Какие две группы чувств по мнению автора являются эмоциональной основой межличностных отношений

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.7. Межличностные отношения.

1.7. Межличностные отношения.

План.

  • Сущность понятия «межличностные отношения.
  • Виды межличностных отношений.
  • Симпатия и антипатия.
  • Формы межличностных отношений.

Межличностные отношения.

Межличностные отношения – это взаимосвязи человека с людьми, которые окружают (с другим человеком, с малой или большой группой): взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Виды межличностных отношений:

  • Деловые(официальные — от лат. officialis — должностной) — связаны с соблюдением каких- либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом (например, учитель — ученик; директор школы — учитель; президент РФ — председатель Правительства РФ и т. д.).
  • Личные(неофициальные) — складываются между людьми на основе частных взаимоотношений вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний.

Две группы чувств, составляющих основу межличностных отношений.

  • симпатия – чувства, сближающие людей (внутреннее расположение, привлекательность человека);
  • антипатия – чувства, разъединяющие людей, (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением).

Формы межличностных отношений:

  • Отношения знакомства(знакомство):

I уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);

II уровень — «приветствую» (только при взаимном узнавании);

III уровень — «приветствую и разговариваю на общие темы».

Могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений.

  • Приятельские отношения(приятельство). Взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, общению.
  • Отношения товарищества(товарищество). Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности.
  • Дружба. Взаимная симпатия, общность интересов, взаимопомощь, верность, внутренняя близость, откровенность, доверие.
  • Любовь. Благородные чувства, высокая мораль, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Какие две группы чувств по мнению автора являются эмоциональной основой межличностных отношений

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

-взаимосвязи, возникающие между людьми при их взаимодействии, основой которых является эмоции;

— межличностные отношения могут развиваться в двух направлениях — сближающем или отталкивающем;

— вступая в межличностные отношения в разнообразных по форме, содержанию, структуре человеческих общностях, человек проявляет себя как личность, получает возможность самореализации;

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об образовании.

Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ

Указания по оцениванию:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
25.1 Раскрытие смысла понятия 2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) 2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,

в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу

1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.

Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.

Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла

0
25.2 Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия 2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия 2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания 1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указание по оцениванию:

При оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

Источник

Какие две группы чувств по мнению автора являются эмоциональной основой межличностных отношений

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о межличностных отношениях.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

-взаимосвязи, возникающие между людьми при их взаимодействии, основой которых является эмоции;

— межличностные отношения могут развиваться в двух направлениях — сближающем или отталкивающем;

— вступая в межличностные отношения в разнообразных по форме, содержанию, структуре человеческих общностях, человек проявляет себя как личность, получает возможность самореализации;

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об образовании.

Устаревший тип задания, не используется в ЕГЭ

Установите соответствие между примерами межличностных отношений и видами отношений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТНОШЕНИЙ

А) отношения двух врачей, живущих по соседству, в нерабочее время

Б) отношения главного врача больницы и представителя министерства на

В) отношения представителей технического персонала фирмы при распределении сфер ответственности

Г) отношения школьных друзей на вечере встречи выпускников

Д) отношения между лектором и аудиторией на конференции

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ХАРАКТЕРИСТИКА
А Б В Г Д

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которые отличаются друг от друга наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др.

А) отношения двух врачей, живущих по соседству, в нерабочее время — личные.

Б) отношения главного врача больницы и представителя министерства на производственном совещании — официальные.

В) отношения представителей технического персонала фирмы при распределении сфер ответственности — официальные.

Г) отношения школьных друзей на вечере встречи выпускников — личные.

Д) отношения между лектором и аудиторией на конференции — официальные.

Выберите верные суждения о малой социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Эмоциональные контакты не влияют на формирование внутренней структуры межличностных отношений в группе.

2) Малые социальные группы в отличие от больших групп, всегда носят неформальный характер.

3) Примером малой социальной группы служит население деревни.

4) Одним из отличительных признаков малой социальной группы, является наличие постоянной цели совместной деятельности.

5) К групповой культуре относятся нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

1) Эмоциональные контакты не влияют на формирование внутренней структуры межличностных отношений в группе — нет, неверно, влияют.

2) Малые социальные группы в отличие от больших групп, всегда носят неформальный характер — нет, неверно, могут носить и формальный.

3) Примером малой социальной группы служит население деревни — нет, неверно.

4) Одним из отличительных признаков малой социальной группы, является наличие постоянной цели совместной деятельности — да, верно.

5) К групповой культуре относятся нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу — да, верно.

Выберите верные суждения о социализации индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социализация индивида всегда связана со стихийными, спонтанными влияниями извне.

2) Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения.

3) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса.

4) К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения.

5) Социализация индивида завершается к началу его трудовой деятельности.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Этапы социализации: начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе), завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.).

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, то есть формирует способность участвовав в социальной жизни. Социализация — это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

1) Социализация индивида всегда связана со стихийными, спонтанными влияниями извне — нет, неверно.

2) Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает в тесные межличностные отношения — да, верно.

3) Социализация связана со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса — да, верно.

4) К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения — да, верно.

5) Социализация индивида завершается к началу его трудовой деятельности — нет, неверно.

2 не верно, так как «В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к БОЛЬШОЙ.»

смена социальных ролей и приобретение нового статуса это же социальная мобильность, а не социализация

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:

1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;

2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;

3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.

Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;

2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;

3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.

Могут быть приведены другие примеры

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:

1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;

2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;

3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;

4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.

Могут быть приведены другие направления

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) указаны подходы:

— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;

2) указано одно отличие и одно сходство:

— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;

— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;

3) Объяснен смысл понятия, например:

— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Может быть указано другое различие

Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Национальные отношения, т.е. отношения людей в общности, называемой нацией, или другие этнонациональные отношения, не существуют отдельно от государства или параллельно с ним. Национальные и этнонациональные отношения так или иначе опосредуются государством и образуют единое политическое целое.

Распространены три основных подхода к пониманию нации: политико-правовой, социокультурный и биологический. При политико-правовом подходе под нацией понимается согражданство, т.е. сообщество граждан того или иного государства. В международном праве, когда говорят о нациях, имеют в виду именно политические, нации, которые на международной арене выступают как «национальные» государства.

При социокультурном подходе упор делается на общности языка, культуры, религии, традиций, обычаев большой группы людей, образующих нацию. Это позволяет рассматривать нацию как общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни. Следует иметь в виду, что нация представляет собой также и субъективный феномен сознания и самосознания.

Э. Геллнер, известный исследователь феномена нации, отмечал: «Два человека принадлежат к одной нации, если и только если они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации создаёт человек; нации – это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей».

Большинство стран мира понимание нации основывают на первых двух подходах. При всем их различии у них есть общее – отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа.

Третий подход к пониманию нации, биологический, как раз и основан на признании кровной общности главной доминантой нации.

(Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова)

Раскройте смысл понятия «нация» в рамках каждого из трёх рассматриваемых в тексте подходов: политико-правового, социокультурного, биологического.

В ответе смысл понятия «нация» должен быть раскрыт в рамках трёх подходов:

1) политико-правового: сообщество граждан того или иного государства;

2) социокультурного: общность людей, для которых характерны общность духовной культуры, исторического развития, поведенческих стереотипов, бытового образа жизни;

3) биологического: признание кровной общности главной доминантой нации.

Смысл понятия может быть приведён в иных, близких по смыслу, формулировках

Каких подходов к пониманию нации придерживается большинство стран мира? Что, по мнению автора, объединяет эти подходы, а что различает? (С опорой на текст, укажите одно любое различие и одно сходство между ними). Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «межэтнические отношения».

В ответе должны быть следующие элементы:

1) указаны подходы:

— большинство стран мира придерживается политико-правового и социокультурного подходов;

2) указано одно отличие и одно сходство:

— объединяет: отрицание кровного родства как определяющего нациообразующего принципа;

— различие: в том, что в первом случае границы нации совпадают с государством, во втором ограничены признаками определённого этноса;

3) Объяснен смысл понятия, например:

— межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Может быть указано другое различие

Автор отмечает, что нация является также феноменом сознания и самосознания. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три примера, которые могут служить проявлениями национального самосознания.

В ответе могут быть приведены примеры, допустим:

1) русские эмигранты первой волны, их дети и внуки продолжают считать себя русскими: знают русский язык, читают произведения русских писателей, посещают православные храмы, сохраняют русские обычаи и традиции;

2) примером самосознания может быть творчество русских поэтов, которые не отделяли себя от своей Родины, например творчество С. Есенина;

3) наиболее сильно люди осознают свою связь с родиной, с её народом в годы войны. Примером проявления национального самосознания могут быть возникновение и действия партизанских отрядов в годы Отечественной войны (1812 г.) и Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.), действия отрядов ополченцев, защищавших Москву в 1941 г.

Могут быть приведены другие примеры

В тексте говорится о влиянии государства на этнонациональные отношения. Приведите любые три направления политики демократического государства в межнациональных отношениях.

В ответе могут быть приведены следующие направления, например:

1) обеспечение равноправия всех этносов внутри одного государства;

2) гарантирование и уважение права народов на сохранение этнической культуры и самобытности;

3) согласование интересов разных этносов внутри одного государства;

4) предупреждение и преодоление этнонациональных конфликтов.

Могут быть приведены другие направления

Межэтнические отношения — это взаимодействие народов (наций) в разных сферах общественной жизни, а также межличностные взаимосвязи их отдельных представителей в различных формах деятельности.

Предметом изучения экономики как науки является(-ются)

1) отношения между обществом и властью

2) межличностные отношения

3) правовое регулирование отношений собственности

4) принципы распределения ресурсов

Экономика − наука, изучающая различные области хозяйственной деятельности изучает, как с помощью ограниченных ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей. Соответственно из перечисленных вариантов подходит последний.

Правильный ответ указан под номером 4.

В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— сфера межличностных отношений;

— сфера внутригрупповых отношений;

— сфера межгрупповых отношений;

2)объяснение противоречивого характера конфликта,

например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.

Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:

— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;

— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;

— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.

Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;

в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;

— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;

— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,

в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

— может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;

— играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;

— обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;

— может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

В каких четырёх сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чём проявляется противоречивый характер конфликта?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечёт, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплочённость и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе её осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, её совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

В чём проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления. Опираясь на обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

— может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития;

— играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации;

— обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих её факторов и тем самым способствует её стабилизации;

— может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем.

2) Объяснен смысл понятия, например: социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Проявления могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций; Может быть приведён другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:

— этап объективной конфликтной ситуации — разногласия при распределении прибыли компании;

— этап осознания сторонами конфликтной ситуации — ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд — на премии руководителям компании;

— этап конфликтного поведения — несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

— стадия разрешения конфликта — стороны пришли к компромиссу. Этапы эволюции конфликта могут быть показаны на других примерах.

Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, её совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение выпускника: согласие или несогласие с мыслью автора;

в случае согласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт связан с процессом самопознания, осмысления человеком своего места в мире, подведения некоторых жизненных итогов;

— внутриличностный конфликт способствует выстраиванию или корректировке человеком своих жизненных планов, смене социального окружения;

— выходом из внутриличностного конфликта может стать самосовершенствование человека, изменение им своей жизни,

в случае несогласия с мыслью автора может быть указано, что

— внутриличностный конфликт может привести человека к состоянию депрессии, преодолеть которую самостоятельно он не сможет;

— в состоянии внутриличностного конфликта человек не способен продуктивно трудиться, полноценно общаться с окружающими;

— состояние внутриличностного конфликта, попытки осознать его причины могут привести к снижению самооценки человека, уровня его притязаний. Могут быть приведены иные имеющие основания аргументы.

Используя обществоведческие знания объясните смысл понятия «социальный конфликт».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Социальный конфликт — столкновение противоположных интересов, целей субъектов взаимодействия за обладание ограниченными ресурсами.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— сфера межличностных отношений;

— сфера внутригрупповых отношений;

— сфера межгрупповых отношений;

2)объяснение противоречивого характера конфликта,

например: социальный конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в развитии личности, группы, общества в целом. Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу форме.

Правильно названы четыре сферы, дано объяснение.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса. С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указано следующее определение гражданского общества:

— гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.

2) Указана тенденция:

— Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами.

3) Отражено стремление:

— нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни.

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

В правильном ответе могут быть названы следующие формы взаимодействия и приведены следующие примеры:

— Защита частных сфер жизни людей. (В США общественные организации выступают с требованием прекратить массовое прослушивание телефонных разговоров граждан);

— Сдерживание политической власти от абсолютного господства путем контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей. (Общество по охране окружающей среды выступило против постройки автомагистрали через территорию заповедника);

— Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.( В Москве негосударственная общественная организация провела автопробег под девизом «За честные выборы»)

Могут быть указаны и иные формы и примеры, не искажающие смысла.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

В правильном ответе могут быть приведены следующие примеры взаимодействия политической свободы и самореализации личности:

— в социальной сфере политическая свобода дает возможность участвуя во власти поддерживать те политические движения, которые могут изменить положение в социальной сфере.

— в области экономики политическая свобода дает возможность гражданину отстаивать те экономические принципы, которые для него приемлемы.

— возможность самостоятельного выбора говорит о самостоятельности личности, т. е. о самореализации личности (духовная сфера).

Могут быть приведены и иные объяснения, не искажающие смысла и близкие по сути.

В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:

1) Указаны следующие функции государства:

— потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества;

— согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп.

) Могут быть приведены следующие примеры функций государства:

— обеспечение защиты границ;

— обеспечение прав и свобод граждан.

Могут быть названы и иные функции государства.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о различиях межличностных связей в малой и большой группах;

− одно предложение, в котором названа функция социальных групп.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Социальная группа — совокупность людей, объединенных общими признаками, осознающих принадлежность к данной социальной группе.

1) Межличностные связи в малой группе носят более тесный, сплоченный, преимущественно неформальный характер, нежели в большой группе, для которой характерна меньшая степень близости между членами группы и формальные отношения.

2) Функцией социальных групп в обществе является социализация индивидов — в социальной группе индивид усваивает ценности общества и осваивает новые социальные роли.

Автор говорит: «Семья является для ребенка микромоделью общества». Назовите три положения, подтверждающие данное высказывание.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинается с момента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания человека и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, национальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Источник

Читайте также:  Чувство которое ты чаще всего испытываешь
Оцените статью