Какие чувства вызывают этюды шопена
Создание поэзии под воздействием музыки
1.Музыка Ф.Шопена в стихах
Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.
Наш урок посвящён поэзии, связанной с музыкальным творчеством
Фриде рика Шопена (1810—1849), и музыке, в которой воплощена
его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понима ние красоты.
Польский композитор Фридерик Шопен был прекрасным пианистом. О нём говорили, что «клавиши под его пальцами начинают петь». Ноктюрны и прелюдии, вальсы и мазурки, полонезы и баллады – вот далеко не полный перечень жанров, в которых композитор оставил свой яркий след.
Шопен писал музыку только для фортепиано, но этот инструмент, благодаря Фридерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр. Известно, что Шопен написал всего лишь два произведения, где звучал симфонический оркестр – это два концерта для фортепиано с оркестром.
Судьба распорядилась так, что он жил и творил на чужбине. Шопен покоится вдали от родины, в Париже.
Музей Шопена в Варшаве
Сердце Шопена согласно его
последней воле, захоронено в Варшаве. Но творчество Шопена принадлежит всем народам Земли.
Прочитай стихотворение Л.Озерова «Вальс».
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву.
Как весть о том. что я живу
С природою в родстве.
2. Прелюдии Шопена
Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрас ным пианистом, Шопен явился новатором в создании
лири ческих фортепианных миниатюр — в искусстве немногослов ного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства,
не всегда поддающиеся слову.
Именно Шопен утвердил пре людию как самостоятельный вид творчества.
Прочитай лирическое стихотворение А.Граши «Горсть Земли».
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт.
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах
Ответь на вопрос:
Как ты думаешь, почему композитор Ф.Шопен назван в стихотворении «Горсть земли» поэтом?
3. Революционный этюд Шопена
Шопен открыл новое направление в развитии жанра этюда , никогда не отделяя тех ническую сторону исполнения от художественной.
Содержа тельность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.
Сам факт появления этюда с такой тематикой еще одно свидетельство подчиненности технической задачи художественной.
Все ми ниатюры Шопена, в том числе и этот этюд, звучат как не посредственный отклик на события, происходившие
в стране. Возмущение, гнев, отчаяние, связанные с событиями в Польше 1830 г., вызвали к жизни образ этого сочинения: волевая, взволнованная, драматическая тема — аккорды с их пунктир ным (острым) ритмом в правой руке и яростно бушующие, вздымаю щиеся и стремительно падающие пассажи (технические исполнительские) приёмы в левой.
Этот этюд не оставляет равнодушными людей и в наше время. «Революционный этюд» включают в свою танцевальную программу
фигуристы всего мира.
Ответь на вопросы:
1. Как воспринимается
заключительный мажорный аккорд на
фоне общего минорного звучания этюда?
2. Какой смысл композитор вкладывает в этот контраст, подобный ослепитель ной вспышке света?
4. Особенности фортепианной музыки Ф.Шопена
Вслушиваясь в музыку Шопена, нельзя не почувствовать её родства с польской народной музыкой. Это прежде всего относится к чудесным шопеновским мелодиям. Шопен — один из величайших мелодистов в истории музыкальной культуры. Это обусловлено именно её национальным польским колоритом. В самых различных сочинениях Шопена легко улавливаются интонации и ритмы, характерные для польского фольклора ( певучие мелодии с изящными мелодическими узорами). Вспомни полонез, который ты слушал в 4 классе.
Обрати внимание, его мелодия звучит, как пламенная речь оратора, аккордовый склад мелодии(одновременное звучание всех голосов), упругий ритм наполняют эту музыку решимостью и волей, мажорный лад придаёт ощущение праздничности.
В фортепианной музыки Шопена естественно сплетаются различные типы мелодических интонаций: одни – мягкие и плавные, заставляющие вспомнить человеческое пение; другие – декламационные: кажется, что слышишь человеческую речь – то взволнованную, патетическую, то ласковую и нежную; наконец, третьи – подвижные, часто прихотливые, капризные; их можно назвать интонациями инструментальными.
Выбери слова, характеризующие образный строй и настроение музыки.
На музыку Ф.Шопена, которая написана для фортепиано, поставлен балет «Шопениана» в исполнении симфонического оркестра.
Вальс Шопена из сюиты «Шопениана»
Прочитай ещё раз стихотворения: «Горсть земли» и «Вальс», но уже под музыку Ф.Шопена.
Представь себя режиссером музыкально-литературной композиции, в основе которой – стихотворения «Горсть земли» и «Вальс».
Какими фрагментами музыки Ф.Шопена можно озвучить эту композицию?
Обрати внимание, насколько контрастны эти поэтические и музыкальные образы.
1.Какими фрагментами музыки Ф.Шопена ты озвучил литературную композицию?
2. Напиши, какие ты знаешь жанры фортепианной музыки.
Прочитай стихи о музыке и музыкантах, которые написаны благодаря музыки.
Для этого по ссылке зайди на мой БЛОГ «Искусство».
Ответь на вопрос:
Каким композиторам посвящены эти стихи?
7. Музыкальная Викторина
Откроется Анкета, в которой ты напишешь свои ответы на задания музыкальной викторины.
В конце задания не забудь нажать окошечко ГОТОВО.
Источник
Разработка урока для 6 класса «Вдали от Родины. Фридерик Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)»
Разработка урока для 6 класса по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.
Вдали от Родины. Фридерик Шопен. Этюд № 12 («Революционный»)
(Тема четверти «Мир образов камерной и симфонической музыки»)
Цель урока: На примере «Революционного этюда» Ф. Шопена показать, как музыка может раскрыть эмоционально-психологическое состояние человека, выразить переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками.
ознакомление с жизнью, личностью Ф. Шопена, с историей создания Этюда № 12, с польской народной музыкой;
формирование эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
развитие умения устанавливать ассоциативные связи, выявлять общности между художественными образами музыки и живописи;
развитие креативного мышления, творческих способностей учащихся;
формирование уважительного отношения к культуре и ценностям другого народа;
развитие эмоциональной чуткости, способности к сочувствию, сопереживанию.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, листы А4, карандаши (маркеры)
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Вид урока – урок-путешествие.
Основной метод — «метод сопереживания» (Н.А.Ветлугина, А.А.Мелик-Пашаев). Сущность метода – осознанию, пониманию музыки предшествует чувственно-эмоциональный опыт слушателя, когда учащиеся находят аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.
Межпредметные связи: история, география, изобразительное искусство.
Урок разработан с применением ИКТ — технологий.
Постановка учебной задачи. Самоопределение к учебной деятельности.
Начнем урок с поэтических строк. Послушайте и скажите, как называется это стихотворение.
Вся на глазах она
С юга до севера!
Вторая часть стихотворения звучит как ответ:
«Родина» — это понятие сегодня на уроке будет центральным.
Что такое Родина?
А лично для вас?
Работа в тетрадях. «Родина для меня – это …» Представьте, что вы надолго уехали в другую страну. О чем будете вспоминать, по чему будете скучать, чего вам будет не хватать, какие образы будут всплывать в памяти? (2 мин)
Посмотрите в тетрадь, то, что вы написали, это важно именно для вас, это сокровенное, личное, то, что может не понятно другому человеку, но дорого вам. Вот что для вас Родина! Можете ли описать чувства, которые испытали, когда выполняли это задание? (Трепет, волнение, радость, грусть…) А теперь представьте, что вы не можете вернуться. И больше никогда не переступите порог родного дома, не пройдете по улицам, по которым гуляли в детстве, не встретитесь с лучшим другом ………… Что чувствуете? Тоскливо, правда?
Так случилось с одним молодым человеком. В 19 лет он покинул Родину, и уже не суждено ему было вернуться домой, никогда. Звали его Фридерик Шопен. (Слайд – портрет Шопена Э. Делакруа)
Кто это? — Великий польский композитор, пианист-виртуоз, произведения которого с замиранием сердца слушают во всем мире и по сей день.
Ребята, именно в творчестве Шопена мы можем найти ответ на вопрос, какую эмоциональную окраску приобретает чувство любви к Родине у человека, который вынужден жить на чужбине, и найти отклик чувствам и переживаниям людей, оказавшихся вдали от своей Родины. А эпиграфом к нашему уроку будут служить строки современного поэта Джелала Кузнецова
В букет цветов страстей накал,
Он завернул без всяких правил.
Свой Гений миру он оставил,
А сердце – Польше завещал.
Что имеет в виду автор, говоря о букете цветов? – Музыку Ф.Шопена
Почему писал без всяких правил? – эпоха Романтизма, чувства важнее правил
О чем говорят последние строки? – об огромной любви к Родине…..(Мы знаем, что завещание Шопена было выполнено. После смерти Шопена вернулось на родину его сердце, привезенное его сестрой Людвикой из Парижа в сосуде со спиртом. Теперь оно замуровано в одной из колонн Костела Святого Креста в Варшаве.)
Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.
Итак, чтобы наиболее полно понять чувства Ф.Шопена, отправимся в Польшу.
Польша расположена в Центральной Европе. Она соседствует на западе с Германией, на юге с Чехией и Словакией, на востоке с Украиной и Беларусью, на севере с Россией и Литвой. Северное побережье страны омывается Балтийским морем. Польша всегда была мостом между Западным миром и Восточным. Родина таких великих людей, как Папа Иоанн Павел II, Николай Коперник, Фредерик Шопен и Валенса, она поражает культурным богатством, архитектурным великолепием городов и красотой деревенских пейзажей.
Фридерик Шопен родился 22 февраля 1810 года недалеко от столицы Польши Варшавы в местечке Желязова Воля. Семья жила в имении графа Скарбека, где отец Фридерика служил домашним учителем.
Ребята, погружение в культуру другой страны происходит через язык и искусство. Погрузиться в мир, в котором рос маленький Фридерик, нам поможет польская народная песня.
Польская народная колыбельная. Слушание. Исполнение.
Определите жанр. – Колыбельная.
Можно ли понять смысл песни? О чем поется? – Мать укачивает сына, говорит ему ласковые слова, нежно баюкает.
Почему именно колыбельную я дала вам послушать? — Близка и понятна человеку любой национальности.
Какой образ создает песня? – Образ мира, покоя.
Наигрываю мелодию. Пропеваем с закрытым ртом по фразам.
Давайте почувствуем себя немного поляками и исполним 1 куплет песни на польском языке. В нем говорится о том, как милая девушка баюкала сына с великой любовью, напевая ему ласковые слова: мое дитятко, милый мальчик.
Gdy śliczna Panna Syna kołysała, Гди слична панна сына колысала
z wielkim weselem tak Jemu śpiewała: С вельким веселем так ему шпевала
Lili lili laj, moje Dzieciąteczko, Лили лили лай, мое дитётэчко,
lili lili laj, śliczne Paniąteczko. Лили лили лай, сличне панётэчко.
Кто знает, может именно эту колыбельную пела мама Фридерику, качая его в колыбели. Фидерик очень любил народные польские песни, отзвуки этих песен будут встречаться в сочинениях Шопена снова и снова.
«Революционный этюд» Шопена. Слушание.
Второго ноября 1830 года, в 20-летнем возрасте, Шопен, будучи уже признаным на Родине, решается покинуть Польшу и отправиться с концертами в Европу. С собой он берет кубок, наполненный польской землей. Как вы думаете, о чем это говорит? – Он не хотел уезжать, не хотел расставаться с друзьями, родными.
А через некоторое время после отъезда Шопен узнает: в Варшаве началось восстание против русского самодержавия, организованное польскими патриотами. Шопен рвется домой, но родные и друзья удерживают его от этого шага. Послушайте, как о своих чувствах пишет Шопен в своем дневнике: «Если б не то, что отцу и без того тяжко, я бы немедленно вернулся. Я проклинаю час своего отъезда, Все эти обеды, вечера, концерты, танцы, которыми я сыт по горло, надоели мне: так мне тут тоскливо, глухо, мрачно. [. ] Я не могу поступить, как мне хочется, а должен наряжаться, завиваться, обуваться; в гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано. Никто мне не близок, со всеми я вынужден быть любезным». В начале сентября Шопен приезжает в Штутгарт. И здесь он узнает о падении Варшавы и разгроме польского восстания. Ему не с кем даже поговорить об этом, некому излить накопившиеся горькие чувства. Его собеседники — только фортепиано и бумага, и им он поверяет то, что терзает его душу. В эти дни создается потрясающий по силе драматизма этюд до минор, впоследствии названный “революционным”.
Первое прослушивание. Послушайте этот этюд. Скажите, какие чувства владели композитором? Какое настроение стремился передать Шопен слушателям?
— Взволнованность, возмущение, сильные чувства, гнев, ненависть к врагам…
Этюд – это пьеса, предназначенная для развития технических навыков игры на инструменте, проще говоря, упражнение для пальцев. Просто ли упражнение для пальцев хотел создать Шопен?
— Нет, конечно! Это полноценное глубокое по мысли концертное произведение, пробуждающее в душе слушателя бурю чувств и переживаний.
Слышим ли мы отдельно музыкальные партии правой и левой руки? Как звучат эти партии? Разделите лист бумаги на два поля. В верхнем поле изобразите графически партию правой руки, в нижней части – партию левой руки. Объясните изображенное.
В левой руке быстрые стремительные пассажи, в правой руке – основная мелодия, твердая, героически. Партия левой руки – низвергающиеся, бурные, рокочущие волны звука. Когда мы говорим, что у нас внутри все бурлит, кипит? — Когда испытываем ярость, гнев, злость, возмущение, когда эмоции перехлестывают через край, когда человека переполняют чувства. Партия левой руки создает напряжение, которое захватывает человека и заставляет его проживать эти чувства вместе с композитором.
А как же звучала основная мелодия? (наигрываю) – Твердо, мужественно, гневно, призывно, громко. Можно представить, что она звучит тихо? – Нет! Это крик души!
Внимание, в мелодии две интонации — восходящая (громкая) и нисходящая, которая звучит тише, слабее. Что они выражают? (Пропеваю эмоционально, сопровождая выразительными жестами). – Удар! И Поражение!, Попытка вырваться из под гнета, и отчаяние, невозможность победы… А дальше? — Призыв не останавливаться, бороться, бороться….
Ребята, Фридерик жил в очень дружной семье, нежные чувства связывали Шопена с его родителями и сестрами всю жизнь. У него в Польше было очень много друзей, настоящих, преданных, с которыми можно поделиться самым сокровенным, которые помогут в трудную минуту. Представьте состояние Шопена, когда он узнает, что восстание жестоко подавлено. И неизвестно, что с его семьей, с его домом, живы ли его друзья. “Я писал предыдущие страницы, ничего не зная о том, что враг в доме. Предместья разрушены, сожжены. Вилюсь, наверное, погиб на стенах. Марцелия я вижу в неволе. Совиньский, благородная душа, в руках этих мерзавцев! О боже, и ты существуешь! Существуешь и не мстишь! Мой бедный отец! Мой благородный, быть может, голоден, и ему не на что купить матери хлеба! Быть может, мои сестры подверглись ярости разнузданного московского сброда! [. ] А может быть, у меня уже нет больше матери. Может быть, ее убил москаль. замучил. Отец в отчаянии, не знает, что делать. А я здесь ничем не могу помочь, а я здесь безоружный, иногда лишь вою, изливаю боль на фортепиано…»
Второе прослушивание. (Слушайте внимательно. Как будет меняться музыка, какие новые интонации появятся. Как заканчивается произведение. Будьте внутри музыки, постарайтесь почувствовать ее.)
Как звучала музыка? Что нового вы почувствовали в музыке? Что выражала музыка, когда звучала пиано? – Когда музыка звучала громко, мы чувствовали отчаянную решимость героя броситься в бой, его огромное внутреннее желание быть там, дома, защитить родных, близких, отомстить врагам. Мы слышали возгласы отчаяния, и жалобные интонации – когда мелодия слабела, затухала, и возникало ощущение безнадежности, безысходности. Особенно это чувствовалось в концовке пьесы. Но последние аккорды прозвучали непокорно. Мы понимаем, герой никогда не смирится с поражением. Последний аккорд прозвучал очень неустойчиво, не было ощущения завершенности, цельности. Шопен ошибся? – Нет! Борьба не закончена. И ясности нет. Неизвестность тревожит. Нет спокойствия душе.
Молодцы, вы очень тонко прочувствовали состояние Шопена, поняли его чувства, переживания. Скажите, а это произведение выражает чувства только одного человека (самого Шопена)? – Нет. Подобные чувства испытывали все его соотечественники. Подобные чувства испытывают все люди, когда в их родном доме, на их земле распоряжаются чужеземцы, диктуют, как жить тебе и твоим близким. Чувство несправедливости, негодования, возмущения испытывает каждый, кто родился и жил (живет) в стране, охваченной внутренними распрями. Если бы вы, уехав из дома, вдруг узнали, что ваш дом разграблен, а близкие люди схвачены, только потому, что они громко заявили о своих правах? (учащиеся высказываются). Чувствуете, как закипает все внутри? Те чувства, которые выразил Шопен, понятны любому человеку. Подобные чувства испытывает каждый человек, которого волнует судьба его Родины, его страны. Революционный этюд Шопена можно считать выражением мужества и решимости всех людей, которые борются за свободу и независимость своей страны.
А как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: какую эмоциональную окраску приобретает чувство любви к Родине у человека, который вынужден жить на чужбине? – Размышляют. Варианты ответов — Чувство может притупиться, если человек долго живет в другой стране, обостряется, если на Родине не все благополучно, если что-то случается с близкими людьми, невозможность помочь усиливает боль разлуки с Родиной и т.д.
Этап закрепления нового знания. (Цель – проверить, насколько учащиеся проникли в суть музыкального произведения.)
Учащимся предлагаются иллюстрации картин. Задание – проведите параллели между «Революционным этюдом» Шопена и живописными произведениями.
«Сумерки в пустыне» Фридерик Эдвин Черч – общее – настроение, стиль.
«Отказ от исповеди» Илья Репин – общее – идея, тема.
«Волна» Иван Айвазовский – общая направленность средств выразительности.
Далее (если позволяет время) учащимся предлагается на оборотной стороне листа А4 нарисовать графический символ этюда Шопена, т.е. рисунок карандашом, который емко, в обобщенной форме передаст основную идею и характер произведения.
Оцените по 5 бальной шкале.
Важность и полезность темы урока — ________
Ценность музыкального произведения Шопена «Этюд № 12» — _______
Моя работа на уроке — _______
Домашнее задание на выбор. Самостоятельная работа с интернетрессурсами.
1 в-нт. Решить кроссворд «Жизнь и творчество Ф. Шопена». http://learningapps.org/891062
2 в-нт. На GUGL карте отметить города, где есть памятники Шопену, разместить на карте фотографии этих памятников.
Источник