Какие чувства вызывают стихотворения рубцова

ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §6. Основные единицы синтаксиса. Упражнение №39

Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Н. Рубцова. Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение? Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя? Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?
НОЧЬ НА РОДИНЕ
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик.
Вернулся я — былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.

Решение

НОЧЬ НА РОДИНЕ
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени . (Предложение повествоват., невоскл., простое, распростр.)
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
И тихо так, как будто никогда
Здесь крыши сёл не слыхивали грома!
Не встрепенётся ветер у пруда,
И на дворе не зашуршит солома,
И редок сонный коростеля крик . (Предложение повествоват., невоскл., незаконченная мысль, поэтому в конце стоит многоточие. Предложение сложное, поэтому между простыми предложениями ставятся запятые перед союзом *и)*
Вернулся я — былое не вернётся!
Ну что же? Пусть хоть это остаётся,
Продлится пусть хотя бы этот миг,
Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений,
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
Никогда − наречие;
1 . Не слыхивали (когда?) никогда; обстоятельство времени.
2 . Неизм.
3 . Не слыхивали (когда?) никогда.
Стихотворение вызывает смешанные чувства: радость от возвращения в те места, где родился, и печаль от того, что былого не вернуть. Чтобы передать ощущение тишины и покоя, автор использует текстовые синонимы и отрицательную частицу не: спокойные, тихо, сонный; не слыхивали, не встрепенется, не зашуршит, не знала потрясений, не трогает беда.
Стихотворение нужно читать тихо, чтобы не нарушить тишину и покой, царящие в том месте, которое описывает автор.

Источник

Развернутый конспект урока литературы «Анализ стихотворения Н. Рубцова «В горнице» 5 класс

Анализ стихотворения Н.М.Рубцова «В горнице»

(СМ. СЛАЙД) Н. Рубцов не сразу стал поэтом. Он был и кочегаром тралового флота, и слесарем-сборщиком, и шихтовщиком (рабочий-металлург) на Кировском заводе, прошел четыре года воинской службы на Северном флоте, при этом с шести лет сочинял стихи. Судьба не баловала будущего поэта. Прочитайте сведения о поэте на стр. 102. (СМ. СЛАЙД)

Стихотворение« В горнице», о котором сегодня пойдет речь, «визитная карточка» Рубцова. Как вы понимаете это выражение? ( Какой-либо отличительный, очень характерный (и, как правило, положительный) признак, однозначно указывающий на его обладателя, и, как правило, принесший ему широкую известность или популярность)

Стихотворение называется «В горнице». Горница – это чистая половина крестьянской избы (С.И. Ожегов).

Обратите внимание, слово «горница» в названии стоит в предложном падеже. Автор словно пригласил нас оказаться там, где прошло его детство. Принимаем это приглашение?

Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, печаль, светлое чувство, умиротворение…)

Считается, что в стихотворении «В горнице» звучит воспоминание о детстве. Это так? Докажите. (Поэт вспоминает о рано ушедшей маме, матушке, о её заботе, делах по дому; красные цветы – цветы с похорон матери; детство в доме-горнице, куда всегда мысленно возвращался, садик у дома…)

Читайте также:  Не чувствуется давление 150

Благодаря какой морфеме поэту удалось выразить свои чувства по отношению к маме? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –ушк-.) Поэт рано лишился матери, и детство провел в детском доме.

Но только ли о детстве это стихотворение? (Ответы) Вернёмся к этому вопросу чуть позже, после того, как мы побываем в творческой мастерской поэта.

Обратите внимание на рифмующиеся строчки? Как они рифмуются? (перекрестно)

Что напоминает вам ритм этого стихотворения? (Покачивание лодки на речной волне, покачивание ветки ивы от ветерка и т.д.)

Какие образы рисует автор? Они разные в начале и в конце стихотворения?

Зрительные образы помогают нам понять мир лирического героя, они повторяются: звезда, лодка, вода, цветы… Только сначала эти образы предстают перед нами в прошлом, а потом – в будущем.

Какой образ не повторился, но мы понимаем, что именно он – источник жизненных сил для лирического героя?

(Горница – дом, родное пространство, озаренное светом звезды. И не случайно поэт выбирает именно слово «горница», ведь это не только самое светлое и чистое место в доме, но и источник покоя и силы. Николай Рубцов очень ценил тепло родного дома, которого так рано лишился.)

Как меняется интонация, настроения лирического героя?

Звучит смена интонаций: от грусти – к жизнеутверждению. В начале стихотворения звучит грусть, печальные ноты, а в конце – какая-то бодрость и уверенность лирического героя в себе, надежда на будущее… Герой словно движется сквозь пространство и время от прошлого к будущему, он будто возрождается к новой жизни, готов к ней.

Возвратимся к вопросу, уже звучавшему на уроке: «Только ли о детстве это стихотворение?». Как вы теперь ответите на этот вопрос?

Оно о том, что всегда надо надеяться на обновление, надо верить в лучшее будущее и стараться его приблизить. Мир не может застыть, остановиться.

Когда-то, будучи первокурсником литинститута, в начале 1960-х годов, паренёк из Вологды прочитал сокурсникам своё «В горнице моей светло. ». «Больно уж всё просто, даже наивно, – заявили сокурсники. Согласны ли вы с такой оценкой стихотворения?

Стихотворение очень мелодичное. Не случайно оно положено на музыку Александром Морозовым. Послушайте эту песню в исполнении югославского певца Ивицы Шерфези.

Как вы считаете, удалось ли исполнителю передать настроение стихотворения?

Источник

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина» (7 класс)

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения.

— Стихотворение называется «Тихая моя Родина», потому что лирический герой рассказывает о чувствах, которые вызывает у него то место, где он родился и где прошли его детские годы.

2. Назовите систему художественных образов стихотворения.

— Художественные образы стихотворения: лирический герой (от его лица ведется рассказ), местные жители, а также предметы внешнего мира: ивы, река, соловьи, погост, обоз, церковный купол.

3. Что лирическому герою особенно дорого?

— Лирическому герою дорого всё, что связано с родной землей: « С каждой избою и тучею, / С громом, готовым упасть, / Чувствую самую жгучую, / Самую смертную связь».

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части?

— В стихотворении можно выделить три части:

1). Введение (строфа № 1): автор намечает тему лирического повествования («малая родина»).

2). Основная часть (строфы №№ 2 – 6): встреча лирического героя с родной землей после долгой разлуки.

3). Заключение (строфа № 7): автор подчеркивает свою любовь к малой Родине, свою неразрывную, «кровную» связь с ней.

5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя.

— Лирический герой испытывает тихую грусть, любовь к родным местам. Если первые строчки наполнены тихой, светлой радостью от встречи с родными местами, то в конце фраза приобретает особую твердость, чтобы подчеркнуть силу любви к своей родине.

6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине?

Читайте также:  Что означает имя радость

— О том, что герой долго не был на своей малой родине, свидетельствует то, что он без посторонней помощи не может отыскать погост (кладбище), произошедшие в селе изменения сильно врезаются в его сознание: купол церкви зарос яркой травой, речка заросла тиной, перед школой – новый забор. Село изменилось, но в сознании героя сохранились картины прошлой жизни («Тихая моя Родина, / Я ничего не забыл»), лирического героя по-прежнему тянет к родным местам, вновь хочется окунуться в мир детства.

7. Каким размером написано стихотворение?

— Стихотворение написано дактилем.

8. Определите тип рифмовки.

Тип рифмовки – перекрестная (рифмуются строки №№ 1 и 3, 2 и 4).

9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение).

Эпитеты: «тихая» родина, «детские» годы, «церковная» обитель (метафорический эпитет); «яркая» трава; «зеленый» простор; ворона «веселая», речка «туманная», «жгучая, смертная» связь с родиной.

Олицетворение: речка за мною туманная // Будет бежать и бежать (этим олицетворением показана значительная протяженность речки – видимо неширокой, с быстрым течением).

10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная?

— Река – как жизнь. Неизвестно, как сложится жизнь, какая она будет – легкая или тяжелая.

11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам?

— «Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь». Это эпитеты.

12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)?

— Своим стихотворением автор хотел сказать, что нет для человека ничего дороже, чем его Родина, его малая Родина, независимо то того, сколько лет прошло с того момента, когда человек уехал с нее.

13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Читайте также:  Эмоциональные нарушения у учителей

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Лингвистический анализ стихотворения Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина».

1. Объясните название стихотворения. 2. Назовите систему художественных образов стихотворения. 3. Что лирическому герою особенно дорого? 4. Охарактеризуйте композицию стихотворения: сколько частей в нем можно выделить, о чем говорится в каждой части? 5. Проследите развитие мысли, чувства, настроения лирического героя. 6. Что свидетельствует о том, что герой долго не был на своей малой Родине? 7. Каким размером написано стихотворение? 8. Определите тип рифмовки. 9. Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства стихотворения (эпитеты, олицетворение). 10. С чем можно сравнить речку? Почему она туманная? 11. Какие слова говорят о привязанности автора к родным местам? 12. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор)? 13. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Оцените статью