Какие чувства вызывают дивана ишмурза акъегет зубаржат

Какие чувства вызывают дивана ишмурза акъегет зубаржат

Αлена Κалинина запись закреплена

Когда на сцене рождается трагедия

27 марта — Всемирный день театра.Вместе с известными артистами, критиками и любителями театра эту дату отметили ребята
из краснокамской театральной школы,где накануне праздника состоялась премьера спектакля по пьесе знаменитого башкирского
писателя и драматурга Мустая Карима.Спектакль «В ночьлунного затмения» подготовлен в рамках реализации проекта «Четыре урока нравственности».

На снимке (слева направо): на первом плане на коленях — Танкабике (Юля Тюнева); стоят — Ишмурза (Алексей Бондаренко), Акъегет (Кирилл Поносов), Шафак (Екатерина Анисимова), Дивана (Иван Воронин).

Написанная в 1963 году, во время оттепели, пьеса «В ночь лунного затмения» в свое время обошла едва ли не все сцены Советского Союза. Ясный, выразительный язык, яркие характеры, поэтичные образы и сложные психологические коллизии, свойственные всем временам и народам, сделали пьесу одной из самых любимых для режиссеров, актеров и зрителей. И хотя сегодня знаменитую башкирскую трагедию ставят не очень часто, она остается настоящей жемчужиной репертуара многих ведущих российских театров. Взрослых театров. Но как удалось воплотить ее конфликты подросткам, 14-15-летним школьникам? Ведь это — трагедия, и трагедия самая настоящая, классическая. Мало того — написанная стихами! Трагедия далекого семнадцатого века, где действие разворачивается в степях полуязыческой Башкирии. Смогут ли дети передать сложную гамму чувств и переживаний своих героев, а главное — смогут ли юные актеры, впервые прикоснувшиеся к новому жанру, удержаться на настоящей трагической высоте? Скажу сразу — они смогли.
Перед нами — бескрайняя башкирская степь и юрта главы большой семьи — Танкабике. Ее старший сын, Юлмурза, ушел в далекий военный поход. Средний, Акъегет, обручен с юной красавицей Зубаржат, а младший, Ишмурза, — совсем мальчишка, растущий словно трава в поле. Мать от всего сердца благословляет сына и его невесту… Но приходит страшная весть — Юлмурза погиб в бою. Овдовела невестка — добрая, нежная Шафак. И беспощадный обычай велит отдать ее замуж за Акъегета. А Зубаржат предназначается в жены младшенькому — Ишмурзе. Подчиняясь суровому закону степи и голосу старейшин, вопреки голосу своего сердца, мать разлучает влюбленных. Но они не желают подчиняться слепой и грубой силе старого обычая, и в ночь лунного затмения влюбленных изгоняют в степь.
Я разговариваю с Юлей Тюневой — исполнительницей роли Танкабике — матери и хозяйки, властной женщины, фактически — главы рода. Сейчас в это трудно поверить: настолько непохожа на свою героиню тихая, серьезная, немного застенчивая Юля. В ее роли – самой большой в пьесе — смешались гордость и нежность, гнев и подлинное материнское горе.
— Самое трудное было — играть роль сильной женщины. Танкабике — сложный характер: она готова на все, чтобы сохранить семью, благополучие рода, но сопротивляться обычаям не в силах. А самая любимая сцена у меня — с юродивым Диваной — здесь Танкабике показана другой: ласковой, любящей, страдающей.
«Специалисту» по возрастным ролям Ксюше Зуевой на этот раз достался образ юной красавицы Зубаржат. Роль почти без слов, вся построенная на легких, почти танцующих движениях, на быстрых, выразительных взглядах.
— Для меня самым сложным было сыграть возвышенное, очень трепетное чувство. Нам с Кириллом нужно передать нежность, легкость, почти воздушность героев. И в этом очень помогла сама пьеса: мы научились говорить стихами, почти так же, как прозой. Мне кажется, что когда речь звучит красиво, то и чувства получаются красивыми.
Непросто далась роль и Екатерине Анисимовой — Шафак.
— Очень интересно было знакомиться с башкирской культурой. Это очень гордый и сильный народ. Но вот образ Шафак… до этого я играла смелую, правдивую героиню в спектакле «Сотников». И никак не могла привыкнуть к покорности Шафак, к тому, что нужно говорить тихо, ходить плавно, опустив глаза.
Трагическая в своем шитом золотом наряде, с остановившимися от горя и ужаса глазами, Катя движется по сцене печально и плавно, как призрак. Созданный ею образ Шафак исполнен горечи, нежности и в то же время — неожиданной силы: уж лучше броситься в омут, чем разбить чужое счастье.
Необычной была новая роль и для Ивана Воронина, сыгравшего юродивого Дивану, побочного сына Танкабике:
— Я посмотрел фильм по пьесе Мустая Карима, много читал о таких людях, но долго не мог представить себе, что в Диване главное. Наверное, помогло то, что нам всем очень нравилась пьеса и мы полюбили своих героев. Мой Дивана безумен — но добр и честен: он чувствует, где затаились зло и неправда.
Удачными получились и другие образы: поэтичный, но гордый и сильный Акъегет в исполнении Кирилла Поносова, коварный и лицемерный Дервиш, прикрывающий свои козни молитвой (Александр Сергеев), отчаянный мальчишка Ишмурза (Алексей Бондаренко); немного комичные, но страшные в своей неумолимости аксакалы, которых сыграли Гоша Вахрушев и Илья Попонин; верный и правдивый Ялсыгул — Андрей Бакланов. Думается, что в коллективе «Диалог» постепенно складывается настоящий актерский ансамбль, где важен и нужен каждый.

Спектакль готовили больше полугода: долго репетировали, искали нужные интонации, придумывали костюмы (роскошный наряд Шафак привезла из Москвы директор школы Вера Манина: это подарок Владимира Спивакова). Вдохновлял и прекрасный литературный материал. Для детского театра пьесу, конечно, пришлось сильно сократить, но все основные конфликты сохранились: инсценировка бережно и тонко передает зрителям состояние души героев и важную гуманистическую идею автора.
— К сожалению, сегодня почти забыта национальная литература советской эпохи, а ведь среди этих произведений — много прекрасных текстов, — уверена режиссер Евгения Даровских, — текстов, где тесно переплетены народная поэзия, культура и сильная нравственная идея. В этой пьесе главное – донести, насколько важна терпимость, насколько важно умение понимать друг друга, слышать друг друга. Важное звучание здесь обретает и вечная проблема отцов и детей.
… Рухнула юрта, разбиты надежды, прервался гордый род, и, отстаивая свое право на человеческое счастье и достоинство, медленно уходят в лунный свет Зубаржат и Акъегет. А за ними — несчастная Шафак и верный помощник Танкабике — Ялсыгул. Лунный диск затянут трауром: полное затмение на небе, полное затмение в умах и сердцах. Слышен только печальный свист флейты и тихое рыдание матери, вынужденной предать своих детей…
Им аплодировали стоя – аплодировали серьезные, взрослые зрители, поверившие каждому слову юных актеров. И, несмотря на трагический финал, ясно читалась мысль: темные времена уходят, герои обретают силу и волю, чтобы найти в себе мужество быть настоящими людьми.

Читайте также:  Как понять что коллега мужчина скрывает свои чувства

На снимке (слева направо): на первом плане на коленях — Танкабике (Юля Тюнева); стоят — Ишмурза (Алексей Бондаренко), Акъегет (Кирилл Поносов), Шафак (Екатерина Анисимова), Дивана (Иван Воронин).

Источник

Какие чувства вызывают дивана ишмурза акъегет зубаржат

Творчество Мустая Карима, народного поэта Башкортостана стало эпохой в литературе. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера. Хорошо сказал о Мустае Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии кроме книг М. Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле». Мустай Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика – все подвластно его могучему таланту. Аксакал башкирской литературы М.Карим написал многообразно по жанрам пьесы: «Пеший Махмут», «Салават». Семь сновидений сквозь явь», «Не бросай, огонь, Прометей!», «Похищение девушки», «В ночь лунного затмения». Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. А трагедия «В ночь лунного затмения», написанная в 1963 г. не сходит со сцен около ста больших и малых театров страны и мира. В 1967 г. за пьесу «В ночь лунного затмения» ему присуждена премия РСФСР им. К.С. Станиславского. Вот сегодня мы с вами поподробнее остановился на трагедии «В ночь лунного затмения».

Ведущий: (На фоне мелодии курая .) Итак, действие происходит в да леком прошлом, в XVII веке, в башкир­ ской степи, где правит старинным ро­ дом после гибели мужа богатая и муд­рая женщина — байбисэ Танкабике. Жизнь ее протекает в заботах о семье и хлопотах по дому; подрастает младший сын Ишмурза, средний сын Акъегет, что обручен с красавицей Зубаржат, и старший сын Юлмурза вот-вот должен вернуться со службы белому царю, ко­торого ждет не дождется молодая жена Шафак.

Среди степного народа обитает бед­ няжка Дивана (Юродивый), которого Аллах обидел разумом, — плод грехов­ ной любви Танкабики. Она вынуждена скрывать этот грех от рода, тайно горе­ вать.

Ведущий: Разумно и справедливо течет жизнь на стоянке: вот скоро Акъ егет женится на Зубаржат, скоро вер нется из похода Юлмурза. Но не сужде­ но было этому сбыться. Среди всадни­ков, вернувшихся с войны, Юлмурзы не оказалось — он пал смертью храбрых.

В роду свято соблюдали все обычаи, и по решению старейшин вдову Шафак должен взять в жены Акъегет, а Зубар­жат отдать придется за малолетку Иш мурзу. Танкабике в смятении: наверное, Аллах ее наказывает за Дивану уже три­ дцать лет. И странник Дервиш, который остановился отдохнуть на стоянке, зна­ ет про эту тайну и грозится открыть ее, если она не отдаст ему Шафак.

(Показ инсценированного фрагмен­ та из 2-го действия драмы.)

Шафак (смотрит в степь). Какой гу­ стой туман упал окрест. (хочет уйти).

Танкабике. Шафак, помедли, за­ держись немного.

Шафак. Я ужин приготовить соби­ ралась.

Танкабике. Не торопись, успеешь.

Шафак. Что еще, свекровь?

Танкабике. Поговорим не как свек­ ровь с невесткой, давай поговорим как баба с бабой.

Шафак. Неравного мы звания с то­ бой.

Танкабике. Все женщины, Шафак, равны как бабы. И я когда-то молодой была.

Шафак. Да и теперь нисколько не стара!

Танкабике. Ты сорванная ягода, Шафак, целехонькая, сладкая, в соку. Лицом красива, статью хороша. Тебе на долю выпал славный парень, и, как ни тяжко мне, даю совет: подумай о себе, пока не поздно!

Шафак. Коснулась старость младо­ сти моей.

Танкабике. И я, недолюбив, вдовой осталась, в мольбах взывала к смерти много раз, но жизнь сильней, все пере­ носят люди.

Шафак. Я слабая, я не перенесу.

Танкабике. Приворожи ты лучше Акъегета. Когда луна за облако зайдет,
проникни в юрту белую его. Нет выбора иного у тебя.

Шафак. Не искушай, свекровь! По­ бойся бога! Так поступить и в мыслях не могу. Я не хочу, чтоб слезы Зубаржат обрушились проклятьем на меня.

Танкабике. О Зубаржат подумают другие, а ты беспокойся о себе. Быть молодой и спать одной легко ли? Иль век, как дура, вдовствовать желаешь? Иль кровь не воспаляет Акъегет? Вон как зарделась, словно маков цвет.

Шафак. Вогнала в краску ты меня, свекровь. Он нравился когда-то мне, не скрою. Такой весь ясный, словно лун­ный месяц. Казалось, свет исходит от него. На этот свет душа моя летела, волненья непорочного полна. Теперь — другое. Сердцем безраздельно он Зу­баржат одной принадлежит.

Танкабике. Тебе его назначила судьба. Орлицей надо быть, а не воро­ ной!

Шафак. Не мучь меня, свекровь! Не соблазняй, я женщина живая, не монашка, но не хочу украденного счастья.

Танкэбике. Чему бывать, тому не миновать. Ты — глина, я — гончар. Мне подчиняясь, войдешь ты в юрту нынче к Акъегету.

Шафак. Войти сама я не смогу, све­ кровь. Боюсь греха. К тому же этот Дервиш с меня не сводит плотоядных глаз. Куда я ни иду — он тут как тут.

Ведущий: В 3-м действии страсти накаляются: по законам рода заставили жить в одной юрте Акъегет и Шафак, Ишмурзу и Зубаржат. Но Акъегет и Зу­баржат остались верны своей любви, тем самым нарушив законы предков. Разгневаны старейшины и Дервиш, твердившие, что смерть людей от хво­ри, засуха и голод — виной всем бедам Акъегет и Зубаржат. Грешников решили гнать из рода, если они не отрекутся от греховной любви. Но влюбленные оста­ лись верны своим чувствам и за это из­гнаны из рода. Луна погасла — затми­ лись души. И новая рождается луна.

Читайте также:  Вот она осознанная радость

Сердце матери разбито, но разъя­ ренная толпа не слышит запоздалого раскаяния Танкабики.

(Фрагмент из эпилога: монолог Ди­ ваны.)

Дивана (останавливается перед Танкабике, хохочет).

А! Это ты, Танкэбике?

Что у тебя на шее? Бусы?

Нет, это не серебряные бусы,

а петля немудреного аркана.

Она тебя все душит, душит!

Орлица красноглазая не ты ли?

Зачем своих птенцов столкнула

Под черной кручей кости их белеют.

Пойду похороню тобой убитых!

Хоть в юрте родились, хоть на скале,

А мертвых надо предавать земле.

Ведущий: И подводя итог нашей встрече:

В этой трагедии, которая заставляет думать, размышлять, сопереживать ставится проблема внутренней свободы человека. Человек, не освободившись от мелкого, корыстного не может быть личностью. Я остановился на событиях, — говорит автор, — в которых люди остаются победителями, хотя они гибнут. Мне хотелось показать моих сородичей, живших три столетия назад, людьми больших страстей, трагических судеб».

А сейчас, ребята предлагаем обзор литературы по творчеству этого замечательного поэта.

Список использованной литературы:

1. М.Карим. В ночь лунного затмения. Пьеса.- Уфа.1965.

2. М.Карим. Время – конь крылатый. Сборник стихов- М.1972.

3. Мустай Карим. Жизнь и творчество. – Уфа, 2000.

4. Писатели земли Башкирской. Справочник.- Уфа. 2006. – 228 с

5. Харисова Ф. О трагедии и опере «В ночь лунного затмения»// Башкортостан укытыусы h ы .- 2004.-№5.- С.56 -57

Источник

Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе

Гульнара Габдрахимовна Осипова
Урок по основам духовно-нравственной культуре народов России в 9 классе

Тема : М. Карим. Жизнь и творчество. Трагедия «В ночь лунного затмения». 9 класс

Цель: продолжить знакомиться с творчеством М. Карима, показать значение личности М. Карима в литературе, искусстве республики, страны.

1. раскрыть идейное содержание трагедии «В ночь лунного затмения»

2. развивать умение анализировать поступки героев, давать характеристику героям.

3. формировать стойкую жизненную позицию

4. воспитывать уважение к культурному наследию башкирского народа.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Обьявление темы урока. Эпиграф. Тот счастлив, кто свободен изнутри!

Слово учителя. Сегодня на уроке мы продолжаем рассматривать творчество великого башкирского писателя и поэта Мустая Карима. Творчество Мустая Карима, народного поэта Башкортостана стало эпохой в литературе. Мустай Карим относится к той плеяде писателей, которые вносят весомый вклад в золотой фонд нашей многонациональной литературы. Поэзия, драматургия, проза, публицистика, — все его творчество подвластно его могучему таланту.

Составим план нашей работы, но прежде определим, что называется творчеством?

ТВОРЧЕСТВО- деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Творчество непосредственно связанно с человеком, поэтому необходимо знать его биографию, само творчество, результаты творчества.

Главная тема каждого творца – это человек. Проблему жизни человека М. Карим рассматривает в трагедии «В ночь лунного затмения», которую и предлагает нам программа.

План урока

1. Проверка знаний сведений из биографии М. Карима

2. Обзор творчества

3. Вклад писателя в культуру Башкортостана, России, мира

4. Трагедия «В ночь лунного затмения»

Вопросы для повторения:

1)В каком году и где родился Мустай Карим?

2)Назовите высшее учебное заведение,которое окончил поэт?

3)Участвовал ли Мустай Карим в Великой Отечественной войне?

4)Как называлась первая книга поэта и в каком году она вышла?

5)Назовите прозаические произведения Мустая Карима

Одним из заметных достижений не только Мустая Карима, но и башкирской, всей мировой драматургии является разработанная и творчески реализованная концепция «внутренне свободного» человека. «Меня давно волнуют проблемы внутренней свободы человека, потому что человек, не став изнутри свободным, вообще не может быть свободным человеком. Все социальные и политические свободы мы завоевали с оружием в руках, а внутренняя свобода завоевывается по-другому, иными средствами. И человек может стать личностью, то есть внутренне свободным, только в борьбе с самим собой, в борьбе за свои принципы». Так Мустай Карим объясняет философскую проблематику трагедий «В ночь лунного затмения»

Прежде чем обратиться к рассмотрению проблемы произведения

Какой жанр драматического рода литератур мы называем трагедией (Траге дия — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно.)

Дома вы должны были прочитать трагедию «В ночь лунного затмения»

Вспомним содержание трагедии. (пересказ по действиям)

О чем рассказывается в первом действии?

Действие происходит в далеком прошлом, в XVII веке, в башкирской степи, где правит старинным родом после гибели мужа богатая и мудрая женщина — байбисэ Танкабике. Жизнь ее протекает в заботах о семье и хлопотах по дому; подрастает младший сын Ишмурза, средний сын Акъегет, что обручен с красавицей Зубаржат, и старший сын Юлмурза вот-вот должен вернуться со службы белому царю, которого ждет не дождется молодая жена Шафак.

Среди степного народа обитает бедняжка Дивана (Юродивый, которого Аллах обидел разумом, — плод греховной любви Танкабики. Она вынуждена скрывать этот грех от рода, тайно горевать.

Разумно и справедливо течет жизнь на стоянке: вот скоро Акъегет женится на Зубаржат, скоро вернется из похода Юлмурза. Но не суждено было этому сбыться. Среди всадников, вернувшихся с войны, Юлмурзы не оказалось — он пал смертью храбрых.

О чем рассказывается во втором действии?

Читайте также:  Радость общения между людьми

В роду свято соблюдали все обычаи, и по решению старейшин вдову Шафак должен взять в жены Акъегет, а Зубаржат отдать придется за малолетку Ишмурзу.Танкабике в смятении: наверное, Аллах ее наказывает за Дивану уже тридцать лет. И странник Дервиш, который остановился отдохнуть на стоянке, знает про эту тайну и грозится открыть ее, если она не отдаст ему Шафак.

О чем рассказывается в третьем действии?

В 3-м действии страсти накаляются: по законам рода заставили жить в одной юрте Акъегет и Шафак, Ишмурзу и Зубаржат. Но Акъегет и Зубаржат остались верны своей любви, тем самым нарушив законы предков. Разгневаны старейшины и Дервиш, твердившие, что смерть людей от хвори, засуха и голод — виной всем бедам Акъегет и Зубаржат. Грешников решили гнать из рода, если они не отрекутся от греховной любви. Но влюбленные остались верны своим чувствам и за это изгнаны из рода. Луна погасла — затмились души. И новая рождается луна.

Сердце матери разбито, но разъяренная толпа не слышит запоздалого раскаяния Танкабики.

(Фрагмент из эпилога: монолог Диваны.)

Дивана (останавливается перед Танкабике, хохочет).

А! Это ты, Танкэбике?

Что у тебя на шее? Бусы?

Нет, это не серебряные бусы,

а петля немудреного аркана.

Она тебя все душит, душит!

Орлица красноглазая не ты ли?

Зачем своих птенцов столкнула

Под черной кручей кости их белеют.

Пойду похороню тобой убитых!

Хоть в юрте родились, хоть на скале,

А мертвых надо предавать земле.

Слово учителя. Давайте обратимся к эпиграфу. (Тот счастлив, кто свободен изнутри)

А как понять что человек внутренне свободный? свободный человек- счастливый человек.

Есть ли среди героев счастливые люди? (В этой драме счастливы лишь влюбленные Акъегет и Зубаржат, восставшие против рабства духа и изгнанные за свою любовь в степь на верную смерть)

Почему несчастливы другие герои (Все остальные несчастливы,поскольку не нашли в себе мужества бороться за свое счастье: растленные объедением, пьянством и собственной значимостью старейшины-аксакалы, повелевающие Акъегету бросить свою возлюбленную Зубаржат и жениться согласно обычаям предков на вдове своего брата. Несчастлива покорившаяся воле свекрови, а не своему сердцу, говорящему, что насильно мил не будешь, ждущая любви и материнства нежная Шафак Нерадостен и оглушенный быстротечным взрослением 12-летний «муж» Ишмурза. Зол и несчастлив монах-дервиш, отвергнувший Бога. Обладатель знаний, просчитавший, когда настанет лунное затмение, и использовавший дремучесть степных жителей в своих целях, намертво запутался в пучине собственных страстей, поскольку не имел ни Веры, ни Надежды, ни Любви).

Кого из героев вы считаете самым несчастным (Несчастнее всех была мать — Танкабике. Именно на ней были завязаны все нити печального рассказа. От решения Танкабике зависела судьба ее детей, из-за ее преклонения перед старейшинами и материальным положением в обществе разрушилось все самое дорогое материнскому сердцу.)

Отчего страдает Дивана (Он умеет распознать добро и зло, справедливость и неправду. Оттого и страдает.Пророчество юродивого стало явью: орлица вопреки всем законам природы, любви и здравого смысла сама столкнула своих птенцов в пропасть.)

Просмотр финальной сцены из фильма «В ночь лунного затмения».Режиссер Барас Халзанов

Вывод: Что же мешает счастью героев, что не дает им быть свободными?Выбрать: законы и обычаи предков, совесть, грех, внешняя свобода, трудолюбие, ум, физическая сила, страсть, неверие в Бога, покорность, любовь, верность)

В этой трагедии, которая заставляет думать, размышлять, сопереживать ставится проблема внутренней свободы человека. Человек, не освободившись от мелкого, корыстного не может быть личностью. Я остановился на событиях, — говорит автор, — в которых люди остаются победителями, хотя они гибнут. Мне хотелось показать моих сородичей, живших три столетия назад, людьми больших страстей, трагических судеб».

План нашего урока исчерпан. Подведем итоги.

Мы с вами изучили творчество М. Карима. Его хорошо знают в каждом доме, очень многие искренне любят волшебство его пера.Хорошо сказал о Мустае Кариме его друг Кайсын Кулиев: «Если бы я ничего не читал о Башкирии кроме книг М. Карима, и не видел ни одного башкира, кроме Мустая, то и тогда я мог бы считать, что знаю Башкирию и ее народ… Он тот поэт, который открыл нам, читателям, сердце и ум родного народа, донес до нас шуршание колосьев своей земли, запах ее хлеба, зажег для нас звезды того неба, которому удивлялся мальчик, лежа на земле».

Домашнее задание:подготовить сообщения о русских писателях С. Т. Аксакове,М. А. Чванове-наших земляках

Конспект занятия по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе «Россия — наша Родина» Предмет – Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры»- 4 класс Место урока в системе курса: — вводный.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: — формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; — развитие.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот’ В цетре круга водящий(‘солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Спортивный праздник «Игры народов России» Сценарий подготовительная группа Цель праздника: Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание.

Урок окружающего мира в 4 классе «Природные зоны России» Тема: Природные зоны России Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и.

Источник

Оцените статью