- Пушкин сделал!
- Н.М. Рубцов Березы. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
- 1. Поиск
- Какие чувства вызывают у поэта березы? Подчеркните слова, выражающие его чувства. Соедините рифмующиеся строки.
- Сравните первую и последнюю строфы. Запишите слова, которые повторяются.
- Как называется такая строфа? Выберите ответ V.
- Найдите и подчеркните обращения.
- Какие рифмы использует поэт? Запишите полный ответ.
- 2*. Точное слово
- Прочитайте строки из стихотворения, подчеркните сравнение. Сделайте рисунок к этим строкам.
- Анализ лерического стихотворения «Берёзы» Николая Рубцова
- Николай Рубцов
- Анализ стихотворения Рубцова «Березы» 1 вариант
- Анализ стихотворения «Березы» Рубцова 2 вариант
- Н Рубцов «Березы» план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Н.М. Рубцов Березы. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Н.М. Рубцов Березы. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
1. Поиск
Какие чувства вызывают у поэта березы? Подчеркните слова, выражающие его чувства. Соедините рифмующиеся строки.
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
Сравните первую и последнюю строфы. Запишите слова, которые повторяются.
…и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез
Как называется такая строфа? Выберите ответ V.
V четверостишие
Найдите и подчеркните обращения.
Обращение: «Русь моя»
Какие рифмы использует поэт? Запишите полный ответ.
Н.Рубцов в стихотворении «Березы» использует перекрестную рифму, при которой рифмуются первая с третьей строкой, а вторая — с четвертой.
2*. Точное слово
Прочитайте строки из стихотворения, подчеркните сравнение. Сделайте рисунок к этим строкам.
С ветром и дождем шумел, как улей
Вот такой он желтый листопад…
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Источник
Анализ лерического стихотворения «Берёзы» Николая Рубцова
Очень надо. Анализ по этому плану
1. Автор и название стихотворения.
2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т. п.)
3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.
Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).
4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова
5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т. д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек) — как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.
Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.
Я люблю, когда шумят березы ( метафора),
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы (метафора)
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется (метафора) в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно (контраст),
Будто кто-то шепчет о любви (сравнение).
Только чаще побеждает проза (метафора),
Словно дунет ветер хмурых (эпитет) дней (вся строка-метафора).
Ведь шумит такая же береза (метафора)
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля (олицетворение),
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей (сравнение),
Вот такой же желтый листопад.
Русь моя, люблю твои березы! (риторическое обращение)
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы (метафора)
На глаза, отвыкшие от слез.
1957
Рифмовка перекрестная (абаб). Размер-пятистопный хорей.
Ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья падают с берез»).
Композиция кольцевая ( 1-я и 5-я строфа перекликаются) -5 четверостиший.
Центральный мотив-мотив сиротства лирического героя. Звучащий мир представлен образом листопада. Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчества поэта с миром природы. Стихотворением Березы» поэт показал свою любовь к родной природе, глубину патриотического чувства.
Источник
Николай Рубцов
Берёзы (Я люблю, когда шумят березы) + Анализ 2 варианта
Николай Рубцов
«Берёзы»
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад…
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…
Дата создания: 1957 г.
Анализ стихотворения Рубцова «Березы»
1 вариант
Береза – исконно русское дерево, которое символизирует мир, красоту, гармонию и душевное спокойствие. Неудивительно, что в старину именно эти деревья было принято высаживать на кладбище, так как они являлись своеобразным утешением тем, кто потерял своих близких.
В русской поэзии береза является одним из знаковых литературных образов, неким связующим звеном между всем тем, что так дорого простому человеку. Это дерево всегда ассоциируется с родным краем и вызывает ностальгические воспоминания. В частности, поэт Николай Рубцов в своем одноименном стихотворении, написанном в 1957 году, признается, что шорох падающих березовых листьев вызывает у него слезы на глазах. «Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви», – отмечает автор.
Сентябрь (Слава тебе, поднебесный. ) (+ Анализ)
В воспоминаниях поэта береза ассоциируется не столько с радостными, сколько с печальными событиями. Хотя бы потому, что это дерево высажено на могиле умершей матери, которая ушла из жизни, когда Николаю Рубцов было всего 6 лет. И именно с осенним березовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».
В тот момент, когда создавалось это произведение, Николая Рубцов уже знал о том, что его отце не погиб на фронте, а вернулся после войны в другой город, где обзавелся новой семьей. При этом вчерашний фронтовик даже не вспомнил о своем единственном сыне, который был отдан на воспитание в детский дом после смерти матери. Поэтому автор предпочитает считать отца погибшим, но эту душевную рану он так и не сможет залечить. И каждый раз, видя, как шумят березы, Николай Рубцов вспоминает, в том числе, и о предательстве отца, которого мысленно успел оплакать и похоронить.
В последней строфе стихотворения поэт обращается к родине со словами: «Русь моя, люблю твои березы!». В этой фразе заложен очень глубинный философский смысл, который раскрывает суть славянской души. Русский человек всегда легко забывает хорошее, но долго помнит то, что причинило ему боль. И именно за это качество Николай Рубцов так трепетно относится к березам, потому что при виде их у него «набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез». А значит, он продолжает жить, любить и ненавидеть, чувствовать, страдать и помнить о том, что вопреки всему остается человеком, который с гордостью несет свой жизненный крест и не ждет милости от судьбы, принимая выпавшие на свою долю испытания с мужеством и благородством.
Анализ стихотворения «Березы» Рубцова
2 вариант
Н.М. Рубцов – русский поэт, чье рождение выпало на преддверие Великой Отечественной войны. События предстоящих лет отобрали у него и мать, и отца: этот факт находит свое отражение в его стихотворении «Березы». В самом начале произведения перед читателем возникает образ героя, отправляющегося в ностальгические переживания. Это уже не маленький мальчик, чье детство прошло в приюте, он – взрослый мужчина, с тоской обращающийся к памяти. Проводником во времени и пространстве выступает береза – символ русской души. Говоря о том, что его глаза отвыкли от слез, Рубцов имеет в виду неотъемлемую часть взросления и преодоления жизненных несчастий. Но здесь, наедине с природой, он может отпустить свои настоящие чувства на волю, открыть свое сердце внимающим ему березам. Параллельно с откровениями автора, сами стройные деревца тоже о чем-то перешептываются, создавая ощущение живого диалога. Наверное поэтому, русскому человеку так плохо вдали от родных деревьев, все равно что вдали от любимых людей.
Сентябрь (Слава тебе, поднебесный. ) (+ Анализ)
Поэт пишет в свойственной ему философско-элегической манере, открывая перед читателем свое эмоциональное состояние, и в этом он искренне прост. Не облачая чувства в излишние метафоры, Рубцов выражает отношение любви к березам, прямо говорит о том, что ему и «радостно, и больно». Радостно от того, что он имеет возможность пообщаться со своими умершими родителями на уровне душ. Он понимает, что их уже не вернуть, и принимает это, как и конечность бытия всех живых существ. Здесь автор находит собственное успокоение и отпускает свою боль. Стихотворение пропитано светлой грустью – чувством, которое свойственно всем людям. Оно одновременно и раздирает сердце, и очищает его.
Мать поэта погибла во время войны вместе с его сестрой, а отец покинул семью после возвращения с фронта. Этот последний факт Николай Михайлович преобразует в стихотворении, говоря о том, что «отца убила пуля» — так он показывает символическую смерть отца для себя после его предательства. Будучи покинут всеми, автор, тем не менее, находит утешение в стихах, которые он начинает писать уже в 6 лет, и в объятиях природы. Стихотворение очень динамично, оно напитано глаголами действий: березы шумят; воспоминания отзываются; шумящий, как улей, листопад и т.д. Показывая нескончаемый поток времени, автор находит себя в этом потоке, и всех своих родных. Он ощущает неразрывную связь с родными, оживляя их в своей памяти.
Источник
Н Рубцов «Березы»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezy.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
Николай Рубцов «Березы».
Учитель: Дзотцоева Л Б
Цели: — формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности
-развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства
-развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.
• учить слушать стихотворения о природе русских поэтов;
• воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
• учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.
• высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
• называть стихотворение, определять тему;
• выразительно читать отрывок из стихотворения.
Оборудование: презентация, видеоролик, листы самооценки, конверты с заданиями для групп.
-Какое у вас настроение?
— Мне тоже радостно от встречи с вами.
— Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».
II. Актуализация, мотивация, целеполагание.
Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».
2). Исследовательская работа (фронтальная работа)
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? ( о березе)
— Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке,, живописи и конечно, поэзии.
— Что вы видите на картине?
-Как вы думаете, нравится ли картина автору?
— Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.
III. Вступительное слово учителя.
— А сколько стихов о ней сложено!
— Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)
-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.
— Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем Рубцовым.
(фото Николая Рубцова)
— Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.
IV. Первичное восприятие произведения.
— Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (Чтение учителем)
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
V. Беседа. Эмоциональный настрой.
— Какие чувства хотел передать поэт?
-Понравилось ли вам стихотворение?
-А что вам понравилось?
-Ну, если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.
VI. Словарная работа.
— Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?
— ОГРАД, (ПРОЗА, НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)
-Кто может объяснить значение этого слова?
-Давайте обратимся к словарю. (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).
VIII. Анализ содержания стихотворения.
— Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.
Только ли тема березы затронута в стихотворении?
— О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.
— О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.
— О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.
— А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).
— А какие слова украшают это стихотворение?
(ЭПИТЕТЫ- На слайде
Олицетворения – на слайде
Сравнения – на слайде)
— Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)
— Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)
— Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение? (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он)
— Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.
-Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.
IX . Работа над выразительным чтением.
— Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.
— От чьего имени написано это произведение?
— Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.
— Как мы должны читать это стихотворение? (Плавно, мелодично)
— А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).
— А что такое рифма?
— Назовите рифмующиеся слова в этом произведении.
— Я предлагаю провести конкурс чтецов. ( 2 человека)
— Молодцы, ребята, вы были выразительны.
X. Работа с проектами .
— А сейчас я снова предлагаю вам поработать в группах.
— нарисовать иллюстрацию к произведению Н. Рубцова «Березы».
— А если у кого-то из вас возникнет желание, может сочинить несколько строк к своей работе.
(Выполнение работы под музыку)
- Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.
XII. Домашнее задание.
Дома попробуйте выучить стихотворение «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.
XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.
-Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?
Источник