- Сочинение Образ Коваленко в рассказе Человек в футляре Чехова
- 2 вариант
- Также читают:
- Картинка к сочинению Образ Коваленко в рассказе Человек в футляре
- Популярные сегодня темы
- Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
- История создания
- Жанр, конфликт и композиция
- Смысл названия
- Главные герои
- Основные проблемы
- Главная мысль
- Чему учит автор?
Сочинение Образ Коваленко в рассказе Человек в футляре Чехова
»Человек в футляре» — произведение, написанное Антоном Павловичем Чеховым в мае 1898 года. Рассказ впервые увидел свет в журнале »Русская мысль». Произведение написано понятным языком и разделён на маленькие фрагменты. Рассказ получил такое название неслучайно. А.П Чехов смог описать футлярную жизнь Беликова с помощью сатиры и юмора. То есть с одной стороны рассказ это комедия, но с другой чехов показывает нам все душевные проблемы главного героя. Главной темой произведения является замкнутость людей в обществе.
Главным героем рассказа является учитель греческого языка Беликов. Этот человек в любую погоду выходил всегда в одних и тех же вещах. Он был с зонтом, в калошах и всегда высоко поднимал воротник. Его всё всегда пугало, он всегда спокойно относился к запретам и ограничениям. Он воспринимал это как норму. Он живёт в себе и для него это комфортное состояние. Беликов работает в таком же замкнутом и мрачном коллективе учителей.
Михаил Саввич Коваленко — учитель и по совместительству коллега Беликова. Михаил высокий мужчина с громким голосом. На своей родине Михаил жил на хуторе его отца. Возраст Коваленко в рассказе не указан, но Чехов описывает его молодым мужчиной. Михаил имеет стальной характер и силу воли. Из вышеперечисленных фактов можно сделать вывод, что Коваленко не боится выражать свои мысли и быть осуждённым обществом. Это очень важный вывод об его характере. Так как именно Михаил играет ключевую роль в рассказе Чехова.
При первом знакомстве Коваленко сразу же возненавидел Беликова, так как не понимал его замкнутости. Однако, несмотря на эту ненависть, Михаил сыграл очень важную роль в жизни главного героя. Коваленко высказывает ему всю правду о его характере и поведении. Он отказался молчать и решил всё сказать как есть. После всех слов он выгнал ненавистного гостя из своего дома. Тем самым, Михаил является неким бунтарём. Ему некомфортно работать в коллективе учителей гимназии и это он не скрывает. Коваленко открытый человек, который всегда высказывает своё мнение. По его лицу можно понять то, что у него на душе. Он очень эмоциональный человек. И в то же время простой.
Михаил Коваленко это тот человек, который заслуживает уважение. Это тот самый человек с принципами и который никогда не врёт. Человек, который является светом в рассказе »Человек в футляре», потому что он живёт без футляра и так, как ему хочется. Он не боится людей и мнения со стороны. Коваленко не вмешивается в чужие дела и не позволяет другим вмешиваться в свои.
2 вариант
Михаил – важный персонаж, который занимает определённое место в жизни главного героя. К сожалению, не с хорошей стороны. Коваленко прибывает в гимназию, где преподаёт историю и географию. Коваленко на Родине жил на хуторе отца.
Точный возраст героя остаётся загадкой для читателя. Автор описывает его как молодого мужчину. Приехал Миша с сестрой Варенькой. Она с нежностью называет его «Минчиком».
Внешность писателем полностью не раскрывается. Известно читателю немного: персонаж здоровый, смуглый, высокий, с большими руками. В голосе прослеживается бас, будто говорит из бочки. На работе появляется в вышитой сорочке. Такая мелкая деталь показывает сохранившуюся у Михаила любовь к Родине. Это достойно уважения.
Человеком движет сила воли и твёрдый характер. Он сразу испытывает презрение к Беликову, которому нравится Варенька. Коваленко не боится выражать вслух своё мнение и рассказывает коллегам про мерзкую рожу Беликова, не понимая, как остальные его любят. Назвать хорошим своё место работы герою сложно. Так, Михаил прямо высказывает коллегам об угнетающей атмосфере и называет их «чинодралами». Не может смириться с тем, что учреждение «воняет кислятиной», напоминает полицейскую будку. Михаил заявляет, что здесь долго не продержится, скоро вернётся домой и будет учить «хохлят».
Персонаж обозвал Беликова пауком. Усмехается над его привычкой молча сидеть в гостях. Вникая в этот образ, читателю становится понятно, что герой будет в ярости, когда узнает о намерении Беликова жениться на его сестре. На удивление Коваленко относится к этому спокойно, потому что не хочет вмешиваться чьи-либо дела.
Внутреннее состояние героя отражается в его лице. Эмоциональный человек, который не может совладать с гневом. Например, когда учитель древнегреческого языка делает замечание Михаилу за велосипед, вышитую сорочку, плохое отношение к начальству, обещает доложить директору о разговоре, персонаж реагирует критично, толкая Беликова.
Вмешательство посторонних в дела семьи Миша не переносит. Во время разговора с Беликовым герой грозит послать любого к чертям собачьим, кто попытается сунуть нос в дела семьи. Несмотря на все недостатки, персонаж заслуживает симпатию. Как минимум за принципиальность, честность. Эти качества весьма ценные в нашем мире. Не любит влезать в чужие дела, но и к своим не позволяет притрагиваться.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ Коваленко в рассказе Человек в футляре
Популярные сегодня темы
Борис Дикой и Тихон Кабанов – главные мужские персонажи в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза». Эти мужчины во многом предопределили судьбу главной героини Катерины.
Новый год очень яркий и весёлый праздник. С малых лет и до взрослого возраста все с нетерпением ждут его. А все школьники ожидают празднование новогодней ёлки в своей школе.
Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения
В этом произведении мне больше всего жаль Мечтателя. Он такой замороченный! Такой интроверт, как сейчас говорят… И наверное, ни одна девушка не захочет стать его подругой. Такой уж он странный.
В этом сочинении я хотел бы рассказать о моём самом любимом городе, который носит название Киров. Этот довольно большой город расположен в европейской части России, в Предуралье, и в нём живёт больше 500 000 человек.
Источник
Анализ рассказа Чехова «Человек в футляре»
Автор: Guru · Опубликовано 03.08.2017 · Обновлено 24.02.2018
Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.
История создания
«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.
Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.
Жанр, конфликт и композиция
Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции: текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.
В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.
Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.
Смысл названия
В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.
Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.
Главные герои
- Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
- Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
- Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.
- Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека, который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
- Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
- Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
- Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
Основные проблемы
- Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
- Проблема бессмысленности жизни. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
- Перед читателем вырисовывается проблема счастья, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
- Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
- Проблема социапатии. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.
Главная мысль
Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.
Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.
Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.
Чему учит автор?
Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.
Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.
Источник