Какие эмоции испытал мцыри

Мцыри — образ и характеристика героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Тема одиночества — основная в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. В романтической поэме «Мцыри» этот мотив приобретает особое звучание. Его своеобразие позволяет осознать характеристика образа Мцыри — главного героя поэмы.

Происхождение, воспитание

Мцыри — не имя персонажа. Согласно примечанию Лермонтова, это слово в переводе с грузинского языка значит «послушник». Юноша, с шестилетнего возраста воспитывавшийся в монастыре, утратил после попадания в плен не только родину, семью, связь со своим народом, родной язык, но и то, что делает человека уникальной личностью, — имя, данное при рождении. В монастырь малыша привёз русский генерал. К какой из кавказских народностей принадлежала его семья, неизвестно. Ребёнок долго приходил в себя после тяжёлой болезни и то ли забыл, то ли скрыл от грузинских монахов всё, что связано с его ранним детством. Так, потеряв родину, герой поэмы лишается самого себя, своей идентичности, своего имени.

Психологический портрет

За годы, проведённые в православном монастыре, среди людей иной культуры, Мцыри освоил чужой язык, обычаи, привык к окружающим, но так и не стал своим. Свою чужеродность, как выясняется уже после неудачного побега, юноша ощущал всё время пребывания в обители. Трагизм его одиночества даже не в том, что он чужой, а в том, что Мцыри не знает, кто он. Жизнь, которую его принудили вести, не удовлетворяет молодого горца, потому что в глубине души он убеждён, что был рождён для другого. Но в чём заключается его предназначение, неизвестно.

Как и положено истинно романтическому герою, Мцыри покидает монастырь в бурную грозовую ночь. В этом эпизоде подчёркнута чужеродность героя окружающим. Стихия, с которой беглец ощущает почти родственную связь («…я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»), пугает монахов («…вы ниц лежали на земле…»)

Романтическая душа персонажа не может удовлетвориться той жизнью, какую определила для него судьба. В его памяти живут воспоминания о другом мире, «где люди вольны, как орлы». Он смутно помнит горное селение, отца, сестёр, односельчан. Так отчуждение от окружающей реальности соединяется с тоской по родным местам и острым желанием свободы. Без всего этого полноценного существования герой не мыслит. «Ты жил, — я также мог бы жить!» — говорит умирающий юноша посетившему его чернецу.

Три дня свободы

Какими стали для Мцыри эти три дня подлинной жизни? Первое, что он увидел за стенами обители — огромный мир, прекрасную природу Кавказа. Неволя отняла у него возможность наслаждаться красотой родного края, ощущать единство с бурей и горным потоком, с живописными долинами и снежными шапками на вершинах Кавказа. Вернув себе целый мир, Мцыри счастлив, его жизнь стала наполненной и яркой.

Однако первое же утро даёт герою понять, насколько он беспомощен и уязвим в родном, но незнакомом ему мире. Юноша просыпается на краю «грозящей бездны», по дну которой бежит поток. Долгожданная воля могла обернуться для него смертью в первую же ночь.

Свобода дарит ему гамму разнообразных сильных впечатлений, неизвестных дотоле чувств. Молодой человек действительно прожил, прочувствовал, испытал в эти дни больше, чем за все предыдущие годы. Одна из первых и самых чудесных встреч — молодая грузинка, спускавшаяся к берегу реки за водой. Обаяние юной крестьянки в сочетании с красотой песни сильно действуют на Мцыри. То, что он испытывает, сильнее, прекрасней и чище, чем любовь в её житейском смысле. Это чувство принадлежит исключительно сфере духа, в нём нет ничего бытового, приземлённого, плотского, что неизбежно примешивается к самой искренней любви.

Вообще, умение героя воспринимать красоту, наслаждаться ею вызывает восхищение. Однако мир открывается перед персонажем не только со своей прекрасной стороны. Он рвался на волю, но жить свободным он не умеет. Муки голода, страх темноты, потеря дороги, отчаяние — вот чем оборачивается для бывшего послушника обретённая независимость. Но даже в горький миг осознания своего бессилия Мцыри не желает помощи людей. Он по-прежнему не чувствует связи с ними. Дикий барс кажется юноше более близким существом, чем люди. Герой сражается с ним как с равным противником, бойцом, достойным уважения. Мальчик, проведший много времени в молитвах и послушании, оказывается, может быть яростным, остервенелым, жестоким, подобно хищному зверю.

Конец мечтам Мцыри наступает, когда становится ясно, что он возвратился к своей тюрьме. Три дня воли измотали юношу настолько, что сил для продолжения борьбы у него не осталось. Он оказался недостоин свободы, к которой стремился. «На мне печать свою тюрьма оставила…» — с горечью признаётся он.

Вывод

Образ Мцыри воплощает трагедию человека, насильственно отлучённого от мира, его красот и опасностей, его возможностей и рисков. Человека можно вырастить в неволе, но он всегда будет чувствовать недостаточность своего существования и мучиться этим. Беда в том, что навыки, необходимые для жизни в свободном мире, уничтожены годами, проведёнными в келье. Мцыри действительно подобен выросшему в темнице цветку. Жаркие лучи солнца, о котором он тосковал, убили его.

Характеристика образа Мцыри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Источник

Что значит жить для Мцыри

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Читайте также:  Позитивные плакаты для поднятия трудового настроения

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Источник

Что показала встреча Мцыри с грузинкой ? = анализ глав 12- 14 поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Итак, в конце 11 главы, почувствовав жажду, Мцыри решает покинуть прекрасный сад.

Встреча с грузинкой в следующих главах играет важную роль, поскольку показывает чувствительность души Мцыри к любви, и в то же время его готовность жертвовать даже любовью ради обретения свободы.

Глава 12. Мцыри услышал песню девушки

Рискуя жизнью, Мцыри спустился к бурному речному потоку. Он пока лишь услышал ее веселый голос, поющий песню, и, совсем растерявшись, прячется в скале.

Первое, во что влюбился юноша – это именно голос девушки, «так безыскусственно живой, Так сладко вольный». Именно по этой причине Мцыри до конца жизни хранит в душе ее голос и ее песню:

Глава 13. Портрет грузинки

Она выглядит как девушка простого (крестьянского) сословия, что видно из ее загара и бедной одежды. В отличие от Мцыри, она знает верную тропу спуска к реке и потому спускается смеясь и не особо опасаясь.

И самая важная деталь ее образа — глаза ее говорят о любви, и оттого живая, пылкая душа героя чувствует неведомый трепет:

Портрет ее набросан самыми смутными, легкими линиями, поскольку Мцыри в своем крайнем смущении и не мог ничего разглядеть подробно:

Мы узнаем о ней лишь то, что она «Стройна под ношею своей, Как тополь, царь ее полей!».

Мцыри пугается своего чувства и бежит от него. Об этом мы узнаем из следующей главы.

Глава 14. Уход Мцыри от места встречи с девушкой

Изнуренный от жары, герой засыпает в тени и опять видит грузинку во сне, чувствуя порывы любви и пробуждаясь от незнакомой тоски. Он просыпается уже глубокой ночью и видит огонек в сакле девушки, мерцающий подобно звезде, но не разрешает себе познакомиться с ней и пускается в путь прямо посреди ночи.

Любовь – это тоже узы, тоже несвобода. Герой не готов к этому. Ему кажется, что он хочет прийти к своим родным, потому что только там может почувствовать себя свободным, принадлежащим самому себе.

Но, пустившись в путь ночью, герой начал сбиваться с пути, потеряв в темноте родные горы из виду, мучимый голодом и усталостью:

Таким образом, герой уходит и от любви, и от самой свободы, и начинает уже с этого момента возвращаться к своей «тюрьме», к монастырю.

Читайте также:  После сильного стресса заболел желудок

Со следующих глав начинается и вторая часть пребывания героя на свободе, во время которой он познает теневую, страшную сторону природы. Читайте их анализ в статье «Что означает встреча с барсом? Главы 15-18 поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»».

Источник

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.

1. Организационный момент.

3. Организация совместного целеполагания.

4. Проверка домашнего задания.

А) лексическая работа.

Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).

5. Формирование знаний и умений.

А) аналитическая беседа

Б) выборочное чтение

В) самостоятельная работа

Г) Групповая работа

6. Закрепление знаний и умений.

А) создание проблемной ситуации.

Б) эвристическая беседа

8. Организация домашнего задания.

Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.

Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.

Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»

Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.

Мцыри, чтобы осуществить свою мечту обрести родину и быть свободным, выбрав грозовую ночь, бежит из монастыря. Для монахов гроза-это Божий знак, предостережение о расплате за грехи. Гроза для Мцыри — Три дня на свободе. Три дня глотка свежего воздуха. Три дня счастья. Обратимся к тексту.

Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?

Прочитаем фрагменты из поэмы.

Ты хочешь знать, что видел я

Как братья в пляске круговой .

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Когда в час утренней зари

Их выси в небе голубом,

Покинув тайный свой ночлег,

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

Вопросы по тексту

1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)

2. Какие чувства испытывает Мцыри? (Мцыри испытывает двойственные чувства. Первая картина — разделенные потоком берега- передает его одиночество, отчаяние. Заключительная картина — восторг от увиденной картины. Природа показана в движении.Она вторит мыслям и чувствам Мцыри, который стремится обрести родину.

3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).

4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).

5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)

Вывод: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою.

Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).

III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»

Кругом меня цвел божий сад ;

Хранил следы небесных слез ,

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).

Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.

Вопросы: 1. Через понимание природы раскрывается еще одна из черт характера Мцыри. Какая? ( Чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.) 2 .На каком приеме построена эта черта? ( Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы. Природа выступает контрастом монастырской жизни )

Читайте также:  Открытки для хорошего настроения женщине с цветами красивые

Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Кувшина звон, — когда струя

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко;

И шла, хоть тише, — но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

Недалеко, в прохладной мгле,

Казалось, приросли к скале

Две сакли дружною четой;

Над плоской кровлею одной

Дымок струился голубой.

Я вижу будто бы теперь,

Как отперлась тихонько дверь.

И затворилася опять! ..

Тебе, я знаю, не понять

Мою тоску, мою печаль;

И если б мог, — мне было б жаль:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )

Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.

2. Почему Мцыри не последовал за девушкой? На пути Мцыри, как перед человеком, который готовился принять постриг, т.е. стать монахом, возникает искушение. Это грех. Но Мцыри порвал с прежней жизнью, его теперь ничего с ней не связывает. Так почему же он лишает себя счастья любви? Мцыри отказывается от возможного счастья любви, потому что у него есть цель — вернуться на родину. Грузинка- принадлежит к другому народу. Это не его родина, это «не край его отцов». Он преодолевает искушение и остается один.

Вывод.Одиночество — это его привычное состояние.Лермонтов неоднократно это подчеркивает в поэме. В данном фрагменте мы отмечаем характерную деталь, которая подчеркивает одиночество Мцыри: «Казалось приросли к скале//Две сакли дружною четой…» Их пара. Он один. Сакли приросли к скале, стали ее частью-здесь их родина. Мцыри одинок. Он не сам выбрал этот путь, ему его навязали. В этом отличительная особенность романтического героя Лермонтова.

V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Хотелось мне. но я туда

Взойти не смел. Я цель одну —

Пройти в родимую страну —

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.

VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он , и вой

Раздался вдруг. и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

Мне страшной смертью грозил.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек.

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье. Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык.

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз.

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно — и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу! ..

Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!

1 .Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете?Какие качества проявляются в Мцыри в битве с барсом? Какие скрытые черты характера проявляются в схватке с барсом? ( Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу раскрываются в битве с барсом.) Почему его не страшит смерть?( Он знал, что возврат в монастырь-это продолжение прежних страданий.Он хочет вкусить сладость жизни, понять смысл своего существования, поэтому ради достижения своей цели он готов пойти на смерть.)

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.

3.Образцы ученических творческих работ

Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.

1. Учитель. Подведем итоги урока.

Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»

2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.

2. Выставление оценок.

3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.

Источник

Оцените статью