Какие детали создают настроение пейзажа судьба человека

73863 (Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину»), страница 9

Описание файла

Документ из архива «Эпос войны в произведениях Шолохова «Судьба человека» и «Они сражались за Родину»», который расположен в категории «дипломные работы». Всё это находится в предмете «литература : зарубежная» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «литература : зарубежная» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «73863»

Текст 9 страницы из документа «73863»

Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова, в основном, не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество, до конца оставался человеком.

II. Аналитическая беседа по рассказу «Судьба человека».

Учитель: Какое время года изображено в рассказе? Какие детали создают настроение пейзажа?

Ученик: Рассказ начинается с картины первой послевоенной весны.

Учитель: Какие слова можно считать ключевыми?

Ученик: Настроение пейзажа создают слова трудный, тяжелый, бездорожье.

Учитель: Как мотивы и образы пейзажа соотносятся с содержанием рассказа героя о своей судьбе?

Ученик: Уже на первой странице рассказа возникает образ трудной дороги, который готовит читателя к изображению тяжелого жизненного пути Андрея Соколова. Шолохов изображает природу, с великим трудом пробуждающуюся от долгой зимней спячки, и с героем рассказа мы знакомимся в тот момент, когда постепенно начинает оттаивать его закаменевшее от горя сердце, хотя страшные воспоминания о войне преследуют его по пятам.

Учитель: В чем своеобразие композиции рассказа?

Ученик: Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.

Учитель: В чем особенность повествования в центральной части произведения?

Ученик: В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершенных им поступков, понять его переживания.

Учитель: На какие части можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей судьбе?

Ученик: Рассказ Соколова можно условно разделить на три части: довоенная жизнь, война, первые послевоенные месяцы.

Учитель: О каких событиях своей жизни в довоенную пору рассказывает герой? В чем видит Соколов свое счастье в довоенной жизни?

Ученик: Довоенная жизнь героя, казалось бы, небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — все это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежит Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Учитель: Сравните, как в этой части произведения герой рассказывает о себе и как — о своих близких. Как оценивает он свои поступки? В чем видит свою вину?

Ученик: Рассказывая о счастливых довоенных годах, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — предельно скупо, при этом не скрывая своих слабостей, например, грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым перед семьей в том, за что его никак нельзя винить: он упрекает себя за то, что построился неловко («Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась бы иначе»), за то, что оттолкнул жену при прощании («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул. »). В этом проявляется глубокая совестливость Андрея Соколова, его повышенное чувство ответственности за судьбы близких людей.

Учитель: Какие испытания пришлось пройти герою в годы войны?

Ученик: Рассказывая о судьбе одного человека, Шолохов в предельно сжатом виде раскрывает весь ужас войны, самые трагические ее стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома, потеря сына в День Победы.

Учитель: Рассмотрите эпизод в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат-христианин, Крыжнев, взводный, доктор)? Какая позиция ближе всего Соколову?

Ученик: Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

Читайте также:  От чего не чувствуется вкус еды

Учитель: Почему Соколов решается убить Крыжнева? Что он переживает при этом?

Ученик: В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не прием лет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

Учитель: О чем думает Соколов, готовясь к смерти при вызове к Мюллеру? Зачем. Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина? Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Ученик: Кульминацией рассказа становится сцена в комендантской. Вызванный к лагерфюреру Мюллеру Соколов понимает, что должен погибнуть, однако перед смертью он испытывает жалость не к себе, а к своим близким: к жене и детишкам. Но он еще не знает, что его ожидает не только расстрел. Казни должен предшествовать некий ритуал, смысл которого проясняется в тот момент, когда комендант предлагает заключенному выпить за победу немецкого оружия. Мюллеру необходимо крайнее унижение противника, то есть повторение того, что, как он считает, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, он тем самым как бы сольется со своей победоносной армией.

Учитель: Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно-исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе? Как расширяется за счет этой параллели содержание образа главного героя? В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

Ученик: Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом — это прежде всего победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственную русскому народу. Готовность выстоять «выдюжить» становится жизненным кредо Соколова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Учитель: Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Ученик: Самым страшным из военных испытаний стала для Соколова потеря близких. О перипетиях своей военной биографии герой рассказывает чаще всего сдержанно, почти спокойно, как о чем-то обыкновенном, житейском, а вот гибель семьи по-прежнему остается для него незаживающей раной. Дважды прерывает Соколов свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях.

Учитель: Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с разбитым куполом?

Ученик: Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных.

Учитель: Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

Ученик: Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.

Учитель: Почему Соколов решается усыновить мальчика? Что общего в их судьбах?

Ученик: Не может пройти Андрей Соколов мимо сироты Ванюшки, так как в разъединении людей, обездоленных войной, во всеобщем сиротстве он видит глубокую несправедливость: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!»

Учитель: Что испытывает сирота Ванюшка, нашедший «отца»?

Ученик: Святая неправда, сказанная Соколовым Ванюшке в кабине автомобиля, возвращает радость жизни мальчонке, который в свои пять-шесть лет «уже научился вздыхать».

Учитель: Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?

Ученик: Не менее важно и то, что происходит с самим героем. «Легко и как-то светло» стало у него на душе, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. «А у меня в глазах туман. » — говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, что наконец-то проступили на глазах и облегчили душу.

Учитель: Чего не смогла отнять у Соколова война?

Ученик: Война, отнявшая у героя, казалось бы, все, не смогла отнять у него самого главного — человечности, стремления к семейному единению с людьми.

Учитель: Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?

Ученик: И в этом герой не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом своего приемного сынишку, и сразу принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой. Все это свидетельствует о том, что Соколов не исключительная личность, а воплощение гуманистической сущности всего народа.

Читайте также:  Много радости детишкам принесла 6 букв

Учитель: Что испытывает Соколов, нашедший сына? Что тревожит его?

Ученик: Но и об этом своем подвиге — подвиге гуманизма — Соколов рассказывает без всякой патетики. Не столько радость от обретения семьи или гордость за то, что помог обездоленному ребенку, наполняют его душу, сколько тревога за судьбу Ванюшки: «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

Учитель: Каким чувством наполнена авторская речь в финале рассказа? Как смотрит автор на положение человека в XX веке?

Ученик: Эпическое повествование органически сменяется лирическим монологом автора, в котором выражена вера в человека, в его способность «все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Но одновременно звучит в финале и горькая нота. С грустью смотрит автор-повествователь вслед своему новому знакомцу. Грусть эта названа «тяжелой». Та тяжесть, что давит сердце героя, теперь передалась и автору. И в том, что он отвернулся, чтобы не ранить сердца ребенка, еще раз проявляется его духовная близость к Андрею Соколову: оба они люди, способные сострадать, но умеющие по-мужски не выдавать свою душевную боль. Финал рассказа оптимистичен, но этот оптимизм оплачен слишком дорогой ценой, потому и завершает свое повествование Шолохов упоминанием о «жгучей и скупой мужской слезе».

Учитель: В чем смысл названия рассказа?

Ученик: Рассказ называется «Судьба человека». С одной стороны, это свидетельствует о внимании автора к отдельной человеческой личности, с другой стороны, Шолохов не конкретизирует понятие «человек» и таким образом подчеркивает, что судьба Андрея Соколова — это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие испытания в годы самой кровопролитной войны XX века и сохранившего самые высокие гуманистические ценности.

III. Слово учителя.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы.

История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке. Нету и не дождусь!».

Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Смысл названия рассказа в том, что человек, несмотря на все тяготы и невзгоды, все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

IV. Задание по творчеству М.А. Шолохова (сочинение-размышление) на тему: «Нужна ли была святая неправда А.Соколова?»

V. Домашнее задание.

Задания для самостоятельной работы над рассказом в 11 классе.

1. Выбор героя. Сопоставьте героя рассказа «Судьба человека» с известными вам героями военной прозы 40—50-х годов. В чем их принципиальное отличие? Какой смысл заключен в названии рассказа?

Источник

Анализ рассказа М. Шолохова «Судьба человека» (9 класс)
методическая разработка по литературе (9 класс)

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

9 КЛАСС

ТЕМА: Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»

ЦЕЛИ: 1. Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.

2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.

3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.

Скачать:

Вложение Размер
_11934_sholohov_kalashshsh.doc 54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 г. « Улан-Удэ»

Методическая разработка учителя литературы

Анализ рассказа М. Шолохова

учитель русского языка и литературы

ТЕМА: Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»

ЦЕЛИ: 1 . Проанализировать рассказ, выяснить основную идею, поразмышлять над поступками героя.

2. Вырабатывать умение делать выводы, оценить поступок, сравнить, находить ответы в тексте.

3. Воспитывать патриотизм, доброту, умение сочувствовать, уважение к людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации Б. Алимова и Кукрыниксов. Портрет писателя, рисунки учащихся, творческая работа, фотодокументы.

ЭПИГРАФ: На войне, вертясь постоянно вокруг смерти, люди делаются лучше, вся шелуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остается в человеке ядро.

I. Вступительное слово учителя:

— Как вы понимаете слова А. Толстого, взятые в эпиграф к уроку?

Сегодня нам предстоит, познакомившись с героем рассказа М. Шолохова «Судьба человека», понять, что же за ядро такое есть в человеке.

II. Сообщение учащихся об истории создания рассказа.

  1. Беседа по тексту. (В ходе работы с текстом учитель делает выводы, обобщает сказанное по отдельным блокам).
  1. Роль пейзажа, его связь с героями.

Вопросы: 1. Какое время года изображено в рассказе?

2. Какие детали создают настроение пейзажа?

3. Какие слова можно считать ключевыми?

4. Как мотивы и образы пейзажа соотносятся с содержанием рассказа героя о своей судьбе?

2. Композиция рассказа.

Вопросы: 1. В чем своеобразие композиции рассказа?

2. В чем особенность повествования в центральной части произведения?

3. Каково, на ваш взгляд, назначение такой формы повествования?

4. На какие части можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей судьбе?

3. Судьба Андрея Соколова. Анализ текста по частям:

а) Довоенная жизнь героя.

Вопросы: 1. О каких событиях своей жизни в довоенную пору рассказывает герой?

2. В чем видит Соколов свое счастье в довоенной жизни?

3. Сравните, как в этой части произведения герой рассказывает о себе и как – о своих близких.

4. Как оценивает он свои поступки?

5. В чем видит свою вину?

б) Человек на войне.

Вопросы: 1. Какие испытания пришлось пройти герою в годы войны?

2. Что может противопоставить фашизму человек без оружия?

3. Рассмотрите эпизод в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат-христианин, Крыжнев, взводный, доктор)?

4. Какая позиция ближе всего Соколову?

5. Как повел себя сам герой?

6. Чем руководствуется Соколов, решаясь выполнить приказ командир автороты?

7. В каких эпизодах раскрывается его способность сочувствовать другим людям, чувство братства, солидарности с людьми?

в) Чтение эпизода в классе по ролям.

Кульминация рассказа – сцена в комендантской.

Вопросы для анализа сцены:

1. О чем думает Соколов, готовясь к смерти?

2. Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

3. Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

4. В каком физическом состоянии находится Соколов?

5. Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

6. Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

7. Почему кульминацией рассказа становится не вооруженное

столкновение двух армий, а «мирный» диалог представителей

8. Кто и в какой момент побеждает в этом поединке?

9. В чем смысл этой победы?

10. Как меняется на протяжении эпизода отношение фашистов к Соколову?

11. Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно –исторического значения, и частным эпизодом, изображенным в рассказе?

12. В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?

г) Освобождение из плена, последующие удары судьбы.

Вопросы: 1. Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

2. Как раскрывает автор душевное состояние героя, у которого война отняла все?

3. Какой символический смысл вкладывает Шолохов в образ церкви с

д) Слово учителя:

Характер Андрея Соколова – воплощение не только героизма русского народа, но и его трагедии. Именно как великая трагедия изображена в рассказе война. Она порождает всеобщее сиротство и одиночество, разрушает все, что с таким трудом создано человеком: «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Символом поругания святынь, разрушений, принесенных войной, становится образ церкви с разбитым куполом, церкви, превращенной фашистами в тюрьму для военнопленных. Нельзя в одиночку спасти мир от разрушения, но, по мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший всех своих близких, герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.

Вопросы: 1. Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с Ванюшкой?

2. Почему Соколов решается усыновить мальчика?

3. Что общего в их судьбах?

4 . Что испытывает сирота Ванюшка, нашедший «отца»?

5. Что переживает сам Соколов, сказавший мальчишке святую неправду?

6. Чего не смогла отнять у Соколова война?

7. Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?

8. Что испытывает Соколов, нашедший сына? Что тревожит его?

Но и об этом своем подвиге – подвиге гуманизма – Соколов рассказывает без всякой патетики. Не столько радость от обретения семьи или гордость за то, что помог обездоленному ребенку, наполняют его душу, сколько тревога за судьбу Ванюшки: «Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».

IV. Итог урока: В чем смысл названия рассказа? Какое же «ядро» остается в человеке?

V. Чтение отзывов о рассказе учащихся, получивших индивидуальное задание.

Источник

Читайте также:  Часто меняется настроение у девушки болезнь
Оцените статью