кражу ожерелья — безжалостный поступок, который закладывает почву для дальнейшего зла.
Кровосмесительная связь с братом — еще один аспект ужасной матери, воплощенный в Серсее. Ее отношения с Джейме погружены во тьму: чудовищная тайна не должна раскрыться, и она не может рисковать. Да, это Джейме выкидывает Брана из окна, но он делает это по настоянию Серсеи. Ужасная мать обладает столь сильной властью, что тех, кто сталкивается с ней, ждут лишь смерть, увечья и болезни — ее разрушительная мощь превосходит все и всех. Когда волчица Арьи защищает девочку от Джоффри, Серсея требует смерти зверя. А когда его не могут найти, Серсея велит убить ни в чем не повинную волчицу Сансы. Ей безразлично, какой лютоволк в действительности укусил ее сына, ее подлинная цель — уничтожение и смерть. Чтобы навредить своему брату Тириону, Серсея устраивает похищение его любовницы Шаи, которую жестоко избивают.
Для ужасной матери любовь означает слабость. Серсея признает, что чувствует отвращение к любви, которую ей довелось испытать. Она предупреждает Сансу: «Чем больше людей ты любишь, тем ты слабее. Ты сделаешь ради них то, чего тебе явно не следует делать. Ты будешь совершать глупости ради их счастья, ради их безопасности. Не люби никого, кроме своих детей. В этом у матери все равно нет выбора». Для ужасной матери любовь не есть благословение; скорее, это помеха, стоящая на пути к абсолютной власти.
Юнг пришел к выводу, что путь к психическому здоровью требует целостности, в которой ни один аспект своей личности не оставлен без внимания. Внутренний конфликт возникает, когда какие-то стороны архетипа игнорируются или подавляются. Решение, утверждает Юнг, заключается в объединении противоположностей. Чтобы достичь целостности, тьма должна принять свет, а свет — тьму. Каждая из женщин иногда проявляет проблески своей противоположности — того, что можно считать отрицаемым аспектом Великой Матери. Однако ни Дейнерис, ни Серсея в полной мере не демонстрируют «объединенную дуальность», которую Юнг рассматривает как необходимое условие психического здоровья. Как в символе инь-ян, в каждой из женщин присутствует часть ее противоположности.
Серсея на краткий миг проявляет сострадание, свойственное любящей матери, когда посещает Кейтилин Старк, чтобы выразить соболезнования по поводу увечья Брана. Со слезами на глазах — возможно, от горя, а возможно, от раскаяния — она рассказывает историю смерти своего первенца. Безусловная преданность и верность любящей матери видна в ее отношении к дочери, юной Мирцелле, особенно когда Серсея убита горем из-за ее предстоящего замужества. Несмотря на эти порывы, нежность Серсеи мимолетна. Она не может интегрировать аспекты хорошей матери в свою личность и, соответственно, не способна обрести целостность.
Так же и в Дейнерис проступают признаки ужасной матери. Она способна быть мстительной и беспощадной — особенно к тем, кто нанес вред ее близким. За гибель Дрого и их нерожденного сына Дейнерис расплачивается со знахаркой, что использовала магию крови. Ее привязывают к погребальному костру кхала, и Дейнерис с угрюмым удовлетворением наблюдает, как та кричит, сгорая заживо. Здесь воочию видны тьма и разрушительность, которые Юнг связывает с ипостасью ужасной матери. В отличие от Серсеи, Дейнерис готова понять и принять свою противоположность как часть себя. Принятие доброй матерью некоторых свойств ужасной матери — это именно то, что Юнг полагал непременной составляющей пути к психической целостности и объединенной дуальности.
Источник